Сенсорная информация как фактор развития ребенка

 Через органы чувств в соответствующие
 зоны коры больших полушарий непрерывно
 поступает информация из окружающей
 среды. Для нормальной деятельности
 организма необходимо, чтобы многочисленные
 раздражения, действующие на него, точно
 и тонко различались, анализировались.
 Анализ раздражений начинается еще в
 рецепторах, каждая группа которых
 чувствительна к раздражениям определенного
 рода. Например, рецепторы органа зрения
 раздражаются светом, органа слуха –
 звуком и т.д.
 Возникшие в рецепторах импульсы
 проводятся по афферентным нейронам в
 ЦНС и по её проводящим путям достигают
 соответствующей зоны коры. При этом
 осуществляется анализ раздражителей,
 который достигает исключительной
 тонкости в корковых зонах. Павлов назвал
 системы, обеспечивающие анализ
 раздражителей, анализаторами.
Анализатор включает в себя:
- периферический отдел (рецепторный); 
- проводниковый (нервы и проводящие пути 
 в ЦНС); – корковый (участок коры больших
 полушарий).
 Ощущения лежат в основе чувствительности,
 которая определяет состояние живого
 организма, его способность реагировать
 на раздражения, исходящие из внешней и
 внутренней среды. В результате воздействия
 окружающей среды и её восприятия
 происходит познание мира.
 Развитие и созревание различных
 анализаторов у плода начинаются рано
 и происходят в разные сроки. Раньше всех
 созревают структуры вестибулярного
 анализатора, позже – вкусового,
 обонятельного и кожного. Слуховой и
 зрительный анализаторы созревают позже
 других. К моменту рождения ребенка
 функционируют все анализаторы, но их
 совершенствование происходит до 17 –
 20 лет. Развитию и функциональному
 совершенствованию анализаторов
 способствуют их рациональная тренировка
 и отдых в процессе обучения и воспитания
 ребенка.
 В процессе обучения и воспитания детей
 с дефектами сенсорной чувствительности
 большое значение имеет высокая
 пластичность нервной системы, позволяющая
 компенсировать выпавшие функции за
 счет оставшихся органов чувств. Так, у
 слепых детей повышается чувствительность
 вкусового и обонятельного анализаторов,
 а также осязание, что позволяет им читать
 при помощи пальцев рук.
 Сенсорная информация является важным
 фактором развития ребенка. В условиях
 сенсорного голода не развиваются нервные
 клетки и мозговые структуры, задерживается
 общее развитие организма.
 11 Тема. Зрительная
 сенсорная система, её организация.
 Особенности зрения детей различного
 возраста. 
Причины и профилактика нарушений зрения
 85% информации человек получает через
 органы зрения.
 Орган зрения представлен глазным яблоком
 и вспомогательным аппаратом. Глазное
 яблоко находится в глазнице черепа и
 удерживается в ней с помощью трех пар
 мышц.
 Глазное яблоко покрыто тремя оболочками.
 Наружная – белочная или склера. На
 передней поверхности она переходит в
 прозрачную роговицу. За белочной
 оболочкой следует сосудистая, питающая
 глаз. На передней поверхности она
 переходит в радужную, содержащую
 пигменты, от которых зависит цвет глаз.
 Посередине радужки находится отверстие
 – зрачок, через который лучи света
 проникают внутрь глаза. Внутренняя
 оболочка глаза называется сетчаткой.
 Она имеет сложное строение. Состоит из
 10 слоев. В ней находятся колбочки и
 палочки. Это видоизмененные
 светочувствительные зрительные клетки.
 С помощью колбочек осуществляется
 восприятие цвета. С помощью палочек –
 свет. От нервных клеток сетчатки отходит
 зрительный нерв, который подает информацию
 в затылочную долю коры больших полушарий.
 Между роговицей, радужкой и хрусталиком
 находится пространство, заполненное
 водянистой жидкостью. За зрачком
 расположено тельце – хрусталик,
 заключенный в прозрачную сумку. С помощью
 двух ресничных мышц он удерживается в
 глазу. Все внутреннее пространство
 глаза, находящееся за хрусталиком и
 радужкой, заполнено стекловидным телом.
 Таким образом, зрительный анализатор
 состоит из рецепторного отдела (сетчатки),
 проводникового (зрительного нерва),
 коркового (затылочная область коры
 больших полушарий).
 Периферический отдел выполняет защитную
 функцию. К нему относятся: брови, ресницы,
 веки, слезная железа.
