Сценарий на развитие нравственных качеств ребенка

авторы: Галина Николаевна Приходько, г. Москва, Людмила Владимировна Семенищева, г. Москва

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Формирование у детей моральных представлений о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), на примере поступков людей, сказочных персонажей; формировать у детей внутреннее стремление помогать другим людям.

Базовая степень вовлеченности в благотворительность: дети слышали и участвовали в благотворительных акциях.

Цель: формирование у детей моральных представлений о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), на примере поступков людей, сказочных персонажей; формировать у детей внутреннее стремление помогать другим людям.

Задачи:

  • закрепить знания детей о значении слов: добро, доброта;
  • формировать понимание добрых и злых поступков;
  • формировать умение детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи;
  • стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
  • развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
  • развивать моторику, двигательную активность, координацию движений;
  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
  • поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.

Словарная работа: развитие монологической и диалогической речи, закрепление пословиц о добре «Добро побеждает зло»; активизация словаря «благотворительность».

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений о добрых поступках людей: Е. Пермяк «Пичугин мост», В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное Слово», Ш. Амонашвили «Доброта», А. Лопатина, М. Скребцова. «Беседы и сказки о семье», М. Скребцова. «Сердце матери», «Нежность», А. Лопатина. «Ежиха – портниха».
  • Прослушивание песни «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук»), «Подари улыбку миру». Автор текста Сазонова, музыка А. Варламов. Песня из мультфильма «День рождения Кота Леопольда», «Если добрый ты», «Улыбка» В. Шаинский.
  • Музыка во время прослушивания притчи: EnnioMorricone -LeVent, LeCri (Крик ветра).

Создание детьми творческих работ на тему «Добро и зло в сказках».

Преемственность младшего и старшего дошкольного возраста: помощь в проведении режимных моментов, организации досуга (показ кукольных спектаклей), совместные игры, изготовление атрибутов для игр и подарков своими руками.

Совместное творчество детей и родителей, организация фотовыставки «Я в мире доброты».

Участие в проекте, организованном совместно с Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам.

Форма организации детей: НОД с показом презентации.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня мы будем искать ответ на вопросы: что такое доброта? зачем творить добро? что такое благотворительность. Мы научимся различать добрые и злые поступки, и поймем, какие поступки делают мир лучше.

– Свой рассказ, я хочу начать с притчи:

Слайды со 2 по 7

«Однажды старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— Дедушка, а какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Дорогой мой, всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, как вы понимаете эти слова? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, если вы совершаете дурные поступки, часто злитесь, обижаетесь, во всем видите плохое – то значит, вы кормите злого волка. А если вы доброжелательные, дарите хорошее настроение, помогаете окружающим, совершаете хорошие добрые поступки – это значит, что вы кормите доброго волка.

Слайд 8 «Добрый волшебник»

Дети, посмотрите, кто появился?– волшебник. Он добрый или злой? Как вы догадались? Хотели бы вы с ним встретиться? Подружиться? Почему?

Воспитатель: Правильно, это добрый волшебник, он может сделать чудо.

Добрый человек, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый, сердечный.

А еще он прислал нам письмо.

Слайд 9 «Злой волшебник»

Воспитатель: Что вы скажете про этого героя? Он вам нравится или нет, почему? А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, грубый, жадный, завистливый.

Воспитатель: Давайте прочтем его письмо.

Ребята, что он нам рассказал про себя, вы встречали таких людей?

А мы можем помочь ему стать добрее?

Ответы детей.

Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а доброту можно увидеть? Ответы детей. Увидеть в поступках, чувствах человека.

Слайд 10

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру! Давайте встанем в круг.

Я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать мяч и заменять предложенные мной слова на добрые.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Крикливый – молчаливый
Трусливый – храбрый
Жадный – щедрый

Я принесла сегодня вот такой красивый красный клубок ниток. Хочу предложить поиграть в игру…

Игра «Наши нити добра»

Дети становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая клубок. Видите ребята – если делать добрые дела, то мы все связываемся друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех кто слабее и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.

Слайд 10 «Оцени поступок»

А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки, подумать и оценить поступки детей.

