Рост и развитие ребенка генетические факторы
Что влияет на рост ребенка: генетическая лотерея или другие факторы?
Как известно, современные люди значительно обгоняют по росту своих сверстников, которые жили на Земле всего каких-то сто лет назад. А те, в свою очередь, были выше своих предшественников. Таким образом, средний рост человечества неуклонно увеличивается – этот процесс называется акселерацией.
Как гласят самые смелые и неоднозначные прогнозы ученых, средний рост в будущем может достигать аж 1,9-2,4 метра. Но какими факторами он определяется? Можно ли заранее рассчитать, какого роста будет будущий ребенок? И всегда ли очень высокий рост – это хорошо для юного организма? Искал ответы на эти вопросы MedAboutMe.
Гены роста: существуют ли они?
Теория о том, что у высоких родителей чаще появляются высокие дети, базируется в основном на простых наблюдениях. Ученые со всего мира долгое время бились над тем, чтобы выделить тот самый универсальный «ген роста», который бы мог объяснить это явление. Однако генетика роста вовсе не так проста, как может показаться на первый взгляд.
В 2017 году были опубликованы данные масштабного исследования, в котором принимали участие более 300 специалистов с пяти континентов и более 700 000 участников. Врачи выяснили, что существует 83 генетические вариации, которые так или иначе отвечают за рост.
«В последние годы мы выявили несколько изменений в ДНК (то есть генетических вариаций), связанных с ростом, но их индивидуальные эффекты невелики: они увеличивают рост всего лишь один миллиметр», – сказал Гийом Леттре, один из авторов масштабного исследования.
Дополнительно ученые отметили, что некоторые из этих генов отвечают за развитие костей и хрящевой ткани, а также за синтез и активацию гормона роста.
То есть, рост человека представляет собой так называемую «генетическую программу», реализация которой зависит от многих условий. Так что не стоит исключать вероятность, что ребенок невысоких родителей вполне может перегнать маму и папу.
Какие еще факторы могут повлиять на рост ребенка?
И если с генетикой все очень сложно и запутано, то другие условия, которые могут повлиять на рост ребенка, идентифицированы достаточно точно. Не стоит забывать о том, что все процессы, происходящие в организме человека, регулируются эндокринной системой.
За рост отвечает соматотропный гормон (он же более известен под названием «гормон роста» или СТГ).
Также не стоит сбрасывать со счетов гормоны щитовидной железы, половые гормоны и инсулин, однако их активность проявляется исключительно при нормальном уровне СТГ.
Таким образом, гормональный дисбаланс может быть причиной как слишком высокого, так и слишком низкого роста.
На рост ребенка влияют и другие факторы:
- питание женщины во время беременности;
- социально-бытовые условия жизни ребенка;
- рацион малыша;
- перенесенные хронические и острые болезни;
- инфекции;
- интенсивные физические нагрузки;
- экологическая обстановка;
- климатические условия.
Доказано, что самые высокие люди обитают в Восточной Европе: средний мужской рост составляет 180 см, а средний женский – 170 см.
А вот самыми низкорослыми признаны жители Азии и Африки. К примеру, среднестатистический мужчина из Йемена вырастает лишь до 160 см, а женщина – до 155.
Синдром высокорослости: дифференциальная диагностика / Смирнов В. В., Выхристюк О. Ф., Гаврилова А. Е. и др. // Лечащий врач. — 2012. — №3/12
Early Maturity as the New Normal: A Century-long Study of Bone Age / Boeyer ME, Sherwood RJ, Duren DL // Clin Orthop Relat Res. — 2018. — №476 (11)
Is height important for quality of life in children with skeletal dysplasias? / Lorne H, Newman CJ, Unger S // Eur J Med Genet. — 2019. — №4
Rare and low-frequency coding variants alter human adult height / Maroul E, Graff M // Nature. — 2017. — №1
Источник
Фото: e-w-e.ru
Что у ребёнка определяет рост и можно ли повлиять на это?
Одни дети растут быстро, а другие долго остаются самыми маленькими в классе. Что определяет рост и можно ли повлиять на него безопасными для здоровья ребёнка методами?
Хотите узнать рост ребёнка — посмотрите на его родителей.
В большинстве случаев именно генетика определяет, насколько высоким будет человек. Однако на генетически заложенную программу роста может повлиять целый ряд факторов. В итоге около 5% детей плохо растут, беспокоя своих родителей и заставляя обращаться к врачам.
