Сборник развивающих игр развитие ребенка

Сборник развивающих игр развитие ребенка thumbnail

ГБПОУ КК ЕПК

Сборник игр и упражнений для развития детей

Работу выполнила

студентка Ш-31 группы

Жукова Анжелика

Преподаватель: Великановская Л. А.

Ейск, 2016 г.

Содержание:

  1. коррекционные игры

  2. дидактические игры

  3. игры на переключение и развития внимания

  4. игры на развитие памяти

  5. игры на развитие мышления

1.Коррекционные игры

«Сосредоточенность» (этюд на регуляцию эмоций)

Путешественник сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план похода. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево, указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика: слегка прищуренные глаза, нижняя губа закушена.

«Ваське стыдно» (этюд на регуляцию эмоций)

Жила-была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её, укладывала спать. Однажды пришел туда кот Васька и свалил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что кукла лежит на полу, подняла её и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу свалил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, ребёнок показывает, как стыдно было коту Ваське.

«Море волнуется» (произвольность поведения чувств)

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, страха, стыда и т. д. на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

2.Дидактические игры

«Собери гусеницу»

Несколько «гусениц», которые состоят из разного количества разноцветных кругов (один кружок – голова гусеницы, на остальных написаны слоги), к каждому кругу прикреплены тесемки с двух сторон. На столе разложить детали гусениц. Ребенку предлагается выбрать детали одного цвета. Прочитать слоги на каждом круге. Собрать из слогов слово. Прочитать получившееся слово. Если слово собрано правильно, можно связывать детали между собой.

«Цветочки»

Разноцветные лепестки цветка с наклеенными на них картинками, сердцевины цветочка с нарисованными слоговыми схемами или с буквами, стебель с листочками. На столе разложить все детали цветов. Отдельно положить сердцевины. Был очень сильный ветер и сорвал все лепестки цветов. Попробуй вернуть их на место. Чтобы правильно это сделать, нужно прохлопать слово-картинку. Если хлопнул 1 раз – положить лепесток к 1 цветку, если 2 хлопка – ко 2-му и т.д. Собрать цветок с лепестками-картинками «Насекомые». «Кто умеет летать?» Выбрать лепестки-картинки со звуком … «К» и т. д.

«Найди пару»

Альбомный лист с двумя одинаковыми картинками (для прочности-заламинировать), два шнурка, парные картинки.

Вариант 1. Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары, нанизывая их на шнурочки. Игра заканчивается, когда все пары нанизаны на шнурок.

Вариант 2. Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет. Пару нанизывают на шнурочки.

Вариант 3. Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка — нанизывает картинку на шнурочки. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

3.Игры на переключение и развития внимания

«Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

«Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

«Корректурная проба»

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, и задание: вычеркнуть все буквы, с которой начинается строчка. Например, первая строка начинается с буквы В, значит, в этой строке вычеркиваем только эту букву. Вторая строка начинается с буквы З — вычер­киваем букву З.

Перед выполнением задания рекомендуется небольшая тренировка.

При выполнении этой работы фиксируются:

общее время;

количество знаков, просмотренных за минуту;

ошибки.

На выполнение задания отводится пять минут.

4.Игры на развитие памяти

Тест на исследование зрительной памяти

Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить все рисунки в течение 1,5 минуты. Затем рисунки убирают, а ребенок по памяти восстанавливает и зарисовывает изображенные предметы как можно точнее.

Результат:

Если ребенок большинство предметов точно изобразил и нужным цветом раскрасил — высокий уровень зрительной памяти и полноты восприятия.

Если ребенок допустил много ошибок — низкий уровень.

«Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по неделям рассчитать

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

5.Игры на развитие мышления

«Найди лишнее слово»

Количество игроков: любое

Дополнительно: серии слов

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, твогог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«Бывает — не бывает»

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого этажа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

Отлично, если ребенок полностью справился с заданием самостоятельно.

Если он выполнил правильно только два-три варианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Методика «Что здесь лишнее?

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:2

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Источник

Анжелика Гаврюшкина
Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения, которые можно использовать

в свободной игровой деятельности

Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи»

Цель: активизировать умение детей изображать различные предметы в необычном для них цвете, развивать творческое воображение.

Задание: нарисуй картинку одним рыжим карандашом. У тебя есть такой?

Рыжие стихи.

Ветер – задира

В осеннем лесу

Рыжей ольхе

Заплетает косу.

Рыжая белка

Гадает в уме:

«Скоро ли рыжик

подсохнет к зиме?»

Рыжие гроздья

Рябины в слезах.

Рыжие зайчики

Скачут в глазах.

Рыжие сосны

Скребут небосвод.

Рыжая осень

По лесу идет.

Игра «Космонавты»

Цель: развитие произвольного контроля и самоконтроля, мышления, воображения, эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков.

