Семьи в развитии ребенка с овз в работе

Елена Калинина
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство — это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, врач, др., однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству

1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;

2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;

3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

— Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

— Решение текущих организационных вопросов.

1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

Задача:

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Задачи:

— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: — Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:

— оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка цель

2.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: — информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:

— сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

— определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

— определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

— определение оценки родителями работы ДОУ

2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Задача: — оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача: — информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

— ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два — три раза в год.

Задачи:

— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Ожидаемый результат

Появление интереса родителей к работе ДОУ

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия»

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом

Источник

Ольга Аникина
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна

МБДОУ «Лукоморье» г. Черногорск

“… Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом” Е. А. Стребелева, А. В Зацепина

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. В последние годы все активнее рас-сматривается вопрос о равноправной совместной деятельности человека с ограниченны-ми возможностями здоровья с прочими членами общества.

Проблема воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают чувство вины за то, что родился такой ребенок. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова-ния (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» писал (В. А. Сухомлинский). Участие семьи будет возможно при партнерском общении педагогов и родителей. Поэтому, в детском саду созданы условия, в которых и у педагогов, и у родителей возникает желание построить отношения, основанные на взаимопонимании, уважении, честности и искренности, и чтобы они оставались такими вне зависимости от возникающих обстоятельств.

Практика показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи в отличие от нормально развивающихся сверстников, не могут самостоятельно применить опыт, полученный на специальных коррекционно – развивающих занятиях, им нужны дополнительные занятия со специалистом и дома с родителями. В этой связи взаимодействие специалистов (лого-педов, психологов) с родителями, воспитывающими детей с ТНР, имеет определенную специфику, выражающуюся не только в необходимости максимально полного вовлечения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, но и в поддержании неугасающего желания к сотрудничеству с педагогами на протяжении всего периода пребывания таких детей в группах компенсирующей направленности.

Современные исследования показывают, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель-логопед, воспитатель, должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития.

Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, вы-разительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кру-гозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психоло-го-педагогической грамотности.

Читайте также:  Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза

Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо под-держивать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать ро-дителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный со-циальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От сов-местной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Цель работы – раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в до-школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участ-ников воспитательного процесса, — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с деть-ми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:

-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; -в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в те-чение учебного года:

-обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; — проведение необходимой работы по профилактике и кор-рекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и ре-чевой подготовки к школе; — повышение психолого-педагогической культуры и воспита-тельной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по об-щему и речевому развитию дошкольников в семье; -определение влияния родителей на развитие ребенка

Доказательством плодотворной работы учителя – логопеда и родителей может служить то, что родители осознают необходимость участия семьи в коррекционно – воспитатель-ном процессе, а не перекладывают всю ответственность за своих детей на работников ДОО, родители владеют некоторыми коррекционно — развивающими приемами, видят ре-зультаты совместной работы с логопедом и ориентированы на дальнейшее развитие ре-бенка, создают пространство, в котором ребенок успешен. Меняется родительская внут-ренняя позиция, стиль общения, появляются партнерские отношения. Ребенок сам в себе обнаруживает новые умения и навыки, не боится демонстрировать их родителям и другим взрослым.

Нашим дошкольным учреждением накоплен значительный опыт организации со-трудничества с родителями, имеющими детей с ОВЗ (ТНР). Педагоги ДОУ постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного соче-тания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении и в семье, обеспечить все-стороннее развитие личности.

Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ.

При взаимодействии с родителями нами используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой обла-сти, так и новаторские, нетрадиционные. Используется:

— наглядная пропаганда, — родительские собрания, — беседы и консультации, — конфе-ренции родителей, — устные журналы, — анкетирование, — дни открытых дверей, — круг-лые столы, — организация клубов, организация деловых игр, — использование интернет – ресурсов.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские круглые столы)

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; участие в праздниках, утренниках и развлечениях и др.) Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индиви-дуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ (ТНР)

Для изучения семейной микросреды ребенка с ТНР проводим диагностико-аналитическую работу с родителями.

1. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаи-моотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объе-ме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

2. Поэтому мы подключаем следующую из форм индивидуальной работы с родителя-ми: консультации, беседы. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серь-езно присматриваться к своим детям.