 Острота зрения у новорожденных очень
 низка и только к 5 годам приближается к
 норме. Затем, в большинстве случаев (80
 – 90%), у детей и подростков остается
 несколько выше, чем у взрослых. В возрасте
 18 – 60 лет острота зрения остается
 неизменной.
 Поле зрения у детей значительно уже,
 чем у взрослых, но с возрастом быстро
 увеличивается (особенно в 6 – 8 лет) и
 продолжает расширяться до 20 – 25 лет.
 Восприятие пространства начинает
 формироваться с трехмесячного возраста
 в связи с созреванием сетчатки и коркового
 отдела зрительного анализатора.
 Объемное зрение, т. е. восприятие формы
 предмета, начинает формироваться с 5
 месяцев. Этому способствует совершенствование
 координации движений глаз, фиксации
 взора на предмете, улучшение остроты
 зрения, взаимодействие зрительного
 анализатора с другими.
 В интервале между 6-м и 9-м месяцем у
 ребенка возникает представление о
 глубине и отдаленности расположения
 предметов.
 Специфическая реакция зрительного
 анализатора на различные цвета у детей
 наблюдается сразу после рождения.
 Порядок восприятия различных цветов
 предположительно таков: желтый, белый,
 розовый, красный, коричневый, черный,
 голубой, зеленый, фиолетовый. В 6 месяцев
 дети различают все цвета, начинают
 выбирать игрушки по цвету, но правильно
 называют все цвета лишь с 3-х лет.
 Глаза у большинства новорожденных (90%)
 характеризуются небольшой дальнозоркостью.
 К 8 – 12 годам она постепенно исчезает.
 Однако у 30 – 40% детей в результате
 увеличения размеров глазного яблока
 развивается близорукость (миопия). Это
 следствие увеличения внутриглазного
 давления при длительном чтении в
 положении сидя с большим наклоном
 головы, при напряжении аккомодации,
 происходящем при недостаточном освещении
 и продолжительном рассматривании мелких
 предметов (дошкольный и младший школьный
 возраст), а также при врожденном удлинении
 глазного яблока.
 Предрасположенность 	к 	близорукости
 может 	передаваться 	по наследству.
 Длительное чтение, письмо, работа с
 компьютером, просмотр телепередач
 сопровождаются сильным напряжением
 глаз и поэтому требуют ограничения во
 времени.
 В целях профилактики развития близорукости
 необходимо приучать детей рассматривать
 предметы (особенно книгу при чтении) на
 расстоянии 35 – 40 см от глаз. Непрерывная
 продолжительность чтения в младших
 классах не должна превышать 15 – 20 мин,
 для среднего возраста – 25 – 30 мин, для
 старшеклассников – до 45 мин.
 Существуют и ограничения при работе на
 компьютере. Для учащихся 1-х классов –
 10 мин, 2 – 5-х – 15 мин, 6 – 7-х – 20 мин, 8 –
 9-х – до 25 мин. для школьников 10 – 11 кл.,
 имеющих сдвоенные уроки, на первом часу
 – 30 мин, а на втором – 20 мин.
 Профилактикой близорукости является
 обеспечение рационального освещения
 рабочих мест. Свет должен падать с левой
 стороны. Для защиты глаз от прямого
 солнечного света рекомендуется применять
 светозащитные козырьки у окон.
 Для освещения классной доски необходима
 установка специальных светильников.
 Окраска стен – теплые тона, светлые,
 матовые. Доска – коричневая, зеленая
 матовая. Классная доска размещается на
 расстоянии не меньше двух метров от
 первых парт.
 Сохранение зрения во многом зависит от
 посадки детей во время занятий. Рассаживать
 детей за столы в соответствии с их ростом
 и состоянием зрения. Педагог должен
 следить, чтобы дети, которым назначены
 очки, пользовались ими. Детей с нарушением
 зрения нельзя направлять на работы,
 связанные с подъемом тяжестей. Просмотр
 телепередач на расстоянии 2 – 3 м.
 Большую роль в сохранении зрения имеет
 правильный режим дня. Беспорядочный
 образ жизни, систематическое недосыпание,
 злоупотребление просмотром телепередач
 вредно сказываются не только на зрении,
 но и на здоровье в целом. Восстановить
 работоспособность зрительного анализатора
 позволяет отдых продолжительностью 6
 – 10 минут, особенно в сочетании с
 движениями.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.
Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.
Различные сенсорные системы начинают функционировать в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный анализатор как филогенетически наиболее древний созревает еще во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.
Адекватные реакции на раздражения вкусового анализатора наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка основных пищевых веществ формируется лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.
Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.
При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.
По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.
Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.
Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.
Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.
Источник
| 
 | 
 | 
 | ||||||||||||||||||||||
Источник
 
 