Семья как персональная среда развития ребенка

Семья как персональная среда развития ребенка thumbnail

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для вос­питателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчаст­ные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замеча­тельных открытий. Одно из них — о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психо­логической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

К теме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы (А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчик, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др.), но чаще психологи-практики.

Как правило, трудности детей служат проекцией отноше­ний в семье. Отказываясь от изолированного, внссемейного кон­текста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные под­структуры личности и установки, которые слабо поддаются кор­рекции у подростков, а затем у взрослых.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доми­нирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только при­обретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.

Проблема детско-родительских отношений определяется слож­ностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотно­шений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родитель­ских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обус­ловливают трудности в развитии ребенка;

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осоз­нание проблем супружеских и детско-родительских от­ношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она высту­пает как персональная микросреда развития личности. Основ­ными звеньями семьи как микросреды развития являются: кол­лективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.

Семья характеризуется определенной структурой, извест­ной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Осно­вой жизнедеятельности семьи является система общения — меж­личностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодей­ствия как в ходе совместной деятельности, так и во время отды­ха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобили­зующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыс­лей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой де­ятельности. Его результативность находится в прямой зависимо­сти от многочисленных факторов, влияющих на воспитатель­ный потенциал семьи.

В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного про­цесса.

Источник

Семья — персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Воспитание в семье ребенка должно создавать адекватную оценку самого себя. Нам родителям хочется, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми и оценивали себя правильно. Поэтому при воспитании детей очень важно научить их приемам психологической защиты. Не забывайте, что проблемы семьи в первую очередь всегда касаются детей, даже если это взрослые дети.

Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения.

Семья — сложная многофункциональная система. Функция семьи — это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Главное назначение семьи — воспитание детей.

Семья — персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи.

Главными функциями семьи являются:

-воспитательная;

-оздоровительная;

-духовно-нравственная;

-познавательно-образовательная;

-бытовая;

-трудовая;

-культурно-просветительная;

-досугово — творческая;

-стимулирующая самостоятельный опыт личности;

-охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

-гармоническое развитие ребенка

-Забота о здоровье детей;

-помощь в учении;

-трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

-помощь в социализации личности;

-формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

-забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

1. климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

2. режим семейной жизни;

3. содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.

Источник

Слайд 1

Семья как персональная микросреда развития, ее воспитательные возможности и условия их реализации Презентацию подготовила: учитель начальных классов МБОУ « Белоручейская СОШ» Шарапова Елена Александровна

Слайд 2

Среда и ее роль в формировании и развитии личности Макросреда и макрофакторы : Космос, планеты, эпоха : уровень научно – технического прогресса, демографическая ситуация Государство : социально – экономическая система, общественная психология и общественное сознание ( идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)

Слайд 3

Мезосреда и мезофакторы Природно – географические условия; Национально – культурные и религиозные нормы и традиции; Местожительство; Социальная группа; Культурно – образовательная среда; Средства массовой коммуникации

Слайд 4

Микросреда и микрофакторы Семья; Трудовые , учебные коллективы и другие коллективы и группы; Друзья; Материально – бытовые условия

Слайд 5

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. А.В.Мудрик

Слайд 6

Виды семей по типу проживания Патрилокальная семья (данный тип был распространен длительный период на Руси, жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась «невесткой») Матрилокальная семья ( семья проживает в доме жены ) Неолокальная семья (супруги стремятся жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников ) Унилокальная семья ( супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем )

Слайд 7

Факторы жизнедеятельности семьи, определяющие ее воспитательные предпосылки Демографический – структура семьи (бездетная, однодетная, мало или многодетная, полная или неполная, приемная) Социально – культурный (образовательный уровень родителей , их участие в жизни общества) Социально – экономический (имущественные характеристики и занятость родителей на работе) Технико – гигиенический ( условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни)

Слайд 8

Современные базовые функции семьи Сохранение жизни и здоровья Удовлетворение физических, материальных и духовных потребностей человека Рождение и воспитание детей Создание условий, благоприятных для развития и самореализации каждого члена семьи Воспроизводство необходимых обществу человеческих ресурсов

Слайд 9

Семья является институтом социализации, воспитания и развития детей

Слайд 10

В зависимости от того, как реализуются функции, семьи подразделяются на: Благоприятные (оба родителя работают, семья материально обеспечена, родители занимаются воспитанием ребенка) Неблагоприятные : Семьи социального риска (имеются трудноразрешимые проблемы, ограничивающие возможности для создания благоприятных условий для жизни и полноценного развития ) Семьи «новых русских» ( материально высоко обеспеченная семья, но не всегда благополучная для того, чтобы воспитывать ребенка)

Слайд 11

Роль родителей в развитии ребенка Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Первая и основная задача – создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная обязанность – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию ребенка. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Слайд 12

