Семья как социокультурная среда развития личности ребенка
Ирина Николаева
Семья как социокультурная среда развития ребенка
«Семья как социокультурная среда развития ребенка»
«Каждая семья настолько дурна или хо-роша, насколько дурно или хорошо созда-вали ее общество. Созданная самим обще-ством, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание»
Н. Ф. Шелгунов
Дошкольный возраст является тем периодом, когда ребенку начинает от-крываться мир человеческих отношений, появляются этические инстанции, на основе которых ребенок начинает делать свои первые нравственные выборы. Дошкольный возраст – это тот период, который является весьма чув-ствительным, сензитивным к социокультурному становлению. От того,как будет построено образование и воспитание детей в этом возрасте: насколько оно будет ориентировано на социокультурное развитие; насколько его орга-низация будет учитывать специфику этого периода развития, зависит ста-новление самосознания дошкольника, его первые нравственные самоопреде-ления и основы его мировоззрения (образа мира).
Но социокультурное развитие не тождественно социальному. Осваивая социальные роли ребенок учится подчиняться правилам данного общества, соответствовать его ожиданиям, выполнять необходимые функции (трудовые, учебные и т. д.) и подчинять свои действия требованиям взрослых, принимает определенную позицию, например, позицию школьника. Осуществляя социокультурное развитие ребенок начинает соизмерять свои поступки, действия, переживания с социокультурными образцами, которые пред-ставляют собой композицию ценностей (истины, правды, добра, красоты, свойственную определенному типу культуры.
Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, об-ращаясь к ним А. С.Макаренко говорил: «Главные основы воспитания чело-века закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека».
По определению А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механиз-мов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция че-ловека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.
Именно семья закладывает фундамент становления нравственной по-зиции ребёнка, благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окра-шенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семей-ном воспитании ребёнка могут серьёзно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнётся с иными моральными ценностями и требованиями.
Таким образом, традиционно главным институтом воспитания явля-ется семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспита-ния обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отри-цательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку луч-ше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья
Качество воспитания в семье определяется рядом параметров кон-кретной семьи. Это следующие параметры,их 4:
— демографический – структура семьи (большая, включая других родст-венников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
— социально-культурный – образовательный уровень родителей, их
участие в жизни общества;
— социально-экономический – имущественные характеристики и занято-стьродителей на работе;
— технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Надо отметить, что современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоциональ-но-психологических функций. Отношение детей и родителей в течение по-следних десятилетий меняются, они определяемыми глубиной их привязан-ности друг к другу, так как для все большего числа людей именно дети ста-новятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои при-чины. Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, большинство количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей. В результате родители не имеют воз-можности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда повысился статус женщины (и как следствие повысился уровень руководящей роли в семье)
В-третьих, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и роди-телей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Важен авторитет сверстников, а авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.
В-четвертых,происходит искажение представлений о реализации се-мейных функций:
репродуктивной — рождение детей;
хозяйственно-экономической;
воспитательной;
нравственно-психологического обеспечения;
коммуникативной;
рекреативной (организация досуга)
Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е. типичная для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости»стили могут быть определены как:
• состязательный (ребенка, считают выдающимся, отличитель-ным от других, формируют в нем высокомерие);
• рассудительный (родители предоставляют ребенку самостоятель-ность, позволяют приобрести собственный опыт, они не дают ре-бенку советов);
• предупредительный (ребенок лишен активности, постоянно опе кается родителями);
• контролирующий (родители ограничивают ребенку свободу дейст-вий, дети находятся под их постоянным контролем);
• сочувствующий стиль воспитания (отсутствие методов воспита-ния, потребности детей не ограничиваются)
Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. То есть взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Семья в воспитании ребёнка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует его личность. Дошкольное детство — период высокой чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребёнок опосредует нормы человеческого созна-ния, усваивает нравственные ценности. Её воспитательные воздействия оп-ределяют характер поведения ребёнка в семье.
Дошкольники являются очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, все проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. Дети стремятся к познанию, выявле-нию и установлению истины. Родители становятся примером для подражания. В первые годы жизни ребенок устанавливается истина, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В старшем дошкольном возрасте главенствующую роль играет нравственный облик ро-дителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпе-чаток на всю последующую жизнь. В сознании детей формируется авторитет родителей.
Быть авторитетным родителем — значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности. Становится важным место работы родителей, их гражданское лицо, поведение. Чаще всего авторитетом семьи является глава семейства.
Одним из факторов социокультурного воспитания, по праву, можно считать наличие семейных традиций. Они помогают создать в семье ощуще-ние общепринятых условностей, приобщение к которым дает ребенку чувство сопричастности к миру коллективных ценностей. Наличие семейных традиций — это факт непохожести, уникальности семьи, который формирует общественное мнение об отдельных членах семьи и семье вцелом.
Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтере-сованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об уви-денном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть собы-тия, которые отмечают по традиции как семейно — бытовые праздники (дни рождения, начало и окончание учебного года, получение паспорта, проводы в армию, и т. п., а также индивидуальные традиции (первый день весны, пер-вый снег.) Многие из этих событий отмечаются в общепринятом поряд-ке не только в семейном масштабе, но некоторые из них — в каждой семье по — своему. Главное, должно заключаться в том, чтобы у детей формировалось желание участвовать и организовывать торжества, ставшие традиционными в семье их родителей. А в дальнейшем появился стимул для создания новых традиций своей семьи.