3. Переписка с родителям — Учитывая быстрые темпы развития информационно – коммуникационных технологий, в перспективе своей работы с родителями мы создали группу «Солнышко» в социальной сети «Viber», которая позволяет размещение фото, а также методических рекомендаций для родителей в соответствии с тематикой недели, мы извещаем родителей о предстоящей совместной деятельности в саду, поздравляем с праздниками, даем советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. И немаловажным фактором создания данной группы является возможность обратной связи в режиме онлайн.

4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых явля-ется активное включение родителей в образовательный процесс. Родители в ходе НОД знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребен-ка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов совместной или самостоятель-ной деятельности детей в ДОУ, праздников; с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

Групповые и коллективные формы

1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия с семьями, для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей. Хорошо, когда родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей.

На первом родительском собрании был предложен прием «Дерево предсказа ний» заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка, американским ученым Дж. Беллан-сом. Ствол дерева — тема, ветви — предположения, «листья» -обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Прием помог выстроить предположения по поводу речевого развития детей. Речь наших детей—что будет дальше?—как будут развиваться события, как будем проводить работу, что выполнять?—чем закончится наша совместная работа?

Читайте также:  Особенности развития ребенка трех лет

— Оформление совместно с родителями стендов по различным лексическим темам.

— Выполнение рекомендаций учителя – логопеда дома.

— При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следу-ющие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное, метод создания педагогических ситуаций, запись во-просов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок».

2. Родительские лектории, практикумы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффек-тивному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка пе-дагогического мышления родителей.

3. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей был проведен в форме круглого стола. В этом случае мы использовали методику «Мировое кафе». Ме-тод «Мировое кафе» позволил вовлечь в процесс обсуждения коллективный интеллект участников и располагал их к масштабному, многоуровневому диалогу. Технология «Ми-ровое кафе» помогла собрать информацию, организовать обмен мнениями по важным вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия не-стандартных решений. Было важно, выработать общее видение проблемы. 4. Совместные досуговые мероприятия повышают активность родителей. Это прово-димые развлечения, драматизации сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п.

Достигнуть планируемых результатов Образовательной программы ДОУ помогает, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа по формированию предпри-имчивого мышления у детей и их родителей. Развитие предприимчивости в учебно-воспитательном процессе невозможно без сотрудничества с родителями, поэтому возник-ла необходимость наладить работу с родителями, благодаря которой они самостоятельно смогут развивать предприимчивость своих детей.

В связи с этим в нашем детском саду в ноябре месяце стартовал Марафон пред-приимчивости «Моя предприимчивая семья«. На пути к успеху».

Целью проведения Марафона было: создание организационно-педагогических условий для формирования предприимчивого мышления воспитанников. Вовлечение родителей в жизнедеятельность детского сада, как полноправных участников. Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Родителям представилась возможность поделиться своими зна-ниями умениями, продемонстрировать и помочь овладеть детям то, что они умеют лучше всего. Совместная работа была направлена на повышение педагогической культуры ро-дителей в вопросах развития ребенка и его предприимчивости.

Участники Марафона — дети старшей и подготовительной группа; педагоги; родители; администрация детского сада. Сроки проведения: октябрь — ноябрь 2016г.

На протяжении 4х недель родители совместно с детьми участвовали в различных кон-курсах (именуемыми станциями):

— станция «Где логика?», — станция «Самый умный»,- станция презентация «Моя семья»

— изготовление лэпбука «Моя семья», — конкурс костюма.

На родительском собрании был предложен прием «Понятийное колесо»

Родителям было предложено понятие «Идеальный детский сад». Предлагалось написать слова – ассоциации (словосочетания, которые предлагают родители.

Мероприятия с родителями в детском саду – это проект, он направлен на сотрудниче-ство между родителями и дошкольным учреждением. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сто-рон друг друга. Наша задача выбрать несложное дело для ребенка и вместе провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно — музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия высочайший: родители видят своего ребенка в новой для него роли, получают эстетическое наслаждение; их ребенка видят другие родители; сам ребе-нок получает возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей сторо-ны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями.

5. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортив-ных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ТНР происходит не только в процессе обучения. Дети с наруше-ниями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различ-ных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных.

Нам необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними уча-стие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. В качестве примера работы является создание родителями, совместно с ребенком ЛЕПБУКОВ. Лэпбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в про-цессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помо-гает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и за-помнить материал. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

В саду на протяжении всей работы мы организовываем выставки творческих работ детей по различным темам, где так же непосредственное участие принимают и родители.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с роди-телями детей призваны наладить взаимодействие между садом и семьей, повысить эф-фективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимо-отношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они мо-гут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Источник