Сенсорная информация как фактор развития ребенка

Сенсорная информация как фактор развития ребенка thumbnail

Через органы чувств в соответствующие
зоны коры больших полушарий непрерывно
поступает информация из окружающей
среды. Для нормальной деятельности
организма необходимо, чтобы многочисленные
раздражения, действующие на него, точно
и тонко различались, анализировались.

Анализ раздражений начинается еще в
рецепторах, каждая группа которых
чувствительна к раздражениям определенного
рода. Например, рецепторы органа зрения
раздражаются светом, органа слуха –
звуком и т.д.

Возникшие в рецепторах импульсы
проводятся по афферентным нейронам в
ЦНС и по её проводящим путям достигают
соответствующей зоны коры. При этом
осуществляется анализ раздражителей,
который достигает исключительной
тонкости в корковых зонах. Павлов назвал
системы, обеспечивающие анализ
раздражителей, анализаторами.

Анализатор включает в себя:

  • периферический отдел (рецепторный);

  • проводниковый (нервы и проводящие пути
    в ЦНС); – корковый (участок коры больших
    полушарий).

Ощущения лежат в основе чувствительности,
которая определяет состояние живого
организма, его способность реагировать
на раздражения, исходящие из внешней и
внутренней среды. В результате воздействия
окружающей среды и её восприятия
происходит познание мира.

Развитие и созревание различных
анализаторов у плода начинаются рано
и происходят в разные сроки. Раньше всех
созревают структуры вестибулярного
анализатора, позже – вкусового,
обонятельного и кожного. Слуховой и
зрительный анализаторы созревают позже
других. К моменту рождения ребенка
функционируют все анализаторы, но их
совершенствование происходит до 17 –
20 лет. Развитию и функциональному
совершенствованию анализаторов
способствуют их рациональная тренировка
и отдых в процессе обучения и воспитания
ребенка.

В процессе обучения и воспитания детей
с дефектами сенсорной чувствительности
большое значение имеет высокая
пластичность нервной системы, позволяющая
компенсировать выпавшие функции за
счет оставшихся органов чувств. Так, у
слепых детей повышается чувствительность
вкусового и обонятельного анализаторов,
а также осязание, что позволяет им читать
при помощи пальцев рук.

Сенсорная информация является важным
фактором развития ребенка. В условиях
сенсорного голода не развиваются нервные
клетки и мозговые структуры, задерживается
общее развитие организма.

11 Тема. Зрительная
сенсорная система, её организация.
Особенности зрения детей различного
возраста.

Причины и профилактика нарушений зрения

85% информации человек получает через
органы зрения.

Орган зрения представлен глазным яблоком
и вспомогательным аппаратом. Глазное
яблоко находится в глазнице черепа и
удерживается в ней с помощью трех пар
мышц.

Глазное яблоко покрыто тремя оболочками.
Наружная – белочная или склера. На
передней поверхности она переходит в
прозрачную роговицу. За белочной
оболочкой следует сосудистая, питающая
глаз. На передней поверхности она
переходит в радужную, содержащую
пигменты, от которых зависит цвет глаз.
Посередине радужки находится отверстие
– зрачок, через который лучи света
проникают внутрь глаза. Внутренняя
оболочка глаза называется сетчаткой.
Она имеет сложное строение. Состоит из
10 слоев. В ней находятся колбочки и
палочки. Это видоизмененные
светочувствительные зрительные клетки.
С помощью колбочек осуществляется
восприятие цвета. С помощью палочек –
свет. От нервных клеток сетчатки отходит
зрительный нерв, который подает информацию
в затылочную долю коры больших полушарий.

Между роговицей, радужкой и хрусталиком
находится пространство, заполненное
водянистой жидкостью. За зрачком
расположено тельце – хрусталик,
заключенный в прозрачную сумку. С помощью
двух ресничных мышц он удерживается в
глазу. Все внутреннее пространство
глаза, находящееся за хрусталиком и
радужкой, заполнено стекловидным телом.
Таким образом, зрительный анализатор
состоит из рецепторного отдела (сетчатки),
проводникового (зрительного нерва),
коркового (затылочная область коры
больших полушарий).