В связи с особой воспитательной ролью семьи важно максимально увеличить положительное влияние воспитания и свести к минимуму влияние отрицательное. Для этого необходимо контролировать свои слова и по-ступки, (независимо от того присутствует ли при этом ребенок или нет). То есть соблюдать внутрисемейные социально-психологические факторы,имеющие воспитательное значение:
• Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воз-действий.
• Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности.
• Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности.
• Взаимная направленность формирующих воздействий.
• Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.
• Эмоциональность и искренность семейных отношений.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребёнка в сфере формирования со-циокультурных основ личности является семья. Именно семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Каждый ребёнок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
Список литературы
1. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ре-бенка. М., 1996.
2. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской нев-ротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4. С. 3238.
3. Захаров А. И. Неврозы в детском и подростковом возрасте. М.: 2000 г.
4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ. -метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. М.: Про-свещение, 1988.-208с.
5. Ковалев Г. А. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. 136 с.
6. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях чело-века и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980.
7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981.
8. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., — стереотип — М.: издательский центр «Академия», 2002 г., с 160
9. Куломзина С. Д. Развитие нравственного сознания в детях // Дошкольное воспитание, 2002 г., №3 с 45-51
10. Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. Спец. курс. Учебное пособия для студ. высш. учеб. заведений — М.: Прометей, 1995 г., с 464
11. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вызов и пе-дагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого
12. Свердлов О. Г. Диалоги о воспитании — М.: Педагогика, 1979 г., с 371
Источник
Ж.Р.Думанишева,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида№21»
Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребёнка.
Без доброты невозможна душевная красота человека. Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого он должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств. Это зависит от семьи и детского сада. А.А. Лихачёв.
Социокультурное развитие — это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.
Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст -это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение — семья, друзья.
Наши дети –это будущие чиновники, руководители, защитники нашей Родины, мамы, папы, и какими они вырастут зависит от нас.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для родителей вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст-это стартовый период всех высоких человеческих начал.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения-самые сильнодействующие факторы воспитания.
В период дошкольного детства, вместе с родителями должны посеять ростки душевной доброты, любви и сострадание к ближним и окружающим.
В современном мире, забота о материальном благополучии семьи, стоит впереди семейных ценностей , что приводит к снижению уровня социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми. В жизни детей снизился уровень нравственного развития дошкольников. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. Дети становятся зависимыми от телевидения из-за недостатка общения. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Именно поэтому нужно организовывать совместную работу ДОУ и семьи. Работа будет успешной при условии детального изучения родительски-детских отношений в семье и разработке индивидуальных рекомендаций для семей с точки зрения специфики отношений в семье и индивидуальных особенностей ребенка
Семья – главная школа жизни, благополучная семья – незаменимая школа жизни. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность.
Но всё же фундаментом развития социокультурных норм — является семья. Именно в семье закладываются основы личности. Беседуя с родителями, я говорю о том, что сами того не видя, они каждым словом, каждым поступком, воспитывают своего ребёнка. Родители сами того не замечая, вкладывают в своих детей те, или иные привычки. Именно этот социальный, зачастую не самый хороший опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.
В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей и т. д., тем самым осваивая социокультурные нормы. Педагогам дошкольного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышать педагогическую культуру родителей. При этом одним из главных условий достижения результата является грамотно сформированные социокультурные ценности педагогического состава детского сада.
Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться.
Социокультурное развитие определяется способностью сопоставлять жизнь с образцами. Они должны быть представлены как система человеческих установок и стилей общения.
Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого. Если в семье преобладают духовные ценности, например, взаимно-поддержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.
Если в семье принято уважать друг друга, любить свою семью, помогать старшим, дарить подарки , вместе праздновать дни рождения , то в будущем ребёнок будет любить свою собственную семью, а как следствие свой город свою страну .
Огромное значение имеет здоровый тон семейной жизни, нравственная атмосфера семьи, её уклад и стиль. Под этим всем подразумевается взаимоотношения внутри семьи и нравственные идеалы.
Деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
Работе с родителями, с семьей — трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.
Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей приносит свои положительные результаты. Проведение консультаций, бесед, анкетирования и совместных мероприятий повышают интерес родителей к деятельности детского сада. Такое сотрудничество помогает родителям, в какой – то мере больше узнать своих детей, воспитателю – найти наилучший подход к каждому ребенку, а детям – вновь приобрести поистине заинтересованное внимание родителей.
В связи с этим хочется вспомнить произведение великого чешского мыслителя – гуманиста, философа, педагога – новатора Яна Амоса Коменского «Материнская школа», в которой он сравнивает человека с живой природой: « … Плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но, как и дикое растение, принесет дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”. Так и наши дети: если мы не будем уделять им свое внимание, не будем подпитывать их знаниями, не будем окружать их своим теплом и лаской, то из них и вырастет «дикорастущее дерево». Следовательно, задача воспитателя совместно с родителями приложить максимум усилий для правильного воспитания детей, чтобы вырастить «плодоносное дерево, дающее вкусные и сладкие плоды».
Говорят, когда ты делаешь что-то для других от души, не ожидая благодарности, кто-то записывает в книгу судеб и посылает счастье, о котором ты даже и не мечтал.
Литература:
В.А. Сухомлинский « Сердце отдаю детям»;
Л.И. Маленкова. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
Л.Ф. Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1987.
«Социально – личностное развитие»,
Источник