Семиотика нарушения роста и развития ребенка

Под термином «рост» подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Рост ребенка определяется взаимодействием многих факторов. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внеш-несредовыми факторами. Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма». Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей.

У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес жизни и около 8 см в последующие 6 мес).

В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го поЮ-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.

Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. В центильных таблицах представлены показатели роста и массы тела детей в зависимости от возраста.

Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 1526; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10467 — | 7724 — или читать все…

Читайте также:

Источник

дети пиелонефрит рахит развитие

Эндокринные железы, обладающие внутрисекреторной функцией, включают гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидную, паращитовидные, вилочковую, поджелудочную и половые железы. Каждая из них выполняет специфическую функцию, но все они находятся, в тесной взаимосвязи друг с другом и с ЦНС, обеспечивая единство организма, что отражается термином «нейроэндокринная (нейрогуморальная) регуляция». Часто в развитии патологического процесса выявляется взаимозависимое нарушение функций различных эндокринных желез. Между эндокринными железами существуют тесные коррелятивные связи. Они оказывают влияние на все виды обмена веществ, а также рост, физическое и умственное развитие. Инкреторные железы у детей являются регуляторами процессов роста и развития ребенка. Гормоны действуют на генетический аппарат клеток и таким образом участвуют в осуществлении генетической программы развития, проявляющейся в фенотипической дифференцировке органов и организма в целом. В различные периоды детства может выявляться относительное превалирующее влияние определенной эндокринной железы. Ко времени рождения эндокринная система контролируется ЦНС, то есть уже функционирует единая нейроэндокринная система регуляции, и после рождения ребенка она продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. В связи с этим у детей в отличие от взрослых эндокринные расстройства могут вызывать непоправимые изменения в растущем организме. При обследовании детей прежде всего обращается внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень важно собрать тщательный генеалогический анамнез, так как ряд заболеваний могут быть у родственников (карликовость, гигантизм, сахарный диабет и др.). Анамнез заболевания также должен быть полным. Важно учитывать все факторы, влияющие на плод и ребенка, течение родов. Подробно выясняются характер развития статики и моторики на 1-м году жизни, характер вскармливания, оценивается последующее развитие.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка в уфе

Семиотика нарушений роста

Под термином «рост» подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внешнесредовыми факторами.

Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.

Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином «норма». Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей. У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см.

В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.

Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Источник

АГМУ

Факультет
сестринского образования

Заочное
отделение

Кафедра педиатрии 
№2

Контрольная
работа по курсу 

«СЕСТРИНСКОЕ 
ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ»

Вариант
№13

Недосейкиной 
Анны Викторовны

Г.Бийск 
ул.6 проезд 114

Студентки
4 курса. 483 группы

Выполнена
2010 г.

Проверил_______________

Оценка 
 
 
 
 
 
 
 

Тема №1

ТЗ

25-1

26 А)=2,Б)=4,В)=1,Г)=3,Д)=5

  1. Семиотика нарушения роста и развития детей.

Эндокринные
железы, обладающие внутрисекреторной 
функцией, включают гипофиз, эпифиз, надпочечники,
щитовидную, паращитовидные, вилочковую,
поджелудочную и половые железы.
Каждая из них выполняет специфическую 
функцию, но все они находятся, в 
тесной взаимосвязи друг с другом
и с ЦНС, обеспечивая единство
организма, что отражается термином
«нейроэндокринная (нейрогуморальная)
регуляция». Часто в развитии патологического 
процесса выявляется взаимозависимое 
нарушение функций различных 
эндокринных желез. Между эндокринными
железами существуют тесные коррелятивные 
связи. Они оказывают влияние 
на все виды обмена веществ, а также 
рост, физическое и умственное развитие.
Инкреторные железы у детей являются регуляторами
процессов роста и развития ребенка. Гормоны
действуют на генетический аппарат клеток
и таким образом участвуют в осуществлении
генетической программы развития, проявляющейся
в фенотипической дифференцировке органов
и организма в целом. В различные периоды
детства может выявляться относительное
превалирующее влияние определенной эндокринной
железы. Ко времени рождения эндокринная
система контролируется ЦНС, то есть уже
функционирует единая нейроэндокринная
система регуляции, и после рождения ребенка
она продолжает интенсивно развиваться
и совершенствоваться. В связи с этим у
детей в отличие от взрослых эндокринные
расстройства могут вызывать непоправимые
изменения в растущем организме. При обследовании
детей прежде всего обращается внимание
на отклонения в соматическом и половом
развитии. Очень важно собрать тщательный
генеалогический анамнез, так как ряд
заболеваний могут быть у родственников
(карликовость, гигантизм, сахарный диабет
и др.). Анамнез заболевания также должен
быть полным. Важно учитывать все факторы,
влияющие на плод и ребенка, течение родов.
Подробно выясняются характер развития
статики и моторики на 1-м году жизни, характер
вскармливания, оценивается последующее
развитие.