Как рассчитать рост ребёнка
Генетическая формула роста
Есть «формула», позволяющая вычислить заложенный природой рост вашего ребёнка с погрешностью 5-10 см.
Девочки = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 – 6,5 см
Мальчики = (рост отца, см + рост матери, см) : 2 + 6,5 см
Заметнее всего малыши растут в первый год жизни: примерно на 25 см за 12 месяцев. К 2 годам они набирают ещё 8-12 см, к 3-м — 7-8, затем темпы роста составляют 4-6 см в год. Записывайте рост вашего наследника примерно в одну и ту же дату раз в год. Нормален ли прирост, можно узнать по так называемым центильным таблицам, которые есть у всех педиатров и других детских врачей, а также в Интернете. Но без соответствующих знаний разобраться в них молодым родителям довольно сложно. Однако если ребёнок растёт меньше чем на 4 см в год после 4 лет, это действительно повод для беспокойства.
ФОто: estrefazdrowia.pl
Какие факторы влияют на рост ребёнка?
- Проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, ЖКТ, гормональные нарушения.
- Регулярный приём глюкокортикостероидов. Эти препараты тормозят рост детского организма.
- Особенности конституции. Случается, что плохо растут малыши, которые родились с весом и ростом ниже биологической нормы. Несмотря на заботу родителей и правильное питание, до 10% таких ребятишек даже после 4-х лет отстают от сверстников. Подобная задержка может быть и у тех детей, один из родителей которого ниже 160 см. Патологии нет, но ребёнок долгое время остаётся самым маленьким в классе. Как правило, у таких детей и половое созревание начинается позже – в 14-16 лет. В итоге они обычно достигают своей нормы безо всякого лечения, хотя действительно высокими станут вряд ли. Чаще такой вариант встречается у мальчиков, чьи отцы в своё время тоже росли неспешно.
- Эндокринные патологии. Выявляются у менее 1% детей, но об этом важно знать всем родителям. Поговорим подробнее о гормональных факторах ниже.
- Недостаток сна, либо неполноценный сон. Ребёнок засиживается в Интернете допоздна? Ради высокого роста придётся соблюдать режим дня. До 70% гормона роста вырабатывается с 22 до 24 часов, причём только во время глубокого сна. До 12-14 лет растущему организму необходимо не менее 10 часов полноценного сна, подросткам – не менее 8 часов, при этом сон в светлое время суток бесполезен для роста.
Что такое «костный возраст»?
Это показатель соответствия роста и общего развития ребёнка биологической норме — более точный, чем рост или вес тела. В детских костях есть так называемые «зоны роста», за счёт которых скелет может увеличиваться. Эти зоны постепенно закрываются к концу полового созревания, и рост скелета прекращается. Костный возраст позволяет педиатрам понять, долго ли ещё ребёнок будет расти, нужно ли выявлять гормональную патологию или же для этого нет причин. Правда, даже у здоровых детей отклонение костного возраста от реального может составлять до 2 лет.
Какие гормоны влияют на рост?
За рост в организме человека отвечает соматотропный гормон (СТГ) — «гормон роста». Важны также и половые гормоны, и гормоны щитовидной железы, и инсулин, но в отношении роста они активны только вместе с другими факторами. Получается, что дефицит одного или нескольких гормонов надпочечников влечёт за собой задержку роста и без соответствующего лечения под наблюдением детского эндокринолога дело не сдвинется.
Эндокринные задержки роста выявляют у менее 1% детей, чьи родители жалуются на это. Реальный недостаток СТГ приводит к карликовости, и тогда мальчики вырастают не выше 140 см, а девочки — 130 см. Чем раньше родители обратятся к детскому эндокринологу и получат назначение на инъекции СТГ, тем больше шансов, что маленький пациент вырастет среднего роста и даже выше него. Более того, если у первого ребёнка был обнаружен дефицит роста, а родители планируют второго, в большинстве случаев эту гормональную проблему малыш не повторяет.
Фото: medotvet.com
Фото: medotvet.com
Фото: medotvet.com
Как повлиять на факторы роста?
Подходим к самому интересному: что делать родителям, чтобы помочь ребёнку нормально прибавлять в росте без вреда для здоровья?
