Ручной труд как всестороннее развитие ребенка

Ручной труд как всестороннее развитие ребенка thumbnail

Светлана Асеева
Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста»

«Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд — это творчество ребёнка. Перед нами стоит проблема, как воспитывать, обучать и развивать ребенка, чтобы это соответствовало его особенностям, индивидуальным интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных решений. Чтобы он творчески развивался сам, нам необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей интерес к творчеству. Сегодня проблема творческого развития и саморазвития ребенка дошкольника приобрела главную роль. Развитию у детей способности к творчеству, преобразованию действительности способствует ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, изготовление с детьми поделок из бумаги, картона, ткани, природного материала составляет одну из основных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем возрасте.

Цель моей работы.

Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Ручной труд способствует решению следующих задач:

Развитие конструктивных, изобразительных, творческих способностей у дошкольников;

Развитие внимание, памяти, воображения, речи;

Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;

Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;

Учить создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, выбирая наиболее оригинальный и простой;

Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;

Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;

Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;

Обучать сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина;

Формировать элементарные математические представления, представления об окружающей действительности;

Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к материалам;

Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;

Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;

Ручной труд – это работа ребенка с различными материалами, с целью создания художественно — эстетически предметов и изделий для украшения своего дома, игр, отдыха

Я, занимаюсь ручным трудом с детьми, и стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками.

На занятиях по ручному труду мы с детьми работаем с различными материалами:

Природный материал (шишки ели, семена ясеня, листья, косточки, яичная скорлупа, камушки, бусинки, гречневая, манная, рисовая крупа, пшено, семена подсолнечника, садовых цветов,

Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)

Ткань, вата, и т. д.

Бросовый материал (коробки, киндеры и т. д.)

В группе созданы условия для самостоятельной творческой деятельности:

насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для ручного творчества предметно-развивающая среда;

свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними;

наличие образцов;

использование созданных детьми поделок для оформления группы, организации выставок, участия в конкурсах;

вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.

В основу своей работы по ручному труду положены принципы:

доступности,

наглядности,

последовательности (от простого к сложному,

системности,

индивидуальный подход и применяю наглядные (образец, рассматривание, показ, словесные (объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок,

практические (обследование, совместные действия, игровые ситуации) методы и приемы.

принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Опыт работы по теме «Ручной труд как всестороннее развитие детей дошкольного возраста»Ручной труд как всестороннее развитие ребенкаРучной труд как всестороннее развитие ребенкаРучной труд как всестороннее развитие ребенкаРучной труд как всестороннее развитие ребенкаРучной труд как всестороннее развитие ребенка

Источник

Значение ручного труда для всестороннего развития детей.

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Труд формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. В ручном труде основа мастерства и любви к профессии, приобщение ребёнка к трудовой деятельности складывалась веками.

   Художественный ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами. Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт художественные образы.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду чрезвычайно важно, чтобы он стал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Поэтому труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению. Именно этим требованиям отвечает ручной труд. Формирование у ребёнка определённой позиции «Я сделал сам» важно для его развития. Получение результата становится для ребёнка, критерием по которому он может судить о себе, своих возможностях.

  Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

  В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

 Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги — увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребёнка, связанные с необходимостью овладеть разными приёмами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Всё это позволяет рассматривать как средство подготовки детей к обучению в школе.

   Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддаётся обработке. Если ребёнку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.

   Маленьким детям я предлагала бумагу для выполнения поделок способом сминания и разрывания. При этом ребёнок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки. Я предлагала детям младшей группы тонкую и толстую бумагу, и наблюдала, как дети сминали её в комочки, бросали, катали, складывали, собирали. Постепенно я включалась в игру и предлагала им смять бумагу в шарики и разложить в конфетницы. Оля говорит: «Я сейчас угощу свою куклу конфетами»

  Детям среднего возраста я советовала сминать бумагу, создавать определённые предметы. Дети сминали одну бумажку сильнее, другую меньше и получали разнообразную фактуру. Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.

  В старшей группе путём сминания бумаги создавали определённые формы: хвост бумажного змея, силуэт человека, животного.

  В подготовительной группе применяем фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней ёлки.

  Но бумагу можно не только мять, её можно разрезать на полоски разной длины и ширины, и выполнять различные композиции. Эти поделки я делала с детьми в старшей и подготовительной группах. Сначала учила детей скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего получались всевозможные овалы и угловые неправильные формы. Но дети радовались возникновению этих форм и пытались многократно это повторить. Повторяя, приходили к новым открытиям, и радости не было придела.

  Изготовление поделок сгибанием бумаги – самый распространенный способ. Он пришёл к нам из Японии и называется «оригами» (ори – сгибание, гамии – бумага), но я не заостряю внимание на этих словах, мы называем просто бумажная пластика.

