Проект фольклор в музыкальном развитии ребенка

Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»

Проект на тему: «Использование фольклора

в музыкальном воспитании дошкольников»

Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.

4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта:

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

• Совместная деятельность

• Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности.

прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Материально- технические ресурсы:

музыкальный зал для занятий с детьми;

музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;

проектор

• экран

•технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,

• наборы СD — дисков, микрофоны и др. ;

• зал для проведения праздников;

• национальные костюмы.

3.Методическое обеспечение:

• дидактический и раздаточный материал;

• пособия по народному творчеству;

• комплект методической и теоретической литературы;

• Разработанные сценарии игр и праздников.

• Картотека игр

• Литература

• Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

План мероприятий

Этап Мероприятия Сроки Ответственные

Организационно

подготовительный

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Сентябрь Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь Музыкальный

руководитель

Народная мозаика

Декабрь Музыкальный

руководитель

Семинар практикум с родителями

Январь Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный

руководитель

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей

Мониторинг творческих способно-стей,

Наблюдения Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Пасха» Май Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

мероприятия Форма

проведения Предварительная

работа Материал Направление

«Зимние свят-ки» Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество»Праздник 1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок коля-дования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.

Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых

Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.

«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.

Читайте также:  Развитие ребенка картинки с весной

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые Физическое развитие.

Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен. Веточки вербы

Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие

Пасха. Праздник.1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Сол-нышко-вёдрышко»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие

Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион

ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.

Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно – правовой ресурс

• согласование проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта с администрацией детского сада;

• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах

3.Информационный ресурс:

• подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.

Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.

Кадровое обеспечение :

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13

1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.

2. Старший воспитатель педагог

3. Воспитатели высшей категории

Список литературы

1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998

2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М.:, Владос,1999

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988

4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с. ,нот

5. Дошкольная педагогика,5 — издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)

7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006

8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005

9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002

10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

Источник

Фольклорный праздник «Весёлая ярмарка»-подг.гр.

Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам, да радости желаем!

Давно мы вас ждём-поджидаем,

     Ярмарку без вас не начинаем.

     У нас для каждого найдутся

И местечко, и словечко.

Припасли мы для вас

Забавушек на всякий вкус:

Кому-сказку, кому- правду, кому-песенку.

Скоморох-взрослый: Мы всех на ярмарку зовём! Игры, песни, пляски заведём! Проходи, народ честной, Старый, средний, молодой!

Покупай и продавай! Денег нет, тогда меняй!

Исполняют песню «Веселая ярмарка»

под мелодию русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

1. По дорожке, по тропиночке идем,

Разудалую мы песенку поем.

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, разудалую мы песенку поем!

2. Нынче ярмарка веселая у нас

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, приглашаем всех на ярмарку сейчас!

3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей,

Приезжайте, приходите поскорей!

Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, приезжайте, приходите поскорей!

Скоморохи-дети:1. Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево — лавки с товаром!

Гляньте направо — веселье даром!

2. Подходите, подходите!

И глаза свои протрите!

Мы — развесёлые потешники,

Коробейники и насмешники!

3. Тары-бары, растобары

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад.

Разбирайте нарасхват.

Коробейники: 1. Вот какой у нас базар, бери глиняный товар,

Все горшочки хороши, выбирай-ка для души.

2. А вот вкусные петушки, у них красные гребешки,

Подходи, покупай, леденцы разбирай!

3. Как у нас ли, тары-бары, всяки- разны самовары!

Подходите, подходите! Посмотрите, посмотрите!

4. А ну, не дорого, купите творога,

И вот вам курица и сельдерей! Дешевле рублика,

Берите, милые, да поскорей!

5. Не держи язык за зубами, покупай пирог с грибами.

Уж потешь меня, дружок, скушай этот пирожок!

Сценка «Пирожок»

Покупатели: Мы с тобою шли?

-Шли!

-Пирожок нашли?

-Нашли!

-Я тебе его дал?

-Дал!

-Ты его взял?

— Взял.

-А где же он?

— Что?