- Правильное питание. Чтобы организм рост как следует, нужен строительный материал для длинных трубчатых костей, мышц, зубов, кожи и т.д. — аминокислоты, которые можно получить только из белка. Поэтому 60% белковой пищи должны составлять кисломолочные продукты, яйца, рыба, мясо. Следите, чтобы белковая пища не была жирной: жир тормозит выработку гормона роста. Растительная пища должна составлять 40% рациона, речь прежде всего о злаковых. Бобовые подходят не всем детям, т.к. создают проблемы с пищеварением. Энергию для роста дают углеводы, которые находятся всё в тех же злаковых и зерновых — гречка, пшено, перловка. Сладости, в которых нет клетчатки, замедляют выработку СТГ. Поэтому вместо конфет лучше купите ребёнку свежие фрукты.
- Качественные поливитамины. Витамины и минеральные вещества очень необходимы для роста. Прежде всего, витамин D, при недостатке которого развивается рахит. Не забывайте про кальций и йод. Кальций, ложась на белковую матрицу, внедряется в кости, увеличивая их объём и прочность. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, которых без него будет не хватать. В 6-10 лет дети должны получать не менее 800-1200 мг кальция и 150 мкг йода ежесуточно. А подростки – 1200-1500 мг кальция и 200 мкг йода. Про источники кальция (а также железа) мы уже рассказывали в статье «Почему хочется погрызть мел». Что касается йода, то в достатке его получают только те люди, кто живёт у моря. Йодированной соли недостаточно, так что йодсодержащие добавки к пище — ещё одна необходимая для роста вещь.
- Общий режим дня. Ребёнок должен получать адекватные психоэмоциональные и физические нагрузки и при этом хорошо отдыхать. Тогда за его рост родители могут не переживать.
- Спорт или гимнастика. Любые физические нагрузки, которые нравятся ребёнку, помогают ему расти. Правда, выделить, какие именно стимулируют рост, достаточно сложно. Традиционно называют те виды спорта, где нужно прыгать и тянуться вверх и вперёд: баскетбол, плавание, бадминтон, волейбол, теннис. Кстати, есть мнения, что борьба и тяжёлая атлетика тормозят рост юного организма.
Фото: cliparttobase64.com
Растут ли взрослые?
Программа роста у каждого из нас своя, но есть и общие закономерности. В среднем мужчины растут до 18-22 лет, женщины до 15-19 лет. После 25 лет у мужчин иногда отмечается небольшое (до 2 см) увеличение роста. А так во взрослом возрасте чаще «дорастают» те, у кого половое созревание происходило с некоторой задержкой.
«Я не знал, что я расту. Всё время, каждый час… Расту и в дождик, и в мороз. Уже я маму перерос!» — помните стихотворение Агнии Барто? В детстве мы мечтали поскорее вырасти, чтобы делать то, что хочется. А вырастая, начинаем ностальгировать по детству — такой интересный «парадокс роста». Как бы там ни было, в любом возрасте наш внутренний ребёнок благодарно откликается на внимание, заботу и ласку родителей. Пусть счастливых моментов, проведённых со своими детьми у всех нас будет больше. Если понадобится помощь опытного педиатра или детского эндокринолога — мы всегда рядом и окажем самый тёплый приём.
Растём и развиваемся на пользу людям,
ваша клиника «Главный Пациент»
Источник
Уровень
биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном взаимодействием
генетических и средовых факторов.
I. Генетические факторы
роста.
Нормальный
внутриутробный и постнатальный рост детерминирован генетически. Он подчинен
закономерностям мультифакториального наследования: множество генов (предполагается,
что их более 100) регулируют синтез факторов и гормонов роста, их транспортных белков, чувствительность клеточных рецепторов
к стимуляторам или тормозящим рост факторам и т.д., определяя скорость и предел
роста человека. Наследственные факторы определяют главным образом темп,
возможный предел роста ребёнка и некоторые особенности телосложения при
оптимальных условиях окружающей среды. Отсутствие оптимальных условий жизни
влечет за собой нарушение генетической программы развития и,в частности, нереализацию
максимально возможного предела роста.
II. Гормональные
факторы роста организма.
Ведущую роль в
процессах регуляции роста и развития играет соматотропный гормон (СТГ). Другие
гормоны (тиреоидные, инсулин, половые гормоны) эффективны лишь в присутствии
СТГ и модулируют его действие на рост.
