Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка

Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка thumbnail

Статья. «Семья как фактор формирования личности»

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе,  где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а, следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

Источник

Характеристики семьи, как фактора воспитания

Семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно от этого важного фактора во многом зависит дальнейшее развитие судьбы человека. Характеристика семьи как воспитательного фактора — это в первую очередь воспитательная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка. Взаимодействие ребенка с социальной средой, различными микросредами, усвоение культуры имеют важное значение в его психическом развитии и формировании его личности. Семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Как правило, семья строится на чувстве любви, которое и определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Семейная среда носит роль культурной ниши для ребенка. Данная среда включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители самостоятельно создают среду для воспитания своего ребенка. Обеспечивают требуемые гигиенические условия, полноценное питание, приобретают различные средства воспитания, дают положительные образцы поведения. От уровня организованности воспитательной среды зависит эффективность развития ребенка.

Жизнь семьи состоит из множества различных социальных ситуаций. Способность родителей дать целевую направленность социальным ситуациям превращает их в педагогические. Таким образом, фактором воспитания становятся совершенно привычные вещи: интерьер, расположение предметов, отношение к вещам, события семейной жизни, взаимоотношения в семье, традиции и другое. Домашняя среда может стать пищей для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. От социальных ценностей и атмосферы семьи зависит, трансформируется ли домашняя среда в воспитательную, будет ли способствовать саморазвитию и самореализации.

Специальные воспитательные мероприятия в современной семье занимают незначительное место. Семейное воспитание очень индивидуально, имеет конкретную направленность, персонализирован. Благодаря этому именно в семье происходит инициация активности ребенка. Такая деятельная активность служит основой для формирования социально-психологических аспектов личности ребенка.

Содержание семейного воспитания разнообразно и менее регламентировано, в отличии от воспитательных и образовательных учреждений. В семье в большей степени формируется способность ребенка адаптироваться к многообразию реальной жизни, развивается иммунитет к отрицательным проявлениям. Наблюдаемое поведение близких помогает ребенку выстроить собственное отношение к миру, представления о ценности определенных явлений и объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в семье рождается опосредованно, благодаря общению между членами семьи. Семья дает ребенку примеры разнообразных поведенческих моделей, именно на них он будет ориентирован в процессе приобретения собственного социального опыта. Ребенок учится сравнивать, давать оценку, выбирать формы поведения и способы взаимодействия с окружающим миром.

При всех положительных моментах семья — замкнутая общность людей, воспитывающих друг друга, ориентирующаяся на интересы и потребности общества, использующая методы, передающиеся из поколения в поколение. Безусловно, происходит формирование новых способов воздействия на ребенка, которые родители берут в окружающей жизни и из специальной литературы.

Семья относится к факторам воспитания потому, что организует деятельность детей. Новорожденный ребенок не обладает навыками и умениями для самостоятельной жизни. Его взаимоотношения с внешним миром организуются членами семьи. В семье ребенка приобщают к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной и социальной деятельности. Первоначально преобладает совместная деятельность взрослых и детей, в процессе овладения отдельными действиями, ребенку представляется возможность организовывать совместно-разделенную деятельность с взрослым. Постепенно ребенок становится субъектом собственной деятельности. Для успешного развития ребенку требуется внимание взрослых, их поддержка, одобрение, оценка, иногда — помощь. Родителям необходимо соблюдать разумное соотношение своей и детской активности. Часто взрослым проще сделать действие за ребенка, чем ждать от него самостоятельного решения задачи. В этом заключается самая частая ошибка семейного воспитания. Для родителей гораздо сложнее включить в дело ребенка. Такой подход к воспитанию приводит к развитию инфантилизма и синдрома беспомощности.

Родителям рекомендуется поддерживать проявление самостоятельности у ребенка. Помощь со стороны взрослых должна осуществляется без акцента на беспомощность ребенка, не унижая его достоинства.

При таком подходе у ребенка формируется потребность в целесообразных действиях, которые имеют определенный результат. Соответственно развивается настойчивость, усидчивость, самоконтроль и самооценка.

