Сенсорное развитие ребенка дошкольника с зпр

Елена Лямина
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования,проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: у детей отсутствует этап обдумывания, они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом, сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове.

Дети почти не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них сформирована простая фраза, но способность активно использовать фразовую речь значительно снижена.

На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.

Занятия с детьми проходят в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, вкладышами и т. д.); дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Наряду с этим проводятся занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например, лото. Формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. Постепенно в ходе занятий у детей формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а также элементы познавательных интересов.

Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.

В работе с детьми применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Формирование представлений о цвете предметов требует особого внимания, так как цвет является тем свойством предмета, которое нельзя обследовать рукой.

При развитии у детей ориентировки на цвет важным направлением работы на первом этапе обучения является формирование у детей умений сличать одинаковые предметы по цветовому признаку. Для этого учим пользоваться методом наложения и приложения,оценивать результат своих действий: «Такой», «Не такой». Для этого используются разнообразные дидактические игры, в которых они, выполняя игровую задачу, усваивают способы ориентировки.Например: «Спрячь котенка в домик», «Привяжи ленточку к своему шарику», «Найди похожий». Такие игры оказываются доступными, вызывают у детей интерес к сотрудничеству со взрослым, а в дальнейшем и к самому процессу обучения. На втором этапе обучения при развитии ориентировки на цвет большое внимание уделяется выделению цвета по слову и называнию основных цветов. В ходе выполнения такого рода дидактических игр дети не только начинают ориентироваться на свойства и качества предметов, но и, самое главное,овладевают элементами учебной деятельности: они начинают понимать задачу, поставленную взрослым, усваивают способы выполнения этой задачи, учатся оценивать результат своих действий. А это, в свою очередь, способствует развитию у детей интереса к процессу обучения различным видам детской деятельности.

При формировании представлений о геометрических фигурах большое внимание уделяется обучению детей приемам обследования форм осязательно-двигательным путем под контролем зрения и со словесным сопровождением педагога. Сначала все действия выполняются совместно, затем по подражанию и образцу. Также используется показ фигуры, называние ее педагогом, выбор ребенком такой же. Далее упражнения на распознавание и на умение различать и называть форму, упражнения на выбор по образцу (предметов одного цвета и величины, предметов разного цвета и величины, упражнение на выбор по словесному обозначению педагога, упражнения в форме дидактических и подвижных игр.

При формировании представлений о величине предметов исходным моментом является обучение обследованию этого признака.Использовались следующие приемы обследования: показ величины (длины, высоты и ширины предмета, проведение пальцами по указанной протяженности, сравнение величины предметов путем наложения или приложения.

Параллельно с развитием зрительного внимания, подражания и запоминания дети обучаются воспринимать свойства и качества предметов (игрушек). При этом важно развивать у детей практическую ориентировку (метод проб) на свойства и качества предметов («Спрячь птицу», «Найди игрушке домик», доски Сегена, «Спрячь матрешку»).

Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия у детей мы основывали на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Мы использовали такие игры, как «Что катится, что не катится», «Найди свой домик», «Найди свою пару» Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра «Что катится, что не катится» «Почтовый ящик» и «Кубик с прорезями» дети сначала усердно пытались протолкнуть фигуру в любую прорезь, но потом и здесь стали внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и старались каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате проводимой работы с детьми, мы увидели, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.

Читайте также:  Развитие ребенка карточки с цифрами

Также проводится обучение развитию у детей ощупывающих и обводящих движений при узнавании предметов на ощупь. («Найди свою игрушку в мешочке», «Достань такую же игрушку», «Что в мешочке». В ходе развития у детей практической ориентировки на форму, величину предметов необходимо предлагать такие задания, где сочетаются разные виды чувствительности. Дети должны научиться различать или узнавать предметы или их свойства, опираясь на зрительное и тактильно-двигательное восприятие.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Мы использовали игры, которые помогают в развитии тактильно – двигательного восприятия, а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение мы отводили сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной).Проводили игры на узнавание предметов на ощупь: «Найди свою игрушку в мешочке», «Чудесный мешочек».

На первом году обучения проводится работа по развитию слухового восприятия и слухового внимания (восприятие речевых и неречевых звуков).

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Для этого используются дидактические игры, направленные на ознакомление со звуками окружающей действительности и формирование навыка дифференцированно реагировать на различные слуховые раздражители. (Например: «На чем играл зайка?», «Что гудит?», «Кто там?»). кроме этих игр, детям предлагаются игры на развитие речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому восприятию.Предлагаются следующие игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?», «Кто в гости пришел?», «Какая у меня игрушка?». Эти игры способствуют развитию у детей внимания к словам, произнесенным взрослыми, учат их прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать слова с различным фонематическим составом.