Рост
эмбриона и плода мало зависит от
собственных гормональных влияний. Основное влияние на внутриутробный рост
оказывают маточный кровоток, плацентарная перфузия, материнские гормоны:
хорионический соматомаммотропин, хорионический
гонадотропин, плацентарный лактоген. Хотя
секреция СТГ начинается после 7-й недели внутриутробного развития и к моменту
рождения его уровень в 30-40 ,раз выше, чем у матери, его роль в регуляции
внутриутробного роста невысока. Это связано с незрелостью рецепторов к нему.
В
постнатальном периоде в первый год
жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную
скорость роста в этом периоде. У маленьких детей в обеспечении высокой скорости роста большое значение имеют
тиреоидные гормоны.
В
допубертатном возрасте скорость
роста замедляется и СТГ остается почти единственным ростовым фактором,
однако ростовой скачок в 5-7 летнем
возрасте связан с дополнительным влиянием андрогенов надпочечников, уровень
которых в этот период заметно повышается.
В
пубертатном возрасте скорость роста возрастает, что связано с повышением
среднесуточной концентрации СТГ примерно в 3 раза под влиянием половых
гормонов.
У
мальчиков под влиянием тестостерона увеличивается амплитуда секреторных
выбросов СТГ при неизменной частоте, у девочек отмечается учащение пиков, хотя
они ниже. При этом у девочек имеется более высокий межпиковый уровень гормона
роста.
Другие
гормоны, обладающие ростовым и анаболическим
эффектом (тиреоидные гормоны, кальцийрегулирующие гормоны, инсулин),
проявляют свои эффекты лишь в присутствии СТГ.
На
секрецию СТГ влияют: сон – максимальный уровень СТГ определяется в
стадии медленноволнового глубокого сна; аминокислоты
( в большей степени – аргинин, орнитин); подавляют секрецию СТГ — глюкоза, свободные жирные кислоты.
III. Средовые факторы
·
Алиментарный фактор.Белковая и калорийная
недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, других нутриентов (цинк, йод и
т.д.) могут нарушать процессы роста.
·
Адекватные эмоциональные нагрузки, достаточный
сон, организация правильного ухода за ребёнком способствуют нормальному его
развитию, в том числе и физическому.
·
Острые и хронические заболевания могут отрицательно сказаться на
процессах роста и развития.
·
Влияние различных климато-географических
условий. Жаркий климат и условия
высокогорья обладают тормозящим действием на процессы роста, но в то же время
могут существенно ускорять созревание
детей и т.д.
Источник
Развитие и рост ребенка зависят от ряда факторов, оказывающих на них влияние еще в период внутриутробной жизни. О том, что собой представляют факторы, влияющие на рост и развитие детей, а также можно ли каким-то образом изменить степень их влияния, читайте ниже.
Рост человека: что нужно знать об этом показателе?
Начнем с самого простого — роста ребенка, или длины его тела. Именно этот показатель позволяет понять, насколько физически гармонично развивается человек с самого детства. Как только кроха появляется на свет, медики измеряют длину его тела и продолжают это делать каждый месяц до года, таким образом контролируя процесс его физического развития. После года измерения становятся не такими частыми, но их всегда проводят во время плановых осмотров у педиатра.
Длина тела у детей стремительно меняется, и особенно заметными эти изменения являются в первый год жизни. За этот период рост малыша увеличивается в среднем на 25 см. Это притом что наибольший скачок отмечается в первые полгода — на 16-17 см, тогда как остальные 8 см прибавляются постепенно в течение второй половины первого года.
Начиная со второго года показатели роста изменяются не с такой интенсивностью. В среднем за 12 месяцев второго года кроха вырастает на 10-12 см. В последующие три года ребенок растет еще медленнее, прибавляя в росте не более 8 см в год. Замедляется рост и с 5 до 10 лет, когда средние показатели увеличиваются в год не более чем на 6 см.
Резкие изменения и интенсивный скачок в росте в очередной раз происходят в пубертатный период, который наступает у девочек после 10 лет, а у мальчиков в среднем после 12 лет. В период с 13 до 15 у тех и у других рост может увеличиться в среднем на 25 см, из которых 10-15 см возможны в первый год переходного возраста. Как правило, девочки начинают расти в среднем на 1,5 года раньше мальчиков, при этом интенсивный процесс роста у них заканчивается к 14 годам. Дальше рост увеличивается незначительно у девочек до 18 лет и у мальчиков до 20 лет.
