Семиотика нарушений психического развития ребенка

Семиотика нарушений психического развития ребенка thumbnail

Требования психологического обследования. Семиотика психических нарушений

Общие требования к проведению психологического обследования методом обучающего эксперимента:

— при обследовании маленького ребенка или ребенка с тяжелыми нарушениями речи и моторики ему необходимо помочь найти адекватные средства общения со взрослым. Общение с ребенком устанавливается путем игрового контакта;

— ребенка необходимо заинтересовать обследованием;

— усложнение заданий, переход от конкретных ко все более абстрактным не требует от ребенка новых форм ответных реакций;

— формы ответных реакций не должны влиять на общую оценку интеллекта;

— метвды обследования подбираются с учетом дефекта. Детям с речевыми нарушениями можно давать некоторые задания с помощью показа и жестов, не требуя речевого ответа.

Иногда при обследовании детей с повышенной нервной возбудимостью из-за резкого негативизма, агрессивности или упрямства вступление с ними в контакт оказывается невозможным. В этих случаях используется метод свободного наблюдения за игровой деятельностью ребенка при тщательно подобранном игровом материале.

психологическое обследование

Некоторые дети с минимальной мозговой дисфункцией при правильном отношении к ситуации и эксперименту, нормальном интеллекте или при нерезко выраженной задержке психического развития во время обследования кажутся беспомощными и несамостоятельными. Они отличаются моторной неловкостью, задержкой формирования навыков самообслуживания, невнятной речью. Чрезмерная опека близких развивает у этих детей привычку к несамостоятельности, усугубляет неадекватность их поведения, резко затрудняя приспособление к новой ситуации.

У детей с ранним органическим поражением мозга из-за повышенной психической истощаемости (церебрастенического состояния) могут отмечаться нарушения интеллектуальной деятельности, низкий мотивационный уровень. Поэтому ответы этих детей отличаются неравномерностью: при эмоциональной заинтересованности ребенка, при настойчивости исследователя эти дети дают более высокие показатели. К концу обследования, особенно если нет побуждающих стимулов к выполнению задания, качество ответов резко падает. Эти дети нуждаются в дозированном во времени обследовании, в стимуляции к выполнению задания, похвале, одобрении. Иногда при обследовании этих детей желательно присутствие матери.

Оценка по I варианту предполагает возможность выполнения ребенком задания самостоятельно. При невозможности выполнения задания ребенку оказывается помощь (включается оценка по II варианту). При II варианте ребенка с самого начала обучают определенным умственным действиям.

Чтобы составить ориентировочное представление о количественном уровне психического развития, можно общее полученное число оценок разделить на возраст ребенка в месяцах. Это может быть некоторым дополнением к качественной характеристике психического развития и структуре дефекта. Педагогическая оценка проводится педагогом.

Семиотика психических нарушений.

Психомоторные расстройства. Среди различных психомоторных нарушений у детей первых 3 лет жизни большой удельный вес принадлежит различным соматовегетативным проявлениям. Почти любое психическое расстройство в раннем детском возрасте влечет за собой изменение функций всего организма: расстройства питания, секреторной, висцеральной и вазомоторной иннервации, нарушения сна.

Другим частым проявлением психомоторных расстройств является нарушение игровой деятельности. Игра представляет собой важнейший механизм формирования психики. При различных психических нарушениях, независимо от вызывающих их механизмов, наиболее ранние изменения отмечаются в характере игровой деятельности ребенка.

При выраженных задержках психического развития и при умственной отсталости (олигофрении) инициативный, творческий сюжетный характер игры не развивается. Игры ребенка отличаются примитивизмом, однообразием, лишены активного творческого характера и осуществляются на основе конкретного простого подражания.

У детей с минимальной мозговой дисфункцией в играх проявляются повышенная психическая истощаемость, непоследовательность, недостаточная целенаправленность, нарушения внимания. Дети не могут длительно и сосредоточенно играть, с интересом принимаясь за игру, тут же ее бросают, игрушки предпочитают разбрасывать, ломать. Из-за нарушений целенаправленной игровой деятельности и повышенной психической возбудимости они часто не находят контакта со сверстниками.

