Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читать

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читать thumbnail

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читать

Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва.

Книги (8)

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьЛечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст

В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьНарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Соавтор: Журба Л.Т.

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьНарушение речи у детей с церебральным параличом

Соавтор: Ипполитова М.В.

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьРебенок с отклонениями в развитии

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьСемейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Соавтор: Московкина А.Г.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьФизическое воспитание детей с церебральным параличом

Младенческий, ранний и дошкольный возраст.

В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП.

Добавить отзыв

Источник

Проблема воспитания «нестандартного» ребенка в семье является кардинальной для родителей. Это главный вопрос, на который родители хотят получить ответ. Но на него не так легко ответить и специалистам. Действительно, простых ответов не существует, все зависит от конкретной ситуации.

Наиболее общий принцип воспитания такого ребенка — это по возможности обращаться с ним как с обычным ребенком. Часто особые дети, растущие в семье и воспитывающиеся в учреждении, сильно различаются, хотя имеют сходные нарушения. Некоторым родителям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями, удается брать их с собой везде, например, в гости к друзьям, в кафе пообедать, и поведение этих детей оказывается социально приемлемым. В то же время поведение таких же детей, которые были изолированы от общества и не имели социального опыта в таких же ситуациях, оказывается неприемлемым. Будучи взрослыми, последние продолжают вести себя неадекватно. Известный английский ученый Бриан Кирман приводит такой пример: взрослая умственно отсталая женщина, живущая в учреждении, очень гордится своей вставной челюстью и показывает ее всем посетителям. Несомненно, что такое детское поведение отчасти связано с ее интеллектуальной недостаточностью. Тем не менее она вела бы себя по-другому, понимала бы, что посетителей это не интересует, выбрала бы какую-то более приемлемую форму общения с ними, если бы жила в семье и имела опыт общения с посторонними людьми. Еще один пример неудачной социальной адаптации молодого человека, воспитывавшегося в учреждении. Будучи принятым на работу в магазин, он по привычке продолжал «стрелять» у всех, в том числе у покупателей, сигаретку. Естественно, он был уволен, хотя справлялся со своими обязанностями. Его поведение было бы другим, если бы он имел другой жизненный опыт.

Читайте также:  Укол для развития легких ребенка

Различные трудности подстерегают родителей на различных этапах жизненного цикла семьи, на разных возрастных этапах развития ребенка. Если в семье кроме «особого» имеют-

87

ся и другие обычные дети, родители могут сравнить темпы их развития и понять, что такое хронологический возраст, т.е. возраст, которому соответствует развитие их ребенка. Полезно поговорить с родителями на эту тему. Это поможет им по-другому взглянуть на своего особого ребенка и не сравнивать его достижения с достижениями других детей, а только с его собственными. «Особый» ребенок и развивается по-особому.

Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами.

С одной стороны, им не следует требовать от особого ребенка слишком много в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению.

Одной из ошибок родителей является неадекватное ожидание от ребенка недоступного ему, по-крайней мере на данном этапе, уровня обучения, например, чтению. Это приведет к тревожности и нервозности ребенка, нежеланию учиться вообще.

Не менее серьезной ошибкой является гиперпротекция и позволение ребенку вести себя как ему заблагорассудится, хотя такое поведение невыносимо для близких и посторонних.

Существует категория родителей, которые не могут смириться с тем, что у ребенка имеются особенности развития, предъявляют к ним непомерные требования, пренебрегают их естественными нуждами и потребностями, даже подвергают психическому и физическому насилию. Однако значительно больше тех, кто на том основании, что ребенок особый, допускают неприемлемое поведение с его стороны.

В некоторых случаях ребенок начинает использовать как оружие вспышки гнева, особенно в общественных местах, «играет на публику». Он бросается на пол и кричит до посинения. Это приводит мать в полное замешательство. Она быстро уступает и дает ребенку то, что он требует, тем самым подкрепляя его неправильное поведение. В этом отношении требования к «особому» ребенку должны быть такими же, как к обычному, который может стать нервным из-за повышенных требований родителей либо из-за их попустительства. При этом лечебные мероприятия могут сочетаться с педагогическими.

