Семья как среда воспитания и развития ребенка

Семья как среда воспитания и развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания

Под методом воспитания понимается совокупность средств и способов формирования у личности и коллектива требуемых качеств.

Методы воспитания делятся следующим образом:

  1. Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример.
  2. Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение.
  3. Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.

Понятие «семья». Функции семьи

В педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение: «Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции – репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

Сластенин В.А. дает классификациюфункций семьи по отношению к обществу и человеку.

К функциям семьи по отношению к обществу относятся: физическое воспроизводство населения; воспитательная функция – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство; производственно-хозяйственная; организация досуга.

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

К функциям семьи по отношению к человеку относятся: супружеская; родительская; организация быта.

Семья — самая маленькая ячейка общества, даю­щая ребенку бесценный опыт социализации. Причины ее особой роли обусловлены устойчивостью, долговременностью и богатым разнообразием ее влияния, притом опыт, передаваемый семьей, воспринимается детьми не только разумом, но и чувствами. Это — глу­боко запечатлеваемый опыт. Наука свидетельствует также о том, что основа нравственности будущей лич­ности закладывается в раннем детстве под домини­рующим воздействием семьи.

В Семейном кодексе Российской Федерации определено следующее: «Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности ребенка и главным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

Термин «воспитание» применяется в двух смыслах: в узком и широком. В узком смысле воспитание означает, осуществляющийся с помощью некоей совокупности методов, процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитателя с целью передачи знаний, привития ему определенной системы представлений, понятий и норм. Данное воспитание мы проводим по отношению к своим собственным детям, кто более, а кто менее, при этом, пытаясь добиться определенных педагогических целей. Но есть еще и другое понимание воспитания — в широком смысле этого термина: воздействие на человека всей системы общественных отношений, в том числе, и отношений семейных, которые как бы задают тон всему этому воспитанию в широком смысле.

Кто осуществляет воспитание? Сначала родители, а точнее — семья, далее, с ростом ребенка — детские дошкольные учреждения. С наступлением школьного возраста большую воспитательную роль берут на себя школа и школьный коллектив, сообщества сверстников.

Все это обозначается в психологии и педагогике единым термином — институты воспитания. Роль их в процессе развития и формирования личности ребенка не одинакова, и более совершенного института воспитания, чем семья, человечество пока не придумало. Но роль эта с взрослением ребенка меняется. Семья полностью определяет формирование человека вплоть до наступления школьного возраста, хотя при этом ей активно помогают детские дошкольные учреждения, затем школа.

Роль семьи в формировании личности

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Я А Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И.Г.Песталоцци полагал, что семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. Социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действен­ность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицирован­ным воспитанием в дошкольном учреждении или школе.

В исследовании Т. А. Марковой систематизированы фак­торы, которые определяют силу и стойкость семейного вос­питания.Остановимся на них подробнее.

1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональ­ным, интимным характером.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и дли­тельностью воспитательных воздействийматери, отца, дру­гих членов семьи в самых разнообразных жизненных ситу­ациях, их повторяемостью изо дня в день.

3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности(бытовую, трудовую, хозяйственную, воспи­тательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажу­щейся банальности удивительно точно передает смысл ори­ентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья.

Читайте также:  Критерии оценки уровня развития ребенка

Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованиям постепенно­го приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учиты­вать, что семья – не однородная, а дифференцированная со­циальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и жен­щины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама-учительница, папа — шофер, бабушка — медсестра). Это позво­ляет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А. Г.Харчев, И.В.Гребенников, Ю.П.Азаров).

Таким образом, современная наука подчеркивает при­оритет семьи в воспитании ребенка,проявляющийся в мно­гообразии форм воздействия, в непрерывности и длитель­ности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваи­вает подрастающий человек.

Условия правильного воспитания детей в семье

Правильная организация семейной жизни.

Позиция отца: ответственность за семью, ее благополучие и честь. Мать- источник заботы, эмоционально- притягательной силы для ребенка, чувства защищенности, бережного отношения к внутреннему миру ребенка.

