Семья как фактор развития личности ребенка

Семья как фактор развития личности ребенка thumbnail

Семья
— ведущий фактор развития личности
ребенка, от которого во многом зависит
дальнейшая судьба человека.

Первое,
что характеризует семью как фактор
воспитания, — это ее воспитательная
среда, в которой естественно организуется
жизнь и деятельность ребенка. Известно,
что человек уже с младенческого возраста
развивается как существо социальное,
для которого среда является не только
условием, но и источником развития.
Взаимодействие ребенка со средой, и
прежде всего 
с
социальной средой, микросредой, усвоение
им «созданной человечеством
культурой» 
(А.Н.
Леонтьев) играют первостепенную роль
в его психическом развитии, становлении
его личности.

Семейная
среда
 —
первая культурная ниша для ребенка,
включающая в себя предметно-пространственное,
социально-поведенческое, событийное,
информационное окружение ребенка.
Родители в большей или меньшей степени
создают среду воспитания (например,
обеспечивают гигиенические условия,
полноценное питание; приобретают
соответствующие игрушки, книги, комнатные
растения, аквариум и другие средства
воспитания; заботятся о положительных
примерах и образцах поведения). От того,
как организована среда воспитания,
зависят методы воздействия на ребенка,
их эффективность для его развития.

Вся
жизнь семьи складывается из множества
социальных ситуаций: прощание на ночь
и приветствие друг друга по утрам,
расставание перед уходом на работу, в
школу, детский сад, сборы на прогулку и
т.д. Умение родителей придать целевую
направленность той или иной социальной
ситуации превращает ее в педагогическую
ситуацию, когда фактором воспитания
становится буквально все: интерьер
помещения, расположение предметов,
отношение к ним, 
события
семейной жизни, формы взаимоотношений
и способы общения, традиции и обычаи и
многое другое. Вот, например, день
рождения бабушки. Можно ограничиться
дежурным звонком по телефону и
традиционными поздравлениями, тогда
педагогический эффект будет минимальным.
А можно заранее вовлечь ребенка в
подготовку подарка, обратив при этом
внимание на то, что особенно порадует
бабушку, что созвучно ее интересам.
Продуманная воспитательная среда,
очеловеченная домашняя среда — это
богатейшая пища для развития чувств,
мыслей, поведения ребенка. Социальные
ценности и атмосфера семьи определяют,
станет ли она воспитательной средой,
ареной саморазвития и самореализации.

Особенность
воспитательной деятельности семьи
 —
ее непреднамеренность, естественная
включенность в жизнедеятельность этой
малой психолого-социальной группы.
Специальные воспитательные «мероприятия»,
направленные на развитие, коррекцию
каких-либо свойств, качеств личности
ребенка, в современной семье занимают
незначительное место, хотя в домашнем
воспитании утвердились определенные
требования, запреты, наказания и
поощрения. И тем не менее, в каждый момент
жизни вплетаются те или иные воздействия
взрослых воспитывающего или обучающего
характера. Чем младше ребенок, тем
органичное сочетаются процессы ухода,
присмотра, обучения, воспитания. Это
дает, как правило, хороший эффект в силу
того, что родители (другие члены семьи)
чувствуют настроение ребенка, знают
его возможности, видят тенденции
развития. Другими словами, домашнее
воспитание сугубо индивидуально,
конкретно, персонализировано; благодаря
этому оно благоприятно для инициирования
активности ребенка. А активность самого
ребенка, реализуясь в той или иной
деятельности, — основа формирования
социально-психологических новообразований
в структуре его личности, ведь специфически
человеческие свойства и качества
развиваются в процессе взаимодействия
ребенка со средой, в его активной
деятельности.