Очень важно родителям учитывать границы возможностей ребенка. Деятельность сверх возможностей ребенка не будет приносить ему удовлетворения. Именно ощущение успеха рождает атмосферу эмоционального подъема у ребенка, а это стимулирует желание трудиться, учиться и играть.

Особенности семьи как воспитательного фактора

Воспитание подрастающих поколений является главной функцией семьи. Семейное воспитание – это целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. Каждая семья обладает разным воспитательным потенциалом. Все семьи различны по структуре, материальной базе, месту проживания (Рис.1). В семьях может быть разный уровень психологических норм, поддержание традиций и обычаев, уровень культуры и образования.

альтернативный текст

Рис. 1

Надо помнить, что семья может играть роль положительного и отрицательного фактора становления личности ребенка. Основными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, являются: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований всех членов семьи, обоснованность воспитательных мер, в том числе наказаний, исключение ребенка из конфликтов взрослых. Для успешного семейного воспитания важна мера проявления чувства. Ребенок, недополучивший любви может вырасти недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям окружающих, неуживчивым в коллективе, а может стать замкнутым и чрезмерно застенчивым. Избыток же любви в семье может привести к развитию эгоизма и эгоцентризма, изнеженности и избалованности.

Семейное воспитание занимает широкий временной промежуток воздействия. Как правило, оно продолжается всю жизнь человека. Влияние семейного воспитания человек испытывает вне дома.

Влияние семьи на развитие и воспитание ребенка различаются в разные периоды жизни человека. В дошкольном возрасте роль семьи заключается в реализации материальных, духовных и познавательных потребностей ребенка. В младшем школьном возрасте семья удовлетворяет материальные, коммуникативные и эмоциональные потребности, а школа при этом развитием интеллектуальной сферы. Для взрослеющего человека семья имеет важное значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Источник

Ростовская область

г. Новошахтинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида № 4 «Аленка»                                    

 города Новошахтинска

г. Новошахтинск, улица Воровского, 15 Тел: (86369) 20719

Семья как фактор воспитания личности дошкольника.

Воспитатель: Яземова Ю.В.

Семья – главный фактор воспитания личности дошкольника, от которого в большинстве случаев зависит будущая судьба человека. Лучшее, что квалифицирует семью как фактор воспитания, — это ее общевоспитательная среда, в которой непосредственно строится жизнь и деятельность дошкольника. Допускается с полным преимуществом рассуждать о том, что семейная воспитательная среда устанавливает начальные контуры формирующегося у дошкольника образа мира, сформировывает целесообразный образ жизни. Установлено, что дошкольник уже с младенческого возраста формируется как существо социальное, для которого среда есть не только условие, но и источник развития. Взаимодействие дошкольника со средой, и преимущественно с социальной средой, микросредой, осваивание им «созданной человечеством культуры» (А.Н. Леонтьев) играют важную роль в его психическом развитии, формировании его личности.

Семейная среда – основная просвещенная сфера для дошкольника, охватывающая социально-поведенческое, предметно-пространственное, событийное, информационное окружение ребенка дошкольника.

Родители в меньшей или большей мере сформировывают условия воспитания. Например, создают гигиеническую среду, хорошее питание, приобретают надлежащие игрушки, комнатные растения, книги, аквариум и другие средства воспитания. Уделяют внимание положительным  эталонам и моделям поведения. От того, как сформирована среда воспитания, обуславливаются и методы влияния на дошкольника, их результативность для  его развития. Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая устанавливается умышленно или случайно. Семья может проживать мирно, относиться доброжелательно и к чужим людям, — но может и ругаться, злобствовать, демонстрировать бессердечность, неприязнь, не только к чужим, но и к своим родным.

Всякий раз, когда родители ограничивают в себе то или иное плохое побуждение из-за детей, они выполняют всего лишь свою обязанность. Дети, возможно заметят, но в детстве, очевидно и не строят эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут – вначале по подражанию, потом по убеждению – управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из огромных достижений воспитания.

