Сенсорная информация как фактор развития ребенка

Через органы чувств в соответствующие
зоны коры больших полушарий непрерывно
поступает информация из окружающей
среды. Для нормальной деятельности
организма необходимо, чтобы многочисленные
раздражения, действующие на него, точно
и тонко различались, анализировались.
Анализ раздражений начинается еще в
рецепторах, каждая группа которых
чувствительна к раздражениям определенного
рода. Например, рецепторы органа зрения
раздражаются светом, органа слуха –
звуком и т.д.
Возникшие в рецепторах импульсы
проводятся по афферентным нейронам в
ЦНС и по её проводящим путям достигают
соответствующей зоны коры. При этом
осуществляется анализ раздражителей,
который достигает исключительной
тонкости в корковых зонах. Павлов назвал
системы, обеспечивающие анализ
раздражителей, анализаторами.
Анализатор включает в себя:
периферический отдел (рецепторный);
проводниковый (нервы и проводящие пути
в ЦНС); – корковый (участок коры больших
полушарий).
Ощущения лежат в основе чувствительности,
которая определяет состояние живого
организма, его способность реагировать
на раздражения, исходящие из внешней и
внутренней среды. В результате воздействия
окружающей среды и её восприятия
происходит познание мира.
Развитие и созревание различных
анализаторов у плода начинаются рано
и происходят в разные сроки. Раньше всех
созревают структуры вестибулярного
анализатора, позже – вкусового,
обонятельного и кожного. Слуховой и
зрительный анализаторы созревают позже
других. К моменту рождения ребенка
функционируют все анализаторы, но их
совершенствование происходит до 17 –
20 лет. Развитию и функциональному
совершенствованию анализаторов
способствуют их рациональная тренировка
и отдых в процессе обучения и воспитания
ребенка.
В процессе обучения и воспитания детей
с дефектами сенсорной чувствительности
большое значение имеет высокая
пластичность нервной системы, позволяющая
компенсировать выпавшие функции за
счет оставшихся органов чувств. Так, у
слепых детей повышается чувствительность
вкусового и обонятельного анализаторов,
а также осязание, что позволяет им читать
при помощи пальцев рук.
Сенсорная информация является важным
фактором развития ребенка. В условиях
сенсорного голода не развиваются нервные
клетки и мозговые структуры, задерживается
общее развитие организма.
11 Тема. Зрительная
сенсорная система, её организация.
Особенности зрения детей различного
возраста.
Причины и профилактика нарушений зрения
85% информации человек получает через
органы зрения.
Орган зрения представлен глазным яблоком
и вспомогательным аппаратом. Глазное
яблоко находится в глазнице черепа и
удерживается в ней с помощью трех пар
мышц.
Глазное яблоко покрыто тремя оболочками.
Наружная – белочная или склера. На
передней поверхности она переходит в
прозрачную роговицу. За белочной
оболочкой следует сосудистая, питающая
глаз. На передней поверхности она
переходит в радужную, содержащую
пигменты, от которых зависит цвет глаз.
Посередине радужки находится отверстие
– зрачок, через который лучи света
проникают внутрь глаза. Внутренняя
оболочка глаза называется сетчаткой.
Она имеет сложное строение. Состоит из
10 слоев. В ней находятся колбочки и
палочки. Это видоизмененные
светочувствительные зрительные клетки.
С помощью колбочек осуществляется
восприятие цвета. С помощью палочек –
свет. От нервных клеток сетчатки отходит
зрительный нерв, который подает информацию
в затылочную долю коры больших полушарий.
Между роговицей, радужкой и хрусталиком
находится пространство, заполненное
водянистой жидкостью. За зрачком
расположено тельце – хрусталик,
заключенный в прозрачную сумку. С помощью
двух ресничных мышц он удерживается в
глазу. Все внутреннее пространство
глаза, находящееся за хрусталиком и
радужкой, заполнено стекловидным телом.
Таким образом, зрительный анализатор
состоит из рецепторного отдела (сетчатки),
проводникового (зрительного нерва),
коркового (затылочная область коры
больших полушарий).
