Дисциплина психология ребенка и его развитие

Дисциплина психология ребенка и его развитие thumbnail

Дата публикации: 09.08.2018

Дисциплина – это то, чему приходится учить каждого ребенка. И для того, чтобы окружающие не сошли с ума от его проделок, и для того, чтобы во взрослой жизни он умел трудолюбиво и усердно добиваться поставленных целей. Это один из тех аспектов воспитания, в которых необходимость найти «золотую середину» оказывается наиболее острой. Ведь как недостаток внимания, так и чрезмерное увлечение дисциплиной ребенка чреваты негативными последствиями. В этой статье мы расскажем вам, что нужно делать, чтобы найти этот важный баланс.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Четкость формулировок – лучший друг дисциплины

Для развития дисциплины у детей очень важно понимать, что те вещи, которые для вас очевидны и понятны, для них таковыми не являются. И это не значит, что они плохие, невоспитанные, невнимательные и так далее – это значит лишь, что они просто еще не усвоили в достаточной мере тот социальный опыт, который сделал бы эти вещи очевидными и для них. Поэтому одна из основных заповедей успешного формирования дисциплины у ребенка – это четкость, точность и конкретность. В практическом плане она выражается в следующих правилах:

  • Любые правила необходимо обговаривать уверенно и однозначно, при возможности – объяснять, почему их необходимо соблюдать. «Не надо бросать игрушку на асфальт, потому что она может поломаться», «не надо пить воду из холодильника, потому что ты можешь заболеть», «не надо прыгать в чистой одежде по лужам, потому что она запачкается, и маме придется ее снова стирать» — вполне понятные и четкие правила. В отличие от «не веди себя как свинья», «не позорь меня», «все дети нормальные, а ты портишь все, к чему прикасаешься». Такие слова не просто занижают самооценку ребенка – они еще и оставляют его в недоумении, потому что он не понимает, что именно делает не так.
  • Родители, бабушки, дедушки и другие люди, участвующие в воспитании ребенка, должны выработать общую систему взглядов на него. Потому что если один будет требовать от ребенка одного, другой – другого, третий – третьего, то никакой жизнеспособной системы норм, правил и полезных привычек у него не выработается. Все взрослые должны быть последовательны и концептуальны в своем стремлении приучить его к дисциплине.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Не стоит пугать ребенка угрозами, которые не могут быть исполнены. «Оставайся здесь, а я уйду домой», «я больше никогда не буду покупать тебе одежду», «ты будешь сидеть дома все каникулы» — это слишком жестокие и неадекватные наказания, которые вы, с большой долей вероятности, не исполните (и правильно сделаете). Ребенок это обязательно заметит: то, что вы предъявили определенную угрозу, но повели себя вразрез с ней. Это войдет в диссонанс с его представлением о том, что ваши указания всегда разумны и логичны, и в следующий раз он уже подумает, прежде чем вас послушаться.

Характер родителей очень важен для укрепления характера ребенка

Еще одна группа правил, связанных с необходимостью приучить ребенка к дисциплине, имеет отношение непосредственно к родителям, их стойкости и силе воли. Не надо рассматривать малыша как своего противника, однако и не уважать себя, проявлять слабость и мягкотелость тоже не стоит. Вы должны оставаться верны своим убеждениям, несмотря на его капризы, или все потуги по развитию дисциплины пойдут прахом. Для этого не помешает помнить следующее:

