Семаго методическое руководство по оценке психического развития ребенка

Семаго методическое руководство по оценке психического развития ребенка thumbnail

Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.

Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом …
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.

Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Данная методика показывает актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.

Бланки

Источник

ББК 88.5 СЗО

Семаго Н. Я., Семаго М. М.

СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

ISBN5-9268-0341-1

В книге представлена современная методология диагностической деятельности практического психолога образования, конкретные и апробированные практикой принципы и технологии всех этапов оценки психического развития ребенка: от постановки первичной диагностической гипотезы до составления различного типа заключений по результатам проведенного обследования. В работе приводится оригинальная классификация организации диагностического процесса, позволяющая повысить его эффективность. Впервые рассматриваются такие важные для эффективной деятельности диагноста понятия, как «узловые моменты развития» и «ключевые моменты обследования», которые в значительной степени позволяют техно-логизировать и оптимизировать все этапы диагностики.

Основную часть руководства составляют методики, используемые для проведения углубленного психологического обследования детей в возрасте от 3 до 12 лет (дошкольный и младший школьный возраст). Каждая представленная методика содержит полное описание, процедуру проведения обследования, технологию регистрации и обработки результатов, анализ выполнения заданий, возрастные нормативы.

Руководство предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, психологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, в том числе ППМС-центров, специалистов ПМПК, клинических психологов в составе учреждений здравоохранения и специалистов учреждений социальной защиты.

Данное методическое руководство может быть использовано для подготовки студентов педагогических университетов и институтов, факультетов психологии, специальной и клинической психологии, в системе повышения квалификации работников образования, здравоохранения и социальной защиты при специализации в области коррекционной педагогики, специальной и клинической психологии.

ISBN 5-9268-0341-1

© Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, 2005

© Издательство «Речь», 2005

© П. В. Борозенец (обложка), 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………..9

Раздел I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

И ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА…………………..17

Понятие психологической оценки……………………………………………………………17

Основные принципы диагностической деятельности психолога………………….19

Понятие отклоняющегося развития как одной из основных категорий оценки особенностей психического развития ребенка……………………………………….26

Использование представлений о норме развития в практике

психолога образования………………………………………………………………………..31

Глава 2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА…………………………………………………….38

Представления о системности и структуре психического развития………………40

Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике .. 48

Оценка психического развития как поэтапная технология

деятельности психолога………………………………………………………………………54

Представление о типологическом психологическом диагнозе как одном из основных итогов оценки психического развития…………………………………..62

Требования к методическим средствам и стимульным материалам………………66

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Глава 3

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………………………….70

Основные положения проведения углубленной оценки психического

развития ребенка………………………………………………………………………………..70

Подготовка к проведению обследования……………………………………………………72

Психологический анамнез……………………………………………………………………….73

Условия и особенности протекания беременности и родов……………………77

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие………………………………..77

История развития ребенка от 1 года до 3 лет…………………………………………79

История развития ребенка от 3 до 5-5,5 лет………………………………………….80

История развития ребенка от 5,5 до 7 лет……………………………………………..80

История развития ребенка в младшем школьном возрасте

(от7до 10-11 лет)………………………………………………………………………….81

Построение диагностической гипотезы…………………………………………………….82

Тактика психологического обследования…………………………………………………..86

Особенности проведения обследования детей разного возраста…………………..91

Общая технология проведения углубленного психологического обследования 93 • Тактика и технология обследования детей младшего дошкольного возраста. 100

Глава 4

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 852 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Диагностический комплект «Семаго» ДК-01

 

Диагностический комплект «Семаго» ДК-01

Комплект предназначен для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности,личностных особенностей и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).

Материалы Комплекта позволяют провести полное углубленное психологическое обследование ребенка, в том числе оценку сформированности базовых составляющих психического развития, что позволяет более эффективно поставить психологический диагноз и определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка.

Состав диагностического комплекта:

1.

Методическое руководство по оценке психического развития ребенка

2.

Комплект бланков протоколов к методикам, образцы рабочей документации (CD-диск)

3.

Диагностический Альбом для исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста

4.

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (сертифицированные стимульные материалы

5.

Методика Выготского –Сахарова (объемный вариант деревянных фигур)

6.

Предметная классификация для детей от 3 до 5 лет

(стимульные материалы, серия №1)

7.

Предметная классификация для детей от 5 до 8 лет (стимульные материалы, серия №2)

8.

Предметная классификация для детей от 9 до 16 лет (стандартный вариант предметной классификации, серия №3)

9.

Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву) (стандартный набор изображений)

10.

Методика В.М. Когана (вариант 5х5: набор цветных форм, таблица раскладки)

11.