Какие же факторы могут повлиять на рост и можно ли какими-то способами контролировать этот процесс? На самом деле, понимая суть природы, нужно стараться обеспечить нормальные условия для развития и роста ребенка. Для этого нужно знать, что за рост отвечают генетические и средовые факторы, о которых подробнее расскажем ниже.
Генетические факторы
Рост с момента зачатия и в течение жизни человека во многом зависит от генного наследования. Огромное количество генов отвечает за темпы роста человека, и они способны регулировать множество процессов, стимулирующих и тормозящих рост.
Именно наследственность является основным фактором, определяющим скорость роста и его пределы. Кроме того, гены сказываются на определенных особенностях телосложения человека при условии проживания его в нормальных условиях окружающей среды. В противном случае не исключены сбои генетической программы с изменениями скорости и показателей роста.
Огромное влияние на процесс роста оказывает так называемый соматотропный ген (СТГ). Только в его присутствии остальные гены оказывают какое-то значение на показатели роста.
В период эмбрионального созревания личные гормональные влияния плода практически не влияют на процесс его роста. Главными стимуляторами являются плацентарная перфузия и маточный кровоток. Кроме того, ведущую роль играют гормоны матери, и это притом что уже к третьему месяцу беременности секреция СТГ достигает уровня, в десятки раз превышающего уровень матери после появления младенца на свет. Рецепторы новорожденного еще недостаточно развиты, чтобы справиться с подобной нагрузкой самостоятельно.
Именно высокий уровень СТГ, сохраняемый на протяжении первого года жизни ребенка, обеспечивает столь интенсивный рост и солидную прибавку в длине тела. Секреция СТГ во многом будет зависеть от:
- условий жизни и питания:
- сна;
- уровня аминокислот, глюкозы и свободных жирных кислот.
Если нормальный сон и необходимый уровень аминокислот способствуют максимальному уровню СТГ, то глюкоза и свободные жирные кислоты его снижают.
Что нужно знать о средовых факторах?
К средовым фактором относят:
- алиментарный фактор (дефицит калорий, недостаток получения пищи источника белка, а также авитаминоз, нехватка аминокислот и пр.);
- эмоциональные нагрузки;
- режим дня;
- уход;
- режим сна и питания;
- заболевания разного типа, включая хронические.
Также к средовым факторам можно отнести климато-географические условия, тормозящие или же, наоборот, стимулирующие процесс роста.
О нормах роста
Оценивая физическое развитие ребенка, специалисты опираются на некие нормы. Показатели роста также измеряются и сравниваются с нормой, определенной для детей разного возраста. Слишком значительные отклонения от нормы помогут обратить внимание на проблемы в процессе развития, провести диагностику детского организма и выявить причину.
Существуют готовые таблицы с занесенными в них показателями нормы роста, а также веса, окружностей головы, груди детей на каждом этапе развития. Можно брать их за основу, но более точно высчитать норму роста для каждого отдельного ребенка можно с помощью формулы. Это позволит получить оптимальные показатели нормы роста с учетом возраста.
Итак, в первый год жизни вывести средний показатель роста можно по формулам:
- До 6 месяцев — 66 см – 2*р, где р — это количество месяцев, недостающих до шести. Так, например, для трехмесячного малыша можно рассчитать норму роста следующим образом: 66 -2*3= 60 см. То есть в среднем такой кроха должен иметь длину тела в 60 см.
- После 6 месяцев — 66 см+1,5*р, где р — это опять же количество месяцев, но на этот раз после шести. То есть для девятимесячного ребенка рост можно рассчитать следующим образом: 66+1,5*3= 70,5 см.
Как видите, все просто и с расчетами сможет справиться каждый.
Для определения показателей нормы роста детей после года также существуют формулы:
- Ребенок до 8 лет: 130 см – 7*р, где р — это число лет до восьми. Рост пятилетнего малыша можно, например, рассчитать так: 130 – 7*3 = 109 см.
- Дети старше 8 лет: 130 см+5*р, где р — это количество лет после восьми. Рост 12-летнего ребенка будет равен 130 см+5*4 = 150 см.
