Сенсорное развитие ребенка по месяцам

Сенсорное развитие ребенка по месяцам thumbnail

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 1Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня первый день нашего курса, а значит, нам нужно обсудить некоторые организационные моменты и перейти к нашей первой теме. А обсуждать сегодня мы будем самый простой и доступный способ сенсорного развития ребенка до года — во время бытовых дел.

Но для начала поговорим о важности сенсорного развития ребенка до года в целом, обсудим инструменты сенсорного развития на первом году жизни и наметим темы следующих дней тренинга. В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока.

Что такое сенсорные способности?

Это восприятие окружающего мира посредством органов чувств, а именно осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. В рамках нашего курса мы сосредоточимся на трех направлениях сенсорного развития — развитии осязания, слуха и зрения, поскольку именно они играют особую роль в психическом развитии ребенка в целом.

Важность сенсорного развития

Итак, почему так важно уже на первом году жизни (и особенно на первом году жизни) уделять достаточное внимание сенсорному развитию малыша:

  • богатство сенсорных впечатлений служит фундаментом для интеллектуального развития крохи,
  • развивает внимание и память,
  • сенсорное развитие способствует накоплению пассивного словарного запаса (конечно, если вы комментируете происходящее);
  • развивает наблюдательность и произвольность;
  • учит сопоставлять, представлять, служит основой воображения.

Инструментами сенсорного развития могут быть как особые игры и занятия со специальными пособиями и игрушками, так и ряд приемов, которые следует использовать «между делом» или во время ухода за малышом (умывания, переодевания, купания, кормления и т.д.).

План нашего курса

Сегодня мы поговорим как раз о таких способах сенсорного развития «между делом» — в процессе выполнения обычных бытовых дел. Второй день будет посвящен приемам сенсорного развития во время ухода за ребенком. В третий день мы обсудим и смастерим игрушки для сенсорного развития. В четвертый день предложим нашим малышам специальные сенсорные игры. Ну а в последний день  курса соберем все это в систему (ну как же я без системы? :)) и обсудим вопросы удобной организации занятий на сенсорное развитие, которые вы не захотите и не сможете пропускать.

Как развивается зрение младенца

Новорожденный малыш реагирует на свет, а к 10 дню жизни уже кроха уже умеет удерживать в поле зрения подвижный предмет.

Удерживать взор на предмете малыш учится к 4-5-ой неделе, и вскоре после этого уже может следить за движущимся предметом — правда, пока совсем непродолжительное время.

В первые недели в поле зрения попадают лишь объекты, находящиеся на расстоянии до метра, но уже к 4-ому месяцу малыш может видеть и следить за перемещением объектов на другом конце комнаты (6-7 м).

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

После 6 мес. возникает активное рассматривание предметов с целью их как следует изучить. На помощь зрению здесь приходят руки и, конечно, рот. Благодаря этому, малыш учится определять расстояние до предметов, оценивать их форму, размер и некоторые другие характеристики.

Как развивается слух младенца

Новорожденный малыш реагирует на резкие громкие звуки благодаря врожденным рефлексам. К месячному возрасту кроха начинает выделять отдельные звуки (прежде всего, голос матери), прислушиваться к ним.

В 1,5-2 месяца малыш ищет взглядом источник звука, а в 3-4 месяца уже легко и быстро его определяет.

В 4-5 месяцев ребенок реагирует на интонацию, с которой говорит с ним взрослый, в полгода — реагирует на свое имя, а к 7-9 мес. демонстрирует понимание речи. Понимание речи складывается благодаря зрению, ведь малыш соотносит слово с предметом, которое оно обозначает.

Как развивается осязание младенца

Руки ребенка до 3-х-месячного возраста могут находится в напряжении или хаотично двигаться. К 3-м месяцам ручки расслабляются, кулачки разжимаются и малыш начинает «освоение мира» с помощью рук.

Сначала пытается схватить все, до чего дотянется, а в 4-5-месячном возрасте занимается совершенствованием движений — учится оценивать расстояние до предмета и его положение в пространстве и соответствующим образом действовать своим «инструментом».