Читайте также:  Потребности развития ребенка в образовании

СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ 
РОСТА

Под термином
«рост» подразумевается изменение 
размеров тела или уровней зрелости
организма ребенка, установленных 
при определенных измерениях. Генетические
факторы, влияющие на темп и окончательный 
предел биологического потенциала, тесно
связаны с внешнесредовыми факторами.
Травма пренатальная или постнатальная,
нарушающая рост и развитие, может быть
химической, физической, иммунологической
или являться результатом инфекции. Факторы
питания, влияющие на рост (полноценные
белки, соли, микроэлементы, витамины и
др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими
факторами. Социальные и эмоциональные
факторы, которые могут изменять ростовой
потенциал, включают положение ребенка
в семье, характер его взаимоотношений
с родителями, воспитания, индивидуальные
интересы и потребности родителей. Рост
и развитие ребенка являются результатом
сложного сочетанного влияния на него
многих факторов. Достигаемые при этом
показатели уникальны для каждого ребенка
и колеблются в определенных пределах,
что обозначается термином «норма».
Раннее распознавание физических и эмоциональных
нарушений развития и их коррекция зависят
от тщательной регистрации показателей
физического развития у детей. У большинства
доношенных детей масса тела (средняя
масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается
к 7-10-му дню после рождения, удваивается
к 5-месячному возрасту и утраивается к
10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого
года жизни определяется с учетом ежемесячного
ее увеличения. Допустимые пределы колебаний
± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина
при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года
жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые
6 мес жизни и около 8 см в последующие 6
мес). В течение 2-го года жизни отмечается
уменьшение скорости роста ребенка: в
среднем его масса тела увеличивается
на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах
жизни увеличение массы тела и роста происходит
относительно равномерно и составляет
около 2 кг и 6-8 см в год соответственно.
Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го по 10-й год
жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается
в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот
промежуток времени возрастает в среднем
на 3-3,5 кг в год.  

Подростковый 
период характеризуется значительным
увеличением скорости роста. Он начинается
в возрасте около 10 лет у девочек 
и 12 лет у мальчиков. Ускорение 
роста у мальчиков начинается
в возрасте между 13-15 годами. В течение 
этого времени рост увеличивается 
на 20-25 см, 10 из которых приходится на
год наибольшего его ускорения.
У девочек ускорение роста 
начинается на 1-2 года раньше, чем у 
мальчиков, и почти заканчивается 
к 13 годам; в год максимальной скорости
роста этот показатель достигает 8 см.
После этого пика скорость роста 
замедляется, и к возрасту 18 лет 
он почти заканчивается.

Оценка роста 
и развития ребенка приносит наибольшую
пользу только в том случае, если
проводится тщательно и в каждом
периоде, в котором могут наблюдаться 
изменения. Нормальный (средний) рост:
показатели роста отклоняются от
средних величин не более ±15 и 
входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост:
ниже средних для данного возраста
величин более -2, -38, или ниже 10-5-й 
процентили, что соответствует отклонению
от них на 10%.

Карликовый 
рост: показатели роста ниже средних 
на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост,
макросомия: показатели роста превышают 
средние на 2-38, или оказываются 
в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский 
рост, гигантизм: показатели роста превышают 
средние более чем на 38, или 
оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых
колебаний кривая роста у здорового 
ребенка достаточно ровная, поэтому 
любое существенное отклонение линии 
роста, вероятнее всего, обусловлено 
болезнью, нарушением питания или 
неблагоприятными психосоциальными условиями.

Тема №2

  1. Смешанное и искусственное вскармливание. Показания, основные правила и техника проведения.