Дети с аутизмом предпочитают играть в одиночку, они не тянутся к своим сверстникам, не проявляют к ним эмоционального интереса. При органическом аутизме ребенок играет один, игры его адекватны возрасту. При ранней детской шизофрении игры вычурны, иногда своеобразно символичны и часто сопровождаются патологическим фантазированием. В фантазиях ребенок полностью теряет связь с окружающей реальной действительностью.

— Также рекомендуем «Синдром психомоторной расторможенности. Перцепторные расстройства»

Оглавление темы «Психическое и умственное развитие детей»:

1. Исследование психических функций. Развитие психических функций

2. Ранний преддошкольный период. Оценка интеллекта у детей

3. Требования психологического обследования. Семиотика психических нарушений

4. Синдром психомоторной расторможенности. Перцепторные расстройства

5. Иллюзии у детей. Галлюцинации у ребенка

6. Реакция протеста у детей. Интеллектуальные нарушения у детей

7. Олигофрения у детей. Органическая деменция

8. Синдром детского аутизма. Аутизм у детей

9. Расстройства влечений у детей. Развитие нервной системы ребенка до 1 месяца

10. Развитие ребенка трех месяцев. Двигательные функции у детей трех месяцев

Источник

Стигмы –это мелкие аномалии развития, устанавливаемые при внешнем осмотре ребенка. К наиболее частым стигмам относятся:

надвисание затылочной кости черепа;

Читайте также:  Высказывания известных людей о развитии ребенка

микрогнатия («стертый» подбородок), иногда называется «птичье лицо»;

раздвоение подбородка;

низко или асимметрично расположенные уши;

приращение мочек ушей;

деформация ушного завитка;

низкий рост волос на лбу, на шее;

эпикантус (вниз свисающая складка кожи полулунной формы прикрывает внутренний угол глаз);

птоз (вниз опущенные веки);

коротка, длинная шея, кривошея;

значительное количество складок кожи на шее;

низкое расположение пупка;

выпячивание пупка;

полидактилия (больше 5 пальцев);

брахидактилия (короткие пальцы);

арахнодактилия (длинные пальцы);

синдактилия (сросшиеся пальцы);

аналогичные стигмы на стопах;

«сандалевидные» форма стопы – большое расстояние между 1 и 2 пальцами;

наслаивание пальцев один на другой;

камптодактилия (искривление внутрь третьей фаланги пятого пальца).

Некоторые стигмы встречаются у здоровых лиц. В норме их может быть не более 5.

Большое количество стигм требует глубокого обследования, т.к. в таких случаях существует большая вероятность аномалий внутренних органов.

Гидроцефалия – заболевание, в основе которого лежит увеличение ликворосодержащих пространств головного мозга и повышение давления спинномозговой жидкости. Гидроцефалия бывает:

А) по времени возникновения – врожденная и приобретенная;

Б) по течению – острая и хроническая;

В) по локализации – внешняя (накопление церебро-спинальной жидкости преимущественно в субарахноидальных пространствах), внутренняя (преобладающее количество жидкости в желудочках головного мозга) и общая (внешняя и внутренняя). При врожденной гидроцефалии при рождении размеры черепа нормальные или слегка увеличенные. Заметное их увеличение и прочие признаки развиваются с первых недель жизни: голова приобретает форму шара, расходятся черепные швы, увеличиваются размеры больщого и малого родничков, отмечается их выпячивание, напряжение, истощение кожи на голове, четко видны вены, большой нависающий лоб, оттопыренные уши, запавшие, полуприкрытые глаза.

Патогномоничный признак – такой признак, который встречается при каком-то одном, иногда двух-трех заболеваниях. Если этот признак выявлен при осмотре больного, то сразу становится ясным, какая патология имеется у ребенка.