Для развития слухового восприятия мы использовали дидактические игры – «Кто позвал?» «Где звенит?», «Кто там?». Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении машины. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь мы обучали детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под, потом горизонтальные положения (рядом, около, а впоследствии (справа, слева, за, перед) и затем перешли к играм – «Дом для матрешки», «Кто внимательный», «Что стоит внизу, наверху, рядом?». Ориентировка в дальнем пространстве –ориентировка в помещении: здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами «далеко», «близко», «тут», «там». То есть, мы учили детей последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве мы уделяли играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Мы использовали такие игры, как «Спрячем и найдем», «Доползти до игрушки», «Угадай, кто за кем», «Зайчик и Мишка».

При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета мы придерживались определенной последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа – от узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Мы использовали такие игры, как «Назови свою игрушку», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Отгадай-ка». Мы дали понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

Читайте также:  4 месяца ребенку развитие что можно есть

Целенаправленная систематическая работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи. Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка, в практических и продуктивных видах деятельности.

Источник

Ольга Кормщикова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ЗПР посредством создания коррекционно-развивающего пространства

«Сенсорное развитие

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития,

посредством создания коррекционно-развивающего

пространства в условиях коррекционной группы»

В детской комнате на полке

Куклы, зайчики и волки.

Мчится поезд по ковру,

Малышей зовет в игру.

Сердца детей, глаза и руки

Тут совсем не знают скуки.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в детских садах компенсирующего вида для детей с ЗПР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок.

Коррекционное пространство – это специально-продуманная и мотивированная самостоятельная деятельность детей; созидательная продуктивная деятельность; познавательное общение со взрослыми, обсуждение вопросов, появляющихся у ребёнка; коллекционирование интересных фактов, наблюдение за развитием идей в различных сферах науки и культуры, доступных пониманию дошкольника; чтение популярной литературы, рассказывание о достижениях человеческой мысли; экспериментирование, наблюдение, обсуждение с детьми процесса и результатов познавательной деятельности.

Цель: Создание условий для формирования сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития, посредством коррекционнно-развивающего пространства.

Задачи:

1. Формировать базу для теоретического обучения и социального поведения

2. Формировать навыки индивидуальной работы у воспитанников.

3. Развивать мотивацию воспитанников для познавательной деятельности.

4. Воспитывать умение чувствовать и познавать окружающий мир.

Методологическая база, на которую необходимо опираться при моделировании коррекционного пространства, это Учение о индивидуально-дифференцированном подходе и о зоне ближайшего развития Л. С. Выготского. Рекомендации Плаксиной Л. И., Сековец Л. С. «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида». Развивающая технология Марии Монтессори. Основная образовательная программа образовательного учреждения на основе ФГОС ДО.

Оборудовано такое пространство, может быть стеллажами, расположенными на разном уровне, на которых размещается игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью создаются условия для коррекции отклонений в психофизическом и речевом развитии детей, стимуляции познавательной и речевой деятельности. В коррекционном пространстве имеется обогащённое, предметное пространство для игр детей поодиночке или парами.

В основу наполняемости должно быть положено тематическое планирование по лексическим темам и соответствие временам года Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций дефектолога или логопеда, что делает его взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется в соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями детей.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от лексической темы.Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Наполняемость коррекционного пространстваосуществляется по следующим разделам:

Сенсорное воспитание (Развитие моторики, формирование обоняния и осязания, развитие дыхания)

Формирование высших психических функций (Внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера)

Развитие познавательной деятельности (Ориентировка в пространстве, формирование сенсорных эталонов)

Речевое развитие (Понимание речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начала звукового анализа, формирование фразы, формирование лексико-грамматических категорий, звукопроизношение).

Более подробно рассмотрим каждый раздел:

Сенсорное воспитание Сенсорное воспитание это формирование умения видеть, слышать, осязать т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

Сенсо — [лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие] – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к чувству, ощущению, восприятию». [дефектологический словарь, Б. П. Пузанова]

Сенсомоторный [ сенсо- + motor – действие, движение] – взаимокординация сенсорных и моторных компонентов [Каменская В. Г. ].

• Интеграция [integration – восстановление — восполнение]- обозначает состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций системы организма в целое [Большой энциклопедический словарь]

Сенсорное воспитание представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.

