Семейная среда и психическое развитие ребенка
Влияние семьи на психическое развитие ребенка студентка III курса Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства. В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения… Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. (1, с.461) Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. “Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития” (2, с.287). Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития” (1, 469). Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей” (3, с117) Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям. Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности. “От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком” (4, с.14). Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем. Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика. Данные, которые получили исследователи при экспериментальном исследовании, свидетельствуют о том, что в семье с одновозрастными родителями функцию основной опеки и контроля занимает мать. Она более авторитарна в отношениях с ребенком, причем симбиотически авторитарна. Во взаимодействиях с ребенком она демонстрирует опеку через подавление, она действует и исходит из собственных потребностей и представлений о том, что лучше для ребенка, тем самым подавляет его волю и потребности. Отец занимает более отстраненную, но, как и мать, авторитарную позицию и не является лидером в данном типе семьи. Ребенок вынужден активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность. Данная ситуация гиперопеки и подавления провоцирует демонстрацию ребенком позиций потребителя. В ситуациях частых напряжений между родителями и ребенком формируется активный тип личности ребенка. Ребенок из разновозрастной семьи склонен принимать во взаимодействиях функции “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора” и “субъекта- “объекта потребности”. Исследователи предполагают, что такие изменения в позиции ребенка определяются более сложной организацией межличностных отношений между разновозрастными родителями. Ребенок в такой семье находится между двумя конкурирующими позициями, и, как следствие формируется функция “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора”. Основным условием формирования таких функций является рассогласование позиций отца и матери. В разновозрастных семьях наблюдается определенное смещение в структуре детско-родительских отношений. Мужчины часто по отношению к жене занимают позицию “муж-отец”, а жена по отношению к мужу – “жена-ребенок”. Данная диспозиция ролей является самодостаточной. Ребенку же сложно включится в данную семью, его позиция “ребенка” уже занята. Тогда ему приходиться бороться за свою значимость в семье, за свою функцию объекта потребления этой социальной системой. Данные исследования подтверждают факт, что в семье с разновозрастными родителями позиции матери и ребенка близки друг к другу: они соратники, партнеры. Разновозрастные отцы выполняют функцию социальной защиты, они опекают и контролируют как собственного ребенка, так и жену. Отец в такой семье более авторитарный и опекающий. Эти условия позволяют занять в семье ребенку позицию оценщика или координатора, что вообще является наиболее характерной ролью для старших и опытных субъектов в организации деятельности. Таким образом, дети разновозрастных родителей по сравнению с детьми моновозрастных родителей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни. Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с Ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно” (5, с.154). Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности. Литература 1. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. — М, 2005 2. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. — Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000 3. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: “Педагогика”, 1991 4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. — Санкт- Петербург: изд-во “Речь”, 2002 5. Культура семьи: Учебное пособие/Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. — Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005 6. Журнал практического психолога №6, 2005 |
Источник
Чепурова Вероника Александровна
Влияние семейных отношений на психическое развитие детей
Влияние семейных отношений на
психическое развитие детей.
Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности, стереотипы, установки, которые ребенок приобретает в ней, он сохраняет в течение своей последующей жизни. Значимость семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в период, когда закладываются фундаментальные основы развития его личности.
Семья может выступать в качестве как созидательного, так и разрушительного фактора влияния и воспитания. Благотворное влияние состоит в том, что самые близкие люди поддерживают его, любят и, признавая его уникальность, способствуют нравственному, духовному и физическому развитию. А разрушительный фактор – холодное, равнодушное отношение к детям и их базовым потребностям.
Именно семья может нанести как вред, так принести пользу для развития ребенка. В этом противоречии заложена психология семейных отношений и их влияние на психическое развитие детей.
Можно выделить несколько типов деструктивного воспитания, влияющих на особенности психического развития детей.
• Авторитарный.
Родители считают, что ребенку не стоит позволять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. В своей воспитательной практике они не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, организуют его самостоятельность, не позволяют возражать старшим. Авторитарные родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалу, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
У детей при таком стиле воспитания формируется чувство вины или страха, перед наказаниями, и, как правило, наблюдается слишком слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Дети, воспитывающиеся в такой семье, подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого несчастны.
• Гиперопека.