После 6 месяцев малыш начинает все разнообразнее манипулировать с предметами, оказавшимися в его руках, а к 8 мес. осваивает более тонкие движения пальцами, что позволяет ему хватать и удерживать довольно мелкие предметы.

Хотя мы подробно обсудили только развитие руки как органа осязания, не стоит забывать, что эту же функцию выполняет все тело малыша. Всей поверхностью кожи кроха воспринимает температуру окружающего воздуха и воды, ваши прикосновения во время массажа и гимнастики, жесткость матраца, на котором лежит, мягкость мыльной пены и мягкость — уже другую — махрового полотенца, в которое вы заворачиваете ваше сокровище после купания.

Читайте также:  По тесту вектора развитие ребенка

Бытовые дела и сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Теперь поговорим о том, какие возможности для сенсорного развития ребенка до года открываются обычной маме, занимающейся домашними делами. Давайте вспомним, какими бытовыми делами наполнен мамин день? Это стирка, уборка, наведение порядка (раскладывание вещей по местам, расхламление и т.п.), готовка, уход за одеждой и обувью и др.

Стирка, уход за одеждой и обувью

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое;
  • знакомимся с основами соотнесения и сортировки;
  • трогаем пену, мыло, мыльную стружку, щетку, губку, различные на ощупь ткани;
  • слушаем звуки стиральной машинки, бегущей из крана воды;
  • рассматриваем цветное и однотонное белье, различные цвета и узоры на ткани.

Готовка

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, сыпучее и вязкое, жидкое и твердое;
  • трогаем продукты и готовые блюда, посуду и кухонные принадлежности (фольга, бумага для выпечки, рукав для запекания, губки и щетки для мытья посуды и т.д.);
  • слушаем звуки бытовых приборов, журчание бегущей из крана воды, шкварчание сковородки;
  • рассматриваем продукты, посуду, рисунки на скатерти, шторах, разделочных досках.

Уборка

  • изучаем сухое и мокрое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, громкое и тихое;
  • трогаем тряпку влажную и сухую, щеточку для сбора пыли, учимся выжимать губку, переливать воду;
  • слушаем звуки пылесоса и пение любимой мамочки;
  • рассматриваем мир за свежевымытым окном, цветы на подоконнике, узор на ковре, себя в чистом зеркале.

Наведение порядка

  • изучаем большое и маленькое, пустое и полное, шершавое и гладкое, мягкое и твердое;
  • трогаем все, что мама приготовила на выброс и отбираем самое интересное для постоянных игр;
  • слушаем скрип дверцы шкафа, звук от падения предметов в коробку «Выбросить»;
  • рассматриваем содержимое полок и ящиков.

Прочие бытовые дела

  • трогаем, слушаем, рассматриваем;
  • пробуем извлечь звук (так скрипит вкручивается лампочка, так работает напильник, так лязгают ножницы, так шуршит малярная кисть и т.д.);
  • ищем аналог по звуку, цвету, форме, размеру, фактуре (предлагаем малышу, находим сами).

Домашнее задание

Составьте список ваших домашних дел и отметьте, каким образом вы СЕГОДНЯ сделаете вклад в сенсорное развитие вашего крохи во время одного из них. В конце дня напишите, какой/какие приемы вы выбрали и почему. Что получилось, а что нет. Какие приемы вы попробуете завтра.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я».

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Сенсорное развитие ребенка по месяцам

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Источник

Светлана Чекмарева
Сенсорное воспитание детей раннего возраста «Примерное планирование занятий по сенсорному восприятию от 1 года до 2-х лет»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Период сенсорной активности начинается у ребенка с 3 – х месяцев.