Содержание
семейного воспитания очень разнообразно
и не столь «стерильно», как, например,
воспитание в детском саду, где программа
образовательной работы концентрирует
внимание ребенка в основном на
положительном, что есть в окружающем
мире. При таком подходе снижается
способность ребенка адаптироваться к
реальной жизни во всем многообразии ее
проявлений, тормозится формирование
иммунитета к отрицательным образцам.
В семье ребенок бывает свидетелем и
участником самых разных жизненных
ситуаций, причем не всегда позитивного
содержания и смысла. В этом отношении
социальный опыт, приобретаемый в семье,
отличается большим реализмом. Через
призму наблюдаемого поведения близких
для ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру, формируются
представления о ценности тех или иных
явлений, объектов.

Отношение
ребенка к окружающим предметам, нормам
поведения, жизнедеятельности в родном
доме возникает опосредованно, благодаря
его общению со всеми членами семьи.
Эмоции, сопровождающие это общение,
помогают ребенку понять смысл, который
придается окружающему миру близкими
людьми. Он остро реагирует на тон и
интонацию взрослых, чутко улавливает
общий стиль, атмосферу отношений. Семья
предоставляет ребенку разнообразные
поведенческие модели, на которые он
будет ориентироваться, приобретая свой
собственный социальный опыт. На конкретных
поступках, способах общения, которые
ребенок видит в ближайшем окружении и
в которые бывает сам втянут взрослыми,
он учится сравнивать, оценивать, выбирать
те или иные формы поведения, приемы
взаимодействия с окружающей
действительностью. Значение
семейной воспитательной среды
 —
определение первых контуров складывающегося
у ребенка образа мира, формирование
соответствующего образа жизни.

С
другой стороны, семья представляет
собой достаточно замкнутую общность
близких людей, которые воспитывают друг
друга, ориентируясь на общественные
интересы, потребности, используя при
этом апробированные временем средства,
методы и приемы воспитания, которые
передаются от поколения к поколению.
Наблюдается заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены
семьи видят в окружающей жизни, узнают
из специальной литературы. В меру своих
сил и педагогических возможностей семья
руководит становлением личности ребенка.
Это характеризует семью как фактор
воспитания.

Семья
выступает фактором воспитания еще и
потому, что является организатором
разнообразных видов деятельности детей.
От рождения ребенок, в отличие от многих
представителей животного мира, не
обладает умениями, которые обеспечат
его самостоятельную жизнь. Его
взаимодействие с миром организуют
родители и другие члены семьи. В этом
заложен большой педагогический смысл,
ибо даже ребенок, которому посчастливилось
родиться в благоприятной среде, не
сможет полноценно развиваться, если он
ограничен или лишен возможности активного
взаимодействия с ней. Дело в том, что
сам по себе он не овладевает средствами
освоения, усвоения и присвоения тех
достижений культуры, которыми он окружен.
В семье начинается приобщение ребенка
к различным видам деятельности:
познавательной, предметной, игровой,
трудовой, учебной, а также деятельности
общения. Первоначально взрослые действуют
с ребенком совместно, стимулируя и
подкрепляя его активность. Но по мере
того, как ребенок овладевает отдельными
действиями, представляется возможность
организовать его деятельность как
совместно-разделенную со взрослым.

По
мере овладения ребенком теми или иными
действиями он превращается в субъекта
собственной деятельности, но и на этом
этапе ему необходимо внимание взрослого,
эмоциональная поддержка, одобрение,
оценка, иногда — подсказка, дополнительная
информация о том, как лучше сделать,
поступить в той или иной ситуации и т.д.
Родителям важно соблюдать меру, разумное
соотношение детской и своей собственной
активности, не выполнять за ребенка то,
чему он уже научился.

Темп
современной жизни настолько напряжен,
что взрослым иногда легче сделать что-то
за ребенка, чем ждать, когда он справится
с этим сам. И родители продолжают кормить
ребенка с ложки, убирать за ним игрушки,
одежду, вытирать ему нос… Гораздо
труднее и хлопотнее придумать и
осуществить способ, который поможет
включить в дело самого ребенка. С точки
зрения воспитания первый путь неэкономичен,
недальновиден, поскольку приводит к
инфантилизму, к синдрому беспомощности
в поведении ребенка и впоследствии —
взрослого человека. Бесконечные опасения,
излишняя осторожность взрослых,
недостаток у них терпения и вечный
дефицит времени приводят к тому, что в
дошкольные годы, когда ребенку свойственна
активность, стремление к самостоятельности
(«Я сам!»), его постоянно останавливают:
«Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!»,
«Не трогай!» Это
сдерживает развитие самостоятельности,
решительности, а, следовательно, осложнит
жизнь ребенка на следующих этапах, когда
он будет посещать дошкольное учреждение,
пойдет в школу.