Патогномоничным для гидроцефалии является симптом «заходящего солнца» — видна часть белой склеры между роговицей и верхним веком. Симптом является проявлением внутричерепного повышения давления. Периодическое появление такой белой полосы при движениях головы называется «симптом Грефе».

Постепенно у ребенка возникают задержка физического развития, отставание НПР, умственная неполноценность. Прогноз для жизни может быть неблагоприятным.

Микроцефалия – уменьшение размеров церебрального черепа. Ребенок рождается с такой головой, что лицевая часть черепа больше мозговой. Роднички и швы между костями часто закрыты. В дальнейшем лицевой череп все больше преобладает над мозговым, голова сужается кверху. Узкий и низкий лоб, низко расположены больших размеров уши. Чаще всего умственная неполноценность.

Синдром Дауна – одна из форм олигофрении, в основе которой лежит трисомия 21 пары хромосом (у больного в целом 47 хромосом). Основные признаки:

1) Задержка нервно-психического развития – при рождении гипотонус мышц, который долго сохраняется; показатели статики развиваются на 2-3 годах жизни, иногда дети начинают ходить в 5 лет и позже; поздно появляется речь (в 3-5лет ребенок может произносить единичные слова), часто выражены дефекты речи; значительное умственное и психическое недорозвитие.

2) Патогномоничные внешние признаки – косой разрез глаз – «монголоидный»; широкая плоская переносица; макроглоссия – больших размеров язык, часто высунут из полуоткрытого рта; короткая шея; короткие стопы и кисти – брахидактилия; на ладони часто имеется четкая поперечная складка («обезьянья борозда»); «сандалевидная» форма стопы.

3) Нарушения внутренних систем: недоразвитие головного мозга, нарушение дифференциации нервных клеток и миелинизации нервных волокон; уменьшение размеров внутренних органов и их пороки (в 25% случаев имеются врожденные пороки сердца.

Детский церебральный паралич – это широкое понятие, в состав которого входит группа непрогрессирующих неврологических расстройств, генезом которых является нарушение формирования головного мозга в ранние периоды его развития.

Причины ДЦП: влияние тератогенных факторов в антенатальном периоде (50%), родовая травма и асфиксия плода в интранатальном периоде (40%), длительные инфекционные заболевания, черепномозговая травма в постнатальном периоде (10%).

Клинические признаки ДЦП:

1) Нарушение движения – неспособность поддерживать нормальную позу и выполнять необходимые произвольные движения;

2) Часто могут быть: нарушение психики, недоразвитие речи, нарушения зрения, слуха и чувствительности, судорожный синдром.

Менингеальный синдром –клинические симптомы, возникающие при поражении мозговых оболочек.

1) Головная боль (у детей раннего возраста она проявляется монотонным, т.е.однообразным по звуку плачем);

2) Тошнота, рвота;

3) У маленьких детей – выпячивание, напряжение большого родничка и его пульсация;

4) Общая гиперестезия (повышенная чувствительность) – безболезненное прикосновение к коже ребенка сопровождается его беспокойством, плачем, криком;

5) Ригидность затылочных мышц;

6) «менингеальная поза» или «поза легавой собаки»;

7) Симптом Кернига;

8) Симптомы Брудзинского (верхний, средний, нижний);

Читайте также:  Что такое понятия по развития ребенка

9) Симптом Лессажа – подтягивание ног к животу при подъеме ребенка за подмышечные впадины.

Судороги – внезапные приступы непроизвольных и кратковременных сокращений мышц с потерей или без потери сознания. Судороги бывают:

— тонико-клонические – вначале голова откидывается назад; верхние конечности сгибаются в суставах, нижние вытягиваются (это тоническая стадия). После этого наступает кратковременная остановка дыхания, сменяющаяся глубоким вдохом. Это начало клонической стадии – подергивание всей мускулатуры лица, конечностей, шумное храпящее дыхание.

— тонические – непроизвольное напряжение мышц, без подергивания.