Вся жизнь семьи из разнообразия социальных ситуаций: расставание на ночь и приветствие по утрам друг друга, прощание перед уходом в школу, на работу, в детский сад, собирание на прогулку и т.д. Навык родителей придать целенаправленность какой-либо социальной ситуации трансформирует ее в педагогическую ситуацию, когда обстоятельством воспитания становится действительно все: обстановка помещения, размещение предметов, факты семейной жизни, модели отношений и манеры общения, традиции и обряды, и многое другое. Скажем день рождения дедушки: допускается ограничиться обычным звонком по телефону и укоренившимися поздравлениями, в таком случае педагогический результат будет меньшим. А если заблаговременно завлечь ребенка в подготовку подарка, указав при этом на то, что наиболее доставит радость дедушке, что созвучно его увлечениям. Обдуманная воспитательная среда, одушевленная домашняя среда – это щедрая пища для воспитания эмоций, понятий поведения ребенка. Социальные значения и атмосфера семьи решают, окажется ли она воспитательной средой, местом саморазвития и самореализации.

Необычность воспитательной деятельности семьи – ее непреднамеренность. Безусловная причастность к жизнедеятельности этой малой социопсихологической группы. Специфические воспитательные «мероприятия», нацеленные на развитие, исправление тех или иных свойств, качеств личности ребенка, в сегодняшней семье занимают незаметное место. Правда в домашнем воспитании укрепились четкие требования, запреты, наказания и поощрения. И, опять-таки, в каждое мгновение жизни вплетаются всякие влияния взрослых образовательного или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем неотъемлемо сочетаются процессы присмотра, ухода, воспитания, обучения. Это дает, обычно, прекрасный результат потому, что родители (другие члены семьи) понимают состояние ребенка, знают его возможности, замечают ориентацию развития. Иначе семейное воспитание наиболее своеобразно, точно, персонализировано. Вследствие этого оно выигрышно для начинаний ребенка. А инициативность самого ребенка, совершенствуется в какой-либо деятельности, — начало развития социопсихологических новообразований в строении его личности, ведь характерные человеческие особенности и качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, в его активной деятельности. Это этап предварительного развития тех свойств, которые нужны человеку на протяжении дальнейшей жизни.

Сущность семейного воспитания различна и не столь «стерильна», сколь воспитание в детском саду. Где программа образовательной работы обращает внимание ребенка в основном на хорошее, что есть в окружающем мире. При таком подходе уменьшается умение ребенка приспосабливаться к реальной жизни во всем разнообразии ее явлений, задерживается формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье дошкольник становится наблюдателем и участником как раз разнообразных обстоятельств, вдобавок не всякий раз положительного содержания и смысла. При этом участии социальный опыт, полученный в семье, характеризуется большим реализмом. Посредствам призмы наблюдаемого поведения близких для ребенка дошкольника взрослых у него строится отношение к миру. Формируются понимания о значимости некоторых явлений, объектов.

Зарождается посредственно расположение дошкольника к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме по причине его общения со всеми членами семьи. Эмоции, сопутствующие этому общению, способствуют дошкольнику разобрать смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он резко реагирует на манеру и интонацию взрослых. Точно замечает общий стиль, дух отношений. Семья дает дошкольнику различные поведенческие модели, благодаря которым он будет приобретать свой личный социальный опыт. На реальных приемах, способах общения, которые ребенок дошкольник замечает в ближнем окружении и в которые иногда сам втянут взрослыми. Он учится сопоставлять, оценивать, избирать некоторые модели поведения, средства взаимодействия с окружающей реальностью.

Смысл семейной воспитательной среды – обозначение главных контуров определяющегося у дошкольника образа мира, образовывание должного образа жизни. Иначе, семья является довольно закрытым социумом близких людей, которые просвещают друг друга, ориентируясь на социальные интересы, требования. Используя одновременно опробованные непостоянные способы, методы и приемы воспитания, которые переходят от поколения к поколению. Отмечается повторение новых способов влияния, которые взрослые члены семьи замечают в окружающей жизни, выясняют из дополнительной литературы. По мере своих сил и педагогических возможностей семья отвечает за формирование личности ребенка дошкольника. Это квалифицирует семью как фактор воспитания.