— Пирожок.

— Какой?

— Ну мы же с тобою шли?.

Сценка «Дуняша»

Ведущая: Эй, ребятушки, хороши, пропустите вы Дуняшу!

      На торгу, торгу кругом ходит Дуня с пирогом!

Дуняша: Эй, цена недорога! Вы купите пирога!

Все (радостно): Пирога, пирога! Кому надо пирога?

Мальчик: Целый месяц на пирог тесто квасила ты впрок!

Да валяла на полу, да под лавкою в углу!

Все (испуганно): Пирога, пирога! Нам не надо пирога!

Ведущая: На торгу, торгу кругом ходит Дуня с киселём.

Дуняша: Вы купите киселя! Кушать будете, хваля!

Все (радостно): Киселя, киселя! Кому надо киселя?

Мальчик: Ставить ты кисель пошла,  из пруда воды взяла.

Пили мышки в том пруде, утопилися в воде!

Все (испуганно): Киселя, киселя?! Нам не надо киселя!

Дуняша: Не хотите киселёчек — подарю я вам платочек!

Читайте также:  Психологическое заключение по интеллектуальному развитию ребенка

Собирайтесь детвора, коль играть пришла пора.

Игра «Заря» (выбирают по считалке)

Катилась торба с высокого горба,

В этой торбе — хлеб, водица,

Кому достанется — тому водить.

Все идут по кругу, поют закличку, Заря идет за кругом с лентой в противоположную сторону.

Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи непростые, ленты голубые, кольца обвитые, за водой пошла!

Заря кладет незаметно одному ребенку на плечо ленту. После сигнала: «Раз, два — не воронь, а лети как огонь», Заря и тот, у кого теперь лента, бегут в противоположные стороны за кругом. Занимают место в кругу, тот, кто не успел — становится Зарей.

Коробейник: Налетайте, налетайте!

Покупайте, покупайте, мы —  ребята удалые, мы — ребята озорные,

Всех на ярмарку зовём и платочки продаём!

Девочка: Я платочки покупаю, приглашаю всех сплясать.

С ярмаркой всех поздравляю, где подружки? Не видать!

Подружки: Здесь мы, здесь, давно стоим!

На товары всё глядим.

Как платочки заберём,

Сразу танцевать начнём.

Танец с платками. («Маков цвет»)

Ведущий: Ой, ребята и девчата, хватит вам уже плясать,

Если ноги не устали, приглашаю поиграть.

Скоморох-взрослый: Ай, люли- люли-люли,

Карусель видна вдали, девочки и мальчики,

Куда же вы шагаете? Шли бы вы на карусель — место прозеваете!

Игра «Карусель»

Все: Еле-еле, еле-еле, Закружились карусели.

А потом, потом, потом. Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите!

Раз-два! Раз-два! Вот и кончилась игра.

Сценка «Петрушка и купец»

(Театр одного актёра – ребёнок)

Ведущий:А это кто к нам торопится, такой серьезный и важный!

(Входит купец.)

Купец: Я купец – в торговых делах удалец!

Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?

Купец: Торговать!

Петрушка: Воровать?

Купец: Да не воровать, а торговать!

Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!

Купец: Ладно! Пировать, так пировать. А у тебя деньги есть?

Надо иметь 200 рублей.

Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.

Купец: Да, не гвоздей, а рублей.

Петрушка: Да не понял я, голубей?

Купец: Петрушка, не смеши людей!

Петрушка: Просишь меня — побей! С удовольствием!

(Петрушка берет палку и бьет купца.)

Петрушка: Пей, купец, чай, головой качай

Над деньгами не трясись, а с Петрушкой поделись!

Коробейник: Подходи, приценяйся, покупай, не стесняйся!

  Почтенная публика, кому дырку от бублика —  от вкусного, хорошего,       Отдаём дёшево!

Коробейник: Метёлки! Кому метёлки?

Метёлки везли из Рязани, Метёлки в Рязани вязали.

Ведущий: Нам пригодятся метёлки, да вот беда, денег нет.