Ошибки семейного воспитания Воспитание и потребность достижения Воспитание как реализация определенной системы Воспитание как формирование определенных качеств Цели воспитания Воспитание и потребность в эмоциональном контакте Воспитание и потребность смысла жизни

Слайд 13

Принципы воспитания в семье Принцип целенаправленности Принцип научности Принцип гуманизма Принцип планомерности, последовательности, непрерывности Принцип комплексности и систематичности Принцип согласованности в воспитании

Слайд 14

Заключение Вся тайна семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать вперед или ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Источник

Тема «Семья как персональная микросреда развития ребенка»

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере взаимных симпатий. Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор, и наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Отношения ребенка с миром, по сути, возникают задолго до его рождения, но лишь с появления совместной деятельности с родителями (затем с взрослыми и сверстниками) эти отношения приобретают подлинный источник развития личности малыша. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию этих взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мира родителей (взрослых) и мира детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.
Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый – ребенок». Смысловые, эмоционально теплые взаимоотношения родителя с ребенком приводят младенца уже на первом году жизни к положительно окрашенному восприятию им окружающего, к «доверию к миру». Чтобы эти качества остались ведущими на протяжении всего дошкольного детства, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку психологическую, в том числе эмоциональную, поддержку, избегать жесткой зарегламентированности условий жизнедеятельности ребенка. Это позитивно влияет на развитие личности и является своеобразной профилактикой неврозов и других психических нарушений.
В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!» Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.
Для социально-эмоционального развития малыша в условиях семьи очень важно, чтобы родители не только обеспечили ему эмоциональный комфорт, но и более глубоко ориентировались на его психологию, внутренние проблемы, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, обогащали его социальный опыт, шли на контакт с другими сферами социального становления ребенка. Их активное взаимодействие выступает как необходимое условие этого развития, а образ жизни семьи и воспитательная активность родителей – его важные факторы. Для обогащения социально-эмоционального развития ребенка целесообразно в семье создать такие условия, в которых ребенок мог бы активно усваивать все важнейшие компоненты социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного.
Социально-эмоциональное развитие ребенка осуществляется благоприятно при условии «представленности» в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребенка в их освоении. Так, включениеценностного компонента формирует ориентацию ребенка в общечеловеческих ценностях добра, красоты, справедливости, ценности своей семьи. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно значимыми и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими.
Познавательный компонент социального опыта информирует ребенка о принятых в обществе нормах и способах поведения и отношений, форм выражения чувств и эмоций.
Коммуникативный и поведенческо-деятельностный компоненты помогают ребенку освоить многообразие форм социального взаимодействия, сотрудничества с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, а так же культурных форм и способов поведения и деятельности, позволяющих ребенку активно выражать свои чувства и желания.
Как утверждают отечественные ученые, социально-эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребенка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально-эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребенка. К ним относятся:
– потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создает у ребенка чувство защищенности и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации;
– потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности;
– потребность в признании достижений ребенка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребенка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру;
– потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребенка;
– потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, способность к сотрудничеству, самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Степень удовлетворенности этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живет и развивается ребенок, то есть средой. Как известно, ближайшее социальное окружение ребенка – семья. Средовой подход семьи в воспитании является сегодня одним из популярных. Среда выступает в роли обобщенного, совокупного, объединенного, целостного средства. Качество среды зависит от взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения факторов и условий.
Домашнюю предметно-пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребенка. Построенная с учетом личностно ориентированного подхода к ребенку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств его личности. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.
Предметно-пространственная среда развития – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия ребенка и его развития.
Воспитательная среда, по мнению исследователей Л. И. Новиковой, Ю. С. Мануйлова, – это средство развития личности ребенка. Среда обладает такими основными параметрами, как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е. В. Бондаревская) подчеркивает необходимость отношения к ней как к «жизненному пространству ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается».
Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша. Один из последних подходов к пониманию среды определяет ее как «среду взаимодействия» (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Взаимоотношения членов семьи, личный пример отцов и матерей, семейные традиции – все это можно обозначить одним словом – общение. Общение старших и младших в семье имеет три формы: эмоциональную – ласка, забота, нежность; ситуативную – контакт взрослых с ребенком в игре, развлечениях; речевую – раскрытие норм поведения, советы, выражение сочувствия. Эти формы почти всегда выступают в единстве.
Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человечка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными. Как для нас важно эмоциональное благополучие детей, их уверенность в завтрашнем дне, в будущей счастливой жизни! Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.
Обязанность же педагогов – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов, так как в педагогике нет главного и второстепенного.     Воспитание – процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и потому требующий комплексного подхода.
Консультацию приготовила педагог-психолог
Гогина Любовь Владимировна

Библиографический список

1. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю. Б Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – М. : РЕЧЬ, 2001.
4. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990.
5. Спицын Н. П., Печерский М. С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания. – Пермское книжное издательство, 1988.
6. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Калининградское книжное издательство, 1990.

Источник