— клонические – непроизвольные подергивания мышц.

Судороги возникают при:

— заболеваниях головного мозга – гидроцефалии, микроцефалии, энцефалите, менингите, черепно-мозговой травме, эпилепсии;

— поражении других систем.

Судороги у детей раннего возраста вызывают:

— интоксикация (в том числе высокая t – фебрильные судороги – при инфекционных заболеваниях, гриппе, пневмонии);

— обезвоживание;

— спазмофилия (нарушение фосфорно-кальциевого обмена при рахите – уменьшение количества кальция).

Чем меньше ребенок, тем выше у него судорожная готовность из-за незрелости головного мозга.

Органы чувств у детей (зрение, слух, обоняние, вкус, чувствительность кожи)

Зрение. Закладка глаз происходит на 3-й неделе внутриутробного развития. К рождению развитие глаза и зрительного анализатора не завершено.

Для новорожденного характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены, слезные железы не функционируют.

С 3 недель ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взгляд на неподвижных предметах и короткое время следит за движущимися.

В 6 месяцев ребенок воспринимает яркие желтые и красные тона, устойчиво координирует движения глаз.

К 9 месяцу возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов.

К году ребенок может воспринимать геометрические формы. После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением. В 4 года достигается максимальная острота зрения, ребенок готов к начальному чтению.

Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито.

Новорожденный слышит, и реакция его на звук выражается в общих двигательных реакциях, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания, ЭКГ и ЭЭГ.

Обоняние. Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.

Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

Дифференцировка обонятельных ощущений начинает достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Вкус. Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития.

Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого.

Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека.

Постепенно развивается и в младшем школьном возрасте заканчивает развиваться способность различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.

Чувствительность кожи. Рецепторы болевой чувствительности появляются в конце 3-го месяца внутриутробного развития, и новорожденные сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у старших детей и взрослых.

Тактильная чувствительность плода и новорожденного существенно опережает по срокам своего возникновения все остальные органы чувств.

Терморецепция представлена у новорожденного в морфологически и функционально завершенном виде.

Рецепторов охлаждения почти в 10 раз больше, чем тепловых.

Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Источник

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2013

Нервно-психическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений нервно-психического развития детей.

Авторы и составители учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ

Рецензенты:

Рябиченко Татьяна Ивановна – Главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья при лаборатории иммунологии и репродукции ФГБУ «НЦ КЭМ» СО РАМН, д.м.н.

Ёлкина Татьяна Николаевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ.

Рекомендовано ЦМС по педиатрии ГБОУ ВПО НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № 3 от 04.02.2013 г.)

Рекомендовано ЦКМС НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2013 г.)

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

Оглавление

Предисловие……………………………………………….………………………………4

Методические указания…………………………………………………………..………7

Введение…………………………………………………………………………….……..7

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка…………8

Часть 1. Морфологические и функциональные особенности центральной нервной системы детей…………………………………………….………………..…………….10

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..13

Тестовые задания………………………………………………………………………..14

Часть 2. Этапы психомоторного развития детей………………………….…………..16

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..26

Тестовые задания…………………………………………………………………………27

Часть 3. Характеристика показателей нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды……………………………………..………….……..28

Читайте также:  Карта наблюдения развития ребенка в доу по фгос

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..47

Тестовые задания………………………………………………………………………..48

Пример ситуационных задач……………………………………………….…………..51

Часть 4. Выявление патологических симптомов и синдромов при обследовании ребёнка…………………………………………………………………………………..52

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………..61

Тестовые задания………………………………………………………………………..62

Заключение………………………………………………………………………………64

Список литературы….…………………………………………………………….….…65

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии. Нервно-психическое развитие ребенка является одним из показателей его здоровья, зависит от факторов окружающей среды, воспитания, педагогического воздействия, режимных моментов. Педиатру необходимо владеть навыками оценки нервно-психического развития детей различного возраста для своевременного выявления отклонений и проведения дифференцированных мероприятий по их коррекции.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122 по специальности 060103 «Педиатрия», с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью учебного пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки нервно-психического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения нервно-психического развития и их своевременной коррекции. Пособие составлено сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ и предназначено для проведения практических занятий, для подготовки студентов III — IV курсов по пропедевтике детских болезней в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Пропедевтика детских болезней», индекс цикла 3.Б.28, направление подготовки 060106 – педиатрия, утвержденной ЦМК по педиатрии НГМУ 01.06.2012 г.