   Эту работу начала со средней группы. Учила детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки.

  В следующий раз такой же сложенный лист у нас превращался в автобус, приклеив окна и колёса. В дальнейшем, закрепляя умение складывать лист бумаги пополам, мы сделали дома, грузовики.

  Следующий этап – выполнение поделок из квадратов. Учу детей складывать квадрат по диагонали, чтобы совпадали углы и стороны: поднимаем углы наверх – получился цветок и вот у нас уже запестрел коврик разноцветными тюльпанами. Дети любуются разноцветьем, а Лиза восхищённо говорит: «Как у бабушки на даче!». В следующий раз также складываем квадрат, но углы опускаем вниз. Дети определяют, кого они увидели в своей поделке. Лера видит собачку, а Антон – поросёнка.

   Когда мы отогнули нижнюю полоску до середины, дети сразу сказали, что это лодочка. Так у нас поплыли лодочки по морям, по волнам. Конечно, не у всех детей в средней группе, получается, чётко совместить углы, стороны, но эта работа продолжается в старшей и подготовительной группе. Задачи в этих группах усложняются.. Сгибание в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием, для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребенка, и желание самому научится создавать подобные изображения.

  Работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становится для ребёнка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях.

   Если результат успешен, ребёнок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берётся за новую, более сложную работу. Поэтому я в своей работе старюсь подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различные задание, чтобы у ребёнка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. Стараюсь поддержать у него уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

     В своей работе использую бросовый материал. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так же использую в работе с детьми природный материал. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагаю вначале посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.

  Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

 Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общение в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития, нравственного воспитания. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам незамысловатые поделки из ракушек. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый человечек, изготовленный своими руками. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

  Из всего мною рассказанного следует, что художественный ручной труд является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

 «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та,которую он создал своими руками».

                                                                                  Джон Локк    

Источник

Светлана Аствацатурова
Трудовое воспитание как средство всестороннего развития дошкольника

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание— одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Труд – одно из важнейших средств воспитания и всестороннего развития личности дошкольника. Вся жизнь человека сопровождается трудовой деятельностью. Приобщение детей к жизни в обществе должно сопровождаться приобщением их и к труду. Каждый ребенок с дошкольного возраста должен принимать участие в труде и выполнять несложные обязанности, которые поручают ему взрослые. Воспитание трудолюбия является важным элементом социально-коммуникативного развития детей.

В детском саду трудовому воспитанию детей отводится особое место. Регулярная и методически правильно организованная работа воспитателей с детьми помогает повысить интерес дошкольников к труду, расширить их представления об окружающем мире. Мы не только знакомим детей с трудом взрослых, но и воспитываем уважение к нему, обучаем простейшим трудовым навыкам, воспитываем интерес к труду, умение работать в коллективе. Воспитатели побуждают детей помогать взрослым, наводить порядок, следить за чистотой в групповой комнате и на участке детского сада. По содержанию трудовую деятельность в детском саду можно разделить на несколько видов:

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка и уборка рабочего места, наведение порядка в шкафчике и ящике стола, уборка в игровом уголке и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: дежурства: помогать накрывать на стол, дежурства по группе протереть доску, раздать материал к занятиям, убрать материал после занятия, дежурства в уголке природы: уход за растениями. Приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. В трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают нравственные нормы поведения.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития. В этом труде, как и в другом сочетаются умственные и волевые усилия.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения,

2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним.

Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности; пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям труда.

Совместные субботники с родителями, акции «Посади дерево», «Посади цветок» сближают родителей и детей в совместном труде и на примере родителей приобщают к труду.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Знакомство детей с профессиями расширяет кругозор, у детей проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Труд ребёнка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Дидактические, сюжетные, театрализованные игры по сказкам.

Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе.

В рамках проекта «Знакомство с сельскохозяйственным трудом людей осенью», мы предложили родителям совместно с детьми приготовить и испечь хлебобулочные изделия из теста, т. к. дети знакомились с профессией хлебороба. Детям очень понравилось принимать участие в приготовлении из муки и теста различной выпечки. Рассказывали и делились впечатлениями. А родители предоставили нам фотоотчёты.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, листьев, бросового материала (катушек, коробок) — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: субботники по облагораживанию территории детского сада, создание элементов костюмов для праздников и т. п. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, конкурсы – выставки осенних поделок из природного материала, новогодние поделки, тематические, посвященные неделе книги, Дню космонавтики, Дню Победы.) Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Участие ребёнка в общественно-полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Ребёнок познаёт в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учёбе.

Источник