Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника thumbnail
    ГлавнаяВоспитаниеСемейное воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание в условиях семьи незаметный процесс, на первый взгляд. Оно протекает естественно, складывается из системы методов и мер, которые постоянно соблюдают родные. Маленький ребенок, получает всю информацию от близких. Он еще мало контактирует с другими людьми. Все выводы о нормах поведения, устоях жизни, моральных ориентиров, ребенок получает из родного окружения. Семейное воспитание для детей дошкольного возраста будет являться отправной точкой. Оно определяет, как состоится личность и сложится дальнейшая жизнь. Вопросы о трудностях семейного воспитания, детей дошкольного возраста, активно обсуждаются. Для помощи родителям разработаны методики, которые позволяют облегчить процесс.

Содержание:

  • Роль семьи в воспитании дошкольника
  • От чего зависит характер воспитания
  • Цель семейного воспитания детей дошкольного возраста
  • Задачи семейной педагогики
  • Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста
  • Откуда берутся традиции?

Роль семьи в воспитании дошкольника

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

Каждый член семьи влияет на процесс воспитания, как родитель, так и старшее поколение, родственники, братья/сестры. Семья ― маленький мир, уменьшенная копия окружающего. Педагогика и психология выделяют этот институт воспитания, как фундаментальный. Он первый, с которым сталкивается ребенок. В его условиях проходит начальные этапы жизни. Знания, полученные дома, подготавливают ребенка к жизни в обществе. Дети наблюдательны и растут на примере родителей. Они исходят из их взаимоотношений, манерам общения, умений регулировать конфликты, принципов. Поэтому, взрослым важно контролировать свое поведение. То, чему родитель может не придать значения, становится мелкой деталью, которая формирует восприятие мира и поведения ребенка. Даже незначительная фраза, брошенная вскользь, может повлиять на дошкольника. От полученных знаний, ребенок отталкивается в будущем. О ситуации в семье можно судить по тому, как ребенок «дружит»с окружающим миром. Особенно показательно то, как решает сложные ситуации или не допускает их.

Проблема отсутствия одного из родителей в воспитании

Частые вопросы, на тему семейного воспитания детей дошкольного возраста, касаются безучастности члена семьи. Например, безразличие отца семейства к развитию и воспитанию ребенка. Кажется, особого вреда от этого нет: ни плохо, ни хорошо. На деле, игнорирование откладывается в памяти и воспринимается, как метод воспитания. Эта модель скорее всего будет оцениваться ребенком, как норма. Создав свою семью, он будет придерживаться аналогичной позиции. Ребенок должен чувствовать внимание домочадцев, их участие в жизни.

От чего зависит характер воспитания

Ребенок ― маленький студент, в институте семьи. Дети одного возраста отличаются друг от друга в поведении, развитии, характере, видение картины мира. Образ семьи накладывает отпечаток на стиль воспитания дошкольника. Он формируется под действием различных факторов.

  • вид семьи: нуклеарная, традиционная, многопоколенная и т.д.;
  • физического здоровья членов семьи;
  • взаимоотношение между близкими;
  • их психологического состояния;
  • материальная обеспеченность;
  • нравственные ценности;
  • наследственности;
  • статус в обществе;
  • культура семьи;
  • условия жизни;
  • образ жизни;
  • традиции;

Самыми прочными отношениями между людьми, выделяют семейные. Они делятся на 4 типа:

  1. Психофизиологические. Отражают биологическую и сексуальную связь.
  2. Психологические. Взаимоотношения, которые складываются из характерных черт, манер общения членов семьи.
  3. Культурные. Основываются на традициях, этики и правилах, принятых внутри семьи.
  4. Социальные. Каждый член семьи играет определенную роль, за ним закреплены обязанности. Сложена финансовая иерархия.

Цель семейного воспитания детей дошкольного возраста

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

Основная цель семейного воспитания ― формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Важно обучить его полезным навыкам, развить положительные черты характера, научить справляться с негативными. Ребенок должен быть интеллектуально развит, что обеспечивает успешность в учебе и социуме. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно, заложенные в раннем возрасте принципы, определяют личность человека в будущем. Хорошо, если основа заложена правильная, которая действительно вырастет из ребенка добропорядочного гражданина.