Смешанное
и  искусственное вскармливание назначается
только в случае, когда весь арсенал средств,
направленных на профилактику гипогалактии
и стимуляцию лактации оказываются неэффективными,
и восстановить полноценную выработку
грудного молока не удается. При наличии
у матери небольших количеств грудного
молока, ребенка все равно необходимо
прикладывать к груди и стремиться максимально
продлить вскармливание материнским
молоком.

Искусственное
вскармливание ребенка первого 
года жизни следует рассматривать как
«метаболический стресс».

Основу 
рационального искусственного вскармливания 
должно составлять использование специализированных
продуктов детского питания промышленного 
выпуска, современных заменителей 
женского молока — адаптированных молочных
смесей. Приближение (адаптация) состава 
молочных смесей к составу женского
молока проводится по всем компонентам
— белковому, жировому, углеводному, витаминному 
и минеральному.

При выборе
смеси, наиболее адекватной для вскармливания 
конкретного ребенка, следует учитывать:

-возраст
ребенка — в первые 2-3 недели жизни ребенку
предпочтительнее назначать пресные смеси,
поскольку кисломолочные смеси в этом
возрасте могут вызывать срыгивания;
затем целесообразно сочетать пресные
и кисломолочные смеси , при этом наиболее
целесообразным является назначение ребенку
50% кислых и 50% пресных смесей (от необходимого
ребенку суточного объема смесей);

-степень
адаптированности смеси — чем меньше возраст
ребенка, тем больше он нуждается в максимально
адаптированных смесях ; ребенку до 6 месяцев
не следует назначать «последующие смеси»
,цельное коровье молоко, кефир и другие
неадаптированные кисломолочные смеси.
У детей с неустойчивым стулом, кишечными
инфекциями допустимо использовать цельный
кефир в небольших количесвах;

Читайте также:  Особенности развития мышления ребенка младшего дошкольного возраста

— индивидуальную
переносимость смеси; в практике нередки
случаи, когда ребенок дает выраженные
аллергические реакции на одну из современных
максимально адаптированных смесей, но
хорошо переносит другую смесь того же
поколения.

Организация
смешанного и искусственного вскармливания.

Режим
питания при смешанном вскармливании 
остается свободным. Необходимо только
контролировать количество молока у 
матери (с помощью контрольного взвешивания)
и недостающий объем компенсировать
смесями. При этом докорм следует 
давать только после предварительного
прикладывания ребенка к обеим 
грудям, даже при минимальном количестве
молока у матери. Если объем докорма 
невелик, то его целесообразнее давать
с ложечки, так как более легкое
поступление смеси через соску 
способствует отказу ребенка от груди.
При большом объеме докорма можно 
пользоваться бутылкой с достаточно
упругой соской с мелкими отверстиями 
на конце. Перевод ребенка на искусственное
вскармливание, особенно в первые месяцы
жизни, не должен быть слишком быстрым,
т.к. в силу физиологической незрелости
ребенка его адаптация к искусственному
питанию протекает очень напряженно. При
искусственном вскармливании детей первых
месяцев жизни, как правило, рекомендуется
6-7 разовое кормление — через 3 или 3,5 часа
с 6,5- или 6-часовым ночным перерывом (соответственно).
После введения первого прикорма (с 4,5
до 5 месяцев) ребенок может быть переведен
на 5-разовое кормление. С учетом индивидуальных
особенностей ребенка, число кормлений
может изменяться. Если ребенок не съедает
предлагаемый объем в течение одного кормления,
он требует более частого кормления меньшими
порциями. Примерное суточное количество
пищи в первые 5-7 дней жизни ребенка при
искусственном вскармливании может быть
рассчитано по формуле (70 или 80 х n, где
n — день жизни новорожденного, коэффициент
70 используется у детей, родившихся с массой
тела менее 3200г, 80 — более 3200г). В дальнейшем
для расчета необходимых ребенку количеств
молочной смеси следует использовать
так называемый энергетический («калорийный»)
метод, основанный на учете физиологической
потребности ребенка в энергии, которая
в первом полугодии составляет 115 ккал/кг)
во втором полугодии -110 ккал/кг массы тела.

Так, при массе 
тела ребенка в 2 месяца 4500 г . его 
суточная энергетическая потребность 
составит: 115 ккал х 4,5 кг = 517,5 ккал. Поскольку 
энергетическая ценность большинства 
адаптированных молочных смесей колеблется
в пределах 670-680 ккал/л, это количество
энергии может быть обеспечено при 
потреблении 750-800 мл таких смесей.

