С чего начать музыкальное развитие ребенка

С чего начать музыкальное развитие ребенка thumbnail

Фортепиано - самый популярный инструмент среди учениковМновыйногие родители желают дать музыкальное образование своим детям. Нередко сами они не музыканты, слабо разбираются в вопросах такого образования, но твердо знают, что оно полезно, потому что воспитывает вкус, развивает важные качества ума и характера.

Получается, что родители довольно смутно представляют себе, с чего начать. Какому инструменту отдать предпочтение? Может быть, лучше учить ребенка пению? Нужна ли предварительная подготовка или можно обойтись без нее? В каком возрасте лучше начинать музыкальное воспитание?

Статья поможет родителям определиться с выбором.

Содержание:

    1. Обучение или подготовка?
    2. Вопрос возраста
    3. Роль учителя
    4. Как выбрать музыкальную школу

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая. Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет.

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком «уже поздно»).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки). Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем.

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону.

Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Вопрос возраста

Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а «усаживать его за инструмент».

На самом деле, максима звучит так: «чем раньше, тем лучше». И здесь нужно остановиться и спросить себя: «Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?»

При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт – это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.

При втором – лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.

Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара. На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше.

У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов – 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в процессе воспитания и обучения

Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет – уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка «лучше начать чуть раньше, чем опоздать» справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!

И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.

Учить музыке – не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что «его развивают». С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.

В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.

Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.

Роль учителя

В любом деле учитель – ключевая фигура. Учитель, увлеченный своим предметом, знающий его, умеющий передать свои знания и увлеченность детям, всегда добьется хорошего результата. В обучении музыке от учителя зависит 90% успеха ребенка. Под успехом мы будем понимать не просто профессиональный рост исполнительского мастерства, а степень развития музыкальных способностей, степень увлеченности музыкой, желание преодолевать трудности и достигать новых вершин.

Причин этому две. Во-первых, обучение игре на инструменте или сольному пению происходит один на один. В силу этого между учителем и учеником устанавливается очень тесный контакт, в том числе эмоциональный. Во-вторых, сам предмет, которому учится ребенок, требует особого внимания к содержанию обучения. Научить исполнять музыку – значит научить понимать ее. А что такое музыка? Это язык чувств. Достигнуть единства в понимании такой «тонкой материи» не так просто, как, к примеру, в понимании физических формул.

Поэтому, решив учить ребенка музыке, нужно заботиться, прежде всего, о том, как найти учителя (а не музыкальную школу). Роль учителя можно проиллюстрировать таким примером: если вы хотите учить ребенка игре на фортепиано, а хорошего учителя нет, но есть хороший учитель игры на скрипке, то нужно выбрать скрипку.

При этом не важно, где работает педагог, какие заслуги имеет. Он может всю жизнь заниматься детьми со средними данными, не ставя перед учениками цели стать лауреатами конкурсов или музыкантами-профессионалами. Или он берет трудных подростков, замещая в их сознании улицу миром музыки, и подростки, конечно, редко показывают выдающиеся результаты. Эти примеры иллюстрируют мысль, что опираться в выборе педагога на его именитость, на конкурсные достижения его учеников не следует. Хотя учесть их тоже нужно.

Хороший учитель музыки:

  • Умеет наладить контакт с учеником, добр к ребенку, в то же время умеет добиться результата, строг и требователен, если это необходимо.
  • Умеет работать с детьми «в разном стиле», в зависимости от индивидуальности каждого ученика. Ставит разным ученикам разные цели (по силам каждого – кому-то конкурс, а кому-то выступление на школьном концерте) и добивается их достижения.
  • Он, прежде всего, учитель музыки, а потом уже (возможно) исполнитель музыки. Известно, что не все хорошие исполнители могут быть хорошими учителями. Это разные компетенции.
  • Во главе угла для него стоит польза для ребенка (с точки зрения ближайшей и отдаленной перспективы развития), а не академические концерты и конкурсы.
  • Он сам любит музыку, умеет передать любовь и восхищение музыкой ученику.
  • Объясняет не только техническую сторону исполнения, но и художественную. Не отдает предпочтения технике в ущерб художественности.
  • Не допускает ремесленничества! Гаммы и упражнения не становятся самоцелью.

У такого учителя дети занимаются дома с желанием, а на урок бегут как на праздник. Кто-то скажет, что таких идеальных учителей не бывает. Это не так. Просто нужно задаться целью и искать.