Слайд 11

Воспитатель: Посмотрите, какой это поступок. Почему вы так решили ?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это добрый, хороший поступок. Вырастет новое дерево, воздух станет чище, прилетят птицы. Будут радовать нас своим пением.

Читайте также:  Ранний срок беременности развитие ребенка

Слайд 12

Воспитатель: посмотрите, что делает мальчик?

Может он играет? Мальчик стреляет из рогатки, как он поступает? Почему?

Слайд 13

Воспитатель: – Ребята, рассмотрите эту картинку? Что на ней происходит?

Ответы детей.

– Что делают малыши? (малыши играли, а большой мальчик, их обижает).

– Как играют дети? (ответы детей)

– Ребята, а как вы думаете, получается ли у детей игра? Почему (нет) ?

Ответы детей: потому, что большой мальчик, не попросился в игру к младшим, а без разрешения сломал куличик, и этим обидел малышей. Один не хочет уступить другому, отбирает игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости , жадности и зависти.

Слайд 14

Воспитатель: Давайте посмотрим следующий слайд, чем он интересен? Ответы детей.

Бывают ситуации, когда человек сам двигаться не может, и он вынужден находиться в специальном кресле, которое помогает ему передвигаться, гулять, любоваться природой, заводить друзей. Эти люди (с ограниченными возможностями здоровья) тоже хотят жить полной жизнью. Мальчик, который везет девочку в специальной коляске,(возможно, свою сестренку), совершает добрый, милосердный поступок, гуляет с ней, и это ему нравится. Он понимает, что девочке нужна его помощь.

Слайд 15

Воспитатель: Какого человека мы назовём добрым?

Высказывания детей: Добрый человек любит своих родителей и друзей, хорошо относится к окружающим. Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых. Он заботится о природе и сохраняет её. Добрый человек внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый. Он всегда придёт на помощь.

Воспитатель: верно, ребята. Конечно, вы все правы. А, что такое «доброта»? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Доброта – это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чём можно сказать «добрый»? (Дети: вечер, путь, рассказ, человек, поступок).

Слайд 17

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам

Слайды с 18 по 20

Дети смотрят на слайды, и отгадывают имя доброго или злого героя.

Воспитатель: Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными, смелыми, отважными, бескорыстными)

Подумайте, почему люди совершают добрые дела, что они ждут взамен?

По-настоящему добрый человек за свои дела не ждет похвалы или награды, он делает это просто так! То есть он творит добро, благо для окружающих или по-другому это называется благотворительность. «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Давайте вспомним, в каких еще сказках борется добро и зло?

Ответы детей.

Слайды с 21 по 23

Наши добрые дела

Воспитатель: Ребята, а какие добрые дела мы с вами совершали?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите: Лера была в контактном зоопарке и кормила там животных. Илюша в парке Лосиный остров кормил белочку.

Вы кормили птиц в Измайловском лесопарке во время поездки на Царскую пасеку.

Мы с вами участвовали в акции «Покормите птиц зимой».

Игорь во время воскресной прогулке по Яузе кормил уток.

Вика гуляла со своей пробабушкой, у которой слабое зрение. И Вика аккуратно поддерживала ее во время прогулки.

Вы помогали одеваться на прогулку малышам, учили их делать постройки из строительного материала, показывали сказку «Теремок».

В подарок детям средней группы мы с вами сделали игру «Забрось шарик» из пластмассовых бутылок.

Слайд 30

А еще мы с вами собирали крышечки. КРЫШЕЧКИ – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать город Москва чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Рефлексия

Воспитатель: Дети, что нового, интересного и важного для себя Вы сегодня узнали? Какмы можем применить полученные знания?

Дети: Надо быть добрым, заботливым, вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта – это украшений нашей жизни.

Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Подумайте, кому могут помочь наши добрые дела? Как еще мы можем помочь окружающим людям?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как много у вас предложений. Очень хорошее предложение порадовать детей из детского дома. Помните, мы с вами делали игрушки своими руками, давайте их подарим ребятам из детского дома для украшения новогодней елки.