Задачи семейной педагогики

  • Поощрять стремления к самопознанию, изучению собственного «я»;
  • подготовка к жизни в социуме и взаимодействию с окружающими;
  • формирование понятия индивидуальности, самоуважения;
  • предоставить необходимую базу знаний о жизни;
  • передача жизненного опыта, истории семьи;
  • ознакомление с жизненными приоритетами;
  • формирование представлений о морали;
  • создание позитивного взгляда на жизнь;
  • воспитание любви к знаниям, науке;
  • привитие понятий нравственности;
  • знакомство с этическими нормами;
  • воспитание гражданских идеалов;
  • соблюдение правил поведения;
  • развить полезные навыки;

Дополнительные рекомендации для родителей:

  • Обеспечьте ребенка необходимым для интеллектуального развития: игрушки, книги, предметы для творчества.
  • Психологическое развитие и устойчивость, складываются из совокупности факторов. Важна спокойная обстановка в доме. Находите поводы, которые бы заряжали положительными эмоциями. Посещайте мероприятия, играйте, гуляйте вместе, устройте детское чаепитие дома, запустите воздушного змея. Способов дать ребенку почувствовать счастье, радость, веселье ― предостаточно.
  • С детства прививайте любовь к спорту. Он способствует физическому развитию, укреплению здоровья, формирует положительные черты характера. Учит добиваться цели, преодолевать препятствия, не сдаваться, верить в себя.
  • Создайте благоприятные условия дома: уют, чистота, декоративные элементы. Чадо будет комфортно ощущать себя в детской, где будет необходимая мебель, приятный ночник. Должен быть стол, подходящий по размеру. Приучать к порядку будет легче, если ребенку купить собственный шкаф или комод, коробки для игрушек.
Читайте также:  Родительское собрание тема развитие у ребенка мелкой моторики

Методы для родителей, как воспитывать дошкольника

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

От модели воспитания зависит психологическое здоровье ребенка. Жесткие методики недопустимы. Душевные травмы, полученные в детстве, обычно трудно поддаются лечению. Они мешают ребенку правильно сформироваться как личность, приводят к проблемам в школе, а далее на работе и в семейной жизни.

Психика дошкольника еще ослаблена и только адаптируется. Психологический стресс перенесенный в раннем возрасте, должен лечиться. Пример: переезд, развод, смерть родственника, потеряли питомца. Окажите поддержку, при необходимости обратитесь к терапиям: арт-терапия (включает около 10 видов), зоо-терапия. Организуйте спокойный график. Следует избегать эмоциональных скачков. Первое время нежелательны шумные праздники. Даже положительные эмоции в этот период утомляют. Сведите к минимуму физическое перенапряжение. Наблюдайте за самочувствием ребенка Когда его психологическое состояние нормализуется, то вводите развлечения. Постарайтесь отвлечь интересными занятиями.

Методы:

  • Личный опыт. Прежде чем, требовать что-либо от ребенка, покажите своим примером.
  • Образ для подражания. Не обязательно навязывать эталон ребенку.  Достаточно двигать его в нужном направлении и дошкольник сам сделает выбор. Он будет полагаться на систему привитых ценностей и искать их в личности. Эталоном может стать не один человек: оба родителя, герой мультфильма, сказки, родственники.
  • Советы. Это мягкий способ повлиять на ребенка. Объясняйте почему так правильно поступить, какая польза или выгода будет ребенку от вашего совета. Пример: лучше надеть теплую куртку, на улице холодно. Если ты замерзнешь, придется раньше вернуться домой, ты не успеешь погулять. Ты можешь заболеть и тогда еще долго не сможешь общаться с ребятами.
  • Деликатное внушение. Доводы должны звучать убедительно, но не принуждайте грубо выполнять приказы.
  • Совместные игры. Характер ведения игры на многое влияет. Агрессивные дети будут пытаться сломать игрушки, драться персонажами. Тактично пресекайте в игровой форме проявления неуважения, причинение боли. Объясняйте: не надо бить мишку, ему больно, он обидеться. Лучше давай его покормим «обедом» из пластилина, покатаем в машинке/коляске, пусть сходит в гости к тигренку. Способом игры можно передать все необходимые ребенку правила социальной жизни. Придумывайте вместе сюжеты, подготавливайте к школе. Продумайте для каждой игрушки индивидуальный характер, чтобы ребенок привыкал, что в мире бывают абсолютно разные люди. Пример: писатель Алан Милн, автор «Винни-Пуха», в игре с сыном придумал разносторонних персонажей, отражающих разные психотипы. Игрушки обладают неповторимыми качествами характера, манерами поведения, они не похожи друг с другом.
  • Семейные беседы. Они не должны превратиться в чтение морали. Общайтесь с ребенком на равных, как со взрослым. Делитесь впечатлениями, размышлениями, будьте готовы выслушать чадо. Он должен чувствовать ― его голос в семье важен и интересен.
  • Наказания ― неотъемлемый метод воспитания. Главное, уметь наказывать ребенка правильно, не повреждая психику. Не прибегайте к телесным наказаниям. Это усугубляет ситуацию. Такие действия рождают противодействия. Ребенок может замкнуться, либо стать озлобленным, пессимистом. На неуправляемое чадо больше повлияет обращения к совести, любовь и аргументированная беседа. Как наказывать детей правильно, можно узнать в статье.
  • Поощряйте успехи ребенка, маленькие победы. Он будет понимать, что действует правильно. Это стимулирует к новым достижениям. Пример: аккуратно нарисованный квадратик, научился стоять в позе «мостик», получилось самостоятельно помыть волосы (а вы немного помогли).
  • Хвалите даже за попытки и старания. Не выиграл эстафету, не получилось слепить лучший кулич, не смог забросить мяч в кольцо ― главное участие. Расстраиваться нет смысла, хорошо, что весело провел время. Убедите, что старания помогут добиться результатов, постепенно, начнет получаться лучше.

Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

Курс дошкольного воспитания в семье включает основные принципы.

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать. Если системно завышать требования, которые дошкольнику не по силам достичь, то он начнет сдаваться. Он потеряет интерес стремиться к лучшему. Будет казаться, что награды невозможно достичь. Искоренить апатию будет сложно во взрослой жизни.
  • Уважение к ребенку, его интересам, мыслям, индивидуальности.
  • Доверяйте ребенку и научите доверять семье. Объясните почему врать плохо, к каким проблемам приводит ложь. Расскажите, как правда облегчает жизнь. Приводите примеры из личного опыта, из сказок, мультфильмов. Тогда, будучи старше, ему будет нетрудно вести откровенный с вами разговор, делиться личными переживаниями, попросить совета. Доверие начинается с детства.
  • Найдите общий язык. Ребенок еще маленький, но чувствует, насколько вам искренне интересно с ним. Во время капризов, попытайтесь встать на место ребенка. Для него может быть настоящей катастрофой, что ему отказывают в прогулке. Видя ситуацию с его стороны, вы сможете внятно объяснить причину отказа и найти компромисс.
  • Равенство в семье. Один родитель может негласно держать авторитет. Это распространенный тип семьи. Но равноправие, признание ценности каждого домочадца должно быть четко обозначено. Прислушиваться к ребенку и дорожить его мнением, никак не ущемляет достоинства взрослых.
  • Прививайте, поощряйте самостоятельность. Гиперопека вредит развитию личности. Родители могут поддерживать начинания ребенка, помогать, советовать. Но не лишать возможности практиковаться, развивать навыки, делать что-то самому.
Читайте также:  Особенности психологического развития 3 года жизни ребенка

Педагогический процесс в семье должен представлять стратегию. Члены семьи придерживаются одной цели и последовательны в действиях. Обсудите, особенности вашего семейного воспитания, для детей дошкольного возраста. Требования, ценности, запреты, порядки ― должны быть едиными, чтобы не создавать диссонанса. Когда родители прививают разные понятия, ребенку сложно сориентироваться. Он не понимает на чью надо встать сторону, и не обидит ли его позиция другого родителя. Ваши приоритеты в воспитании, обсудите с близкими родственниками. Что нельзя дома, не должно разрешаться бабушками, дедушками, тетями. Семья должна действовать заодно.

Что учесть, создавая стратегию:

  • способность к усвоению новой информации;
  • уровень интеллектуального развития;
  • психологическая устойчивость;
  • особенности характера;
  • его тип темперамента;
  • пол ребенка;
  • возраст;

Взгляды на жизнь и ценности у родителей могут отличаться. Это вносит сложности в процесс воспитания. Супругам нужно подумать, какие принципы и ценности совпадают. Выписать их на листок. Затем, обсудить недопустимые вещи. Стили воспитания у мамы и папы могут быть разными ― это нормально.

