Русские сказки и развитие ребенка

Русские сказки и развитие ребенка thumbnail

Ольга Маркина
Проект «Русские народные сказки в жизни ребёнка»

Проект: «Русские народные сказки в жизни ребёнка»Подготовила воспитатель: Маркина Ольга Витальевна.

. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Актуальность темы.

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают! А. Лесных

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 2 месяца.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи:

Для детей:

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

•Расширять представление детей о сказках.

•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

•Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для родителей:

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

Для педагогов:

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.

Формы работы:

беседы

театрализация русских народных сказок

показ сказок на DVD дисках

продуктивная деятельность детей

выставки творческих работ детей.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка»

Консультации для родителей

«Сказка в жизни ребенка»

«Читайте детям сказки»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Чтение русских народных сказок

Изучение методической литературы

Обогащение развивающей среды:

в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме

в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

.

Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Читайте также:  Карта состояния здоровья и развития ребенка

Изготовление альбома для рассматривания:

«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

«Предметы быта русской избы»

«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

Создание картотеки игр:

Русские народные игры — «Пирог», «Волк и семеро козлят»,

«У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые

ворота».

Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь

сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что

потом», «Из какой мы сказки, «Из какой сказки волшебная вещь,

«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,

«Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Лото русские народные сказки»,

Загадки о сказках.

Пословицы, поговорки, прибаутки,

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

Физминутки по русским народным сказкам.

Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Основной этап

Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям

народной культуры.

Организация игровой деятельности

Слушание музыкальных произведений

Беседы:

«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

«На кого из сказочных героев я похож»

«В гости к книге»

«Кто рисует картинки к сказкам»

Занятие по художественному творчеству:

Рисование по русской народной сказки «Три медведя»

Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Аппликация «Заюшкина избушка»

Познавательное занятие:

«В гостях у сказки».

Путешествие в сказку «Теремок»

Пересказ сказки «Пых»

Творческое рассказывание по сказке «Колобок»

Завершающий этап

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-

исследовательской деятельности.

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

Показ сказки «Теремок»

Итоговое открытое занятие «В гостях у сказки». Конспект прилагается.

Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения

по теме «В гостях у сказки»

«Петушок – золотой гребешок»

«Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«По щучьему велению»

«Морозко»

«Снегурочка»

«Три поросенка»

«Заюшкина избушка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

«Репк

«Зимовье зверей»

«Снегурушка и лиса»

«Маша и медведь»

«Как коза избушку строила»

«Кот, Петух и Лиса»

«Теремок»

«Лиса и заяц»

«Лиса и гуси»

«Лиса и козел»

«Лиса и журавль»

«Жихарка»

«Смоляной бычок»

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Познавательно-речевое развитие.

1. Рассматривание альбомов

«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы

Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

2.НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

Систематизировать знания о русских народных сказках.

Обеспечить развитие памяти, логического мышления.

Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).

Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

3.НОД : Путешествие в сказку «Заюшкина избушка».

Цель: Обеспечить развитие умение рассказывать сказку по алгоритму, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,

Способствовать развитию связной речи детей.

Способствовать развитию умения рассуждать.

Обеспечить развитию воображения, мышления, логики.

Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.

Вызвать интерес к художественной литературе.

4.НОД: Пересказ сказки «Пых».

Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

5. НОД «В гостях у сказки».

Цель: Обеспечить развитие умения подбирать заместители предметов и на их основе узнавать ситуации сказки и разворачивать сюжет.

Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Вызвать желание помочь близкому.

6. НОД «На поляне сказок».

Цель: Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам, закреплять знания жанровых особенностей сказки.

Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.

Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.

Способствовать развитию воображения, фантазии.

Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.

7. НОД Творческое рассказывание по сказке «Теремок».

Цель: Обеспечить развитие умение составлять рассказ по сюжету знакомой сказки с самостоятельно придуманными героями.

Обеспечить развитию ассоциативного мышления и творческого воображения через использование заместителей;развитию речи: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.

Вызвать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию).

8. Нод «Путешествие по сказкам».

Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;

Обогащать и активизировать словарь по теме «Семья».

Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.

Способствовать формированию представления о понятии «Семья»: что такое семья, виды семей (по количеству членов семьи, отношение членов семьи друг к другу.

Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.

Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление уважать своих родителей и заботиться о них.