Такие простые расчеты помогают родителям определять средние показатели роста детей на каждом этапе их развития. Если есть потребность определения таких показателей между годами, например, в 4,5 года, то в качестве основных стоит использовать те числа, к которым возраст ребенка ближе всего.
Для максимально точного определения показателей роста детей часто используются центильные таблицы, которые при всей видимой сложности достаточно простые в использовании.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта
Помимо наследственности, на интеллектуальное развитие ребенка огромное влияние оказывает социальная среда. Под средой современные психологи понимают внешние факторы, отражающиеся на процессе развития интеллекта. Эти факторы разделяют на два варианта среды: макро- и микро.
Макросреда — это особенности культуры страны и народа, где воспитывается ребенок, а также политическое устройство общества, климат, особенности местности и пр.
Микросреда — это то, что непосредственно окружает ребенка: родители, знакомые, друзья, родственники и пр.
По мнению специалистов, гены — это действительно основа для развития определенных процессов, тем не менее генетический набор не может не взаимодействовать с окружающей средой.
Степень влияния среды на ребенка во многом определяется его личной чувствительностью к ее особенностям и проявлениям. По мере роста и взросления воздействие среды на него будет меняться, и это совершенно нормально. Главной же силой психического развития человека может считаться только обучение.
Обучение как фактор, воздействующий на интеллектуальное развитие ребенка, играет не менее важную роль, чем перечисленные ранее. В процессе обучения человек получает возможность раскрыть исторические и природные особенности.
Семья как часть микросферы и ее роль в процессе развития
Семья, а частности состав семьи, как социоэкономический фактор оказывает серьезное воздействие на процесс развития детей. Очень важно, чтобы семья была полноценной, так как у каждого из родителей своя роль. Мать, например, необходима ребенку для общения, ощущения безопасности и комфорта, ласки и заботы. Отец в семье должен играть роль образца поведения, некого авторитета. Глядя на отца, ребенок учится быть самостоятельным, не боится принимать решения.
В неполных семьях дети часто растут агрессивными, стеснительными, конфликтными, страдают отсутствием дисциплины, плохо учатся и большую часть времени находятся в мире грез. Примечательно, что решающее значение приобретет не официальный развод, а неспособность родителей в семье взаимодействовать, демонстрируя правильную модель поведения и отношений друг с другом. В семьях, где родители продолжают жить вместе в отчуждении, происходит не менее сильное отрицательное воздействие на детскую психику, чем в неполных семьях.
В семьях, где отец или мать зависимы от алкоголя или наркотиков, общая атмосфера еще более пагубна, чем в тех семьях, где отца или матери нет совсем. Родители не выполняют обязательств по отношению друг к другу и к детям, между ними происходят регулярные конфликты и даже драки.
Проблемной считаются семьи, где мать-одиночка воспитывает «случайного» ребенка. Такие дети обязательно почувствуют свою нежеланность, что рано или поздно выльется в неспособность строить отношения со сверстниками, с энтузиазмом учиться или лидировать в группе. Главные сложности у нелюбимых детей из неполных семей — неустойчивость к стрессам и неспособность самостоятельно решать проблемы.
Проблемными считаются многодетные семьи, вынужденные испытывать постоянные проблемы с деньгами. Родители в таких семьях, как правило, все свое время посвящают заработку для пропитания детей, при этом совершенно не уделяют внимания их воспитанию. Результат — дети долгое время живут в условиях скученности, ощущают на себе все негативные стороны нищеты и постепенно начинают деградировать, даже несмотря на высокий от природы уровень интеллекта.
Негативное влияние на развитие психики ребенка может оказать воспитание даже в обеспеченной семье. Занятые карьерой родители часто стараются компенсировать недостаток внимания к детям деньгами и подарками, что в результате приводит к формированию эгоцентричных, истеричных и эмоционально холодных личностей.
Что такое интеллектуальный климат в семье?
Особенно важным фактором, влияющим на интеллектуальное развитие, является интеллектуальный климат в семье. Об этом впервые заговорили психологи после проведения ряда анализов на уровень интеллекта детей в многодетных и небольших семьях.
Оказалось, что в многодетных семьях уровень развития интеллекта у детей ниже, чем в малых семьях, где воспитывается не больше двух детей. Кроме того, психологи выявили некую связь уровня интеллекта со временем рождения. У старших братьев и сестер интеллект оказался более высоким, чем у младших.