Родителям
можно посоветовать: поддерживайте
каждую попытку, каждый признак
самостоятельности ребенка, постепенно
увеличивайте нагрузку, вооружитесь
терпением, не кидайтесь делать за малыша
то, что он может сделать сам. Если
корректная помощь взрослых ребенку
осуществляется без акцента на его
беспомощность, без унижения его
достоинства, если она своевременна и
незаметна, то в структуре личности
ребенка закрепляется первый элемент
подлинной самостоятельности — потребность
в целесообразных действиях, завершающихся
практическим результатом, обладающим
общественной значимостью, культурным
смыслом. А это предпосылка развития
настойчивости, усидчивости, способности
к самоконтролю и самооценке результатов
своей деятельности и себя как деятеля.

Следует
помнить, что мера усилий ребенка должна
соответствовать мере его возможностей. Условие
благоприятности деятельности
 —
переживание ребенком радости от ее
процесса, результата, полученного
продукта. Поэтому одинаково пагубно
скажется недооценка возмож-ностей
ребенка и его перегрузка. Так, слишком
трудное задание, превышающее границы
возможностей ребенка, может остаться
невыполненным, что принесет ему огорчение,
повлечет снижение волевых усилий.
Практика показывает, что ребенок с
меньшей охотой и прилежанием выполняет
то, что уже освоено, «пройдено», если не
внести новые элементы в его деятельность
(расширить круг действий, предложить
новые материалы).

Таким
образом, организуя деятельность ребенка,
родителям целесообразно учитывать,
каким образом создать для него ситуацию
успеха, благодаря которой происходит
субъективное переживание приобретенных
достижений, сколь бы малы они ни были.
Эффективным окажется положительное
подкрепление намерений ребенка,
авансирование успеха, акцентирование
внимания на положительных чертах
ребенка, усиление мотива деятельности.
Ощущение успеха создает у ребенка
атмосферу эмоционального подъема, а
это, в свою очередь, инициирует активность,
стимулирует желание трудиться (учиться,
играть).

Источник

Роль семьи в становлении личности ребенка

Человек как личность начинает развиваться в первую очередь в семье. Семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [1, с.38].

Становление личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь. Развитие личности ребенка и его воспитание неразрывно связано с процессом его социализации. В трудах советских и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других) основополагающим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, указывается социальный опыт, воплощенный в предметах материального и духовного производства, который интериоризируется ребенком. Первоначальными и единственными до определенного возраста носителями этого социального опыта для ребенка являются родители. И так как первичная социализация ребенка происходит в сфере межличностных отношений с ближайшим окружением, для формирования здоровой личности важны гармоничные отношения внутри родительской семьи.

Этот факт ярко иллюстрируют слова Л.И. Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» [2].

Семья, согласно классификации А.Мудрика, относится к микрофакторам социализации человека. Но из всех существующих факторов, родительская семья является самым важным и влиятельным. Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив и лишен критического отношения. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [3, 4].

Семью можно считать колыбелью личности. Ребенок входит в мир своих родных и перенимает все, что наполняет этот мир. В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности.