Вызвать желание помогать взрослым.

9 Беседа «На кого из сказочных героев я похож»

Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

10. Беседа «В гости к книге»

Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

11. Литературная викторина «В стране сказок»

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках.

Формировать умение узнавать сказки, их героев.

Развить интерес к русскому народному творчеству.

Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.

12. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

13.Дидактические игры:

«Расскажи сказку по серии картинок»

«Составь сказку»

«Назови сказку»

«Что сначала, что потом»

«Из какой сказки пришёл герой (героиня?»

«Из какой сказки волшебная вещь

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку»

«Сложи сказку», «Что лишнее?»

«Узнай по описанию»

14.Чтение художественной литературы:

«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«По щучьему велению»

«Морозко»

«Снегурочк

«Волк и семеро козлят»

Читайте также:  Центр развития ребенка от 1 года тамбов

«Три медведя»

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Заюшкина избушка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

«Репка»

«Зимовье зверей»

«Снегурушка и лиса»

«Маша и медведь»

«Как коза избушку строила»

«Кот, Петух и Лиса»

«Теремок»

«Лиса и заяц

«Лиса и журавль»

«Жихарка»

15. Отгадывание загадок на тему «Сказки».

16. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.

17.Настольно-печатные игры:

«Лото русские народные сказки»

пазлы «Любимые сказки»

Социализация.

1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок».

2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Теремок», «Заюшкина избушка».

3.Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

4. Занятие — развлечение «В гостях у сказки

Художественно-эстетическое развитие.

1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам

2. Показ воспитателем театров по сказкам:

«Заюшкина избушка»

«Кот, Петух и Лиса»

4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

5.Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

6.Конструирование:

«Построй избушку для зайчика» (строитель)

«Лиса» (оригами

7. Рисование по русской народной сказки «Три медведя»

Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка.

Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.

Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.

8. Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.

Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.

Учить составлять композицию по литературному произведению.

Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Физическое развитие

1.Подвижные игры:

«Пирог»

«Волк и семеро козлят»

«У медведя во бору»

«Гуси — лебеди»

«Кот и мышь»

«Курочка — хохлатка»

«Золотые ворота».

2.Физминутки: «Сказки», «Колобок», «Теремок», «Репка».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Консультации «Сказка в жизни ребенка»

«Как превратить чтение в удовольствие»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

2.Анкетирование:«Нужны ли детям русские народные сказки»

6.Оформление выставки:

«Сказочный вернисаж» (рисунки).

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

2. Составление сказок на новый лад.

Литература:

1. 1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М.: мозаика синтез, 2014.

3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.4 Сайт: Учебно-методический кабинет; МААМ. РУ, 5 WWW: Dohvozrast.ru

Источник

«Роль русской народной сказки в воспитании

детей дошкольного возраста»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Николаевич Толстой).

С раннего возраста наши мамы и бабушки поют нам колыбельные, мы слышим прибаутки и потешки, а также сказки. Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы. Они создавались в течение длительного времени путём наращений и убавлений в повествовании, которые производились каждым отдельно взятым человеком и, отсюда, всем русским народом. В сказках самосознание людей пыталось максимально выразить себя: они вкладывали в истории наиболее характерные элементы своей культуры, традиций, нравов, чтобы передать этот опыт подрастающему поколению, нуждающемуся в жизненном ориентире. Русские народные сказки, таким образом, это кладезь древней мудрости. В них поднимаются извечные вопросы нравственного, семейного, бытового, государственного характера, на каждый из которых в результате даётся однозначный ответ: так поступать – хорошо, а так – плохо.

Фольклорные сказки классифицируются на несколько крупных категорий. По одному из наиболее распространённых вариантов, который был предложен Э. В. Померанцевой, известной исследовательницей жанра, схема разграничения сказок выглядит следующим образом:

1.Сказки о животных («Колобок», «Коза-дереза»).

2. Волшебные сказки («Царевна-Лягушка», «Иван-дурак»).

3.Бытовые сказки («Каша из топора», «Как мужик с барином обедал»).