Этот стиль воспитания характеризуется мелочной опекой со стороны родителей, жестким контролем над поведением детей, чрезмерным навязыванием собственной воли и заботы, что лишает ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
Ощущение неудачи, неспособности справиться самому с данной проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, т. е. к формированию заниженной самооценки, неверию в свои силы и способности, появлению страха перед любыми трудностями в жизни. В результате формируется сценарий «избегания» всего, что может вызвать беспокойство. Формируются завышенные претензии к обществу и, как следствие, неудовлетворенность своим положением в социальной группе.
• Гипоопека.
Этот стиль воспитания проявляется в тотальном равнодушии к ребенку, отсутствие внимания и интереса родителей к его увлечениям и переживаниям. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются родителями. Ребенок чувствует отверженность.
У ребенка, растущего в условиях гипоопеки и не получающего обратную связь от родителей, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Свою «обесцененность» дети компенсируют в отношениях и приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы.
• Эмоциональное отвержение (эмоционально холодные семьи).
В таких семьях, как правило, родители образованные люди. Вся их жизнь и сознание подвергаются интеллектуальной обработке. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей: «Как будет, так и должно быть».
Родители в таких семьях рано начинают требовать от ребенка определенных результатов, лишая его родительской теплоты. Как следствие, дети отрываются от окружающего мира и не воспринимают его всеми сенсорными каналами. В социуме им сложно выстроить эмоциональные теплые отношения со сверстниками. У таких детей есть риск развития неврозов. э
• Непрогнозируемые эмоциональные реакции членов семьи.
Такие семьи характеризуются неустойчивым поведением и неожиданной сменой настроения родителей по отношению к ребенку. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния родителей. Это очень опасный тип семейного воспитания, поскольку ребенок может прогнозировать реакцию близких: за один и тот же поступок он может быть наказан и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети не чувствуют себя безопасно в пространстве семьи. Постоянная неуверенность перерастает в черту характеру и в дальнейшем проецируется на все отношения.
Воспитывающиеся в таких семьях дети нестабильны, они постоянно ожидают опасности и конфликта. Чувство угрозы и непредсказуемости часто приводит к серьезным психическим нарушениям, в том числе к шизофрении.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деструктивные и неосознаваемые отношения в семье могут служить очагами возникновения невротических реакций у детей.
Источник
Дошкольный возраст как никакой другой
характеризуется сильнейшей зависимостью от
взрослого, и прохождение того этапа становления
личности во многом определяется тем, как
складываются отношения ребенка в семье.
На процесс психического развития ребенка
оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
- расторжения брака;
- внебрачного рождения ребенка;
- смерти одного из родителей или раздельного их
проживания.
В связи с этим выделяют следующие
разновидности неполных семей:
- разведенная семья;
- внебрачная семья;
- осиротевшая семья;
- распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так
называемые функционально неполные семьи. В
этой группе двое родителей, но профессиональные
или другие причины оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми оказывается возможным
только по выходным дням, да и то несколько часов.
Более того, некоторые родители вообще забывают о
своих воспитательных функциях. Примером может
быть семья, в которой один из родителей занят
бизнесом. Такие родители, как бы выключены из
семейной группы, числятся в ней, а реального
участия в формировании личности своих детей не
принимают.
В зависимости от того, кто занимается
воспитанием ребенка, выделяют семьи
подразделяют на:
- материнские
- отцовские
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет
свои специфические особенности, которые
сказываются на развитии психики ребенка и
формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях
Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка к
родителям (особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности в любви,
уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще
не может хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний.
Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры
между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения
Стиль воспитания – это способ управления
человеческим поведением, типичная для родителя
система приемов воздействия на ребенка. В идеале
родители должны создавать разумные ограничения
автономии ребенка, настойчиво передавать ему
свои ценности, способствовать развитию
самоконтроля, действуя при этом очень осторожно,
чтобы не пресекать любопытство, инициативу и
растущее чувство компетентности ребенка.
Определяющими измерениями родительского
поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают
степень выраженности у родителей запретительных
тенденций.
Термином родительская теплота обозначается
количество любви и одобрения, демонстрируемое
родителями.
