Семья духовное развитие ребенка дошкольника
Светлана Зацепина
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста
В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,
мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество и бесстрашие,
чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,
сознание жизни, смерти и бессмертия…
Ш. А. Амонашвили
Вопросы о воспитании основ духовности у детей стоят сегодня в ряду наиболее актуальных, поскольку будущее России определяется уровнем гражданского становления подрастающего поколения. В духовном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.
Дошкольный возраст считается самым благодатным периодом для формирования духовных основ ребенка, так как именно этот возраст является самым эмоциональным, самым восприимчивым, когда «сердца открыты для добродетели». Поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников строится на основе приобщения его к культурному наследию своего народа.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Для удовлетворения духовных потребностей: в поиске жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей, современной молодежи, в прямом смысле, на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем нитраты или радиация, которыми все привычно запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех информационных щелей.
Права семьи на духовную чистоту давно и грубо нарушены. Нормальные люди теряются в антикультурной среде: среде распущенности, эгоизма, потребительства, грубой ругани, унижений и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и игрушки. Происходит заметное одичание детей и молодежи. Организовать воспитание без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетия, и мы не можем вырастить духовное здоровое поколение. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как бездуховность общества.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. И без духовной помощи Православия просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании ребенка. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Актуальность проблемы духовного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Систематическое духовное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
В настоящее время наиболее актуально воспитание духовной стороны личности уже с дошкольного возраста.
Современное российское общество остро переживает кризис духовных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Большое внимание в развитии духовных качеств личности ребенка уделяют игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Особенность народных игр в том, что они, учат дошкольников обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Большую роль в формировании духовных качеств у дошкольников играет семья. Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. Совместно с родителями оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.
Воспитание основ духовности в дошкольном возрасте — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих духовных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках духовных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Мы должны воспитывать у детей уважение к духовным нормам христианской морали. Научить детей различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим, создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Источник
Узаирова Дина
Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
Роль семьи и ДОУ в формировании и развитии духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ №81 «Конек-Горбунок»
Узаирова Дина Янибековна
Дошкольный возраст — самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы. Формирование правильных духовно-нравственных основ личности составляет одну из ведущих задач современного общества Главным условием, обеспечивающим воспитание и формирование нравственной личности, является семья. Семья — это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Осознание и реализация необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ — одно из условий полноценного развития человека. Духовно-нравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.
Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает Человека к первичным основам духовности и жизнелюбия, основанной на любви и именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость и об истинных духовно-нравственных ценностях. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец — защитником и опорой, дети окружены заботой. Взаимоотношения между родителями играют основополагающую формировании личностных качеств ребёнка. Семья может выступать в качестве как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о нем. Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и образцов, основанных на подражании детей родителям.
Здесь на помощь родителям приходят педагоги дошкольных образовательных учреждений. Перед педагогами ДОУ встаёт необходимо довести до сознания родителей, что первую очередь в семье формируются, сохраняются и передаются нравственные ценности и обычаи, созданные многочисленными предками. Воспитание духовной личности возможно только при условии единого взаимодействия и семьи и ДОУ.
Педагогами поводятся с родителями:
-беседы (индивидуальные, групповые)
-консультации
— совместные конкурсы(«Дары осени», «Мой гербарий», «Портрет моей мамы», «Новогодние игрушки»)
-Совместная работа детей и родителей в нашем ДОУ отражается еще и в ведении «Детского портфолио» .Которое пополняется каждый год такими конкурсами как «Моя семья», «Как я провел лето»,», «Семейные традиции», «Герб моей семьи»;
-досуги, развлечения;
Опираясь на эмоциональную отзывчивость дошкольников, их впечатлительность, воображения, стремлению к подражательности, педагоги воспитывают у детей качества: заботливость, внимательность, доброжелательность На основе этого я дружба, товарищество, чувство коллективизма, что в свою очередь приводит к воспитанию вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, стремление к совершению добра и неприятие зла. Логичное продолжение работы в семьях воспитанников по данному направлению наблюдается в дошкольных образовательных учреждениях. Познавательная активность детей дошкольного возраста не прекращается в течение всего периода нахождения ребёнка в детском саду, и строиться как во время организованной, так во время и самостоятельной деятельности детей. Особенности детей дошкольного возраста таковы, что образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от возрастной категории дошкольников, планируется от 10 минут у детей младшего дошкольного возраста до 30 минут у детей старшего дошкольного возраста. В течение этого временного отрезка ребенок включён в организованную образовательную деятельность, когда педагог в доступной игровой форме доносит до детей предполагаемую образовательную и воспитательную информацию. Дошкольники без принуждения и с большим удовольствием заучивают наизусть тексты песен и стихотворений, выполняют различные творческие задания, обыгрывают проблемные ситуации во время проведения сюжетно — ролевых и театрализованных игр.