Распространенные ошибки в воспитании дошкольников:

  • Постоянно обсуждать материальное состояние семьи или знакомых. Тогда, ребенок расценивает тему, как приоритетную. Он ставит финансы выше остальных ценностей.
  • Тиран в семье, бытовое насилие, физические наказания.
  • Низкий культурный уровень взрослых.
  • Психологические недуги у родителя, которые не лечат.
  • Унижение способностей ребенка.
  • Напряженная атмосфера дома.
  • Презрительное отношение к интересам ребенка.
  • Духовные и нравственные ценности остаются на втором плане и постепенно исчезают.
  • Считать, что на воспитание нужно много времени, а сейчас общество живет в режиме цейтнота. Необходимые правила дошкольник усваивает постепенно, каждый день. Для этого не требуется много времени, главное системность.

Откуда берутся традиции?

Семейные условия в развитие ребенка дошкольника

Ребенок растет, будучи взрослым человеком, он с улыбкой будет вспоминать о приятных моментах. Добрые обычаи семьи, делают его счастливым. Совместные поездки на рыбалку, лето на озере/море, вместе украшать новогоднюю елку, отдых на даче, природе. Позитивные впечатления из детства накапливаются в ребенке, как в батарейке. Они помогают легче переносить трудности. Человек реже страдает от хандры, депрессий, приступов агрессии.

Как правило, выделяют 4 вида традиций:

  • Национальные;
  • религиозные;
  • социальные;
  • культурные;

Дополнительно, можно добавить:

  • Внутрисемейные, те которые передаются через поколения. Группа близких лиц, может формировать их специально или неосознанно. Но они закрепляются в памяти младшего поколения.
  • Можно создать новые традиции, которых будут придерживаться домочадцы. Например, ужин вместе, семейный кинопросмотр на выходных, чтение сказок на ночь, праздновать дни рождения.

Последние два вида, более узкие. Они не подразумевают термин «традиции» в широком смысле слова, а скорее ответвление. Традиции семьи вводятся, как само собой разумеющееся. К ним не принуждают, они просто становятся частью жизни.

Самое интересное

26.02.2019
Рейтинг: Лучшие отели Турции для отдыха с детьми

03.07.2018
Топ-20 фото детей на горшке, слезы от смеха прилагаются

16.03.2018
15 советов, которые облегчат жизнь родителям

19.12.2018
Лайфхак: как сделать коробку своими руками из картона? Коробка для подарка

07.02.2020
«Мышка-норушка и кисточка с краской» короткая сказка на ночь для детей

07.02.2020
Что подарить на 8 марта: маме, девочке, учителю и бабушке

Источник

Екатерина Вишнякова
Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника

Статья: «Роль семьи в воспитании ребенка-дошкольника».

Вишнякова Е. О. — воспитатель ГБДОУ № 28 г. Санкт-Петербурга

Цель: показать, насколько важна роль семьи в воспитании и в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

«Главный смысл и цель

семейной жизни — воспитание детей«.

В. А. Сухамлинский

Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста черезвычайно важна, ведь малыша необходимо подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить навыкам общения, элементарным знаниям, а также — любви и заботе. Семья – главный институт воспитания человека. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса. Родители — это первые воспитатели и учителя ребенка. Именно в окружении родных, близких людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе, которые остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, которая регулируется определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи. Воспитание в условиях семьи, на первый взгляд, процесс незаметный, но очень значимый. Оно протекает естественно, складывается из системы методов и мер, которые используются в семье. Семейное воспитание имеет ряд требований:

— каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности;

— родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть;

воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его

индивидуальным особенностям;

— родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы;

Читайте также:  Развитие годовалого ребенка мелкой моторики

— личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает;

воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах;

— манеру общения в семье необходимо поддерживать в веселом и оптимистичном тоне.

Основная цель семейного воспитания формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Важно обучить ребенка полезным навыкам, развивать положительные черты характера, научить справляться с недостатками. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно принципы, заложенные в раннем возрасте, определяют личность человека в будущем.

В первый год жизни ребенка родители должны создать ему благоприятные моральные физические и санитарно-гигиенические условия. В данный период ребенок уже требует внимания к своим потребностям, и выражает свои желания по-своему. Задачей родителей является различать капризы ребенка и его реальный потребности. Потребности должны быть удовлетворены, а капризы игнорироваться. В результате, свои первые моральные уроки ребенок получает в семье. После чего у него вырабатывается система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову «нельзя».

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является

игра. Дети трех — четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Родителям должны незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей. В разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков, слов и предложений. С целью развития речи родителям необходимо учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное

время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида

занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Ребенок растет, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду.

Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. И помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что «семья учит жизни делом, а не словом».

Источник