Родители маленького ребенка с ограниченными возможностями очень нуждаются в моральной и материальной поддержке.                               » Л

88

Они нуждаются в симпатизирующем и сочувствующем им человеке, с которым можно было бы обсудить свои проблемы. Конечно же они могут пойти к своему участковому врачу, которому могут быть интересны или абсолютно не интересны их проблемы.

В настоящее время немного учреждений, которые могли бы оказать им помощь по всем аспектам проблемы. В разном возрасте возникают разные вопросы. Иногда родители думают, что ребенку неохотно оказывают помощь, плохо лечат из-за того, что он не такой как все. Например, при синдроме Дауна нередко встречаются пороки сердца, которые успешно оперируются у других детей. Необходимо, чтобы кто-то обсудил эту проблему с родителями ребенка с сидромом Дауна и объяснил, что эту операцию делают всем детям, которые могут ее выдержать. Как показывает опыт, родителям часто легче получить информацию о природе дефекта и его возможных причинах, чем о других аспектах проблемы, например, причинах нарушения поведения, таких как повышенная возбудимость, негативизм, агрессивность, самоповреждающее поведение и др.

Источник

  1   2   3   4   5   6   7

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели­верстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

ISBN 5-691-01100-6.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях вос­питания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нару­шениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройства­ми, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-во­левой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Читайте также:  Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обо­снования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

УДК 37.0(075.8) ББК74.90я73
Оглавление

Введение……………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…………………………………………..5

Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи……………….6

Структура семьи …………………………………………………….7

Модели семейных взаимодействий……………………………….9

Жизненный цикл семьи ………………………………………….17

Семейные функции………………………………………………..18

Вопросы и задания……………………………………………………….. 20

Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…….21

Исторический аспект……………………………………………..22

Современные подходы к проблеме семейного воспитания…..28

Концепция нормализации семейной жизни…………………..30

Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»…………………………….33

Вопросы и задания……………………………………………………….. 36

Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями……………………………3 7

Информация, которую можно получить от родителей ………….38

Информация, которую можно получить от ребенка…………..45

Информация, которую можно получить при обследовании семьи …………………..48

Вопросы и задания……………………………………………………….. 52

Глава IV. Семья нестандартного ребенка………………………………53

Интеграционные тенденции……………………………………..54

Реакции родителей………………………………………………..55

Общие проблемы…………………………………………………..58

Семьи группы риска ………………………………………………73

Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП)……………………….73

Особенности воспитания ребенка в многодетной семье…………. 74

Семья ребенка с шизофренией…………………………………..75

Приемный ребенок в семье………………………………………. 76

Семья аутичного ребенка…………………………………………78

Одаренный ребенок в семье ………………………………………80

Проблема жестокого обращения с ребенком в семье…………..81

Вопросы и задания…………………………………………………89

Глава У. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии…………………………………….91

Психотерапия детей дошкольного возраста…………………..92

Арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции……………………..94

Психотерапевтическая работа с семьей……………………… 101

Психогигиена семейного воспитания………………………… 104

Другие виды помощи семье……………………………………. 111

Медико-генетическое консультирование (МГК)……………. 111

Общественные организации, центры ранней помощи……….. 115

Вопросы и задания……………………………………………………… 118

Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии……………………………………….119

Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка…………. 120

Основные положения коррекционной работы………………. 121

Новые технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии……………………….-………….. 123

Основные формы взаимодействия специалистов и родителей………………………….. 135

Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье ……………………137

Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии ………………….. 145

Развитие у ребенка навыков самообслуживания…………… 148

Обучение малыша навыкам опрятности…………………….. 149

Развитие сенсорных функций и различных видов памяти ..153

Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения……………………. 158

Развитие игровых навыков……………………………………. 160

Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве………………………. 164

Формирование предпосылок к обучению чтению и письму …. 167

Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки…..168

Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии…………………………….171

Вопросы и задания……………………………………………………… 174

Глава VII. Ребенок с проблемами интеллектуального

развития в семье………………………………………………………………..175

Положение ребенка в семье……………………………………. 176

Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей ….178

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье………….182

Основные направления в работе специалистов с семьей…… 184

Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта … 186

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта .,………………..,……………….188

Особые формы отклонений в развитии: синдром Дауна (188); синдром Рубенштейна-Тейби (205); синдром Нунан (208); синдром Вильямса(«лицо эльфа») (211); синдром Корнелии де Ланге (212); синдром Ретта…………………………………213