Представленное пособие является необходимым дополнением к учебнику Мазурина А.В. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов вузов /А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. — 3-е изд., доп. и переработанное – СПб.: Фолиант, 2009. — 1008 с.: ил. В процессе подготовки к занятию студенту нужно изучить соответствующие разделы учебника и настоящего учебного пособия.

Практическое занятие проводится по плану:

1) Проверка подготовки студента к занятию;

2) Демонстрация преподавателем методики исследования;

3) Самостоятельная курация студентами детей под наблюдением преподавателя;

4) Проверка преподавателем овладения студентами навыков исследования с оценкой знаний и умений студента;

5) Подведение итогов занятия;

6) Обозначение задания на следующее занятие.

Материальное оснащение занятия: электронные весы, ростомер, сантиметровая лента, набор игрушек, таблицы по режиму дня для детей различных возрастов.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального нервно-психического развития детей различного возраста.

В процессе изучения темы будут формироваться компетенции: ПК — 1, ПК — 5, ПК — 16.

Студенты будут знать:

· Анатомические особенности строения головного и спинного мозга у детей.

· Морфологические и функциональные особенности нервной системы у детей.

· Основные этапы моторного, сенсорного и эмоционального развития.

· Развитие речи у детей. Роль окружающей среды в её формировании.

· Рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

· Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности ребенка.

· Факторы, оказывающие влияние на нервно-психическое развитие детей.

· Принципы организации режима дня у детей в различные возрастные периоды.

· Роль воспитания в нервно-психическом развитии ребенка, основные элементы воспитания детей раннего возраста, значение игры, набор игрушек для детей различного возраста.

· Методика сбора анамнеза, отражающего нервно-психическое развитие, особенности поведения и характера ребенка.

· Критерии оценки нервно-психического развития детей различного возраста.

· Генетические, внутриутробные и постнатальные факторы, неблагоприятно влияющие на развитие нервной системы ребенка.

· Клинические симптомы поражения центральной нервной системы у детей.

· Методы исследования нервной системы.

Уметь:

· Собрать анамнез жизни ребенка с учетом отображения этапов нервно-психического развития; акцентирования внимание на факторах, оказывающих неблагоприятное влияние на развитие нервной системы ребенка.

· Оценить психо-моторное развитие ребенка первого года жизни и после года.

· Оценить развитие моторной и сенсорной речи.

· Оценить особенности игровой деятельности, поведение в коллективе детей, адекватность его поведения.

· Подобрать игрушки для детей различного возраста.

· Уметь разъяснить матери как воспитать навыки у ребёнка (гигиенические навыки, навыки при приеме пищи, навыки одевания и раздевания).

Перечень практических навыков:

· Воспроизведение и оценка рефлексов орального автоматизма (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой рефлекс Бабкина).

· Воспроизведение и оценка рефлексов спинального автоматизма (Робинсона, Галанта, ползания Бауэра, Кернига, Бабинского, Моро, автоматической походки, опоры).

· Оценка двигательных умений ребенка.

· Оценка развития речи ребенка.

· Оценка комплекса оживления у ребенка 2-4 месяцев.

· Воспроизведение симптомов при менингиальном синдроме.

· Воспроизведение симптомов при спазмофилическом синдроме.

Базисные знания: Изученные ранее необходимые сведения по эмбриогенезу центральной нервной системы, анатомии головного и спинного мозга.

Источник