Расспрашивайте знакомых, чьи дети учатся музыке, посещайте концерты в музыкальных школах, присматривайтесь к детям. Хорошего педагога видно по его ученикам.

Читайте также:  Пол ребенка по математическом развитии

Кстати, совсем не обязательно искать только в музыкальной школе. Это может быть и частный педагог, отличные учителя могут быть в студиях, развивающих центрах, домах культуры.

Как выбрать музыкальную школу

Все-таки чаще всего обучение ребенка музыке предполагает его учебу в музыкальной школе или школе искусств.

Чтобы не ошибиться с музыкальной школой и не разочароваться в ней, надо знать ее специфику.

  1. Обучение в музыкальной школе направлено на воспитание профессионального музыканта. Поэтому преобладать там будет классический репертуар. Это значит, что ребенок не будет баловать родителей, родственников и гостей популярной песней, а будет разучивать Баха и Чайковского.
  2. Чтобы те профессиональные навыки, которые дает музыкальная школа, использовались для других целей (исполнения популярной музыки, к примеру), нужны инициатива ребенка (родителей) и дополнительные занятия.
  3. Для учебы нужно будет приобрести инструмент и организовать дома рабочее место для самостоятельных занятий.
  4. Нагрузка в музыкальной школе довольно высока. В неделю примерно 5-6 уроков по 45 минут: два урока специальности, по одному уроку сольфеджио и музыкальной литературы (слушание музыки), один или два урока хора. И все это уже в начальных классах школы.
  5. Потребуется заниматься дома, каждый день и определенное количество времени. Это дополнительная нагрузка. Она может спровоцировать так называемый «кризис лени» (когда ребенок хочет бросить учебу).

Сложности, которые могут возникнуть в музыкальной школе:

  • Расстановка приоритетов с программой в общеобразовательной школе.
  • Невысокая индивидуализация обучения, его стандартизированность — подгон обучения под единый стандарт, принятый в школе.
  • Дефицит педагогов по самым популярным инструментам, невозможность выбора учителя, смены учителя по желанию родителей и ученика.

Все эти пункты надо учитывать и быть готовым к возможным трудностям. Если вы предполагаете, что ребенок не станет профессиональным музыкантом, есть смысл поискать другую форму обучения. Вместе с тем, если музыкальная школа славится своими педагогами, и знакомые дети ходят в нее с удовольствием – не бойтесь никаких трудностей!

Источник

Особенности раннего музыкального развития

Практически каждая мама слышала призыв о том, что раннее музыкальное воспитание для ребенка необходимо. И если раньше таковым считался возраст 5-6 лет, то сегодня психологи и педагоги рекомендуют начинать прививать ребенку любовь к музыке еще на этапе внутриутробного развития. И ошибочно думать, что раннее музыкальное развитие – это изнурительные занятия музыкой. Скорее, это игра, которая постепенно прививает хороший музыкальный вкус, любовь к прекрасному, развивает духовность малыша. Ведь главная цель развития – изменение и совершенствование уже имеющихся способностей, умений.

Чтобы добиться прогресса в музыкальном развитии ребенка, нужно способствовать этому различными способами: создать оптимальную атмосферу дома, заинтересовывать ребенка классической музыкой и современными произведениями для детей, познакомить малыша с музыкальными инструментами и учить игре на них. Но стоит ли уделять раннему музыкальному развитию ребенка столько внимания и времени?

 Раннее музыкальное развитие детей

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Методики раннего музыкального развития детей

Каждая из представленных ниже методик раннего музыкального развития уникальна, эффективна и признана разными странами всего мира. Их основателями стали такие известные музыканты, как Шиничи Сузуки, Золтан Кодали и Карл Орф. В чем же заключаются методики? Рассмотрим далее.

Раннее музыкальное развитие по методу ШиничиСузуки

Гениальный музыкант на собственном опыте понял, что учиться музыке может каждый, независимо от того, есть ли у него особый талант. Причем музыкальное развитие лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок учится говорить. Ведь музыка – как речь человека: ее может выучить каждый. Так в детстве Шиничи Сузуки начал наигрывать мелодии на скрипке, совершенно не зная нотной грамоты. Это стало первым шагом к его известному будущему.

Читайте также:  График развития ребенка от рождения

Метод Сузуки заключается в главном принципе подражания: дети склонны к подражанию взрослым абсолютно во всех сферах. Так почему не воспользоваться этой особенностью детского восприятия? На занятиях малыш может слушать музыку, пытаться воспроизводить звуки на музыкальных инструментах, повторяя за педагогом. Однако принуждать к этому детей категорически нельзя: так можно свести на нет весь энтузиазм малыша.

Сузуки убеждает, что музыкальное обучение детей нужно начинать сразу же после рождения. Это может быть всего одно произведение, разбитое на несколько музыкальных фраз. Благодаря ежедневному прослушиванию композиции или отдельной фразы, взятой из произведения, ребенок уже спустя полгода запомнит ее на всю жизнь без всякой нотной грамоты. Очень важный момент в методике Сузуки – ежедневное повторение изучаемого материала, ведь чем чаще ребенок практикуется, тем лучше он осваивает информацию. Главное условие музыкального обучения – композиции должны звучать качественно, чисто, без посторонних шумов, а положение ребенка за инструментом должно быть правильным.

Раннее музыкальное развитие по ЗолтануКодали

Венгерский композитор и педагог за долгие годы практики пришел к выводу, что музыкальное образование нужно начинать в раннем возрасте, когда дети воспринимают новую информацию в процессе игр, пения, танцев. ЗолтанКодали считает, что именно пение, которое является главным музыкальным инструментом человека, помогает ребенку узнать родной язык, музыкальные традиции и культуру своей страны. 

Кодали – сторонник поступательного музыкального развития, то есть он советует начинать обучение от простых знаний к более сложным. Так, в основу его обучения входят танцы, пение, слушание музыки и ритмика. Когда дети знакомы с этими понятиями, Кодали рекомендует начать изучение нотной грамоты. При этом главными обучающими методами являются игры, хлопки, хороводы, двигательные песни – без движения обучение музыке не может быть эффективным.

Как петь с детьми до 5 лет? Вот что советует Кодали:

  1. Отдавайте предпочтение коротким песням, в которых нужно использовать движения.
  2. В вашем репертуаре должно быть не менее 30 разных песенок, пойте их уверенно и без заминок – волнение взрослых всегда передается детям.
  3. Пойте без аккомпанемента.
  4. Меняйте темп песенок.
  5. Обязательно хвалите детей.
  6. Не ленитесь повторять песенки – дети очень любят повторы и с удовольствием подпевают взрослым.

Согласно методике Кодали, в обучении нужно использовать качественную музыку для детей или народные композиции.

Методика Карла Орфа

Главной задачей немецкого композитора было сформировать музыкальный вкус ребенка и развить его слух. В работе с детьми он задействовал тандем из музыки, движений, речи и элементов драматизации. Карл Орф считал, что музыка должна соответствовать психическому развитию ребенка. При этом ознакомление ребенка с музыкой не должно ограничиваться только классическими композициями: произведения должны отличаться по темпу, ритму и настроению.

В своей методике Орф особое место отводит отношению педагога и ученика. Так, согласно антологии композитора, педагог не должен быть авторитарным персонажем на занятиях – он должен помогать детям раскрыться, он обязан общаться с учениками посредством музыки. Как преподнести музыку детям – решает педагог, но главное – он должен импровизировать. Вся методика композитора построена на фантазировании, придумывании, творчестве – все это очень близко детям, а потому достаточно эффективно.

Особенности раннего музыкального обучения

Любое обучение должно быть постоянным и регулярным, поэтому как родителям, так и ребенку, нужно быть готовым к новому жизненному ритму. Помните, что занятия не должны быть навязчивыми. Лучше, если ваш ребенок будет посещать индивидуальные уроки.

Как правило, в домашних условиях можно использовать такие упражнения для раннего музыкального развития:

  • пальчиковые игры;
  • показ игрушек с пением;
  • поиск источников звука;
  • узнавание картинок по разным звукам;
  • танцевальные движения под музыку;
  • упражнения на развитие чувства ритма;
  • звукоподражание;
  • упражнения на развитие слуха;
  • игра на шумовых музыкальных инструментах (погремушках).

Такие упражнения подходят для малышей с 1-2 месяца после рождения. Постоянное использование подобных упражнений позволяет развить у ребенка чувство ритма, музыкальный слух, мелкую моторику пальцев рук. В дальнейшем это станет хорошей основой для музыкального образования. Поэтому, говоря о целесообразности раннего музыкального обучения, можно с уверенностью сказать, что даже если вы не пророчите своему чаду великое музыкальное будущее, отказываться от него не стоит.

comments powered by HyperComments

Другие материалы рубрики

Источник