Вопросы и задания………………………………………………………218

Глава VIII. Ребенок с нарушением зрения в семье………………..219

Нарушение зрительных функций на первом году жизни …. 220

Позиция родителей детей с нарушенным зрением ………….226

Помощь специалистов родителям…………………………….229

Общие стратегии нормализации жизни семьи ………………234

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка ……………………..234

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения………………………………….236

Особенности интеллектуального развития ………………….238

Работа специалистов детского сада с родителями ………….241

Вопросы и задания………………………………………………………241

Глава IX. Ребенок с нарушением слуха в семье……………………243

Причины нарушения слуха…………………………………….244

Особенности реакции на звук в младенческом возрасте … 245

Особенности моторики………………………………………….246

Особенности игры………………………………………………..247

Особенности поведения…………………………………………247

Особенности интеллектуального развития и речи………….248

Дополнительные нарушения…………………………………..250

Подходы и методы коррекционного воспитания……………251

Семейное воспитание……………………………………………252

Общие закономерности развития при дефектах сенсорной сферы ………………..255

Вопросы и задания………………………………………………………257

Глава X. Ребенок с нарушением коммуникативного поведения в семье…………259

Развитие общения в раннем возрасте…………………………260

Аутизм……………………………………………………….262

Негативизм……………………………………………………….271

Темы бесед с родителями аутичногоребенка ………………..275

Взаимодействие специалистов и родителей в работе

С аутичными детьми …………………………………………….279

Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО …………283

Ранняя детская шизофрения…………………………………..287

Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением………………………………….289

Вопросы и задания………………………………………………………302

Глава XI. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье………………………………303

Читайте также:  Значение музыкального воспитания в общем развитии ребенка

Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом ………………….304

Ребенок с миодистрофией Дюшенна в семье…………………331

Вопросы и задания………………………………………………………335

Глава XII. Ребенок с нарушениями речевого развития в семье…………………………337

Причины речевых нарушений …………………………………338

Основные функции речи………………………………………..339

Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей)………..340

Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития .. 345

Логопедическая работа …………………………………………350

Вопросы и задания………………………………………………………352

Приложения……………………………………………………………………..353

I. Обследование коммуникативного поведения……………..354

П. Вопросы интервью для исследования структуры

семейной системы………………………………………………..355

III. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие…. 356

IV. Медикаментозное лечение остаточных явлений органического поражения ЦНС и психических расстройств у детей……..,………………………………………361

V. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии…………………………………….375

VI. Примерная учебная программа для студентов высших учебных заведений по дисциплине Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»……………………………385

Литература……………………………………………………………………….397

Введение
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо­бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб­но-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Одна­ко было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, ро­дители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев родителям, не получившим специ­альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен­ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен­ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про­явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое­го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо­щи ребенку.

Большая ответственность за результат коррекционно-воспи­тательной работы лежит на специалистах дефектологах, вра­чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений про­являют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не мо­гут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Един­ственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учрежде­ние для аномальных детей.

Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как имен­но в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.

Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в разви­тии должен воспитываться только в специальном детском уч­реждении. Существует много категорий детей с нерезко выра-

3

женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутрен­них органов, что требует определенного ухода. Для таких де­тей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных уч­реждений . В настоящее время имеется гибкая система интег­рации «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных усло­вий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специали­сты.

Необходимость учебного пособия, посвященного проблеме вза­имодействия специалистов и семьи в воспитании детей с особен­ностями в развитии, определяется более ранним и активным уча­стием родителей в коррекционной работе. Это связано с тем, что в настоящее время социально приемлемым является воспитание «особых» детей в семье с самого их рождения.

Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности лю­дей — родителей, которые становятся их партнерами.

Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, не­обходимым для эффективной помощи собственным детям.

Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть зна­ниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.

Книга может быть полезна педагогам-дефектологам, воспи­тателям специальных и общеобразовательных учреждений, ло­гопедам, психологам, врачам-психоневрологам, семейным вра­чам, родителям и широкому читателю.

Пособие состоит из 12 глав, имеет теоретические и практи­ческие разделы, как общие, так и посвященные конкретным формам отклонений в развитии, и методам их компенсации при совместной работе специалистов и родителей.

4

  1   2   3   4   5   6   7

Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читатьперейти в каталог файлов

Источник