Педагог: «Представьте себе, ребята, что вы превратились в космонавтов, а наши стульчики в ракету. Нам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Надеваем скафандры. Строимся друг за другом и, медленно, так, как на нас надеты специальные костюмы, движемся к ракете. Занимаем свои места, и начинается отсчет времени. До старта осталось: пять, четыре, три, два, один – старт!». Дети имитируют звук двигателя.

Педагог: «Объявляется общая готовность. Корабль садится на неизвестную планету. Будьте внимательны. На этой планете много интересного и неизвестного… Внимание! Нам пора возвращаться. Ракета взлетает». Днти имитируют звук двигателя.

Педагог: «Готовимся к посадке. Ура! Мы сели на Землю! Полет прошел спокойно и успешно.».

Задание: нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на незнакомой планете.

Игра «Превратись в …»

Цель: развитие воображения, фантазии детей.

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

Читайте также:  Фильм по развитию речи у ребенка

Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.Варианты превращения разных предметов:

•карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для

рисования, дудочка, I расческа и т. д. ;

•маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д. ;

•записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т. д.

Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Позы»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений, внимания, памяти.

Педагог предлагант детям придумать и принять следующие позы: пингвин, охотник, певец, гном. Дети выполняют задание. Педагог проверяет и уточняет позы. Затем включается музыка, дети движутся по кругу. Когда музыка выключается, звучит сигнал «Пингвины» и дети должны быстро принять соответствующую позу.

Игра «Море волнуется»

Цель: развитие воображения, эмоционально-выразительных движений.

Дети бегают, изображая движение волн.

Педагог: Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, морская фигура — замри! Дети останавливаются и удерживают какое-то время позу, в которой они замерли.

Театр «Рукавичка».

Реквизит (куклы-рукавички) – это опора воссоздающего воображения, понимания характера персонажей, предпосылка к свободе речи.

Цель работы:- развитие умения говорить перед аудиторией на основе подражания;

развитие памяти, речи, творческого воображения.

Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения педагог на своем примере обучает речи, движению, поведению. Основа поведения взрослого – доброжелательность и заинтересованное участие.

Данный вид деятельности удобен не только для проведения занятий по развитию речи, но и в применении его в свободной художественной и игровой деятельности дошкольников.

Мнение-шутка

В группе кого-то «загадывают». Ведущий находится за пределами комнаты и не знает, кого загадали. Вернувшись, он задает всем участникам игры вопросы, которые начинаются с фразы «Что, если бы это был…» и далее следуют нестандартные сравнения. Например, «Что, если бы это была лампочка, книга, фильм, животное и т. п. ?». Такие приемы помогают ребятам больше узнать о себе, о других. При этом они оперируют понятиями, учатся находить точные характеристики, убедительные аргументы. Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Творческое задание «Нарисуй сказку»

Ребята должны не просто нарисовать иллюстрацию, а выразить в рисунке свои мысли и переживания.

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие внимания, воображения, координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.

Педагог: Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуем изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики; хлопну два раза _ ходим вразвалочку, как медведи; хлопну три раза – вы становитесь настоящими аистами, которые долго стоят на одной ноге и т. д.

Творческое задание «Инсценируем сказку»

Цель: развитие умения говорить перед аудиторией на основе подражания;

развитие памяти, речи, творческого воображения.

Творческое задание по стихотворению Ю. Мориц «Грустный петрушка»

Цель: развитие воображения, фантазии детей, эстетического восприятия; активизировать опыт детей, способствовать развитию художественно-творческих способностей.

Педагог: У Юнны Мориц есть замечательные стихи — мелодичные, нежные, немножко грустные. Посмотрите, а ведь у нас кто-то загрустил.

(В-ль надевает на руку Петрушку из кукольного театра и показывает его из-за ширмы).

Инсценировка:

Ребенок: Здравствуй Петрушка!

Петрушка: (грустно) Здравствуй.

Ребенок: Ты чего грустишь?

Петрушка: (не отвечает, отворачивает голову).

Ребенок: Хочешь я тебя развеселю?

Петрушка: (качает головой, что «нет»).

Ребенок: Давай поиграем в игрушки… (на каждое предложение Петрушка качает головой «нет») давай порисуем… давай попрыгаем… давай позовем в гости кого-нибудь…

В-ль: читает стихотворение Юнны Мориц «Грустный Петрушка».

Сидит Петрушка, скучает,

А всяк его поучает:

— Займись делом, порисуй мелом!

— Возьми лопатку, вскопай грядку!

— Позвони Косте, позови в гости!

— Попрыгай, Петрушка,

Не сиди, как старушка!

Тут Петруня — как разозлится,

Как топнет ногой по дощечке!

— Не хочу, — говорит, — веселиться,

А хочу погрустить на крылечке.

Оставьте меня в покое,

У меня настроенье такое!

Займитесь делом,

Порисуйте мелом!

Возьмите лопатку,

Вскопайте грядку!

