Сбор анамнестических сведений о ребенке с отклонениями в развитии
Анамнез — медицинский термин, греческого происхождения, буквально означающий «воспоминание». Это совокупность сведений о больном и развитии заболевания, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц и используемых для установления диагноза и прогноза болезни, а также выбора оптимальных методов ее лечения и профилактики. Понятие «психологический анамнез» поначалу применялось в медицинской психологии. В настоящее время понятие «психологический анамнез» вышло за рамки медицинской психологии. Оно свободно от обязательной связи с процессом болезни и употребляется как синоним понятия «история индивидуального развития ребенка».
В процессе сбора информации и поиска ответа на практический запрос о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии ребенка, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез и в соответствии с этим применяются различные методы обследования детей, осуществляется поиск путей коррекции психического развития. В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка для разных ситуаций и различных категорий детей, проводилась дифференциация медицинского и психолого-педагогического анамнеза. Однако считается оправданным сближение понятия «психологический анамнез» с анамнестическим подходом, принятым в медицине. Содержанием анамнестического метода изучения личности являются все сферы психики ребенка — познавательная, эмоционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, сфера мотивации и т. д., данные о динамике развития. В связи с этим закономерно возникает вопрос о норме. Нормативные показатели изучаются и описываются в рамках возрастной психологии.
Опора анамнестического исследования на возрастную психологию позволяет решить две задачи:
1) сравнить уровень развития психики ребенка на том или ином этапе с нормой, опирающейся на особенности социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, психологические новообразования;
2) при составлении схемы анамнестического исследования опираться насхему возрастной периодизации.
Важной составной частью психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ является медицинское обследование, которое проводится врачами. Составной частью медицинского обследования является сбор анамнестических данных. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией и беседы с родителями ребенка (или лицами, их заменяющими).
Семейный анамнез:анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого из ее членов, характерологические особенности родителей. В семейном анамнезе фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей, в частности наличие производственной вредности и длительность работы с ней. Дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку. Фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
Медицинский анамнез ребенка: учитывается, как протекала данная беременность, не было ли токсикоза, соматических заболеваний, резус-конфликта, длительного приема лекарственных препаратов и т.п. Описываются особенности родов, наличие признаков асфиксии плода, родовой травмы, патологического предлежания плода. Отмечается характер помощи во время родов и затраченное на оживление плода время. Указывается, не было ли у ребенка врожденных пороков развития, судорог, признаков желтухи. Отмечается вес при рождении и время начала кормления, срок пребывания в роддоме. Затем перечисляются перенесенные ребенком заболевания, указывается их острота, характер, длительность, лечение, наличие осложнений.
Социальный анамнез ребенка: выясняется, где, как и кем воспитывался и обучался ребенок до момента обследования (находился дома, под наблюдением матери, бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад (какой период), получал ли и какую именно коррекционно-педагогическую помощь; если обследуемый уже школьного возраста, то аналогичные сведения о школьном обучении и воспитании.
Важным для анализа развития ребенка является состояние матери, не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка. Те или иные факты болезненного состояния родителей (в особенности матери) в первые годы жизни ребенка являются принципиально важной информацией для психолога, поскольку позволяют выдвинуть гипотезу и родительско-детских отношений в этот период, и гипо- или гипераффективных взаимодействиях в диаде мать-ребенок, о возможных в этих случаях трудностях формирования чувства привязанности или базового доверия.
Учитель-дефектолог и психолог, осуществляющие психолого-педагогическое изучение ребенка, знакомятся с результатами медицинского обследования по документации — изучают историю развития ребенка, заключения специалистов и т.д. Они должны владеть основными понятиями соответствующих клинических областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
В соответствии с принципами интегративной оценки сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, необходимой частью построения психологической диагностической гипотезы, а с другой — представляет собой систему объективных данных, позволяющие предположить причину и вероятные механизмы возникновения того или иного варианта отклоняющегося развития. Следует отметить, что практически все специалисты уделяют пристальное внимание сбору анамнестических данных. Сбор психологического анамнеза, может опираться на уже известные факты из истории развития ребенка (медицинский анамнез). Однако сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. В случае детально прописанного врачебного анамнеза не имеет смысла повторять вопросы, раннее заданные врачом, а следует лишь детализировать интересующие психолога этапы и специфику развития превращая, таким образом, медицинский анамнез в историю развития. Часто психологи образовательных учреждений, в том числе и психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители с ОВЗ. В таких случаях психолог буквально вынужден оценивать историю развития ребенка (в том числе и период развития до момента рождения) самостоятельно. В любом случае, умение оценить и проанализировать информацию, считающуюся до сих пор исключительно прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста, особенно тогда, когда речь идет о психологах, работающих с детьми с ОВЗ.
