Семья персональная среда жизни и развития ребенка

Семья персональная среда жизни и развития ребенка thumbnail

Семья — персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание в семье ребенка должно создавать адекватную оценку самого себя. Нам родителям хочется, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми и оценивали себя правильно. Поэтому при воспитании детей очень важно научить их приемам психологической защиты. Не забывайте, что проблемы семьи в первую очередь всегда касаются детей, даже если это взрослые дети.

Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.

Семья — сложная многофункциональная система. Функция семьи — это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Главное назначение семьи — воспитание детей.

Семья — персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются:

-воспитательная;

-оздоровительная;

-духовно-нравственная;

-познавательно-образовательная;

-бытовая;

-трудовая;

-культурно-просветительная;

-досугово — творческая;

-стимулирующая самостоятельный опыт личности;

-охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

-гармоническое развитие ребенка

-Забота о здоровье детей;

-помощь в учении;

-трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

-помощь в социализации личности;

-формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

-забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

1. климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2. режим семейной жизни;

3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Источник

статья «Семья-это персональная среда жизни и развития ребёнка»

1 Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, и добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик, о его родителях.

Читайте также:  Определение уровня развития коммуникативных умений ребенка

    Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

2 •         социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

•         социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

•         технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

•         демографический (определяется структурой семьи).

3 Современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей. Но на данный момент, социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка.  На современном этапе развития общества, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем, что не может не сказаться на отношении родителей к школе и педагогическому коллективу:

       4 1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);

       2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;

       3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель, или совсем без родителей;

       4. Разрушение системы «родители-ребенок»,  усиливающее взаимное             отчуждение детей и родителей;

       5. Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д. Поэтому очень важна скоординированная целенаправленная совместная работа родителей и школы, и не секрет что в проблемах трудных

Работа любого педагога начинается со знакомства с родителями. И родители бывают очень разные. Из своего опыта могу выделить 3 группы родителей:

5

  1. Родители- «активисты»- очень заинтересованные в полноценном развитии своего ребёнка. Первые помощники педагога. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно относятся ко всем  поручениям школы.

  2. «Сверхзанятые» родители- им всегда некогда. Они не приходят на собрания, им не особенно интересно чему и как учат их ребёнка.

  3. «Агрессивные» родители- они изначально настроены против школы, они лучше всех знают чему и как надо учить ребёнка. Всех учителей считают недоучками и бездельниками. Одни это проявляют открыто другие скрывают.

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи и школы можно успешно решать проблему развития личности школьника.

        Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

С давних времён основной формой общения и взаимодействия родителей и педагогов является родительское собрание. И как правило, родители с неохотой идут на собрания. Знаю по себе- долго, как правило поздно вечером, и немножко страшновато- что там ещё натворил ребёнок? Поэтому я стараюсь сама приходить на собрания к родителям. Особенно к первоклассникам. Рассказываю о школе искусств, о системе работы, перспективах и т.д.

При общении с родителями я ставлю перед собой 3 важнейшие задачи:

  • 7 формирование активной педагогической позиции родителей

  • информирование ;

  • активное участие родителей в воспитании детей

В школе искусств для реализации поставленных задач открываются более широкие перспективы, чем в общеобразовательной школе. Всем родителям или почти всем нравится видеть своего ребёнка на сцене, танцующим или поющим. Конечно и здесь есть исключения, но больше религиозного порядка.

8 В моей практике работы в СШ№8 хорошо себя зарекомендовали выступления на общешкольном родительском собрании, когда родители и администрация школы видят своих детей, учеников, и видят результаты работы за период времени. И дети относятся очень ответственно к таким выступлениям. И ещё, как правило, если на обычный концерт к какому-либо празднику ребёнок может придти и в грязной одежде или просто не соблюдая требования к внешнему виду, то на такие выступления обычно приходят при полном параде- родителям тоже не хочется стыдиться перед другими родителями.

Открытые уроки для родителей оказались непростой задачей в плане организации. Как правило, приходит мало родителей, и то воспринимают это просто как классный концерт.

Очень хорошо показало себя мероприятие «А ну-ка бабушки», прошедшее в канун дня пожилого человека. Бабушки и внуки участвовали в различных шуточных конкурсах, бабушки охотно демонстрировали свои кулинарные способности, угощали всех пирогами и фруктами, а внуки и внучки с гордостью хвастались своими бабушками. Победу в конкурсе отдали самой старенькой бабушке, которая несмотря на свой возраст нашла в себе силы придти, и не просто принять участие, но ещё и удивить всех умением обращаться с сотовым телефоном.

Читайте также:  Эриксон о психическом развитии ребенка

Помимо родительских собраний существует ещё индивидуальное общение. И далеко не всегда при встрече. Часто по телефону. Например, почти каждое занятие я звоню папе одной из учениц и говорю где она была и что она пошла домой и не гуляла где-то, а была в школе на занятиях. И выслушиваю всё что он мне скажет.

Но индивидуальное общение менее эффективно чем коллективное, хотя в некоторых случаях это единственный способ поговорить с родителями. Особенно из неблагополучных семей, детей из которых у меня достаточно много.

И здесь очень важно приглашать таких родителей почаще в школу, привлекать по возможности к сотрудничеству, чтобы они видели результаты деятельности своих детей, заинтересовать в дальнейшем развитии ребёнка.

9 Таким образом, взаимодействие с родителями единственный способ для организации правильного формирования личности ребёнка. Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома. Родителям необходимо дать понять, что их требования будут учтены, а школьные мероприятия, собрания обязательно проводится с учетом рабочего графика родителей и что их участие совсем не подразумевает сложного, всепоглощающего процесса.

Источник

Семья — персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.

В наши дни школа — наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний, семинаров, лекториев.

Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч — это эффективные направления деятельности школы в направлении привлечения родителей к школе.

Одна из нестандартных форм работы с родителями — “ День открытых дверей”. В рамках этого мероприятия проводится разнообразная работа специалистов школы с родителями учеников.

Цели:

    Формирование активной педагогической позиции родителей. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями. Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Оформление:

    Рисунки первоклассников на тему “Что мне нравится в школе?” Изображение цветка. Плакат “Условия успешности обучения в школе”

Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс-тестирования, простые карандаши.

Ход встречи

I. Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.

Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

Ведущий: А почему? Как вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод — начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

II. Ведущий: Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. В классе у него много друзей. Ему мало нравятся учителя в школе. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей … Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

Читайте также:  Для определения физического развития ребенка используются

8-10 баллов — У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-7 баллов — В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов — Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла — Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

III. Немного теории. Информация о психологической готовности ребенка к школе. Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.

Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина — индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.

Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.

Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” — комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

IY. Работа с изображением цветка.

Цветок — это ваш ребенок, наш ученик.

Корни цветка — дошкольная зрелость.

Листья — общее психологическое развитие и саморегуляция.

Именно они способствуют качественному развитию цветка, т. е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек — цветочек вашей жизни.

Y. Рассмотрим рисунки, которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.

Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.

YI. Ведущий: А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Условия успешности обучения в школе: pдоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

С уважением, психолог школы.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.

Источник