Роль питания в развитии детей
Нормальное психическое и физическое развитие детей будет возможным при условии соблюдении режима питания на основе сбалансированного рациона. Исследования специалистов в этой области лишний раз доказали, что у постоянно недоедающих детей коэффициент интеллектуального развития в 5 лет составляет 75,9, тогда как у детей, получающих нормальное сбалансированное питание, к этому же возрасту он равен 93,7.
Дети, лишенные возможности полноценно питаться, имеют проблемы с логическим и абстрактным мышлением, они не так точно, как их правильно питающиеся сверстники, воспринимают окружающую действительность, отличаются скудным словарным запасом, низким уровнем развития моторных навыков и сниженным уровнем запоминания.
Игрушки как фактор, оказывающий влияние на развитие
Семья, условия жизни, обучение, воспитание, гены — все это важные факторы, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс развития ребенка. Но есть еще один не менее важный фактор, о котором многие забывают и который на самом деле играет не менее важную роль. Это игрушки.
Не стоит забывать о том, что в детском возрасте игра — это ведущий вид деятельности, а игрушки являются необходимой составляющей практически каждой игры. Дети нуждаются в игрушках не потому, что мы привыкли так думать, а потому, что игрушки стимулируют развитие их личности, моторных навыков, речи, мышления, фантазии и так далее.
Правильно подобранные игрушки с раннего детства помогут малышу гармонично развиваться. Малышам важно иметь возможность чем-то увлечься, а игрушки помогают им избегать скуки, познавать мир, развивать сенсорные навыки.
Важно подбирать игрушки, соответствующие возрасту ребенка. Только в этом случае они будут иметь пользу. Так, например, совсем маленьким детям нравятся яркие игрушки контрастных цветов, способные издавать звуки, а также каталки разных типов, мячи и пищалки. Малышам постарше можно предложить игрушки-вкладыши, кубики, мозаики и пазлы. Повзрослевшие дети могут начинать играть в настольные игры, развивающие логику и мышление.
Раннее изучение иностранных языков как косвенный фактор, влияющий на развитие
Считается, что раннее изучение иностранных языков может негативным образом отразиться на дошкольном образовании и развитии ребенка в целом, лишая его драгоценного детства. На самом же деле ряд проведенных в этой области исследований доказали, что ранние занятия иностранными языками положительно отражаются на развитии детей и способствуют повышению их общего образовательно-культурного уровня.
Когда речь идет о раннем развитии, то подразумеваются занятия с момента появления малыша на свет и до его поступления в школу — то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период детские мозг и психика отличаются особой пластичностью функций, а основной потенциал может быть реализован при условии правильного подхода взрослых.
Начинать работать с малышом над изучением иностранных языков можно с момента его появления на свет — в период наиболее активного развития мозга. Маленькие дети отлично впитывают информацию, а наряду с потребностью овладения речью уже в первые месяцы жизни эта способность окажется особенно полезной.
Дети могут говорить сразу на нескольких языках уже к трем годам, если взрослые позаботятся об организации для них нескольких видов языковой среды. При этом нужно понимать, что чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее ему будет запоминать иностранные слова и правила.
Многие логопеды подтверждают тот факт, что на развитие речевых навыков в детстве огромное влияние оказывают занятия иностранными языками, которые к тому же активно тренируют артикуляционный аппарат. Занимаясь с детьми таким образом, важно добиться разделения родного и иностранного произношения.
Преимущества раннего изучения иностранных языков
Считается, что дети легко и надолго запоминают слова, вызывающие у них приятные эмоции. В свою очередь, эмоциональность неотделима от художественности. Так, например, в группах по работе с дошкольниками с изучением иностранных языков намеренно создают художественную среду, делая акцент на следующие виды деятельности:
- литературную;
- музыкальную;
- танцевальную и пр.
В таких условиях у детей появляется желание и интерес заниматься иностранным языком, кроме того, такой подход положительно влияет на их личностные особенности.
Многочисленные исследования подтвердили, что обучение иностранному языку не только помогает в развитии родной речи у ребенка, но и способствует его активному психическому развитию.
Считается, что оптимальный период для обучения такого рода — это возраст от двух до восьми лет. Что касается методик изучения, то общепризнанным и наиболее эффективным считается обучение в виде игры. В процессе игры дети получают возможность усовершенствовать развитие:
- воображения;
- памяти;
- мышления;<