Основная задача сбора анамнестических данных — установить факторы, определившие тот или иной путь психического развития, то есть значимые обстоятельства жизни ребенка и степень их влияния на развитие психики.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 3235; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11021 — | 7451 — или читать все…
Читайте также:
Источник
В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных и других расстройств). Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.
Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявлении причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.
Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы. В предшкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т.д.
1.Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:
• учитывается их возраст;
• профессия, место работы в период ожидания потомства;
• особенности домашнего уклада;
• количество членов семьи (полная ли семья);
• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.
Эта часть беседы оформляется как паспортная.
2.Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.
По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.
3.Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:
• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;
• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.
Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни. Например:
• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;
• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным;
• уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода;
• хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, которые приводят к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода.
4.При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время:
• инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции;
• употребление лекарственных препаратов, никотина, алкогольных напитков и др.
Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило:
• так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития;
• в последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы.
5. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности:
• сроки родов (досрочно, своевременно, перенос);
• длительности родов (быстрые или затяжные);
• оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение).
А также сведения о наличии послеродовых осложнений у ребенка. В частности, при асфиксии выяснить длительность периода оживления и его способы.
6. Дальнейшие вопросы касаются оценки состояний ребенка после рождения по шкале Апгар. Уточняют массу и длину тела при рождении и состояние ребенка в период новорожденности (на какой день приложили к груди, как сосал грудь и т. п.).
7. В последующих вопросах уточняется физическое и психомоторное развитие ребенка в первый год жизни:
• не было ли срыгивания, рвоты, кишечных расстройств;
• как прибавлял в весе; был ли спокойным или крикливым;
• когда начал держать голову и сидеть;
• какие заболевания перенес.
8. Если ребенку менее трех лет, интересуются этапами дальнейшего физического, психомоторного, речевого и психического развития ребенка и уточняется степень подготовки его к посещению детского сада:
• перенесенные инфекционные болезни, вакцинации;
• особенность игрового процесса;
• интерес к общению с детьми;
• формирование элементов опрятности, самообслуживания и т. п.
9. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития:
• контактами с детьми и персоналом детского учреждения;
• условиями воспитания в детском учреждении и дома;
• формирования игрового процесса;
• интересом к прослушиванию сказок;
• запоминанием стихов; умением рисовать;
• восприятием пространства и времени;
• знанием основ грамоты и т. п.
10. Другая часть анамнеза посвящена заболеванию, по поводу которого мать обратилась к специалистам:
• уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течение и осложнения;
• время возникновения отклонений; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства;
• какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка: обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т. д.;
• в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.
Источник
Анамнез
— медицинский термин, греческого
происхождения, буквально означающий
«воспоминание». Это совокупность
сведений о больном и развитии заболевания,
получаемых при опросе самого больного
и знающих его лиц и используемых для
установления диагноза и прогноза
болезни, а также выбора оптимальных
методов ее лечения и профилактики.
Понятие «психологический анамнез»
поначалу применялось в медицинской
психологии. В настоящее время понятие
«психологический анамнез» вышло за
рамки медицинской психологии. Оно
свободно от обязательной связи с
процессом болезни и употребляется как
синоним понятия «история индивидуального
развития ребенка».
В
процессе сбора информации и поиска
ответа на практический запрос о
причинах нарушений в обучении, воспитании,
развитии ребенка, о его потенциальных
возможностях, о направленности его
интересов и т. д. выдвигается ряд гипотез
и в соответствии с этим применяются
различные методы обследования детей,
осуществляется поиск путей коррекции
психического развития. В литературе
неоднократно поднимался вопрос о
необходимости анализа истории развития
ребенка для разных ситуаций и различных
категорий детей, проводилась дифференциация
медицинского и психолого-педагогического
анамнеза. Однако считается оправданным
сближение понятия «психологический
анамнез» с анамнестическим подходом,
принятым в медицине. Содержанием
анамнестического метода изучения
личности являются все сферы психики
ребенка — познавательная, эмоционально-волевая,
интеллектуальная, коммуникативная,
сфера мотивации и т. д., данные о
динамике развития. В связи с этим
закономерно возникает вопрос о норме.
Нормативные показатели изучаются и
описываются в рамках возрастной
психологии.
Опора анамнестического
исследования на возрастную психологию
позволяет решить две задачи:
1) сравнить
уровень развития психики ребенка на
том или ином этапе с нормой, опирающейся
на особенности социальной ситуации
развития, ведущего вида деятельности,
психологические новообразования;
2)
при составлении схемы анамнестического
исследования опираться насхему
возрастной периодизации.