Периферический отдел выполняет защитную
функцию. К нему относятся: брови, ресницы,
веки, слезная железа.
Острота зрения у новорожденных очень
низка и только к 5 годам приближается к
норме. Затем, в большинстве случаев (80
– 90%), у детей и подростков остается
несколько выше, чем у взрослых. В возрасте
18 – 60 лет острота зрения остается
неизменной.
Поле зрения у детей значительно уже,
чем у взрослых, но с возрастом быстро
увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и
продолжает расширяться до 20 – 25 лет.
Восприятие пространства начинает
формироваться с трехмесячного возраста
в связи с созреванием сетчатки и коркового
отдела зрительного анализатора.
Объемное зрение, т. е. восприятие формы
предмета, начинает формироваться с 5
месяцев. Этому способствует совершенствование
координации движений глаз, фиксации
взора на предмете, улучшение остроты
зрения, взаимодействие зрительного
анализатора с другими.
В интервале между 6-м и 9-м месяцем у
ребенка возникает представление о
глубине и отдаленности расположения
предметов.
Специфическая реакция зрительного
анализатора на различные цвета у детей
наблюдается сразу после рождения.
Порядок восприятия различных цветов
предположительно таков: желтый, белый,
розовый, красный, коричневый, черный,
голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев
дети различают все цвета, начинают
выбирать игрушки по цвету, но правильно
называют все цвета лишь с 3-х лет.
Глаза у большинства новорожденных (90%)
характеризуются небольшой дальнозоркостью.
К 8 – 12 годам она постепенно исчезает.
Однако у 30 – 40% детей в результате
увеличения размеров глазного яблока
развивается близорукость (миопия). Это
следствие увеличения внутриглазного
давления при длительном чтении в
положении сидя с большим наклоном
головы, при напряжении аккомодации,
происходящем при недостаточном освещении
и продолжительном рассматривании мелких
предметов (дошкольный и младший школьный
возраст), а также при врожденном удлинении
глазного яблока.
Предрасположенность к близорукости
может передаваться по наследству.
Длительное чтение, письмо, работа с
компьютером, просмотр телепередач
сопровождаются сильным напряжением
глаз и поэтому требуют ограничения во
времени.
В целях профилактики развития близорукости
необходимо приучать детей рассматривать
предметы (особенно книгу при чтении) на
расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная
продолжительность чтения в младших
классах не должна превышать 15 – 20 мин,
для среднего возраста – 25 – 30 мин, для
старшеклассников – до 45 мин.
Существуют и ограничения при работе на
компьютере. Для учащихся 1-х классов –
10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 –
9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл.,
имеющих сдвоенные уроки, на первом часу
– 30 мин, а на втором – 20 мин.
Профилактикой близорукости является
обеспечение рационального освещения
рабочих мест. Свет должен падать с левой
стороны. Для защиты глаз от прямого
солнечного света рекомендуется применять
светозащитные козырьки у окон.
Для освещения классной доски необходима
установка специальных светильников.
Окраска стен – теплые тона, светлые,
матовые. Доска – коричневая, зеленая
матовая. Классная доска размещается на
расстоянии не меньше двух метров от
первых парт.
Сохранение зрения во многом зависит от
посадки детей во время занятий. Рассаживать
детей за столы в соответствии с их ростом
и состоянием зрения. Педагог должен
следить, чтобы дети, которым назначены
очки, пользовались ими. Детей с нарушением
зрения нельзя направлять на работы,
связанные с подъемом тяжестей. Просмотр
телепередач на расстоянии 2 – 3 м.
Большую роль в сохранении зрения имеет
правильный режим дня. Беспорядочный
образ жизни, систематическое недосыпание,
злоупотребление просмотром телепередач
вредно сказываются не только на зрении,
но и на здоровье в целом. Восстановить
работоспособность зрительного анализатора
позволяет отдых продолжительностью 6
– 10 минут, особенно в сочетании с
движениями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.
Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.
Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.
Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.
При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.
По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.
Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.
Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.
Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.
Источник
|
|
| ||||||||||||||||||||||
Источник