Методика «Исключение предметов (4-й лишний)» (альбом стимульных материалов)

12.

Методика Кооса (набор кубиков Кооса, альбом узоров Кооса)

13.

Методика «Установление последовательности событий (комплект из 4-х серий изображений)

14.

Тест Руки (модификация для детей до 12 лет) (альбом стимульных изображений)

15.

Методика «Контурный С.А.Т. – Н.» (альбом стимульных изображений)

16.

Методика «Эмоциональные лица»

17.

Методика «СОМОР» (альбом стимульных материалов)

18.

Цветовой Тест Отношений (модификация для детского возраста) (комплект стимульных материалов)

19.

Кейс для транспортировки материалов Комплекта

Артикул: ДК-01

Вес: 2,5 кг,
Объем: 0,02 м3,

к списку товаров

Источник

Диагностический комплект Семаго

Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате. Предназначен для проведения тестирования и диагностики детей в возрасте от 2,5 до 12 лет.

Практикующие психологи могут воспользоваться методическими разработками, которые входят в Комплект, для того, чтобы обследовать детей с нейропсихологической точки зрения. Перечисленные ниже методики дают психологу возможность комплексной оценки психического развития каждого ребёнка. Данные методы очень эффективны, принимая во внимание тот факт, что на их использование требуется совсем немного времени и сил. Раскроем в подробностях состав Комплекта.

Диагностический комплект Семаго включает:

Методическое руководство

Подробно рассказывает о направлениях диагностической работы детского психолога, её техниках и принципах. Дополнительно раскрываются особенности анализа результатов нейропсихологического обследования детей. Руководство включает описание методов исследования дошкольников и младших школьников (детей от трёх до двенадцати лет).

Диагностический альбом

Цель применения данного альбома – исследование познавательной активности дошкольников и младших школьников (АРКТИ, 2014). В его состав входят различные методики (как новые, так и проверенные временем), описание применения каждой из которых есть в методических рекомендациях. Альбом включает в себя свыше 25 методов обследования детей. Психологи используют их как при работе с одним ребёнком, так и с группой детей.

Матрицы Дж. Равена

Полное название данной методики – Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ). Всего она состоит из 36 заданий, объединённых в три группы: А, Ав, В (в каждую группу входит 12 матриц). Описываемая методика позволяет детскому психологу адекватно оценить способность ребёнка мыслить в правильном направлении. При этом необходимо создать для испытуемого комфортные условия для работы, причём без перерывов, с приемлемой для него скоростью.

Методика Выготского-Сахарова

Данная методика необходима при исследовании мышления ребёнка в целом и для выявления его способности к самостоятельному суждению в частности. С её помощью выявляется уровень способностей абстрактно обобщать вещи, а также классифицировать их по определённым признакам. Для этого выделяется несколько основных признаков какого-либо абстрактного понятия, на основе которых ребёнок может создать общую картину-суждение. Комплект также включает пример анализа результатов исследования от автора. Для выполнения исследования по данной методике потребуется набор из 25 деревянных фигурок различной формы. Наглядный материал должен отличаться между собой по цвету, форме, высоте и размеру.

«Предметная классификация»

Цель детского психолога при работе по описываемой методике – исследование способности ребёнка к обобщению и абстрагированию, понятийному мышлению и, кроме того, анализ их особенностей, а также выявление уровня их развития.

«Опосредованное запоминание»

Разработчик этой методики – А.Н. Леонтьев. Её целью он определил исследование особенностей мыслительной активности ребёнка. При этом выявляется уровень способности испытуемого к использованию сторонних средств при запоминании материала. Детскими психологами при исследовании детей используется четвёртая серия методики из всех тех, которые лично использовались А.Н. Леонтьевым. Сформированность высших форм памяти выражается в способности запоминать материал опосредованно. В то же время данная характеристика указывает на уровень развития интеллекта в общем и может использоваться в качестве критерия при оценке того, насколько ребёнок владеет произвольными видами деятельности.

Методика В.М. Когана

Данная методика применяется при оценке уровня развития внимания. С её помощью психолог может оценить способность ребёнка к удержанию внимания, к его распределению между несколькими вещами, а также способность к его переключению. К тому же, описываемый метод способен определить уровень работоспособности ребёнка, а также особенности некоторых других психологических характеристик.

«Исключение предметов»

Целью детского психолога при работе с данной методикой является выявление уровня развития способности к обобщению, понятийному суждению, к выделению основных смысловых признаков различных предметов, а также исследование когнитивных особенностей ребёнка. По полученным результатам психолог может сделать вывод об уровне развития данных процессов, о способности (или неспособности) ребёнка к вычленению основных признаков различных объектов или абстрактных явлений. Данная методика достаточно сложна, поскольку требует чёткости и логичности обобщений и формулировок.

