Семья ведущий фактор развития ребенка

Семья ведущий фактор развития ребенка thumbnail

Автор: Антонова Светлана Львовна

Организация: МБДОУ д/с №36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Семья — это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей.

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, является его семья.

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка.

Семья выступает организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром организуют родители и другие члены семьи. В этом заложен большой педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен или лишен возможности активного взаимодействия с ней. Именно в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, предоставляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную с взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда — подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился.

Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос… Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии — взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности (Я сам!), его постоянно останавливают: Ты не умеешь, дай я сделаю, Не лезь!, Не трогай!Это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, а, следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение.

Семейная среда — первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда- это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка.

Нормальная семейная атмосфера — основа формирования личности.

Для этого необходимо:

  • осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

  • организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

  • в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

  • взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Читайте также:  Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки

Таким образом, семья — это первая школа общения ребенка и основной фактор формирования его личности.

Список используемой литературы:

1.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. — М.: Эксмо, 2008. — 128 с. С. 49-51.

2.Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 176-180.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. — М.: ИЦ Академия, 2000. — 232 с.С. 30.

4. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. — 101 с.

Опубликовано: 11.12.2015

Источник

Ñåìüÿ – âåäóùèé ôàêòîð ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ôîðìèðîâàíèå äîáðûõ ÷óâñòâ ó ðåá¸íêà â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Âîïðîñû ôîðìèðîâàíèÿ íðàâñòâåííîé îñíîâû ëè÷íîñòè. Îòíîøåíèÿ è îáùåíèå â êîëëåêòèâå. Ôîðìû ñþæåòíî-ðîëåâûõ èãð. Ñåìüÿ êàê ôàêòîð âîñïèòàíèÿ.

ÐóáðèêàÏåäàãîãèêà
ÏðåäìåòÑåìåéíàÿ ïåäàãîãèêà
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Ïðèñëàë(à)incognito
Äàòà äîáàâëåíèÿ05.03.2016
Ðàçìåð ôàéëà28,7 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Âçàèìîäåéñòâèå ñåìüè è äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè ðåáåíêà íà ïðèìåðå ÄÎÓ ¹22 «Ðîäíè÷îê». Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñ ìîëîäûìè ðîäèòåëÿìè ïî ïðîáëåìå íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [47,1 K], äîáàâëåí 29.07.2010

  • Âîñïèòàòåëüíûå âîçìîæíîñòè ñåìüè â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà ÷åðåç âçàèìîîòíîøåíèÿ ðîäèòåëåé è äåòåé. Òèïû ñåìüè, õàðàêòåðèñòèêà åå ôóíêöèé. Òðóäíîñòè ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Ñîñòàâëåíèå ñîöèàëüíîãî ïàñïîðòà ñåìüè, ïðîâåäåíèå òåñòîâ, àíêåòèðîâàíèå.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1,3 M], äîáàâëåí 21.02.2014

  • Òåîðåòè÷åñêàÿ îñíîâà âëèÿíèÿ îòöîâñòâà íà ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Îñíîâíûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ îòöîâñòâà. Ðîëü îòöà â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ïîëíàÿ ñåìüÿ êàê óñëîâèå ãàðìîíè÷íîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [194,8 K], äîáàâëåí 10.06.2015

  • Íðàâñòâåííàÿ îñíîâà ëè÷íîñòè è óñëîâèÿ åå ôîðìèðîâàíèÿ. Öåëè, çàäà÷è, âèäû, ìåòîäû íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ. Ðîëü è çíà÷åíèå ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçðàáîòêà ðåêîìåíäàöèé ïî ðàáîòå ñ äåòüìè øêîëüíîãî âîçðàñòà ïî ôîðìèðîâàíèþ íðàâñòâåííîé îñíîâû ëè÷íîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [106,3 K], äîáàâëåí 10.06.2015

  • Ñåìüÿ è åå ñîöèàëüíûå ôóíêöèè. Ñòèëè, òèïû è âèäû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ è åãî ïðîáëåìû. Âîñïèòàíèå äåòåé â ðàçëè÷íûõ ïî ñòðóêòóðå ñåìüÿõ. Ñåìüÿ êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè è åå ðîëü â ôîðìèðîâàíèè íðàâñòâåííûõ íà÷àë, æèçíåííûõ ïðèíöèïîâ ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,1 K], äîáàâëåí 26.07.2009

  • Èñòîðè÷åñêîå ðàçâèòèå òåîðèè âîñïèòàíèÿ, åãî ñóùíîñòü, öåëè, ñðåäñòâà è ìåòîäû. Ïñèõîëîãè÷åñêèå óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ è ôîðìèðîâàíèÿ ñâîéñòâ è ñîöèàëüíûõ óñòàíîâîê ëè÷íîñòè. Ñåìüÿ è êîëëåêòèâ êàê ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé ôàêòîð âîñïèòàíèÿ ó÷àùèõñÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [32,7 K], äîáàâëåí 17.09.2009

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèå îñíîâû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ, åãî âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Âîñïðèÿòèÿ ðîäèòåëÿìè ðåáåíêà êàê ëè÷íîñòè è òèïû âçàèìîîòíîøåíèé â ñåìüå Îïûòíî-ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî àíàëèçó ñåìüè êàê ïåäàãîãè÷åñêîé ñèñòåìû.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [61,5 K], äîáàâëåí 03.12.2009

  • Ñåìüÿ êàê ôàêòîð ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Ñîöèàëüíûå ôóíêöèè ñåìüè è åå âëèÿíèå íà ïîäðîñòàþùåå ïîêîëåíèå. Ðîëü è çàäà÷è ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ â ðàçâèòèè ðåáåíêà. Ñîâðåìåííàÿ ñåìüÿ-åå ïðîáëåìû è âîçìîæíûå ïóòè èõ ðåøåíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [51,6 K], äîáàâëåí 04.11.2007

  • Ñåìüÿ è åå ñîöèàëüíûå ôóíêöèè. Ñòèëè è òèïû âîñïèòàíèÿ. Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè. Âîñïèòàíèå ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ â ðàçëè÷íûõ ïî ñòðóêòóðå ñåìüÿõ. Ðîëü ðîäèòåëåé â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåá¸íêà. Ïóòè ðåøåíèÿ ïðîáëåì â ñåìåéíîì âîñïèòàíèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [84,2 K], äîáàâëåí 01.11.2014

  • Ñåìüÿ êàê ôàêòîð ñîöèàëèçàöèè. Âîñïèòàíèå è ðîäèòåëüñêîå âîçäåéñòâèå. Çàäà÷è âîñïèòàíèÿ â ñåìüå. Ðàçâèòèå èíòåëëåêòà è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äåòåé. Ïðèíöèïû ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ è óñëîâèÿ åãî óñïåøíîñòè. Ñî÷åòàíèå ñåìåéíîãî è îáùåñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,6 K], äîáàâëåí 06.03.2009

Семья ведущий фактор развития ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Наталья Янгулова
Формирование личности ребенка через систему отношений в семье

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Читайте также:  Жан пиаже мышление и развитие ребенка

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции, то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью?Можно выделить несколько ключевых критериев:

малыш полноценно применяет личные местоимения;

имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

ребенок владеет навыками самоконтроля;

он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Читайте также:  Русское народное творчество как средство развития ребенка

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания,являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенкашкольного возраста проистекает вследствие воздействия:

новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);

новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т. п.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

Источник