Семейное воспитание ребенка с отклонением в развитии мастюкова читать

Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва. Книги (8)
В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей. Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.
Соавтор: Журба Л.Т. Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени. Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.
Соавтор: Ипполитова М.В. В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза. Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. Психодиагностический комплекс методик Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.
Ранняя диагностика и коррекция. В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста. Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.
Соавтор: Московкина А.Г. Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации. Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
Младенческий, ранний и дошкольный возраст. В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП. Добавить отзыв |
Источник
Проблема воспитания «нестандартного» ребенка в семье является кардинальной для родителей. Это главный вопрос, на который родители хотят получить ответ. Но на него не так легко ответить и специалистам. Действительно, простых ответов не существует, все зависит от конкретной ситуации.
Наиболее общий принцип воспитания такого ребенка это по возможности обращаться с ним как с обычным ребенком. Часто особые дети, растущие в семье и воспитывающиеся в учреждении, сильно различаются, хотя имеют сходные нарушения. Некоторым родителям, имеющим детей с тяжелыми нарушениями, удается брать их с собой везде, например, в гости к друзьям, в кафе пообедать, и поведение этих детей оказывается социально приемлемым. В то же время поведение таких же детей, которые были изолированы от общества и не имели социального опыта в таких же ситуациях, оказывается неприемлемым. Будучи взрослыми, последние продолжают вести себя неадекватно. Известный английский ученый Бриан Кирман приводит такой пример: взрослая умственно отсталая женщина, живущая в учреждении, очень гордится своей вставной челюстью и показывает ее всем посетителям. Несомненно, что такое детское поведение отчасти связано с ее интеллектуальной недостаточностью. Тем не менее она вела бы себя по-другому, понимала бы, что посетителей это не интересует, выбрала бы какую-то более приемлемую форму общения с ними, если бы жила в семье и имела опыт общения с посторонними людьми. Еще один пример неудачной социальной адаптации молодого человека, воспитывавшегося в учреждении. Будучи принятым на работу в магазин, он по привычке продолжал «стрелять» у всех, в том числе у покупателей, сигаретку. Естественно, он был уволен, хотя справлялся со своими обязанностями. Его поведение было бы другим, если бы он имел другой жизненный опыт.
Различные трудности подстерегают родителей на различных этапах жизненного цикла семьи, на разных возрастных этапах развития ребенка. Если в семье кроме «особого» имеют-
87
ся и другие обычные дети, родители могут сравнить темпы их развития и понять, что такое хронологический возраст, т.е. возраст, которому соответствует развитие их ребенка. Полезно поговорить с родителями на эту тему. Это поможет им по-другому взглянуть на своего особого ребенка и не сравнивать его достижения с достижениями других детей, а только с его собственными. «Особый» ребенок и развивается по-особому.
Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами.
С одной стороны, им не следует требовать от особого ребенка слишком много в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению.
Одной из ошибок родителей является неадекватное ожидание от ребенка недоступного ему, по-крайней мере на данном этапе, уровня обучения, например, чтению. Это приведет к тревожности и нервозности ребенка, нежеланию учиться вообще.
Не менее серьезной ошибкой является гиперпротекция и позволение ребенку вести себя как ему заблагорассудится, хотя такое поведение невыносимо для близких и посторонних.
Существует категория родителей, которые не могут смириться с тем, что у ребенка имеются особенности развития, предъявляют к ним непомерные требования, пренебрегают их естественными нуждами и потребностями, даже подвергают психическому и физическому насилию. Однако значительно больше тех, кто на том основании, что ребенок особый, допускают неприемлемое поведение с его стороны.
В некоторых случаях ребенок начинает использовать как оружие вспышки гнева, особенно в общественных местах, «играет на публику». Он бросается на пол и кричит до посинения. Это приводит мать в полное замешательство. Она быстро уступает и дает ребенку то, что он требует, тем самым подкрепляя его неправильное поведение. В этом отношении требования к «особому» ребенку должны быть такими же, как к обычному, который может стать нервным из-за повышенных требований родителей либо из-за их попустительства. При этом лечебные мероприятия могут сочетаться с педагогическими.
Родители маленького ребенка с ограниченными возможностями очень нуждаются в моральной и материальной поддержке. » Л
88
Они нуждаются в симпатизирующем и сочувствующем им человеке, с которым можно было бы обсудить свои проблемы. Конечно же они могут пойти к своему участковому врачу, которому могут быть интересны или абсолютно не интересны их проблемы.