Важной
составной частью психолого-педагогического
изучения детей с ОВЗ является медицинское
обследование, которое проводится
врачами. Составной частью медицинского
обследования является сбор анамнестических
данных. Анамнез собирается врачом и
составляется на основании ознакомления
с документацией и беседы с родителями
ребенка (или лицами, их заменяющими).
Семейный
анамнез: анализируются
данные о семье ребенка и наследственности;
описывается состав семьи, возраст и
образовательный уровень каждого из ее
членов, характерологические особенности
родителей. В семейном анамнезе фиксируются
психические, неврологические, хронические
соматические заболевания родственников,
патологические особенности их физического
облика. Описываются семейно-бытовые
условия, в которых воспитывается ребенок,
место и характер работы родителей, в
частности наличие производственной
вредности и длительность работы с ней.
Дается оценка взаимоотношений в семье,
отношения к ребенку. Фиксируются случаи
приверженности одного или обоих родителей
к алкоголю или наркотикам.
Медицинский
анамнез ребенка:
учитывается, как протекала данная
беременность, не было ли токсикоза,
соматических заболеваний, резус-конфликта,
длительного приема лекарственных
препаратов и т.п. Описываются особенности
родов, наличие признаков асфиксии плода,
родовой травмы, патологического
предлежания плода. Отмечается характер
помощи во время родов и затраченное на
оживление плода время. Указывается, не
было ли у ребенка врожденных пороков
развития, судорог, признаков желтухи.
Отмечается вес при рождении и время
начала кормления, срок пребывания в
роддоме. Затем перечисляются перенесенные
ребенком заболевания, указывается их
острота, характер, длительность, лечение,
наличие осложнений.
Социальный
анамнез ребенка:
выясняется, где, как и кем воспитывался
и обучался ребенок до момента обследования
(находился дома, под наблюдением матери,
бабушки и т.п.), посещал ли ясли, сад
(какой период), получал ли и какую именно
коррекционно-педагогическую помощь;
если обследуемый уже школьного возраста,
то аналогичные сведения о школьном
обучении и воспитании.
Важным для анализа
развития ребенка является состояние
матери, не только во время беременности,
но и в первые годы жизни ребенка. Те или
иные факты болезненного состояния
родителей (в особенности матери) в первые
годы жизни ребенка являются принципиально
важной информацией для психолога,
поскольку позволяют выдвинуть гипотезу
и родительско-детских отношений в этот
период, и гипо- или гипераффективных
взаимодействиях в диаде мать-ребенок,
о возможных в этих случаях трудностях
формирования чувства привязанности
или базового доверия.
Учитель-дефектолог
и психолог, осуществляющие
психолого-педагогическое изучение
ребенка, знакомятся с результатами
медицинского обследования по документации
— изучают историю развития ребенка,
заключения специалистов и т.д. Они должны
владеть основными понятиями соответствующих
клинических областей знания и уметь
анализировать медицинскую документацию.
Для понимания психолого-педагогических
особенностей ребенка с нарушениями
развития и повышения эффективности
коррекционно-развивающего воздействия
большое значение имеет знание и учет
психологических особенностей родителей,
воспитывающих этого ребенка, и
межличностных отношений в семье.
В
соответствии с принципами интегративной
оценки сбор психологического анамнеза
является, с одной стороны, необходимой
частью построения психологической
диагностической гипотезы, а с другой —
представляет собой систему объективных
данных, позволяющие предположить причину
и вероятные механизмы возникновения
того или иного варианта отклоняющегося
развития. Следует отметить, что практически
все специалисты уделяют пристальное
внимание сбору анамнестических данных.
Сбор психологического анамнеза, может
опираться на уже известные факты из
истории развития ребенка (медицинский
анамнез). Однако сбор психологического
анамнеза имеет свои цели и задачи и
представляет собой достаточно
специфический набор тем, по поводу
которых ведется беседа. В случае детально
прописанного врачебного анамнеза не
имеет смысла повторять вопросы, раннее
заданные врачом, а следует лишь
детализировать интересующие психолога
этапы и специфику развития превращая,
таким образом, медицинский анамнез в
историю развития. Часто психологи
образовательных учреждений, в том числе
и психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, оказываются
первыми специалистами, к которым
обращаются родители с ОВЗ. В таких
случаях психолог буквально вынужден
оценивать историю развития ребенка (в
том числе и период развития до момента
рождения) самостоятельно. В любом случае,
умение оценить и проанализировать
информацию, считающуюся до сих пор
исключительно прерогативой медицинских
работников, является показателем
профессионализма специалиста, особенно
тогда, когда речь идет о психологах,
работающих с детьми с ОВЗ.
Основная
задача сбора анамнестических данных —
установить факторы, определившие
тот или иной путь психического развития,
то есть значимые обстоятельства жизни
ребенка и степень их влияния на
развитие психики.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник