Самообразование всестороннее развитие личности ребенка через театральную деятельность

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №14 «Умка»

Самообразование по теме:  

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

                                                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                                                  Кузнецова Н.В.

          Воспитатель: Кузнецова Наталья Владимировна

          Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

          Цель:

  • Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
  • Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

 Задачи:

  • Последовательное знакомство детей с видами театра.
  • Поэтапное освоение детьми видов творчества.
  • Совершенствование артистических навыков детей.
  • Раскрепощение детей.
  • Работы над выразительностью речи, интонации.
  • Коллективные действия, взаимодействия.
  • Умение сочувствовать, сопереживать.

 Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые  театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

      В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

  •  художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  •  нравственным воспитанием;
  •  развитием коммуникативных качеств личности;
  •  обучением вербальным и невербальным видам общения;
  •  воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  •  созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на три учебных года.

  Формы работы с детьми:

  •  Чтение и совместный анализ сказок.
  •  Проигрывание отрывка из сказок.
  •  Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  •  Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  •  Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  •  Словесные, настольные и подвижные игры.
  •  Пантомимические этюды и упражнения.
  •  Дыхательная гимнастика
  •  Артикуляционная гимнастика.
  •  Пальчиковые игры со словами.
  •  Разучивание чистоговорок.

            Правила работы с детьми.

  •  Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
  •  Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
  •  Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
  •  При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Читайте также:  Значение игры для сенсорного развития ребенка

           Дети будут знать и уметь:

  •  Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
  •  Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  •  Научатся запоминать и описывать любого героя.
  •  Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
  •  Сочинять этюды по сказкам.
  •  Строить простейший диалог.
  •  Распределять между собой обязанности и роли.
  •  Использовать средства выразительности драматизации.
  • (поза, жесты, мимика, голос, движения).

              Занимаясь театрализованной деятельностью, дети приобретут:

  •  Уверенность в себе.
  •  Умение играть в коллективе.

       Работа будет проходить следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскроют перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям будут предложены различные творческие задания, например:

— покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

— покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

— произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагать детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлажить детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались,  выбрать победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия  для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предложить детям нарисовать свой собственный Страх ( змей, собак, пауков,  и т.д.), затем я предложить разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использовать театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Для того чтобы повысить интерес родителей к театрализованной деятельности надо устраивать театральные встречи, где родители были бы активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детейТолько заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.

 Сроки работы: октябрь 2014 г. – сентябрь 2017г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Октябрь 2014г – Февраль 2015г.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Март 2014 г. – Март 2017 г.

Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2017 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2017 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

План работы по самообразованию на 2016-2017уч.год.

Срок

Содержание работы

Ожидаемый результат.

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Театрализованные игры».

Повышение уровня педагогических знаний.

Декабрь

Подготовка консультации для педагогов «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Январь

Подготовка к открытому показу сказки В. Сутеева «Мешок с яблоками»

Повышение профессиональной компетентности.

Февраль

Открытый показ.

Драматизация сказки В Сутеева «Мешок с яблоками» показ сказки детям других групп. Родителям и сотрудникам детского сада.

Повышение умения и знаний детей.

Март

Консультация для родителей старших возрастных групп «Театр теней».

Наличие консультативного материала.

Апрель

Подготовка к драматизации сказки

К .Чуковского «Муха- Цокотуха».

Повышение профессиональной компетентности

Май

Показ сказки Чуковского «Муха-Цокотуха детям других групп.

Анализ работы по самообразованию.

Повышение уровня педагогических знаний детей.

Направление работы

по самообразованию Кузнецовой Натальи Владимировны 

Направление работы

Содержание работы

Сроки

1.

Работа с детьми в группе

— Кружковая работа. Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр)

Знакомство с художественным произведением, репетиции.

2016-2017г

2.

Работа с родителями.

-Родительские собрания по теме творчества,

— Консультации «Театральная деятельность в детском саду».

-мастер-класс изготовление театра из бросового материала: «Три медведя»

— Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

2016-2017г

3.

Работа с педагогами.

-Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды.

ноябрь

Читайте также:  Обложка история развития ребенка форма 112

Вывод:

Таким образом, приобщение детей к театрализованной деятельности является одним из важных условий во всестороннем развитии детей. С помощью различных форм посредством театрализованной деятельности решаю множество задач методики развития ребенка.

Проведённая работа показала положительный результат.  Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей. Работа будет и дальше проводиться. Планирую пополнить театр новыми куклами персонажа, изготовить театр на лопатках, платковый театр. В изготовлении нового вида театра буду привлекать родителей.  Основная трудность в театрализации -это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые не проговаривают звуки. Некоторые плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки. Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими группами, что то взять для себя в изготовлении  нового вида театра. В следующем году планирую провести конкурс «Лучшая семейная игрушка».

Используемая литература:

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург. 2002.
5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.
9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.
12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.
13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
14.Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11.
15.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
16.Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

Источник

План работы по самообразованию

Воспитатель: Марахина Наталия Васильевна

МБДОУ детский сад № 69

Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность

Цель: Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как       виде искусства. Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи: 

Последовательное знакомство детей с видами театра. 

Поэтапное освоение детьми видов творчества.

Совершенствование артистических навыков детей.

Раскрепощение детей.

Работы над выразительностью речи, интонации.

Коллективные действия, взаимодействия.

Умение сочувствовать, сопереживать.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?». В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь — это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

∙ художественным образованием и воспитанием детей;

∙ формированием эстетического вкуса;

∙ нравственным воспитанием;

∙ развитием коммуникативных качеств личности;

∙ обучением вербальным и невербальным видам общения;

∙ воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

∙ созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

∙ Чтение и совместный анализ сказок.

∙ Проигрывание отрывка из сказок.

∙ Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

∙ Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

∙ Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

∙ Словесные, настольные и подвижные игры.

∙ Пантомимические этюды и упражнения.

∙ Дыхательная гимнастика

∙ Артикуляционная гимнастика.

Читайте также:  Оценка пропорциональности развития ребенка презентация

∙ Пальчиковые игры со словами.

∙ Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми.

∙ Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

∙ Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.

∙ Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

∙ При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта

Дети будут знать и уметь:

∙ Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.

∙ Снимать напряжение с отдельных групп мышц.

∙ Научатся запоминать и описывать любого героя.

∙ Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.

∙ Сочинять этюды по сказкам.

∙ Строить простейший диалог.

∙ Распределять между собой обязанности и роли.

∙ Использовать средства выразительности драматизации.

∙ (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

∙ Уверенность в себе.

∙ Умение играть в коллективе.

Работа проекта складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

— покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

— покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

— произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов.» Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т.д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.

5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

6. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.

Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Сроки работы над проектом: ноябрь 2014 г. – январь 2015г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выводы

1

Подготовительный этап.

Аналитико-диагностический.

Ноябрь 2014г – Февраль 2015г.

Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2

Основной этап.

Ноябрь 2014г.-Март

2015 г.

Апробация различных педагогических  технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО, в

интернете.

3

Заключительный этап.

Апрель 2015 г.

Диагностика. Мониторинг.

4

Обобщение.

Сентябрь 2015 г.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов на педсовете.

Источник