В настоящее время немного учреждений, которые могли бы оказать им помощь по всем аспектам проблемы. В разном возрасте возникают разные вопросы. Иногда родители думают, что ребенку неохотно оказывают помощь, плохо лечат из-за того, что он не такой как все. Например, при синдроме Дауна нередко встречаются пороки сердца, которые успешно оперируются у других детей. Необходимо, чтобы кто-то обсудил эту проблему с родителями ребенка с сидромом Дауна и объяснил, что эту операцию делают всем детям, которые могут ее выдержать. Как показывает опыт, родителям часто легче получить информацию о природе дефекта и его возможных причинах, чем о других аспектах проблемы, например, причинах нарушения поведения, таких как повышенная возбудимость, негативизм, агрессивность, самоповреждающее поведение и др.
Источник
1 2 3 4 5 6 7
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
ISBN 5-691-01100-6.
Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.
Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.
УДК 37.0(075.8) ББК74.90я73
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…………………………………………..5
Теории семейных систем, социально-экологическая модель семьи……………….6
Структура семьи …………………………………………………….7
Модели семейных взаимодействий……………………………….9
Жизненный цикл семьи ………………………………………….17
Семейные функции………………………………………………..18
Вопросы и задания……………………………………………………….. 20
Глава II. Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии…….21
Исторический аспект……………………………………………..22
Современные подходы к проблеме семейного воспитания…..28
Концепция нормализации семейной жизни…………………..30
Концепция семейного воспитания «Особые дети в России»…………………………….33
Вопросы и задания……………………………………………………….. 36
Глава III. Методы изучения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями……………………………3 7
Информация, которую можно получить от родителей ………….38
Информация, которую можно получить от ребенка…………..45
Информация, которую можно получить при обследовании семьи …………………..48
Вопросы и задания……………………………………………………….. 52
Глава IV. Семья нестандартного ребенка………………………………53
Интеграционные тенденции……………………………………..54
Реакции родителей………………………………………………..55
Общие проблемы…………………………………………………..58
Семьи группы риска ………………………………………………73
Семейный алкоголизм и алкогольный синдром плода (АСП)……………………….73
Особенности воспитания ребенка в многодетной семье…………. 74
Семья ребенка с шизофренией…………………………………..75
Приемный ребенок в семье………………………………………. 76
Семья аутичного ребенка…………………………………………78
Одаренный ребенок в семье ………………………………………80
Проблема жестокого обращения с ребенком в семье…………..81
Вопросы и задания…………………………………………………89
Глава У. Психотерапия в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии…………………………………….91
Психотерапия детей дошкольного возраста…………………..92
Арттерапевтические методы психотерапии и психокоррекции……………………..94
Психотерапевтическая работа с семьей……………………… 101
Психогигиена семейного воспитания………………………… 104
Другие виды помощи семье……………………………………. 111
Медико-генетическое консультирование (МГК)……………. 111
Общественные организации, центры ранней помощи……….. 115
Вопросы и задания……………………………………………………… 118
Глава VI. Основы компенсирующего воспитания в семье детей с отклонениями в развитии……………………………………….119
Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка…………. 120
Основные положения коррекционной работы………………. 121
Новые технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии……………………….-………….. 123
Основные формы взаимодействия специалистов и родителей………………………….. 135
Задачи и формы коррекционного воспитания ребенка с отклонениями в развитии в семье ……………………137
Режим для ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии ………………….. 145
Развитие у ребенка навыков самообслуживания…………… 148
Обучение малыша навыкам опрятности…………………….. 149
Развитие сенсорных функций и различных видов памяти ..153
Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения……………………. 158
Развитие игровых навыков……………………………………. 160
Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве………………………. 164
Формирование предпосылок к обучению чтению и письму …. 167
Психомоторно-ориентированное стимулирование при помощи лечебно-педагогической вольтижировки…..168
Организация ранней лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии…………………………….171
Вопросы и задания……………………………………………………… 174
Глава VII. Ребенок с проблемами интеллектуального
развития в семье………………………………………………………………..175
Положение ребенка в семье……………………………………. 176
Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей ….178
Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье………….182
Основные направления в работе специалистов с семьей…… 184
Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта … 186
Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта .,………………..,……………….188
Особые формы отклонений в развитии: синдром Дауна (188); синдром Рубенштейна-Тейби (205); синдром Нунан (208); синдром Вильямса(«лицо эльфа») (211); синдром Корнелии де Ланге (212); синдром Ретта…………………………………213
Вопросы и задания………………………………………………………218
Глава VIII. Ребенок с нарушением зрения в семье………………..219
Нарушение зрительных функций на первом году жизни …. 220
Позиция родителей детей с нарушенным зрением ………….226
Помощь специалистов родителям…………………………….229
Общие стратегии нормализации жизни семьи ………………234
Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка ……………………..234
Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения………………………………….236
Особенности интеллектуального развития ………………….238
Работа специалистов детского сада с родителями ………….241
Вопросы и задания………………………………………………………241
Глава IX. Ребенок с нарушением слуха в семье……………………243
Причины нарушения слуха…………………………………….244
Особенности реакции на звук в младенческом возрасте … 245
Особенности моторики………………………………………….246
Особенности игры………………………………………………..247
Особенности поведения…………………………………………247
Особенности интеллектуального развития и речи………….248
Дополнительные нарушения…………………………………..250
Подходы и методы коррекционного воспитания……………251
Семейное воспитание……………………………………………252
Общие закономерности развития при дефектах сенсорной сферы ………………..255
Вопросы и задания………………………………………………………257
Глава X. Ребенок с нарушением коммуникативного поведения в семье…………259
Развитие общения в раннем возрасте…………………………260
Аутизм……………………………………………………….262
Негативизм……………………………………………………….271
Темы бесед с родителями аутичногоребенка ………………..275
Взаимодействие специалистов и родителей в работе
С аутичными детьми …………………………………………….279
Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО …………283
Ранняя детская шизофрения…………………………………..287
Воспитание в семье ребенка с дефицитом внимания и гиперактивным поведением………………………………….289
Вопросы и задания………………………………………………………302
Глава XI. Ребенок с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в семье………………………………303
Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом ………………….304
Ребенок с миодистрофией Дюшенна в семье…………………331
Вопросы и задания………………………………………………………335
Глава XII. Ребенок с нарушениями речевого развития в семье…………………………337
Причины речевых нарушений …………………………………338
Основные функции речи………………………………………..339
Оценка речевых трудностей психоречевого развития у детей раннего возраста (информация для родителей)………..340
Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития .. 345
Логопедическая работа …………………………………………350
Вопросы и задания………………………………………………………352
Приложения……………………………………………………………………..353
I. Обследование коммуникативного поведения……………..354
П. Вопросы интервью для исследования структуры
семейной системы………………………………………………..355
III. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие…. 356
IV. Медикаментозное лечение остаточных явлений органического поражения ЦНС и психических расстройств у детей……..,………………………………………361
V. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии…………………………………….375
VI. Примерная учебная программа для студентов высших учебных заведений по дисциплине Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»……………………………385
Литература……………………………………………………………………….397
Введение
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.
Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений проявляют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не могут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Единственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учреждение для аномальных детей.
Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как именно в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.
Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в развитии должен воспитываться только в специальном детском учреждении. Существует много категорий детей с нерезко выра-
3
женными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутренних органов, что требует определенного ухода. Для таких детей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных учреждений . В настоящее время имеется гибкая система интеграции «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных условий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специалисты.
Необходимость учебного пособия, посвященного проблеме взаимодействия специалистов и семьи в воспитании детей с особенностями в развитии, определяется более ранним и активным участием родителей в коррекционной работе. Это связано с тем, что в настоящее время социально приемлемым является воспитание «особых» детей в семье с самого их рождения.
Специалисты имеют уникальную возможность опереться в своей работе на самых заинтересованных в ее успешности людей — родителей, которые становятся их партнерами.
Родители, в свою очередь, овладевают инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
Цель настоящего пособия — помочь будущим специалистам в области специальной психологии и педагогики овладеть знаниями и навыками, необходимыми для работы с семьей.
Книга может быть полезна педагогам-дефектологам, воспитателям специальных и общеобразовательных учреждений, логопедам, психологам, врачам-психоневрологам, семейным врачам, родителям и широкому читателю.
Пособие состоит из 12 глав, имеет теоретические и практические разделы, как общие, так и посвященные конкретным формам отклонений в развитии, и методам их компенсации при совместной работе специалистов и родителей.
4
1 2 3 4 5 6 7
перейти в каталог файлов
Источник