Позвоните Косте,

Позовите в гости!

Поиграйте в мои игрушки,

Не мешайте грустить Петрушке!

(В-ль снимает кукольного Петрушку и кладет его за ширму).

В-ль: Стихотворение «Грустный Петрушка сочинила поэт Юнна Мориц. Дети, как вы думаете, отчего Петрушка грустит? Надо ли его развлекать или нет? А что делать, если кому-то грустно? Можно рассердиться на друзей, если они хотят тебя развеселить? А как бы вы поступили, если друг не хочет веселиться, а хочет немного погрустить?

Давайте нарисуем портрет Петрушки и подарим ему.

(Дети рисуют портрет. В-ль вывешивает демонстрационный материал по изображению эмоций человека. Если необходимо обращает внимание детей на расположение черт лица во время определенной эмоции (грусть или радость, сердитый). Если ребенок затрудняется как изобразить Петрушку веселым или грустным или сердитым, воспитатель помогает беседой, вопросами.)

В конце звучит «Песенка друзей» из мультфильма «Большой секрет», дети дарят свои рисунки Петрушке, Петрушка радуется.

Игра «Сказка с помощью картинок»

Цель: обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 года умственной отсталости

Методика проведения: по серии картинок ребенок должен не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Для работы понадобится стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Покажите ребенку картинку, и попросите его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Спросите ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т. д. После того, как ребенок придумает сказку, можно пересказать ее кому-то из детей или взрослых.

Проблемная ситуация по сказке «Лиса и заяц»

Цель: активизация познавательной, речевой, творческой деятельности детей Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса, например, «Почему поссорились лиса и заяц?».

Предлагается ситуация, когда ребенок должен найти новые для себя средства и способы деятельности; учит мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания.

Упражнение по стихотворению «Зеленые стихи»

Цель: развивать образное мышление, интеллектуальные действия анализа, эстетическое восприятие, творческое воображение.

Зеленые стихи.

Зеленеют все опушки.

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Елка – сноп зеленых свечек,

Мох – зеленый пол.

А зелененький кузнечик

Песенку завел…

Над зеленой крышей дома

Спит зеленый дуб.

Два зелененькие гнома

Сели между труб.

И, сорвав зеленый листик,

Шепчет младший гном:

«Видишь рыжий гимназистик

ходит под окном.

Отчего он не зеленый?

Май теперь ведь… Май!»

Старший гном зевает сонно:

«Цыц! Не приставай».

Задание: почему в мае все зеленое? Что еще зеленого цвета ты знаешь? Нарисуй картинку одним зеленым карандашом.

Творческое задание «Заканчиваем сказку»

Цель: развитие логического мышления, умения правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите.

Для этого, необходимо озвучить вашему малышу начало придуманной вами сказки.Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

Творческое задание «Рисуем хокку»

Цель: развивать образное представление детей; формировать эстетические чувства на материале произведений японских поэтов; учить услышать и понять образ в трех строках хокку; воспитывать интерес к поэзии – хокку; развивать творческое воображение, совершенствовать технические умения и навыки работы с кистью, красками, пастелью; учить выполнять изображение,используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки; поддерживать желание детей повторить стихотворение и выучить его наизусть, способствовать развитию правильного интонационного ритма при рассказывании хокку.

Предварительная работа: чтение хокку, беседа об образности стихов-хокку, работа с пастелью по тонировке, рассматривание различных картин и иллюстраций с изображением неба (фона) в различное время суток и время года, упражнение в смешивании цветов пастелью.

В-ль: Как я и обещала, сегодня отправимся путешествовать. Вы догадались, куда мы отправимся? Да верно, наша фантазия нас сегодня занесет в далекую страну Японию. Но это будет не простое путешествие, мы отправимся туда как художники. А художники из всех своих поездок привозят свои впечатления – рисунки. И нам с вами нужно будет запечатлеть свои ощущения от места куда мы попадем. И так, вы готовы! Отправляемся!

(Звучит восточная музыка).

И вот, мы в Японии – стране «восходящего солнца. И куда же мы попали? Об этом месте японский поэт Басе написал хокку. Послушайте его, закройте глаза и представьте.

«Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.»

А теперь вы расскажите, где вы находитесь, что видите, что ощущаете?

(ответы детей).

Какие прекрасные места вы описали, все они разные (разное время суток, время года, природа). Представить все это вам помогло хокку замечательного поэта Басе. Послушайте стихотворение еще раз, и подумайте все вы смогли заметить, ничего не упустили (повторное чтение хокку).

А теперь предлагаю нашим юным художникам нарисовать это хокку так, как вы его себе представили.

Дети, из далекой Японии мы привезли рисунок по японскому хокку. Кто из вас хочет рассказать о своем рисунке, почему он именно так изобразил хокку? (самоанализ детей своего рисунка).

Разыгрывание придуманной сказки

Цель: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

Источник