Сенсомоторное воспитание:

• Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения;

• Организует информацию полученную с помощью органов чувств;

• Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию;

• Наделяет смыслом (значением) испытываемые нами ощущения;

В соответствии ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Для того чтобы процесс познания и сенсорного интегрирования проходил успешно, необходимо заполнять среду коррекционной группы интересными для детей играми и пособиями.Например: сенсорные коробочки. Такие коробочки наполняются различными материалами в зависимости от того какую задачу мы хотим решить. Коробочки с разным сенсорным наполнением открывают целый мир для развития сенсорных и тактильных эталонов у детей. Пособие «Времена года»,

Читайте также:  Развитие ребенка с овз и инвалидностью

для каждого времени года коробочка наполняется тематическими предметами, например весна, мы видим имитацию зеленой травы, цыплят, которые совсем недавно вылупились из яйца. Первых насекомых, которые уже появляются на улице в это время года. Важный момент для такой коробочки,в ней обязательно должны находиться предметы для пересыпания: совочки, формочки и т. д. это необходимо для формирования трехмерного восприятия у детей. На картине Весна, дети видят только плоскость, а мы живем в трехмерном мире, поэтому простых картинных изображений для развития детей недостаточно.

Вторая модель сенсорных коробочек, это цветные коробки. Наполняются коробочки по цветам в соответствии с возрастными особенностями и изучаемым материалом. Наполнение может быть самым разным и неожиданным для ребенка, такой момент поиска станет очень ярким открытием любого ребенка.

Волшебный или кинетический песок, нашел свое применение в развивающей среде детского сада. Он бывает разного цвета и структуры.

Развитие мелкой моторики. Этот раздел особо важен в работе специалистов коррекционного направления, так как сформированность мелкой моторики у детей, является основой для формирования познавательной и речевой деятельности. Воспитателю пригодятся шарики, мячики, круглые и рифленые палочки, крупные карандаши, различные волчки, шнуровки, бусы и мозаика, баночки с крышечками, которые можно открывать, закрывать и раскладывать в них маленькие сюрпризы.

Формирование высших психических функций предполагает формирование основных психических функций: внимание, память и мышление. Дидактическим наполнением этого раздела,могут игры и упражнения: Четвертый лишний, найди 5 отличий, что сначала, что потом и др. Более подробно остановимся на серии игр «Логико-малыш». Эта игра состоит из планшета и вкладышей по разным образовательным областям.

Играть в эту игру можно одному или вдвоем, добавляя соревновательный элемент. Самые неожиданные и простые предметы, могут надолго увлечь ребенка и они создают условия для развития всех психических функций, например, вот такие баночки одного цвета, но разного размера, развивают у ребенка и внимание и мышление и память и конечно же эмоционально-волевую сферу. Ребенку предлагается подобрать крышку в каждой банке и закрыть ее. Задание считается выполненным, когда все баночки окажутся закрытыми крышками.

Познавательная деятельность этот раздел наполняется играми на ориентировку в пространстве, изучение сенсорных эталонов: формы и цвета, графические диктанты. Дети очень любят игры с прищепками, необходимо насыщать развивающую среду подобными играми. На слайде цветовые круги с прищепками, детям с более низким уровнем развития, предлагается цветовой круг из основных цветов, а детям с более высоким уровнем круг из 8-9 цветов.

Развитие речи. Работа по формированию речевого развития детейсостоит из нескольких этапов:

Формирование просодической стороны речи: нам понадобятся вертушки, султанчики, дудочки, шары для надувания, мыльные пузыри, игры на выработку воздушной струи («Загоним мяч в ворота», «Помоги мышке забраться в норку») и т. п.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи. Содержит картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, альбомы по автоматизации звуков. Любимым героем всех детей может стать забавная игрушка, например бегемотик Жужа.У него четко обозначены: рот, зубы и язык. Делать артикуляционную гимнастику вместе с Жужей очень весело и увлекательно.

Развитиефонематических процессов: колокольчики, музыкальные инструменты, всевозможные стучалки и звонилки.

Развитие связной речи. Картотека сюжетных картинок. Схемы для составления описательных рассказов. Мнемотаблицы для разучивания стихов.Игры: «Когда это бывает?», «Играем в профессии», «Истории в картинках», Дидактическое пособие «Рассказы по картинкам», разные виды театра и др. ;

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном пространстве. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью. В то же время не следует перегружать оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее становится речь ребенку, а значит больше потребность в развитии и общении.

Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Используемая литература:

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1965.

2. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

3. Бычкова М. М. Карташова И. М. Создание комфортной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед. 2008. №3

4. Шигина Г. Ф. Попкова Е. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедической группы// Логопед. 2008.№5

Источник