Слайд 31

Звучит песня «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук»)

А еще мы можем поехать к ним в гости, показать наш спектакль «Кошкин дом», подарить детям хорошее настроение и найти там новых друзей.

Источник

Сценарий мероприятия

Педсовет тематический  «Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

МБДОУ г Иркутска детский сад № 43

Составила: Старший воспитатель

 Сергеева Анастасия Сергеевна

Слайд    1       Педсовет ««Воспитание моральных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Слайд  2    Цель: проанализировать состояние работы ДОУ по воспитанию у детей морально-нравственных качеств, наметить пути совершенствования работы по проблеме морально-нравственного воспитания через приобщение детей к художественной литературе.

Слайд    3  . Повестка

1.Вступительное слово. Выполнение решения предыдущего педсовета

Читайте также:  Диагностика уровня умственного развития ребенка

        И.о. заведующей                        

2. Выступление по теме педсовета Ст. воспитатель                                                                      

3. Выступление педагогов  с отчетами по группамм

                                                             Воспитатели

4. Справка по тематической проверке, проект решения.

                                                            Ст. воспитатель                                

5. Дискуссия по теме педагогического совета, проект решения.

                                                            Педагоги

Мы часто с нашими ребятишками отправляемся в путешествие, сегодня я предлагаю и ваш отправиться в путешествие.

Слайд    4  . Совершим небольшое путешествие. (Поезд) .

Слайд    5  . Станция «Вопросительная ».

Слайд     6 . Вопросы для педагогов

Слайд  7.  1. Можно ли назвать ребенка полноценной личностью?

Слайд  8.  2. Правомерно ли говорить о морально – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

Слайд  9.  3. Ваше отношение к морально- нравственному воспитанию детей.

Слайд  10 4. Какие проблемы могут возникнуть в процессе реализации задач по нравственно – духовному воспитанию детей?

Слайд 11  . Прекрасно! Благодарю вас, коллеги. Наш поезд отправляется!

Слайд   12.   Станция «Информационная».

Слайд  13.      «…Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности, — писал Сухомлинский В.А. – Её всестороннее развитие, нравственное совершенство  и есть  цель воспитания».

Слайд 14. Детство – важнейший период  этой самой «человеческой»  жизни.  Не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая и ни с чем несравнимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира  зависит,  каким человеком станет сегодняшний малыш.

Сегодняшние дети не всегда ценят, уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым,  не умеют вести себя в общественных местах, на улице, дома. Иногда откровенно грубы. Порой в них нет сердечности, доброты, того чуткого отношения к окружающим, которые обязательны для каждого, живущего в обществе,  человека.

Роль родителей, воспитателей при формировании этических, нравственных норм, с каждым годом становится все сложнее и ответственней.

Творческой в этом направлении должна стать работа каждого педагога. Ибо воспитатель – это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.

Слайд 15.  Основными целями и задачами дошкольного образования являются усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

 Слайд   16.  Поехали дальше, занимайте места в вагоне.

 Слайд    17 . Станция «Проблемная».

Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы, которые вы должны решить. А ваши коллеги выскажутся о правильности такого решения или предложат свой вариант.

Слайд 18

 1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».

Слайд 19

 2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».

Слайд 20

 3 – Средний возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».

Слайд 21

 4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »

 Слайд   22.   Спасибо! Едем дальше. Занимайте места.

 Слайд   23.     Станция «Методическая».

Богатейшим источником морально- нравственного и познавательного развития детей является ознакомление с художественной литературой. Книга может оказать на мысли и чувства огромное воздействие, герои любимых произведений надолго остаются в сердцах.

 Слайд  24.