Периферический отдел выполняет защитную
функцию. К нему относятся: брови, ресницы,
веки, слезная железа.

Острота зрения у новорожденных очень
низка и только к 5 годам приближается к
норме. Затем, в большинстве случаев (80
– 90%), у детей и подростков остается
несколько выше, чем у взрослых. В возрасте
18 – 60 лет острота зрения остается
неизменной.

Поле зрения у детей значительно уже,
чем у взрослых, но с возрастом быстро
увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и
продолжает расширяться до 20 – 25 лет.
Восприятие пространства начинает
формироваться с трехмесячного возраста
в связи с созреванием сетчатки и коркового
отдела зрительного анализатора.

Объемное зрение, т. е. восприятие формы
предмета, начинает формироваться с 5
месяцев. Этому способствует совершенствование
координации движений глаз, фиксации
взора на предмете, улучшение остроты
зрения, взаимодействие зрительного
анализатора с другими.

В интервале между 6-м и 9-м месяцем у
ребенка возникает представление о
глубине и отдаленности расположения
предметов.

Специфическая реакция зрительного
анализатора на различные цвета у детей
наблюдается сразу после рождения.
Порядок восприятия различных цветов
предположительно таков: желтый, белый,
розовый, красный, коричневый, черный,
голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев
дети различают все цвета, начинают
выбирать игрушки по цвету, но правильно
называют все цвета лишь с 3-х лет.

Глаза у большинства новорожденных (90%)
характеризуются небольшой дальнозоркостью.
К 8 – 12 годам она постепенно исчезает.
Однако у 30 – 40% детей в результате
увеличения размеров глазного яблока
развивается близорукость (миопия). Это
следствие увеличения внутриглазного
давления при длительном чтении в
положении сидя с большим наклоном
головы, при напряжении аккомодации,
происходящем при недостаточном освещении
и продолжительном рассматривании мелких
предметов (дошкольный и младший школьный
возраст), а также при врожденном удлинении
глазного яблока.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка 4 лет распечатать

Предрасположенность к близорукости
может передаваться по наследству.

Длительное чтение, письмо, работа с
компьютером, просмотр телепередач
сопровождаются сильным напряжением
глаз и поэтому требуют ограничения во
времени.

В целях профилактики развития близорукости
необходимо приучать детей рассматривать
предметы (особенно книгу при чтении) на
расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная
продолжительность чтения в младших
классах не должна превышать 15 – 20 мин,
для среднего возраста – 25 – 30 мин, для
старшеклассников – до 45 мин.

Существуют и ограничения при работе на
компьютере. Для учащихся 1-х классов –
10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 –
9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл.,
имеющих сдвоенные уроки, на первом часу
– 30 мин, а на втором – 20 мин.

Профилактикой близорукости является
обеспечение рационального освещения
рабочих мест. Свет должен падать с левой
стороны. Для защиты глаз от прямого
солнечного света рекомендуется применять
светозащитные козырьки у окон.

Для освещения классной доски необходима
установка специальных светильников.
Окраска стен – теплые тона, светлые,
матовые. Доска – коричневая, зеленая
матовая. Классная доска размещается на
расстоянии не меньше двух метров от
первых парт.

Сохранение зрения во многом зависит от
посадки детей во время занятий. Рассаживать
детей за столы в соответствии с их ростом
и состоянием зрения. Педагог должен
следить, чтобы дети, которым назначены
очки, пользовались ими. Детей с нарушением
зрения нельзя направлять на работы,
связанные с подъемом тяжестей. Просмотр
телепередач на расстоянии 2 – 3 м.