Теперь о каждом виде понемногу:

Детские сказки о животных – это одна из древнейших разновидностей данного жанра. Такие произведения целиком построены на иносказании, или аллегории: через животный мир явственно проступает мир человеческий. Каждый из персонажей наделяется чертами характера и свойствами людей: так, традиционные здесь герои – это лиса, которая всегда хитра и не побрезгует очередным обманом; волк, который самоуверен и глуп, в результате чего всегда заканчивает плачевно; медведь, нередко выступающий олицетворением невежественности и грубой силы. Дрозд, лягушка, заяц, мышка обычно являются представителями слабого начала, которое тем не менее в результате побеждает. Таким образом, в сказках о животных происходит развенчание человеческих пороков, таких как жадность, стремление причинить вред ближнему, зависть, корысть, алчность. Утверждаются противоположные, положительные черты, например, умение помочь другу в беде, сострадание, милосердие и пр.

Волшебные сказки. Сказка – это произведение, которое не сможет ничему научить ребёнка, если с первых слов его не заинтересует. В этом плане волшебные сказки – просто отличные помощники и для родителей, и для учителей! Главная задача данного типа сказок: вызвать у детей восхищение главным, всегда исключительно положительным героем, а также спровоцировать желание осудить антагониста (злодея).

Бытовые сказки. Не такая распространённая, но всё же небезынтересная разновидность – это бытовые сказки. Они призваны развенчать отрицательные черты человеческого характера и, наоборот, возвысить находчивость и острый ум. Здесь практически нет фантастических элементов, а сюжет вращается вокруг необычного, уникального случая, произошедшего в самых обычных взаимоотношениях между людьми. Традиционные персонажи – поп, солдат, баба, мужик, помещик и др.

Так чем же сказка важна для детей? Роль сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи она является неотъемлемым элементом в воспитании.

— В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таким примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.

Читайте также:  Познавательно речевое развитие ребенка в доу консультации для родителей

— Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.

— В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной ,а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства — сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.

Как извлечь пользу из сказок? В поисках смысла. Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.

НАПРИМЕР, сказка «Репка» — история о взаимопомощи и не только… Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…». Дальше — тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка — Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!». Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант — это была история о взаимопомощи, а древний — о том, что всякое дело надо доводить до конца. Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное — это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.

О смене дня и ночи в сказке про петушка Очень интересное толкование сказки «Петушок Золотой гребешок», в которой говорится не только об излишней доверчивости петушка, но и зашифрована притча о том, как день приходит на смену ночи. Петушок в этой истории играет еще одну роль — роль солнца. Образ лисы — это символическое обозначение ночи. Лиса-ночь выманивает петушка-солнце из домика, а потом хватает и несет очень уж далеко: «за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря». А выручает петушка — кот. Кот в этой сказке означает утро.

Баба-Яга как образ мудрости и смерти. А какой богатый образ Бабы-Яги! Помните, какая она? Страшная, злая, живет в лесу и все время норовит кого-нибудь изжарить и съесть. Однако почему же тогда к Бабе-Яге часто приходят за советом то Иван-царевич, то Василиса Прекрасная? А откуда взялось это странное имя — «Баба-Яга»? «Баба» — это мать, главная женщина в древних культурах. «Яга» — огонь. Был глагол «ягать». «Ягать» — означало «кричать, вкладывая в этот крик все силы». Ягали охотники, роженицы. Выходит, что Баба-Яга была главная матерь, мудрая женщина, которая знала все. И не такая уж она была страшная, как кажется. Ведь нет ни одной сказки, где бы Баба-Яга жарила людей, она только хочет это сделать. Откуда взялось это в сказке? Оказывается, существовал такой обряд — припекание больного ребенка. Бабка-повитуха заговаривала хлебное тесто, заворачивала в него младенца, клала на лопату и засовывала в печь. Потом вынимала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. Ребенок от такого прогревания часто выздоравливал. Так что, если толковать сказку с точки зрения истории культуры, то Баба-Яга вовсе не злодейка, а народный целитель. И таких примеров очень много.

Таким образом, сказка в воспитании – это всегда помощник и друг. Произведения, созданные русским народом, – это то, что особенно необходимо ребёнку для правильного, гармоничного развития и дальнейшего становления его как человека и личности. Они совершенствуют воображение, мышление, эмоциональную сферу, развивают память и речь и, конечно, на самых ранних этапах знакомят детей с категориями нравственности и морали, которые закладываются и остаются с ребятами в течение всей их последующей жизни.

Источник