От 3 – х месяцев до 4,5 месяцев у ребёнка возникает этап,который можно назвать подготовительным в освоении движений: появляются простые движения руки, направленные на непосредственный контакт с объектом (притягивание к себе случайно задетого предмета, ощупывание его). Однако, действия всё ещё носят рефлекторный, то есть случайный, характер и выполняются без целенаправленного волевого усилия. Ребёнок удерживает игрушку в руке, если взрослый вкладывает её в ладонь.В этот период малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, их положение в пространстве, звуковые свойства.

С 4,5 месяцев до 7 месяцев для ребёнка характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта, умение привести предмет в движение с целью их обнаружения. Малыш повторно притягивает случайно схваченный предмет, а затем ощупывает, рассматривает, обследует его губами и языком. Он отбрасывает один предмет и берет другой. Может отбросить вещь в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звучание.

С 7 до 10 месяцев у младенца появляется способность соотносить предмет с определённым местом в пространстве.Он выполняет двухактные действия: снимает со стержня крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизить их и т. п. ; перемещает предметы толчками в определенном направлении; захлопывает крышку коробочки и т. п. малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Появляется привалирование функции одной руки, как правило, правой. Новым для этого периода является манипулирование двумя предметами, подражание предметным действиям взрослого.

Читайте также:  Роль родительской любви в развитии ребенка

С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев у детей наблюдается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выявляют целевое назначение предмета. Дети начинают употреблять предметы целенаправленно (из чашки пьют, машинку катают, куклу укачивают, из кубиков строят и т. п.). У них наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, а также отмечается обобщение и перенос действия на новые объекты.На протяжении этого периода совершенствуются действия руки малыша: кулачок «разжался», пальцы действуют более самостоятельно и автономно.

Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. С момента формирования хватательных движений к этой задаче присоединяется ещё одна – развитие умения приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно это приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение.

На втором – третьем году жизни происходит усложнение задач сенсорного воспитания. Начинается постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. А это значит, что следует знакомить его со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

(от 1 года до 2 – х лет)

Ориентировка в величине

Занятия с матрешками

Первый этап (для детей от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (одна матрешка раскрывается, другая — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т. е. действует рукой ребенка.

Второй этап (для детей от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие с двумя матрешками (обе раскрываются)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 2 контрастных величинах;

• формировать целенаправленные действия детей (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать) с матрешкой;

• учить детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него;

• учить последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.

Материал: матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины, с разницей примерно 3 см).

Методические приемы:

Воспитатель учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую. Торопиться сделать это за ребенка не следует, надо дать ему возможность самому справиться с заданием.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие с тремя матрешками (две матрешки раскрываются, третья — нет)

Цель занятия:

• развивать умение ориентироваться в 3 контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• формировать целенаправленные действия с матрешкой.

Материал: три матрешки – две раскрываются, третья – нет.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом. Если дети легко справляются с заданием, его можно усложнить головки матрешек ставить не у их оснований, а около меньшего основания большую, а возле большого основания – маленькую. В этой ситуации ребенок должен правильно сориентироваться.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с тремя матрешками (все матрешки раскрываются)

Цель:

• Ориентировка в трех контрастных величинах предметов (разница примерно 3 см);

• Целенаправленные действия с матрешками;

• Учить выполнять словесные инструкции;

• Учить последовательно закрывать матрешки, учитывая величину.

Материал: три матрешки – все раскрываются.

Методические приемы:

Воспитатель пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом.Затем задание усложняется: дается словесная инструкция, которую ребенок выполняет самостоятельно.

Занятия с пирамидкой

Первый этап: (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятия с пирамидкой (4 – 5 колец, у которой кольца одинаковые.

Читайте также:  Роль семьи в развитии и формировании личности ребенка

Цель:

• развивать координацию рук;

• совершенствовать целенаправленные действия с пирамидкой.

Материал: пирамидка из 4–5 колец одинаковой величины.

Методические приемы:

Показ, сопровождаемый словом, использование кинестетического метода (воспитатель рукой ребенка проводит по поверхности пирамидки, показывая, какая она ровная, гладкая).

Второй этап: (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев)

Занятие с пирамидкой (4 кольца, кольца 2 контрастных величин.

Материал: пирамидка из 4 колец 2 контрастных величин (2 кольца больших и 2 поменьше).

Методические приемы:

Воспитательинтонацией подчеркивает разницу в величине колец: «маленькое кольцо», «большое кольцо». Надев сначала большие кольца, затем маленькие, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая теперь она неровная.

Третий этап (для детей от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев).

Занятие с пирамидкой (6 колец, кольца 3 контрастных величин

Цель занятия:

• развивать у ребенка ориентировку в предметах 3 контрастных величин;

• ввести понятие «поменьше».

Материал: пирамидка из 6 колец, из них 2 кольца большие, 2 средние и 2 маленькие.

Методические приемы:

Воспитатель вводит новое понятие – «поменьше», называя так среднее кольцо (большое, поменьше, маленькое). Надев сначала большие кольца, затем поменьше и, наконец, маленькие кольца, проводит рукой ребенка по поверхности пирамидки, показывая, какая она теперь неровная.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие с пирамидкой, состоящей из 4–5 колец.

Цель:

• развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал: пирамидка из 4–5 колец.

Методические приемы:

Пирамидку собирают из большой пирамидки, состоящей из 8 — 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

На занятиях, которые организуют с целью обучения детей ориентировке в форме предметов, предусматривается постепенное усложнение заданий. Рассмотрим это также поэтапно.

Ориентировка в форме

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев).

Занятие на развитие ориентировки детей в двух контрастных формах предметов (шар – куб)

Цель занятия:

• учить детей ориентировке в форме предметов по образцу.

Материал: три шарика, три кубика одного цвета и одинаковой величины.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы, отличив их от других предметов, контрастной формы; показывает, как прокатить шарик по доске, желобку. Затем просит детей сделать это с другими шариками. Далее демонстрирует, как из кубиков сделать башню. Оставляя один кубик как образец, предлагает одному из детей найти в материале такие же и самому построить башню.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Занятие по упражнению детей в соотнесении формы предмета с формой отверстия

Цель:

• упражнять в соотнесении формы предмета с формой отверстия.

Материал: «почтовый ящик»,на крышке которого вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник — прямоугольник);предметы: шар, куб, кирпичик, призма.

Методические приемы:

Игра «Почтовый ящик».На крышке ящика вырезаны две знакомые формы предметов: круг – квадрат (треугольник – прямоугольник, которые точно соответствуют размерам шара, куба, кирпичика, призмы. Шар не должен входить в квадрат, а куб – в круг, только при этом условии ребенок сможет проверить правильность выполнения своих действий.

Третий этап (от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)

Занятие – игра «Найди коробке крышку»

Цель:

• учить ориентироваться в 4 – х формах предметов.

Материал: коробки разных форм (четырехугольная, круглая, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы:

Организуется игра. Воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. Далее предлагает детям самим выполнить это задание (повторяется 2–3 раза).

В играх с коробками разной формы детям предлагают выбрать крышку из имеющихся у них в наборе к коробке. Действуя с крышками, малыши подбирают к коробке подходящую.

Четвертый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Занятие на развитие у ребенка ориентировки в предметах, близких по форме

Цель занятия:

• учить подбирать предметы, близких по форме.

Материал: шар, яичко, матрешки, грибочки, флажки разной формы и др.

Методические приемы:

Подобрать предметы по образцу, отличая от других, близких по форме.

Ориентировка в цвете

Первый этап (от 1 года 9 месяцев до 2 лет)

Дидактическая игра «Оденем кукол»

Цель:

• подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Материал: кукла, варежки красного и синего цветов.

Методические приемы:

Воспитатель предлагает ребенку одеть кукле варежки. Кладет перед ребенком 4 варежки (две красного и две синего цвета). Надевает на одну руку варежку красного цвета, а на другую предлагает одеть ребенку. Если ребенок справился с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета. Также можно подобрать и другие парные предметы двух контрастных цветов (желтый — зеленый).

Источник