Условия правильной организации жизни семьи: оптимальный режим жизни семьи, рациональное планирование финансовых возможностей, правильная организация предметной среды, наличие в семье предметов духовной культуры, социально – ориентированная жизненная позиция родителей ребенка, моральная атмосфера семьи, доброжелательные отношения отца и матери, равноправная позиция ребенка в семейных отношениях.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий:

1. Авторитет и личный пример родителей

2. Педагогический такт родителей

3. Культура быта в семье

4. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей

Типы семей и особенности семейного воспитания. Дифференцированный подход в работе с семьей

Воспитание детейв семье не всегда проходит успешно. В нем нередки ошибки, которые отражаются не только на жизни семьи, но и общества. Среди них наиболее распространен чрезмерный авторитаризм родителей, лишающий ребенка самостоятельной линии поведения, когда каждый шаг детей контролируется. При этом у ребенка подрывается вера в свои силы и возможности. Внутренние побуждения и мотивы поведения детей не формируются, но подавляются требованиями беспрекословного послушания.

Другой тип ошибок семейного воспитания связан с избалованностью детей, с отсутствием каких бы то ни было требований к ним. Родители стремятся уберечь ребёнка от труда. В этом случае у ребёнка не развивается самостоятельность, желание трудится, ответственность за порученное дело. Он не может выбрать себе дело, довести его до конца, становится безвольным.

Следующий тип ошибок в семейном воспитании — отсутствие единой линии воспитания со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек, дедушек). Ребёнок в таких семьях стремится подстроится к противоположным требованиям взрослых, что формирует у него такие черты характера, как лицемерие, лесть и др.

Анализ исследований (Е.Д.Белова, Л.М.Зюбин, А.Г.Ковалев) показывает, что устойчивые ошибки семейного воспитания связаны со структурой семьи и семейными отношениями, отношением взрослых к своим гражданским обязанностям, их потребностями и интересами, отношением к труду.

По этим признакам выделено несколько типов семей. Как показывают исследования, в каждом типе семьи присутствует определенный стиль воспитания ребенка. Необходимо знать тип семьи для того, чтобы дифференцированно работать с ней. В.И.Логинова, П.Г.Саморукова выделяют 4 типа семей: благополучные, формально благополучные, неблагополучные, неполные.

Знание типологии внутрисемейных взаимоотношений помогает решить проблемы семейного воспитания.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Подласый И.П. выделяет типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях (Педагогика. – М., 2001.). В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей.

2. Отзывчивые семьи.

3. Материально-ориентированные семьи.

4. Враждебные семьи.

5. Антисоциальные семьи.

Куликова Т.А. выделяет следующие типы семей:

1. Патриархальная (традиционная) семья. Архаичный тип. Проживают разные поколения родственников.

2. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семей) состоят преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних.

3. Малые семьи (состоящие из двух человек: неполные, материнские, «пустые гнезда» (супруги, дети которых вылетели из «гнезда»).

Стефановская Т.А. выделяет типы семьи: полная (неполная), благополучная (неблагополучная). К неблагополучным семьям относятся конфликтная, аморальная, педагогически несостоятельная семья, асоциальная семья.

В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Причины кризиса отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье Подласый И.П. выделяет следующие:

– невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию;

– низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

– двойная нагрузка на женщину в семье – в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 часов в неделю, в том числе дома 36 часов. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 часов;

– высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод – это всегда проблема воспитания детей;

– бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока глава законодательство закрепляет положение, при котором воспитание детей остается святой обязанностью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

Читайте также:  Центр речевого развития ребенка уфа

– обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бытовой почве не исчезают с газетных страниц;

– увеличение разрыва между семьей и образовательным учреждением. Обычная образовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные институты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье. (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2001.)

Что предлагает педагогика для преодоления кризиса семьи и повышения ее воспитательного воздействия?

Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя – когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность педагога открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей.

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3898; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка

«Семья как социокультурная среда развития ребенка»

«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»

Н. Ф. Шелгунов

Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).

Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».

По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.

Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья

Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:

— демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);

социально-культурный – образовательный уровень родителей, их

участие в жизни общества;

социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;

— технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)

В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Читайте также:  Центр развития ребенка в добром

В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:

репродуктивной — рождение детей;

хозяйственно-экономической;

воспитательной;

нравственно-психологического обеспечения;

коммуникативной;

рекреативной (организация досуга)

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:

• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);

• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);

• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);

• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);

• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)

Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.

Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.

Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.

Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.

Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций — это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:

• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.

• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.

• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.

• Взаимная направленность формирующих воздействий.

• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

• Эмоциональность и искренность семейных отношений.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».

Список литературы

1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.

2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.

3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.

4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.

5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.

6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.

8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160

9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51

10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений — М.: Прометей, 1995 г., с 464

11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого

12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371

Источник