Э. Эриксон полагал, что каждой стадии развития присущи свои собственные параметры, которые способны принимать как положительные, так и отрицательные значения. На первых четырех стадиях из восьми именно родители оказывают более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития. На первой стадии, как полагал Э. Эриксон формируется базовое доверие к миру. И уровень этого доверия зависит от степени проявляемой заботы к ребенку со стороны родителей. На второй стадии, которая охватывает второй и третий годы жизни формируются самостоятельность или стыд и нерешительность, в зависимости от проявленных взрослыми терпения к ребенку и понимания его новых потребностей в развитии моторных и психических способностей. Предприимчивость или чувство вины являются результатом третьей стадии развития ребенка от четырех до пяти лет. Если родители положительно реагируют на всевозможные затеи ребенка, позволяют ему проявлять инициативу в его моторной активности, фантазировать и при этом с готовность отвечают на все вопросы, возникающие у него, у ребенка вырабатывается и закрепляется предприимчивость. Параметр четвертой стадии развивается между умелостью и чувством неполноценности. Когда ребенка поощряют в его желании мастерить, рукодельничать, помогать взрослым в делах по дому, у него вырабатывается умелость и способность к техническому творчеству, если нет, то у ребенка может развиться чувство неполноценности. В зависимости от того какие качества развились у ребенка на предшествующих стадиях, в подростковом возрасте происходить идентификация личности, опознание собственной индивидуальности или подросток проявляет симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит [5].

Взаимоотношения детей с родителями и с другими членами семьи можно рассматривать как систему, где все части взаимодействуют друг с другом. Семья — это открытая самоорганизующаяся система. Такой взгляд на семью дает возможность видеть, что все в ней взаимосвязано. Системный подход позволяет постулировать ряд признаков семьи, присущих ей как системе:

1. система, как целое всегда больше, чем сумма ее элементов;

2. фактор, влияющий на семью в целом, оказывает влияние на ее каждый элемент;

3. изменение одного элемента, входящего в семейную систему влечет за собой изменение других элементов и семьи в целом.

Семья, как система чувствительна к внутренним и внешним воздействиям, а ребенок, является наиболее сензитивным элементом семейной системы.

Семья характеризуется ее функциями, определенной структурой и динамикой. Динамика семьи отражает изменение ее функций или структуры или и функций и структуры одновременно. Структура семьи (состав ее членов, связи между ними и внутрисемейная иерархия) обеспечивает ее функционирование [1, 6].

Семья создается для удовлетворения определенных потребностей ее членов. Функционирование семьи позволяет реализовывать эти потребности. Важной функцией семьи является удовлетворение потребности супругов в отцовстве и материнстве, потребности в контакте с детьми, их воспитании. Воспитание детей занимает продолжительное время от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Воспитательный потенциал — это возможности семьи в формировании личности ребенка. В различных категориях семей процесс воспитания имеет свои особенности [6, 7]. Процесс воспитания, его стиль формируются на основании усвоенных родителями отношений «ребенок-родители» в своей родительский семье и в результате взаимодействия и взаимовлияния детей и родителей. В результате этого взаимодействия ребенок усваивает паттерны межличностных взаимоотношений, семейные традиции, обычаи, нормы поведения, моральные и нравственные принципы, которые он в свою очередь, несомненно, в том или ином виде и объеме перенесет в свою будущую семью. В теории семейных систем М.Боуэна этот процесс называется наследованием внутрисемейных паттернов отношений.

Суть его заключаются в том, что основные базовые отношения между отцом, матерью и ребенком наследуются от предыдущих поколений и передаются последующим. Наряду с эффективными паттернами отношений семья воспроизводит и симптоматические — алкоголизм, суицид, инцест, насилие, психические расстройства, соматические симптомы, ранняя смерть.

Основой жизнедеятельности семьи является система вербального и невербального общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия, как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмен информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния. Любые ситуации, возникающие в семье — опоздания, забывание, молчание, хлопанье дверью и т.д. являются весьма информативными и попадают под категорию общения. И ребенок в состоянии воспринимать внутрисемейную ситуацию даже в отсутствии вербальной интерпретации происходящего на основании эмоционального компонента.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Существует определенная специфика семейного воспитания, в отличие от общественного. По природе своей семейное воспитание должно быть основано на чувствах. Изначально семья, должна строиться на чувстве любви, взаимной симпатии и уважения. Если родителям удается сохранить этот эмоционально-чувственный фон, определяющий нравственную атмосферу семьи и качество взаимоотношений ее членов, то у ребенка не возникает неразрешимых проблем в приятии окружающего мира и себя, как части этого мира. Для того чтобы ребенок был счастлив его нужно просто любить [11].