  • Исключений из правил быть не должно, или они должны быть минимальными, обоснованными и объясненными. Особенно, если ребенок еще достаточно маленький. С подростками уже можно обговаривать спорные ситуации и возможность где-то, в каких-то условиях немного поступиться своими принципами. Но дети в возрасте до 10-12 лет просто сядут вам на шею, если вы будете непоследовательны в своих поступках. Поэтому если вы говорите, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, то в присутствии ребенка вы ни в коем случае не должны перебегать ее на красный или даже на оранжевый. Если вы утверждаете, что есть всухомятку нельзя, то ребенок не должен увидеть вас на диване с бутербродом в руке.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • За проступком должно следовать наказание. Это значит, что, во-первых, вы не должны стушевываться или спускать все на тормозах, если ребенок осознанно идет наперекор установленной системе правил. Вы должны принять этот вызов и выдержать его, чего бы это вам ни стоило, или не сможете рассчитывать на авторитет в глазах своего чада. А во-вторых – не стоит игнорировать непослушание просто потому, что вам стало его жалко, или вам лень, или вы устали и вам хочется отдохнуть. Другое дело, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, но оно все же должно быть.
  • Старайтесь контролировать свои эмоции. Это бывает очень сложно, и порой так хочется просто накричать на ребенка или треснуть его по пятой точке, но делать этого нельзя. Это неконструктивно и не приучит его к дисциплине – более того, заставит сомневаться в ее значимости. Если вы уж очень злы и рассержены, то можете это вербализировать. Лучше скажите ребенку о своем огорчении из-за совершения им какого-то поступка, чем наорите на него и смешайте его душевное равновесие и самооценку с грязью.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Любовь и грамотный подход к делу творят чудеса

Еще несколько правил касательно того, как научить ребенка дисциплине, связаны с любовью родителей и их готовностью/умением грамотно организовать его быт и досуг. Это следующие правила:

  • Продумайте вместе с ребенком распорядок его дня и следите за тем, чтобы он ему следовал. Распорядок, конечно же, должен быть удобен, но вместе с тем полезен и эффективен. Когда малыш подрастет, вы также можете научить его планировать дела на несколько дней вперед, делать соответствующие записи в еженедельнике. А с подростком можно обсуждать и основы финансовой грамотности, включая рациональное распределение денег.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Учите ребенка дисциплине не ради себя, а ради него. Вы должны всегда помнить, что хотите сделать его более дисциплинированным, чтобы ему было проще и комфортнее во взрослой жизни, чтобы он добивался поставленных целей, был здоров и счастлив. А не для того, чтобы он был удобным для вас.
  • Никогда не забывайте про любовь. При всей важности проявлений характера и прохождения проверки детскими капризами родители всегда должны оставаться для ребенка теми, кто любит его, несмотря ни на что, и к кому он всегда может прийти за помощью. Не давайте ему усомниться в этом: ни словом, ни делом. Наказывая за какой-либо проступок, делайте акцент именно на этом проступке, а не на личности ребенка в целом.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Активно используйте положительное подкрепление. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, очень чувствительны к похвале. Поэтому когда они делают что-то хорошо, вы должны это замечать, благодарить и хвалить их. И ни в коем случае не оставлять их успехи и старания, даже самые мелкие, без внимания и поощрения.
  • При необходимости утешайте ребенка после того, как он понес наказание. Это чаще всего необходимо маленьким детям: даже вполне щадящее наказание может прилично выбить их из колеи. И если после него ребенок нуждается в успокоении и утешении, то родители должны ему их предоставить. При этом не будет лишним еще раз доступно объяснить, почему наказание имело место быть, и как нужно себя вести, чтобы больше подобное не повторялось.
  • Делайте что-нибудь вместе с ребенком, или просите его о помощи. В глубине души все дети, во-первых, любят чувствовать себя нужными и полезными для старших, а во-вторых – способны быстро учиться, когда перед глазами есть живой пример. Поэтому вы вполне можете выполнять какие-то задачи, например, по дому, вместе, и показывать ребенку, как делать их качественно и аккуратно. Чтобы приучить его к порядку и дисциплине, можно позволять ему делать что-то самостоятельно, но лишь то, для чего у него достаточно знаний, умений и навыков.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Итак, привить ребенку дисциплину можно, причем вовсе не обязательно делать это со скандалами и истериками. Конечно, случаи, когда вам придется хорошенько напрячь свою нервную систему, неизбежно будут. Но вы можете выходить из них с пользой и для вас, и для ребенка, если будете следовать приведенным выше советам.

