Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

Лизунова Валентина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При недостачном формировании восприятия предметов, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные задачи сенсорного воспитания,которые необходимо было мне решить:

• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;

• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;

• привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий в рамках смотра – конкурса «Мир игрушки»;

• создать сенсомоторный уголок в группе;

• составить картотеку игр по сенсорному развитию.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится.С помощью родителей воспитанников были проведены следующие мероприятия:

• пополнен игровой и сенсорный материал в группе;

• дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;

• приобретены доски-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел; развивающая игра «Блоки Дьенеша»;

• куб – сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;

• обновлен музыкальный уголок звучащими игрушками;

• приобретен пластмассовый конструктор «Лего».

• изготовлены настольные,дидактические игры: «Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

ля повышения сенсорнойкультуры воспитанников использовала различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры.

При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры –занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей,колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторномуголке я изготовила дидактические игры: «Книжка с разноцветными окошками», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли воспитанникам в знакомстве с сенсорными эталонами.

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Изучая с воспитанниками геометрические формы, использовала специальные игрушки (кубик – сортер, строительный конструктор, рамки -вкладыши). В рамках проведения конкурса «Мир игрушки» родители воспитанников изготовили настольную игру «Геометрик», играя в которую, дети натягивают резинки на гвоздики, получая различные геометрические фигуры.

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Чтобы познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами, проводила с детьми игры –занятия: «Разложи фигуры по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Башни».Демонстрировала детям опыты и эксперименты с предметами различных геометрических форм: «Катится – не катится», «Веселый поезд», «Почтовый ящик».

При знакомстве детейс величиной и закреплении знаний о ней использовала следующие методы и приемы:

• сравнение пар предметов во время игр, в режимных моментах зрительно и практически – способом приложения;

• использование специальных дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);

• проведение игр — занятий «Накрой платочком», «Покорми кукол», «Подбери мебель для котят»;

• проведение дидактических игр с применением блоков Дьенеша.

Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве,использовала разнообразные способы:

Читайте также:  Задачи развития ребенка средней группы

наблюдение в группе и на участке детского сада;

манипуляции с предметами;

занятия рисованием, аппликацией лепкой;

развивающие игры: «Составь предмет», «Посади огород», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Для закрепления знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала изготовила развивающие игры: «Закрути правильно крышки» и «Выложи по образцу».

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания,решала следующие задачи:

развитие хватания;

обучение целенаправленному ощупыванию;

развитие чувствительности пальцев рук;

знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма,мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей (карандаши-«султанчики»,игры-шнуровки).

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Использование массажных мячей дает очень хорощий результат.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. Опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии использую «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, шишки. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев. Игровые развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», которые изготовили родители воспитанников, представляют собой панно, сшитые из фетра и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно –двигательных ощущений:

• лепка;

• аппликация;

• аппликационная лепка;

• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;

• рисование;

• сортировка мелких предметов;

• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).

Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Один раз в неделю я проводила занятия кружка «Умные ладошки», которые направлены на изучение упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детейв своей практике применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.

Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.

Источник

Любовь Климина
Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Выступление воспитателя Климиной Л. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста 2019г.

Готовность ребенка к обучению в школе значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

По результатам проведенного мониторинга был составлен план работы, где особое внимание было уделено сенсорному развитию.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей, в котором дети могут проявить свои индивидуальные способности.

Содержание сенсомоторногоуголка было направлено на:

1. развитие сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

2. развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

3. создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

4. активизации мышления, внимания, восприятия, памяти;

5. повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

6. усвоение основных сенсорных эталонов

В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Я использую здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи и многое другое. Сделала массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, величину предметов.

Читайте также:  Коррекция развития общения ребенка со взрослым

Для развития всех органов чувств подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала.

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Таким образом,в своей работе я выделила принципы организации уголка:

1. доступность;

2. безопасность;

3. трансформируемость;

4. вариативность;

5. полифункциональность.

Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации, речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Считаю что вариативность выполнения заданий обеспечивает прочность и глубину знаний, умений вместо механического, ситуативного заучивания.

Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, дидактический материал даю малышам и для самостоятельных игр.

Основная задача ознакомления младшего дошкольника со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

Обучение должно включать формирование у детей обобщенных способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Задания на выполнение предметных действий:

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

Целью обучения является: фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова,необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах.

Цель обучения: выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты.

. Тактильно-двигательное восприятие

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитиютактильно-двигательных ощущений:

1. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

«Шариковые» ванны» представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения;

«Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаны горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует развитию мелкой моторики.

Игровые тактильные панно «Черепаха» и «Собери картинку» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Вся работа по развитию тактильной чувствительности у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Использую дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста:

Игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»

Читайте также:  Соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Что в мешочке»

Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью,бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление

цветового восприятия:

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.

Варианты:

—выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др., дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Проведенная работа по сенсорному воспитанию:

1. Помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия.

2. Научила детей различать цвет.

3. Научила детей сравнивать предметы по величине.

4. Способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия.

5. Помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Дети овладевают рациональными приемами обследования:

1. дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке;

2. проявляется желание творить;

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Литература.

1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной

культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

3. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:

«Просвещение», 1984.

4. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,

№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».

10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего

воспитателя, №5-2008.

11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.:«Творческий

центр: Сфера»,2004.

1. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».

13. Н. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-

Пресс», 1999.

16. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего

возраста», М. ,1983.

17. Сольцева О. Г. «Наши помощники — органы чувств», «Ребёнок в детском

Саду» №3-2007.

18. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией

Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.

Источник