Большую роль в сохранении зрения имеет
правильный режим дня. Беспорядочный
образ жизни, систематическое недосыпание,
злоупотребление просмотром телепередач
вредно сказываются не только на зрении,
но и на здоровье в целом. Восстановить
работоспособность зрительного анализатора
позволяет отдых продолжительностью 6
– 10 минут, особенно в сочетании с
движениями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут психологического развития ребенка

По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowМедицина arrow Возрастная анатомия и физиология

Сенсорная информация, которую организм получает с помощью сенсорных систем (анализаторов), имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения соответственно требованиям окружающей среды, но и является важным фактором психического развития детей. Один из нейрофизиологов современности X. Дельгадо писал, что если развивающегося ребенка в течение нескольких лет лишать сенсорных раздражителей, то «такое существо было бы полностью лишено психических функций. Мозг его был бы пуст и лишен мыслей; оно не обладало бы памятью и было бы не способно понимать, что происходит вокруг. Созревая физически, оно оставалось бы интеллектуально столь же примитивным, как и в день своего рождения».

Деятельность всех сенсорных систем одинаково важна для сохранения целостности организма в его взаимодействии с разнообразной, меняющейся внешней средой. Но для человека, в связи с развитием его социальных функций, особое значение приобретают зрительный и слуховой анализаторы. Подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90%) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы, поэтому для нормального физического и психического развития детей и подростков особое значение имеют органы зрения и слуха.

К моменту рождения ребенка функционируют все анализаторные системы. Однако как в морфологическом, так и в функциональном отношении, они являются незрелыми. Развитие и созревание анализаторных систем начинается в эмбриональном периоде и завершается в разные сроки после рождения (в целом до 17-20 лет).

Деятельность сенсорных систем лежит в основе физиологических процессов формирования ощущений и восприятий. На рецепторном уровне специфика ощущений и восприятий обусловлена специализацией (модальностью) рецепторов, их высокой чувствительностью к адекватному раздражителю, возникшей в результате эволюционного приспособления в определенных экологических условиях. Нейрофизиологические механизмы формирования ощущений и восприятий связаны с генерацией потенциалов действия в рецепторах и их проведением по афферентным путям в корковые центры — проекционные зоны соответствующих анализаторов. Сопоставление в нейронах сенсорной коры наличной информации о физических свойствах раздражителя и информации о его значении, хранящейся в памяти, формирует ощущения. Этот процесс может быть представлен в виде кольцевой связи возбуждения: сенсорная кора (центр анализатора) — ассоциативные зоны коры — лимбико-гиппокампальный комплекс — мотивационные структуры гипоталамуса — возврат возбуждения в сенсорную кору. Синтез отдельных ощущений с участием нейронов-детекторов, различающих отдельные признаки раздражителя, и лобной коры, обеспечивающей аналитико-синтетическую деятельность, способствует формированию восприятия. У человека восприятие осознанное и обобщенное, что является результатом речевой функции и абстрактного мышления.

Возрастные особенности восприятия связаны, главным образом, с развитием коры, разные области которой созревают неодновременно. Если сенсорные зоны находятся в определенной степени зрелости уже к моменту рождения и могут осуществлять простой анализ, т.е. формировать простые ощущения, то ассоциативные зоны созревают после 3—4 лет. К 5-6 годам развиваются таламокортикальные пути, с 7 лет — таламофронтальная система, обеспечивающая включение в аналитико-синтетическую деятельность лобных долей. К 10-11 годам формируется произвольное избирательное восприятие. Сроки созревания нейронов-детекторов также различны: так, детекторы прямых линий созревают к 7-8 годам, а детекторы различения цвета — к 14-16 годам. В целом к 17-20 годам, когда завершается развитие сенсорных систем, заканчивается и формирование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе ощущений и восприятий.