Читайте также:  Музыка для развития ребенка 1 месяц

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи  будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или о наказании за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, когда надо начинать воспитывать двухлетнего ребенка, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей против пеленания порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. режим — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Советы

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.
Читайте также:  Паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть церковная дисциплина) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Источник

Татьяна Пермякова
Психологические приёмы организации дисциплины в группе детского сада

Дисциплина — это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе.

Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса.

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;

формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;

развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

В младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. д.) Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.

Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Условия формирования и поддержания дисциплины в группе:

Культура общения воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать

вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка- все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив — все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины.

Четкое осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха. Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются, т. е. четкое проведение режимных моментов, в т. ч. систематическая и последовательная организация НОД, дисциплинирует ребенка. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна – продолжительные творческие коллективные игры, труд.

Наличие правил жизни группы, сформулированных доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.Правила отражают аспекты поведения:

организационные (по лестнице идем друг за другом);

коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);

коммуникативно — организационные (если я тут играю, не убирайте).

Единство педагогических требований;

Формирование самоконтроля, как свойства личности.

Требования к правилам группы:

Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка, доступно его понимания в форме указаний, а не запретов.Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д.

Без «не» — в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не воспринимает.

Эффективность — правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.

Количество — одновременно в группе действует не более 3–5 правил.

Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.

Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.

Альтернатива — к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.

Повторяемость — введенные правила необходимо периодически повторять.

Наглядность — для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.

Не вступают в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении.

Воспитывая дисциплинированность, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми; если правила выполняются, плакаты убираются.

Главные принципы общения с ребенком — принять, понять, поддержать.

Психологами доказано, что потребность в признании, внимании – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен, если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации. Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.

Читайте также:  Развитие восприятия ребенка с ограниченными возможностями

Принятие – безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка – значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что, он есть!

Язык принятия

Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд

Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы)

Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик

Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие

Улыбка Жесткая мимика

Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи

Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком

Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание

Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками» Негативная оценка «Ты очень жадный мальчик»

«Временный язык» («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует»)

Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки

Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки.

Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.

Просьба Команды, приказы

Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»

Опоры на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка

Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить.

Понимание. Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанного на понимании. У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.

Поддержка. В поддержке ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается. Поддержка – это процесс,в котором:

• взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,

• помогает ребенку поверить в себя и свои способности,

• помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.

Хотелось бы отметить методы эффективного общения с ребенком:

1. «Язык принятия»

2. Метод отражения чувств ребенка — проговаривание чувства, которое испытывает ребенок.

«Мне кажется, ты обижен»,

«Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным»,

«Ты боишься, что у тебя не получится»,

«Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».

Эффект метода: мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше бояться негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.

3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.

Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.

Здесь следует придерживаться следующего правила:

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.

«Меня это очень огорчает»,

«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,

«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».

Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.

4. Метод «смещения негативной оценки»

— на самого себя

Сравните: «Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».

«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».

— на третье лицо

Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» «Ребята могут на тебя обидеться».

-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!»

«Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».

«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».

5. Метод «временного языка»

Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»).

6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления,сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

7. Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».

8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. («Ребенок хорош, плох его поступок»)

Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».

Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.

Тем не менее в повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушение дисциплины, неподчинение правилам. Причины этого различны.Одной из основных является:

1. несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто- либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д, то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением;

2. нарушение дисциплины может происходить с целью привлечения к себе внимания;

3. нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем («Вы мне все равно ничего не сделаете»);

4)дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой;

5) нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегания неудачи».

Во всех этих случаях можно использовать следующие приемы поддержания дисциплины:

• Минимизировать внимание (возможно игнорирование)

• Пристальный взгляд без осуждения, подойти и встать рядом

• Использование техники «интонирования» (снижение, изменение голоса)

• Пре