Воздействие стилей родительского
поведения на ребенка
Авторитетный стиль предполагает высокий
уровень родительского контроля, поощрение
растущей автономии своих детей, теплые отношения
с детьми. Как результат – дети социально
адаптированы, уверены в себе, способны к
самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется
высоким контролем: родители ждут
неукоснительного выполнения своих требований,
отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны. Девочки в большинстве своем –
пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий
уровень контроля и теплые отношения: родители
слабо или совсем не регламентируют поведение
ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но
доминирующее направление коммуникации – от
ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию
и агрессивности, ведут себя неадекватно и
импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых
случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.
Индифферентный стиль – с низким уровнем
контроля и холодными отношениями: родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок
проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
«Традиционные родители». В полных семьях
родители иногда придерживаются различных стилей
поведения. Например, при так называемом
традиционном стиле воспитания родители
исполняют роли, закрепленные давней традицией за
мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно
авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.
Здесь влияние одного родителя уравновешивается
влиянием другого.
Таким образом, неблагоприятные типы воспитания
способствуют возникновению отклонений и
нарушений в психике ребенка, формированию у него
неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
З.Фрейд был первым, кто заметил, что позиция
ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее
значение во всей его последующей жизни. Первый
ребенок чаще всего вызывает у родителей
трепетную любовь и восхищение. На нем
концентрируется внимание всей семьи. Родители
только начинают открывать для себя мир ребенка,
переживают и тревожатся за него. Старший ребенок
сначала воспитывается как единственный.
Первенцы, как правило, больше ориентированы на
успех и достижения. С другой стороны, такой
ребенок более зависим от родителей, социально
изолирован. Большое влияние на развитие личности
первого ребенка оказывает рождение второго.
Когда в семье появляется новорожденный, даже те
дети, которые с нетерпением ждали его, могут
чувствовать себя забытыми и отверженными. Он
вынужден искать новые формы поведения, чтобы
добиться внимания и любви родителей, ощутить
свою значимость в семье. Для привлечения к себе
внимания ребенок может использовать такие формы
поведения, как агрессивность, капризность,
упрямство. Более соперничают между собой дети
одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до
4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в
доме родителям необходимо избегать существенных
изменений в отношениях со старшим ребенком;
стараться уделять старшему ребенку достаточно
внимания, помочь старшему найти адекватную форму
вхождения в жизнь изменившейся семьи – как
помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно
более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как
много времени проводят со старшими братьями или
сестрами. Родители более спокойно относятся ко
вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена
роль родителей. Младшие дети более творческие и
самостоятельные, но под покровительством и
защитой старших у них может сложиться заниженная
самооценка и чувство неполноценности. Тогда
младший ребенок выбирает по отношению к
родителям испытанный способ поведения: «Когда я
беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего
хочу, родители обязательно будут заботиться обо
мне». Самое сложное положение у среднего ребенка.
Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как
бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и
способным. В то же время роль «малыша» для него
уже не подходит. Он не может конкурировать с
малышом, так как не обладает его качествами.
Оказавшись между старшим и младшим, средние дети
чаще других чувствуют себя отвергнутыми,
одинокими.
В психическом развитии близнецов возникают две
основные проблемы: взаимное соперничество и
зависимость. Близнецы показывают более низкие
результаты, по сравнению с другими детьми, в
тестах на интеллект, они позже начинают говорить.
Это связано с тем, что они не стремятся выходить
за пределы пары, не «тянутся» за другими.
Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом
расстаются. Именно поэтому к ним стоит
относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогической
культура родителей
Родителей необходимо обучать культуре
семейного воспитания и умению выработать
собственный неповторимый стиль родительского
воспитания. Чем более родители будут
ориентированы на предоставление возможности
выбора ребенку, будут понимать и чувствовать,
чего хочет ребенок (поддерживать его
автономность), чем больше они будут уделять ему
внимания, а также более четко описывать свои
требования, сдерживать обещания
(структурированность отношений), тем более
психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния
отрицательных факторов семейной среды на
психическое развитие ребенка могут иметь
для детей необратимый характер, приводить все к
большим аномалиям психики и поведения. Поэтому
так важно своевременное выявление и оказание
психологической помощи таким семьям.
Список литературы:
- Г. Крайг «Психология развития», СПб., Питер,
2000. - Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. - Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и
его значение. – М.: “Педагогика”, 1991. - Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького
человека. – Санкт-Петербург: изд-во “Речь”, 2002. - Смирнова Е.О. и др. Специфика
эмоционально-личностной сферы дошкольников,
живущих в неполной семье // Вопросы психологии.
1999, №6
Источник