«Кубики Коса»

Используя эту методику, детский психолог может сделать вывод о развитости пространственного мышления ребёнка, а также его способность к пространственному анализу и синтезу, к выполнению последовательности действий согласно выработанному плану.

«Установление последовательности событий»

Описываемый метод позволяет исследовать мыслительную деятельность детей; с её помощью можно установить такие связи, как причина-следствие, а также пространство-время. Уровень речевого развития также возможно проанализировать, используя данную методику. Она включает в себя четыре не применявшиеся раньше последовательности сюжетов. Каждая следующая серия – это всегда более сложная вариация предыдущей группы сюжетов. Каждая серия состоит из 3-6 изображений. Их количество увеличивается, а пространственная структура усложняется от серии к серии. То есть, ребёнку необходимо понять подтекст и особенности ситуации, описываемой с помощью картинок.

Тест Рука

В Комплекте данный тест по исследованию личности представлен модификацией для испытуемых до 12 лет, то есть, личность ребёнка исследуется по признакам, характерным для этого возраста. Описываемая методика сродни тесту Роршаха и ТАТ, однако стимульный материал данного теста не является настолько неопределённым, поскольку в тесте используются картинки с изображениями рук. По сравнению с пятнами Роршаха, руки – это реально существующий объект.

Контурный С.А.Т. – Н.

Данная методика является авторской и призвана помочь разобраться в отношениях ребёнка с теми, кто его окружает. При этом анализируются наиболее значимые или стрессовые для испытуемого ситуации из жизни. Метод помогает проанализировать особенности поведения ребёнка дома, при общении с друзьями в школе, детском саду, либо на улице. С помощью этой метода можно проводить долгосрочные исследования особенностей развития ребёнка и при этом получать необходимые знания об уровне развития ребёнка, а также о том, как он решает те или иные проблемы. Уровень поведения испытуемого в социуме, а также культурные различия не являются препятствием для исследования с помощью данной методики. В своей работе детский психолог использует восемь пронумерованных изображений на бледно-зелёном фоне, которые он выдаёт в нужном порядке.

«Эмоциональные лица»

Автором данной методики является Н.Я. Семаго. С её помощью психолог получает возможность оценить эмоциональное состояние ребёнка, понять его переживания. При использовании описываемой методики, психолог может опосредованно получить данные об отношениях испытуемого с окружающими его людьми. Стимульный материал представляет собой два набора картинок с изображением лиц, выражающих эмоции. В первом наборе представлены 3 изображения контурных лиц, во втором – 14 изображений лиц детей, выражающих какие-либо реальные эмоции.

Методика «СОМОР»

В основе данной методики лежит методика Р. Жиля, переработанная Н.Я. Семаго. Эта авторская модификация позволяет дать оценку осознанию ребёнком своих собственных отношений со сверстниками и взрослыми людьми, осознанию самого себя и своего места в обществе. Если у группы детей есть трудности с коммуникацией и контролем эмоционального фона, то методику «СОМОР» можно использовать как оценочный материал для понимания эффективности проводимой с детьми коррекционной работы. Стимульный материал по данной методике представлен восемью изображениями, которые нанесены схематически на картонные карточки с бледно-зелёным фоном, а также ряда приблизительных вопросов. Схематичность изображений – непременное условие, поскольку оно предоставляет ребёнку возможность отвечать на вопросы гораздо свободнее, а также облегчает узнавание предмета ребёнком. При этом также необходимо учитывать уровень развития ребёнка, так как он должен понимать и само задание, и схематичные изображения.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Данная методика – диагностическая и была разработана с целью анализа эмоциональной составляющей отношения испытуемого к важным для него людям, самому себе, а также для выявления осознаваемого и неосознаваемого уровней исследуемых взаимоотношений. Существует теория, которая гласит, что невербальные составляющие отношений к окружающим его людям и своему «я» можно выразить с помощью цветов-ассоциаций. Данная методика, имея в своей основе это предположение, позволяет «вытащить» такие компоненты отношений, которые находятся глубоко в подсознании и не осознаются испытуемым, поскольку в сознании существуют так называемые защитные механизмы. Описываемая методика позволяет определить скрытые черты отношений, минуя эту преграду. В цветовом тесте отношений используется набор из восьми цветов, являющихся близкими по гамме к цветам из теста Люшера. Однако набор цветов по ЦТО более удобен для зрительного восприятия дошкольниками и младшими школьниками.

Источник