Для реализации работы по морально-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенными метод амии является:

 чтения педагогом художественной литературы;

 наблюдений;

 показа сказок (педагогом, детьми);

 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

 воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

 проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Слайд   25      Словесно-образные методы:

 чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;

 бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

 чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

 ответов на вопросы педагога, детей;

 проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

Читайте также:  Центр развития ребенка 12 советского района волгограда

 загадывания загадок;

 рассматривания наглядного материала;

 рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

 разбора житейских ситуаций;

 рассказов детей о своих впечатлениях;

 проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Слайд    26       Практические методы:

 организация продуктивной деятельности;

 провести игры: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;

 изготовить, сшить кукол к сказкам;

 организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

 изготовить с детьми наглядные пособия;

Слайд  27       Формы использования художественных текстов в воспитательной работе следующие:

-образовательная деятельность

А) на занятиях по «ознакомлению  с художественной литературой» в соответствие с поставленными целями, задачами чтение и разбор произведения. Формулирование выводов. которые затем в процессе воспитательной работы внедряются в реальную жизнь дошкольника

Б) через интеграцию на занятиях по познавательному развитию, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному;

Слайд 28

— в режимных моментах

А) на прогулке при наблюдении,

Б) ежедневное чтение в специально отведенное время

В) чтение перед сном произведений

Г)тексты для организации интересной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности с детьми

Д) в играх –драматизациях, театрализованных играх, досугах и развлечениях

Е) в свободное от занятий время — небольшими группами по желанию детей

Ж)в качестве смыслового фона, окрашивающего другие формы совместной партнерской деятельности  взрослого с детьми.

Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.

Слайд    29.       Спасибо! Едем дальше.

Слайд    30.       Станция «Содружество».

Слайд   31.    Вопрос: «Какие формы работы с семьей по морально – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? ».

Слайд 32  Формы работы с семьей:

 1. Родительские собрания на морально– нравственные темы.

 2. Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

 3. Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.

4. Совместные мероприятия.

5. Индивидуальные консультации специалистов;

6. Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье

7. Выставки семейных работ к праздникам;

8. Участие в конкурсах.

9. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

Слайд    33.         Спасибо! Едем дальше.

 Слайд    34.       Станция «Опытно-эксперементальная» (отчёты воспитателей)

 Слайд     35.        Спасибо! Едем дальше.

 Слайд     36.       Станция «Аналитическая» (справка по тематическому контролю)

 Слайд      37.      Поезд отправляется. Поехали.

 Слайд      38.      Станция «Волшебный детский сад».

Слайд 39.  Каждому из предлагается написать наиболее важные нравственные качества, которые мы хотим видеть в наших детях., чтобы составить образ высоконравственного человека.

 Слайд    40.       Едем дальше! Прошу занять места в вагоне нашего поезда!

 Слайд     41.      Станция «Практическая».

 Слайд     42.      Предлагаю вам подумать через какие произведения можно формировать следующие личностные качества:

— вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова (Э. Мошковская «Волшебное слово»);

— уважение- умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать (Е. Михаленко  «В дороге»)

— честность –умение говорить правду про себя в любой ситуации (Л. Толстой « Косточка», Е. Михаленко «Признание»);

— совестливость –способность испытывать чувство стыда за свои поступки (Л. Толстой «Два товарища», В. Осеева «До первого дождя», Л. Пантелеев «Трус»);

— сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти их на помощь бескорыстно (В. Катаев «Цветик-семицветик»)

-скромность –умение видеть заслуги других; не считать себя самыми лучшими, главным единственным, замечательным (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)

— дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому  человеку (сказки «Теремок», «Рукавичка»).

 Слайд    43.   Пора нам возвращаться в наш Детский сад! Поехали! Слайд 44

 Слайд    45.   И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы?

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.

Слайд 46.  Решения педсовета

  • Продолжить работу по морально-нравственному воспитанию дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Ответственные воспитатели                                Срок в течение года

  • В календарных планах отражать работу с детьми по данной проблеме.

 Ответственные воспитатели                               Срок  систематически

  • Пополнить библиотеку групп новыми красочными книгами.

Ответственные воспитатели                                 Срок до 01.05.2016 г.

  • Педагогам групп пополнить развивающую среду дидактическими играми и наглядными пособиями по нравственному воспитанию.

Ответственные воспитатели                                 Срок до 01.05.2016 г.

  • Усилить взаимодействие с родителями по данному вопросу через различные формы работы

Ответственные воспитатели                                 Срок до 01.06.2016 г.

Слайд 47. Спасибо за внимание!

Источник