 

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  

След >

  • ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

    В современной физиологии восприятия употребляются два близких по смыслу понятия — «анализатор» и «сенсорная система». Термин «анализатор» был введен в физиологию И.П. Павловым в 1909 г. Анализатор — единая функциональная система, начинающаяся рецепторами и заканчивающаяся в клетках коры больших…
    (Возрастная анатомия и физиология)

  • ВИДЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ, ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    В современной физиологии нет единой классификации сенсорных систем (анализаторов). Издавна было принято выделять пять видов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и, соответственно, пять органов чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа. Следовательно, по видам чувствительности различали зрительную,…
    (Возрастная анатомия и физиология)

  • СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА АНАЛИЗАТОРОВ (СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ)

    Вопрос о процессе превращения сенсорных стимулов в ощущения, об их локализации, а также о механизме и месте образования общего представления о предмете (восприятия) в современной психофизиологии решается на основе учения И.П. Павлова об анализаторах (сенсорных системах). Анализатор (сенсорная система)…
    (Возрастная физиология и психофизиология)

  • Свойства сенсорных систем

    Сходство в строении и функционировании различных анализаторов обусловливает наличие у них и общих свойств. Всем сенсорным системам свойственны: 1. Специализация —способность наилучшим образом воспринимать информацию определенного вида и формировать специфичный сенсорный образ. Это свойство обусловлено…
    (Возрастная физиология и психофизиология)

  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

    Возрастные особенности кожно-мышечной сенсорной системы (соматосенсорной системы) Кожно-мышечный анализатор развивается достаточно быстро. Свободные нервные окончания в коже появляются очень рано — на 8-й неделе эмбрионального развития. Более сложные инкапсулированные рецепторы образуются с 3—4-го…
    (Возрастная физиология и психофизиология)

  • ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРОВ)

    Сенсорной системой, или анализатором, называют часть нервной системы, осуществляющей формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и внутреннего мира. Ощущение — это субъективное отражение отдельных свойств, качеств реальных объектов объективной реальности, действующих на организм….
    (Физиология человека)

  • Психофизиология сенсорных систем

    Общая характеристика сенсорных систем Эволюция сенсорных систем Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности и изменения окружающего мира, если бы его организм не обладал нервными сенсорными структурами (от лат. зетиз — чувство, ощущение),…
    (Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов)

  • Общая характеристика сенсорных систем

    Эволюция сенсорных систем Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности и изменения окружающего мира, если бы его организм не обладал нервными сенсорными структурами (от лат. зетиз — чувство, ощущение), способными своевременно и правильно обнаруживать…
    (Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов)

  • Эволюция сенсорных систем

    Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности и изменения окружающего мира, если бы его организм не обладал нервными сенсорными структурами (от лат. зетиз — чувство, ощущение), способными своевременно и правильно обнаруживать и оценивать их, чтобы существовать…
    (Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов)

 

Популярные страницы
  • ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

    В современной физиологии восприятия употребляются два близких по смыслу понятия — «анализатор» и «сенсорная система». Термин «анализатор» был введен в…

  • ВИДЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ, ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    В современной физиологии нет единой классификации сенсорных систем (анализаторов). Издавна было принято выделять пять видов чувств: зрение, слух, обоняние,…

  • СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА АНАЛИЗАТОРОВ (СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ)

    Вопрос о процессе превращения сенсорных стимулов в ощущения, об их локализации, а также о механизме и месте образования общего представления о предмете…

  • Свойства сенсорных систем

    Сходство в строении и функционировании различных анализаторов обусловливает наличие у них и общих свойств. Всем сенсорным системам свойственны: 1. Специализация…

  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

    Возрастные особенности кожно-мышечной сенсорной системы (соматосенсорной системы) Кожно-мышечный анализатор развивается достаточно быстро. Свободные…

  • ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ (АНАЛИЗАТОРОВ)

    Сенсорной системой, или анализатором, называют часть нервной системы, осуществляющей формирование ощущений и восприятий раздражителей внешнего и…

  • Психофизиология сенсорных систем

    Общая характеристика сенсорных систем Эволюция сенсорных систем Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности…

  • Общая характеристика сенсорных систем

    Эволюция сенсорных систем Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности и изменения окружающего мира, если…

  • Эволюция сенсорных систем

    Человек, как и другие живые существа, не смог бы жить и реагировать на особенности и изменения окружающего мира, если бы его организм не обладал нервными…

Источник