Педагоги ДОУ осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:
1) образовательную деятельность (ОД,
2) беседы,
3) наблюдения
4) обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,
5) тематические встречи,
6) трудовые поручения,
7)чтениехудожественнойлитературы,
8) самостоятельную детскую деятельность:
9) игры по интересам,
10) самостоятельную продуктивную, познавательную, трудовую, музыкальную деятельность.
В настоящее время наблюдается тенденция к продолжению воссоздания правого общества с высокой культурой отношений между людьми, которые определяются высоконравственной социальной справедливостью, совестью и справедливостью, когда от нас с Вами — взрослых зависит духовное и нравственное становление личности ребенка. К большому сожалению, мы не можем отрицать того факта, что в настоящее время, наблюдается тенденция ослабленного внимания со стороны родителей в выборе игровых сюжетов и подражания различным персонажам зарубежной анимации. Находясь рядом с родителями, дети зачастую предоставлены сами себе. Малышам позволяется не только самостоятельно выходить на прогулку, но и, находясь рядом со стоящей мамой, изображать персонажей различных мультипликационных «страшилок», зачастую носящих низконравственное и низкоморальное содержание. Нет смысла перечислять все беды, которые порождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты традиций, морали, совести, преобладания негативных качеств ни одно государство не останется в выигрыше, не станет крепким и процветающим.
В поиске духовного возрождения России особенно актуально воспитание духовных, образованных и высоконравственных граждан, обеспечивающих духовно— нравственный компонент в содержании образования. Все направления современного дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие, физическое развитие напрямую перекликаются с духовно-нравственным воспитанием дошкольников. В семье, как социальном институте детства, необходимо развивать духовные традиции. Это способствует формированию позитивных представлений о семейных традициях и ценностях. На родителей возлагается обязанность быть любящими, терпеливыми и снисходительными к детским шалостям.
Семейное воспитание — это последовательная и систематическая деятельность всех членов семьи и общества по формированию духовно-нравственных ценностей при подготовке детей к самостоятельной взрослой жизни, воспитанию полноценных и адекватных сограждан современного общества. Дошкольное образовательное учреждение в настоящее время призвано решить задачу исторического масштаба- выполнить просветительскую миссию, от которой зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный добрый мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители, педагоги, которые вместе играют и развиваются, делают новые открытия, приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности, которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной, семейных традиций помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения и семейных традиций возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Источник
Людмила Петровна Жигальцова
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Д. С. Лихачев писал
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, жилищу, к своему детскому саду
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому»
В соответствии с законом «об образовании в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС, который отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.
Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание — важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно — нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно— нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и формируется в определенной системе и последовательности. В процессе духовно — нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
В духовно — нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Духовно — нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— расширение представлений о городах России;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно — образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
Методы, приемы и средства духовно-нравственного воспитания разнообразны, и определяются педагогом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, опыта родителей, специфики каждой семьи в атмосфере доброжелательности и открытости.
В рамках приобщения родителей к образовательному процессу я использую следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков.
Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют : Семья -50%, СМИ, телевидение -30%, детский сад-10%. улица-10%.
Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.
Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними:
Народные и фольклорные праздники –
Осенины, Ярмарка, Масленица
Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День флага, День знаний
Международные праздники День матери, Международный женский день, День защиты детей, День толерантности.
Православные праздники – Рождество Христово, Ивана Купала Пасха
Бытовые и семейные праздники – «Праздник картошки», «Богатырские игры», «Дружные, ловкие, смелые» Конкурс «Счастливая семья», Игровой тренинг «Как быть здоровым»,
«Мы — помощники природы», «Зимние забавы», ««Летние олимпийские игры», Спешите творить добро»
Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни.
Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является применение новых технологий в работе с детьми и родителями. Для ознакомления детей с историческим и героическим прошлым нашего города, с народными традициями и культурой, я использую такую инновационную технологию, как проектная деятельность и в частности долговременный проект «Музейная педагогика», который включает в себя как посещение и знакомство с музеем города, так и создание
мини – музеев в детском саду, задача которых состоит в формировании образа, как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому.
Посещая музей, дети знакомятся с историей города, героическим прошлым, с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.
Экспонаты музея изготовлены и расположены так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.). Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий
Созданный в группе музей хлеба, экспонаты которого собраны с помощью родителей, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.
Дети имеют возможность не только рассмотреть предметы, но и прак-тически освоить их.
С большим интересом знакомятся с экспонатами музея дети других групп. Познают много нового и интересного.
В рамках проекта «Хлеб всему голова» с участием родителей были проведены «Посиделки за круглым столом».
Вместе с детьми родители отгадывали загадки о хлебе, вспомнили поговорки и пословицы. Совместно с увлечением лепили из соленого теста разнообразные хлебобулочные изделия: плюшки и ватрушки, печенье и пряники, пироги и рогалики, плетенки и караваи
В теплой и душевной обстановке за круглым столом устроили чаепитие, которое доставило радость тесного общения взрослых и детей.
Предложенная тема о создании книги семейных кулинарных рецептов никого не оставила равнодушным. Родители с большим удовольствием приняли участие в ее создании. На каждой страничке разместились семейные рецепты национальной кухни всех народов.
В книгу вошли блюда русской кухни: пельмени домашние из зайчатины, утка с яблоками, рыбная солянка
суп с галушками, картошка в горшочках с грибами, пампушки с чесноком. по-украински
плов и долма по-азербайджански
хинкал по-грузински,
чебуреки и кубэтэ по-татарски;
куриный пирог с мясом и грибами и дранники по-белорусски;
Многие семейные рецепты передавались из поколения в поколение, и с гордостью были переданы нам. В такой совместной увлекательной работе возникает культурная связь поколений в семье, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.
Народные песенки, потешки, частушки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки это удивительные по силе психологического воздействия средства работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый.
Дети очень любят сказки, ведь сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.
С каким увлечением дети, родители и педагоги создавали детские книжки-малышки «Сказки народов Крыма».
Здесь мы видим русские народные сказки
«Морозко», «Репка», «Крошечка-хаврошечка» и «Теремок»
«Каша из топора» и «Репка»
Украинские народные сказки «Лиса и журавль»,
«Котигорошко»;
Белорусские сказки: «Пых» и «Два Мороза»,
Сказки крымско — татарского народа «Ложка соли»,
«Соловей»,
Азербайджанская сказка «Джиртдан» «Малыш»
Создавая книгу сказок, каждый вложил в нее частичку своей души, передал в иллюстрациях самобытность и своеобразие народов Крыма.
Многие книги были переданы в подарок детской библиотеке в день рождения.
Получить в детстве начало эстетического воспитания — значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству
Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки:
«Барыня картошка»,
«Весна-красна» (из круп и макаронных изделий»
«Дымковская игрушка»
«Пасхальный фестиваль
«Краснокнижные обитатели Черного моря и крымских степей»
«Столовая для птиц»
«Цветы для мамочки»
«Детский сад — дом детства»
«Все мы разные, а Родина одна»
«Любимые детские стихи в картинках»
«Спортивный вымпел нашей семьи»
«Книга о здоровье»
«Новогодние украшения моей семьи»
«Песни военных лет в рисунках детей»
фото — выставка «9 мая — наш семейный праздник»
«Моя дружная семья»
Изготовление работ не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
В процессе духовно-нравственного воспитания у детей формируются чувства: товарищества патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности.
Большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, т. к. воспитание личности — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.
Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.
Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
Список литературы:
1. Артёмова Е. И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников // Дошк.
Педагогика. – 2012. – № 7.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2007. – № 10.
4. Буренина А. И. Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования: метод. Пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2007.
5. Интернет ресурсы.
Источник