Таким образом, семья является одним из основных факторов становления и развития личности ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Для психического здоровья и эмоциональной уравновешенности ребенку необходима стабильная семейная среда. Распад семьи вследствие смерти, развода или раздельного проживания родителей всегда представляет для ребенка потрясение и может нанести ему длительную травму. Среди этиологических семейных факторов, влияющих на появления у детей неврозов первое место занимает развод родителей. [12]. Развод может стать причиной следующих психолого-педагогических проблем:

· усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;

· нарушение социальной адаптации ;

· формирование определенных дефектов характера и поведения;

· увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой новый социальный статус;

· детская безнадзорность;

· сложности во взаимоотношениях;

· однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Расставание с одним из родителей может привести к утрате ребенком доверия к миру, ощущения безопасности, появлению чувства страха, симптомов невроза. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод, создает также определенные условия для его асоциального поведения. Уход родителя разрушает существующие у ребенка эмоционально-чувсвенные связи, рушиться весь мир, в котором он до этого прибывал. Этот факт не может не отразиться на развитии ребенка.

Напряженная конфликтная атмосфера, сопровождающая процесс развода родителей, действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает для него быть местом, где можно получить поддержку и утешение. Ребенок не может чувствовать себя в безопасности в мире, который рушиться. Нарушение стабильной семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В такие моменты ребенок легче поддается внешним влияниям, так как он стремятся к разрядке внутреннего напряжения [13].

Семья для супругов и ребенка это далеко не одно и то же. Если взрослые создают семью по собственной воле, и исходя из своих желаний, то ребенок не выбирает родителей, не решает самостоятельно вопрос о своем рождении. Он приходит уже в существующий задолго до его рождения мир. Ребенок воспринимает семью, как нечто, что существовало всегда, и будет существовать вечно. И поэтому распад семьи ребенком и его родителями воспринимается по-разному. И если для родителей развод — это болезненное, малоприятное, порой драматичное переживание, то для ребенка — это крушение его мира, под стать вселенской катастрофе. Для разводящихся гамма чувств изменяется от полной депрессии и страха за будущее до ощущения полета и долгожданной свободы. Для ребенка состояние эйфории полностью исключено, его восприятие ситуации в большей мере ориентировано на отношение родителей к разводу. Если родители воспринимают развод как трагедию и к тому же отягощают ситуацию конфликтными отношениями, то ребенок будет переживать аналогичные чувства. Лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, если развод все-таки неизбежен, постараться не фиксироваться на негативных моментах. Тем ни менее даже если родители сделали все возможное, чтобы помочь ребенку пережить свой разрыв, они должны быть готовы к изменениям в поведении ребенка. Развод может активизировать старые и новые обиды. Переживания ребенка могу меняться от вялой депрессии и безразличия до полного отрицания родителей и их мнения [14].

С уходом из семьи отца или матери дети теряют ощущение неразрывной родительской связи. Семья перестает быть для них единым целым [15].Дети очень остро переживают разрыв родителей, часто винят себя в этом.

Таким образом, структура семьи, которая включает в себя не только ее членов, но и внутрисемейные взаимоотношение влияет на развитие личности ребенка. Для ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения [1, 11, 16].

Потребность в полной семье обусловлена еще тем фактом, что на ранних этапах своего развития у ребенка нет других способов научения кроме присоединения и подражания. Родители их взаимоотношения и их отношение к ребенку дают ребенку образцы поведения мужчины и женщины, матери и отца, мужа и жены. Уже в возрасте шести месяцев ребенок отличает людей, заботящихся о нем друг от друга, и проявляет к ним чувства и эмоции, как к людям. На 2-м году жизни в семейном общении воспринимает первые образцы феминильности и маскулинности. Между 2-мя и 3-мя годами ребенок уже осознает свой пол и соотносит свое «Я» с представлениями о людях своего и другого пола. В ролевых играх он реализует мужское и женское поведение и в первую очередь как родительское и супружеское. В этих играх уже проявляются простейшие уровни семейных установок, соответствующие общим стереотипам семьи. Подражая мужскому и женскому поведению, мальчики более эксцентричны и инструментальны в своих играх, а девочки — более концентричны и эмоциональны. В 3-5 лет ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и в играх имитирует его поведение. Кроме того именно в этом возрасте ребенок просит родителей о брате или сестре. Л.Б.Шнейдер называет этот возраст — возраст чадолюбия. В семье ребенок может осваивать специфику мужских или женских ролей и женско-мужских взаимоотношений, выполняя посильную работу вместе с родителем одного пола и получая оценку другого родителя [14].

Взаимоотношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом. По мнению М.Земски, когда в семье нет образца соответствующего пола или наблюдается агрессивное доминирование лиц противоположного пола, то такое положение может привести к отрицательным последствиям. В полных семьях дети имеют возможность не только подражать родителю того же пола, но и отличаться от родителя противоположного пола. Такое «перекрестное» отождествление весьма желательно для воспитания детей. Девушке личностный образ отца помогает верить в свои силы, а в будущем — понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь. В неполных семьях могут возникать трудности, в связи с отсутствием «перекрестного» отождествления. С самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с взрослыми обоих полов. От мужской роли отца для детей традиционно ждут самостоятельность активность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, контроль над соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание у детей доверия к миру, сердечности, ласки, снисходительности, доброты, нежности других нравственных качеств человека. Мать, в первую очередь, создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей [13].

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской и в материнской любви. Описывая материнскую и отцовскую любовь Э. Фромм, безусловно, имел в виду ее идеальные образцы. По природе своей материнская и отцовская любовь различны. Материнская любовь безусловна. Ребенку не нужно заслуживать материнскую любовь. Мать любит ребенка просто потому, что он есть. Отцовская любовь обусловлена его ожиданиями, по поводу выполнения ребенком своих обязанностей. Мать и отец выполняют разные функции в воспитании ребенка. Если задача матери обеспечить безопасность своего ребенка, то задача отца научить ребенка справляться с проблемами, которые перед ним ставит общество. Материнская любовь должна помочь ребенку стать независимым научить любить, а отцовская — поверить в свои силы, приобрести авторитетность в своих собственных глазах, в своих поступках пользоваться разумом и здравым смыслом. Общая задача родителей, чтобы ребенок стал независимым и самостоятельным, свободным от их внешнего влияния, соединил в своей сущности чувства и разум. Если бы человек обладал только отцовским чувством, то он бы был злым и бесчеловечным, а если только материнским, то лишенным здравого смысла. Перечисляя причины неврозов, корни которых лежат в детстве человека Э.Фромм называет такие как: любящая, но снисходительная мать; доминантная мать и подчиняющийся безразличный отец; холодная, властная мать. Нехватка отцовской или материнской любви может стать с одной стороны причиной беспомощности и зависимости человека, а с другой его неспособности любить и ожидать любви от других [17].

Роли мужчины и женщины в воспитании ребенка различны, но по своему значению, оказываемому на его развития они равнозначны. То есть, для развития гармоничной личности важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие оба родителя и мать, и отец. Развитие личности ребенка облегчается, если родители служат для него положительным образцом во всех отношениях, если в становлении своей личности ребенок опирается на модели их поведения.

Подводя итог, важно отметить, что становление и развитие личности ребенка неразрывно связано с семьей. Рассматривая развитие ребенка и становление его личности, в первую очередь следует обращать внимание на процесс его социализации, который первоначально происходит в семье. Для развития личности ребенка важно наличие благоприятной семейной ситуации, любое ее функциональное или структурное нарушение сказывается на его последующем становлении как личности. Для развития собственного «Я» решающим фактором являются взгляды и поведение родителей. Из своей родительской семьи человек выходит с определенным «багажом» знаний, умений, морально-этических установок, ценностей, и от качества этого «багажа» будет зависеть, как он проживет свою жизнь.

Источник