Коробейник: А вы, спойте…

Исполняется хоровод «На горе-то калина»

      Коробейник: Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка!

Давай, давай, любую выбирай!

Сам ловил, сам солил и сам продавать принёс.

Коробейник: Кому яблоки продать? Кому дёшево отдать?

Груши, ананас, купи, тётя, про запас!

Кому надо мармелад, кому надо шоколад!

Коробейник: Покупайте веники!

Вы не пожалеете!

Лет на двадцать сразу с ними

Вы помолодеете!

Бабка: Ну-ка, дай мне это чудо! Может, я красоткой буду!

Дед: А мне досталась старая корова. Я на ярмарке её купил.

Я и сам продал бы её снова, но корову эту – полюбил!

Ведущая: Подходи честной народ, Старик корову продаёт.

А корова хороша, даёт много молока.

Дети: Корова что необычная? Корова что заграничная?

Корова: (голос за кадром) МУ!!!! Нет, я — самая оптимистичная!

(Выходит Корова, танцует, оставляет угощение, уходит)

Скоморох:

Ой, вы, гости дорогие! Вот игрушки расписные,

Веселы и ярки, примите их в подарки!

 (дети раздают расписные игрушки родителям)

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!

Пришло время расставанья, скажем вместе…

ВСЕ: До свиданья!

Источник

Проект на тему: «Использование фольклора

в музыкальном воспитании дошкольников»

 Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

 Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.
  4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
  5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.

Тип проекта:

По продолжительности: средней продолжительности.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Читайте также:  Реферат внутриутробный период развития ребенка

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.

Материально- технические ресурсы:

  • музыкальный зал для занятий с детьми;
  • музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
  • проектор
  • экран
  • технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, 
  • наборы СD — дисков, микрофоны и др.;
  • зал для проведения праздников;
  • национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по народному творчеству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • Разработанные сценарии игр и праздников. 
  • Картотека игр
  • Литература
  • Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно

Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

План мероприятий

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно

подготовительный

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Сентябрь

Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста

Октябрь

Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь

Музыкальный

руководитель

Народная мозаика

Декабрь

Музыкальный

руководитель

Семинар практикум с родителями

Январь

Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором.

Февраль

Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Роль народного фольклора в детском саду

Март

Музыкальный

руководитель

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Апрель

Музыкальный

руководитель

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

«Пасха»

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

 мероприятия

Форма

проведения

Предварительная

 работа

Материал

Направление

«Зимние святки»

Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками.

Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество»

Праздник

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя  о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением.

Иллюстрации с изображением ряженных

Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Развлечение

Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

Обычаях.

Разучивание приговорок, прибауток,

Закличек, песен.

Разыгрывание сценок колядования.

Загадки.

Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»

«Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

Масленица

Русский  праздник.

Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и Гори, Гори ясно»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Физическое развитие.

Знакомство детей с масленичными песнями.

«Посиделки»

Знакомство с песнями которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры « Горелки»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

«Алексей с гор потоки»

Развлечение

Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые

Физическое развитие.

Вербное воскресенье.

Развлечение

Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен.

Веточки вербы

Народные костюмы.

Художественно-эстетическое развитие

Пасха.

Праздник.

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ  об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, приговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами и « «Прялица»

Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца.

Социально-личностное развитие

Троица.

Летний праздник.

Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки

«Кумления и «проводах русалок»

Проведение русских народных игр «Венок» и

«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»

Исполнение песен про берёзоньку.

Демонстрацион

ный материал.

Позновательно-речевое развитие.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания  специальной среды  в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберид-зе, О.В.Солнцевой.

Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д Маханёва.

Программа « Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея ,иллюстраций, картотек . 

Кадровое обеспечение :

Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13

1.Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.

2. Старший воспитатель педагог

3.Воспитатели высшей категории

Список литературы

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998

2. Боронина,Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот

5.Дошкольная педагогика,5 — издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6.Закон РФ» Об образовании( в редакции 20.07.2004 года)

7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  Управление дошкольного образования №5/2005

9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002

10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12.Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.