После введения
блюд прикорма потребность ребенка 
в энергии и пищевых веществах 
обеспечивается не только заменителями
женского молока, но и продуктами и 
блюдами прикорма, что необходимо
учитывать при организации питания 
малышей. Наряду с калорийным, для 
ориентировочного расчета необходимого
ребенку объема питания может 
применяться так называемый объемный
метод. При этом суточный объем пищи,
необходимый ребенку со средним 
уровнем физического развития, составляет
в возрасте от 10 дней до 2 месяцев — 1/5
массы тела — (от 600 до 900 мл); от 2 до 4 месяцев
-1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев-1/7
массы тела (от 900 до 1000 мл), от 6 месяцев 
до 1 года -1/8-1/9 массы тела (1000 — 1200 мл).
Этот объем не включает чай, воду и 
соки. Безусловно, ориентировочный 
объем питания, рассчитанный с помощью 
того или иного метода, должен быть
уточнен для каждого ребенка 
с учетом его аппетита, состояния 
здоровья, физического развития и 
др.

Введение 
продуктов и блюд прикорма детям,
находящимся на смешанном и искусственном 
вскармливании, мало отличается от схемы 
введения прикорма при естественном вскармливании
. При необходимости отдельные виды прикорма
могут быть введены в более ранние сроки.
Это обусловлено тем, что дети, находящиеся
на искусственном вскармливании, получают
в составе заменителей женского молока
значительное количество «чужеродных»
пищевых веществ, что ведет к известной
адаптации ребенка к «чужеродному»
питанию.

В частности,
соки и фруктовые пюре по индивидуальным
показаниям могут быть введены не
с 3 и 3,5 месяцев, соответственно, а раньше
— с 1,5 и 2 месяцев. По показаниям, о которых 
уже говорилось ранее, первым может 
быть введен не овощной, а злаковый прикорм.
Кефир и другие цельные неадаптированные
кисломолочные продукты могут быть введены
в рацион с 6-7 месяцев. Вместо коровьего
молока также, как и при естественном вскармливании,
предпочтительнее использовать «последующие»
смеси.

Тема № 3

ТЗ

3-Д

3.Рахит. Этиология и предрасполагающие
факторы. Профилактика.

  Рахит —
заболевание детей грудного и раннего
возраста с расстройством костеобразования
и недостаточностью минерализации костей,
ведущим патогенетическим звеном, которого
является дефицит витамина D и его активных
метаболитов в период наиболее интенсивною
роста организма.

 Этиология

Первичный витамин
D-дефицитный рахит имеет следующие 
причинные и предрасполагающие 
факторы:

1.Дефицит 
солнечного облучения и пребывания 
на свежем воздухе, так как 
90% эндогенно образующегося витамина
D, (холекальциферола) в организме 
синтезируется в коже под влиянием 
солнечного облучения. 

2.Пищевые 
факторы. Установлено увеличение 
частоты и тяжести рахита в 
группах детей:

а) получающих
при искусственном вскармливании неадаптированные
для грудных детей смеси (в которые, в частности,
не добавлен витамин D);

б) длительно
находящихся на молочном вскармливании
(1л женского молока содержит 40-70 ME витамина
D3, а коровьего — 5-40 ME), с поздним введением
прикормов (1 г желтка куриного яйца содержит
140-390 ME витамина D3);

в) получающих
преимущественно вегетарианские прикормы
(каши, овощи) без достаточного количества
животного белка (желток куриного яйца,
мясо, рыба, творог), масла.

3.Перинатальные 
факторы. Недоношенность предрасполагает 
к рахиту благодаря тому, что 
наиболее интенсивное поступление 
кальция и фосфора от матери 
к плоду происходит в последние 
месяцы беременности. Недоношенность,
также как и осложненное течение беременности
с плацентарной недостаточностью, приводящее
к задержке внутриутробного развития,
сочетается с гораздо меньшими запасами
в организме и более низкими уровнями
витамина D и его метаболитов в крови вены
пуповины. В то же время, нерациональное
питание и режим жизни беременной (мало
прогулок, недостаток двигательной активности)
могут привести к сравнительно меньшим
запасам витамина D, Са, Р при рождении
и у доношенного ребенка обусловить более
раннее возникновение рахита.

Источник