Семья становится фактором воспитания еще и благодаря тому, что оказывается организатором различных видов деятельности дошкольника. От появления на свет ребенка, в отличие от некоторых представителей животного мира, не располагает способностями, которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром устраивают родители и другие члены семьи. В этом вложено огромное педагогическое значение, так как дошкольник, которому повезло родиться в подходящей среде, не сможет полновесно развиваться, если он ограничен, или потерял возможность удобный случай инициативно взаимодействовать с ней. Действительно изолированно он не овладевает методами изучения, усвоения и присвоения тех свершений культуры, которыми он окружен. Семья выступает фактором воспитания еще и вследствие того, что является организатором различных видов деятельности детей. Начинается в семье ознакомление дошкольника с различными видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Сначала взрослые воздействуют с дошкольником, объединено побуждая и поддерживая его активность. Но по мере того, как дошкольник изучает отдельные действия, представляется возможность организовать его деятельность как совокупно разделенную с взрослым. По мере познания дошкольником некоторых действий он трансформируется, превращается в субъекта собственной деятельности. Но и на этом этапе ему требуется внимание взрослого, эмоциональное содействие, похвала, оценка, временами – подсказка, дополнительные сведения о том, как точнее сделать, поступить в какой-либо ситуации и т.д. Родителям немаловажно соблюдать меру, благоразумное соответствие детской и своей собственной активности, не осуществляя за дошкольника то, чему он научился.

Темп современной жизни столь интенсивен, что взрослым временами легче выполнить что-то за ребенка, чем выжидать, когда он справится с этим сам. И родители продолжают кормить ребенка с ложки, убирать за ним игрушки, одежду, вытирать ему нос…. Намного сложнее затруднительнее выдумать и осуществить способ, который поможет подключить к делу самого дошкольника. В свете воспитания первый путь невыгоден, недальновиден, потому что провоцирует инфантилизм, синдром беспомощности в поведении ребенка дошкольника и в дальнейшем – взрослого человека. Затяжные сомнения, постоянная нехватка времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку характерна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его непрерывно останавливают: «Ты не умеешь», «Дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!». Это останавливает развитие индивидуальности, уверенности, а значит, усложнит жизнь дошкольника на последующих этапах.

Родителям нужно поддерживать всякую попытку, любой сигнал самостоятельности ребенка дошкольника, потихоньку добавляя нагрузку, запастись терпением. Если правильная помощь взрослых ребенку дошкольнику совершается без акцента на его слабость, без унижения его достоинства, если она вовремя и незаметна, то в структуре личности ребенка фиксируется первая составляющая подлинной самостоятельности – нужда в надлежащих действиях, заканчивающихся полезным результатом, имеющим общественную значимость, культурный смысл. А это условия развития настойчивости, усердности, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля. Необходимо не забывать, что мера стараний ребенка дошкольника должна соответствовать мере его возможностей.

Условие благоприятной  деятельности – переживание ребенком дошкольником радости от ее процесса, результата, обретенного продукта, поэтому одинаково вредно скажется недооценивание возможностей ребенка и его перегрузка. Так, чересчур сложное задание, превосходящее границы возможностей ребенка, может оказаться невыполнимым, что доставит ему печаль, вызывает уменьшение волевых усилий. Ребенок с меньшей охотой и старанием проделывает то, что уже изучено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить круг действий, предложить новые материалы).

Итак, устраивая деятельность дошкольника, родителям разумно исследовать, как именно организовать для него ситуацию успеха, вследствие которой происходит субъективное переживание полученных достижений, сколь бы малы они ни были. Действенным становится положительное подкрепление замыслов ребенка дошкольника, авансирование успеха, выделение внимания на положительных чертах ребенка дошкольника, усиление мотива деятельности. Чувство удачи зарождает у дошкольника атмосферу воодушевленного подъема, а это, равным образом инициирует активность, побуждает желание трудиться (учиться, играть).

Следовательно, семья – это ведущий фактор воспитания ребенка дошкольника как личности. Удача воспитания в семье обеспечена, по-видимому, если только  созданы хорошие условия для роста и совершенного развития ребенка. Решающая роль семьи определена ее сильным воздействием на весь комплекс физической и духовной жизни развивающегося в ней ребенка дошкольника. Основополагающими условиями успеха в воспитании детей дошкольного возраста в семье необходимо считать существование естественной семейной атмосферы, авторитетность родителей, верного режима дня, своевременного знакомства ребенка с книгой и чтением, приобщение к труду.

Источник