Рост и развитие ребенка доклад
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1-го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.).
В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года.
На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год.
С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год.
Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков:
- Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения.
- У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см.
После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
- Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с внешнесредовыми факторами, влияющими на рост.
- То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей.
- Также установлено, что благоприятное воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
- Внешнесредовые факторы. К ним относятся:
- Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции.
- Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.
- Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
- Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х 2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
- Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
- Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
- Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том, что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
©
Источник
Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).
Таблица 2. Возрастные периоды развития человека
В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.
Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Рис. 126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет. Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.
Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.
Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.
С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.
Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.
Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.
Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца. Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку. Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система. Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре. Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.
1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.
Источник
Главная
Библиотека
Полезная информация
Развитие ребенка и рост
Рост, длинна тела — один из важнейших показателей физического развития ребенка. Именно поэтому при рождении ребенка фиксируется не только его вес, но
и рост. В последующем при развитии ребенка по изменению, прежде всего его роста можно будет судить о том, как он развивается. Именно рост будет потом
определять уровень его физического развития, тогда как масса тела, будет говорить о гармоничности или не гармоничности развития ребенка.
Обычно длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см. В норме рост
ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в
последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка — рост увеличивается на 10-12 см в течение года. На 3, 4 и
5-м годах жизни увеличение роста происходит относительно равномерно около 6-8 см в год. С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост
увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около
10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост
увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у
мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста
замедляется, и к возрасту 18 лет у девочек он почти заканчивается, у мальчиков — к 20 годам.
Факторы, влияющие на рост
Генетические факторы: определяют пределы биологического потенциала роста ребенка, а так же темпы роста. Они очень тесно связаны с
внешнесредовыми факторами, влияющими на рост. То есть, если родители ребенка низкорослые, то вероятность невысокого роста у ребенка также довольно
велика, но при благоприятных внешних условиях — хорошем питании, отсутствии заболеваний, негативно сказывающихся на росте, благоприятном социальном и
эмоциональном фоне в семье, можно рассчитывать на значительно больший рост у ребенка, по сравнению с его родителями. В этом отношении очень
показателен пример — Было установлено, что африканское племя пигмеев имеет такой маленький рост только из-за недостатка белка в рационе. При
переводе детей пигмеев на богатый белками рацион они вырастали чуть ли не в 2 раза выше своих родителей. Также установлено, что благоприятное
воздействие на рост ребенка, вопреки его неутешительной генетике, оказывают специальные физические упражнения, с помощью которых можно стимулировать
зоны роста длинных трубчатых костей и позвоночника, увеличивая темпы роста.
Внешнесредовые факторы: К ним относятся: Повреждающие воздействия во время внутриутробного развития или после родов, нарушающие рост и развитие. Они могут быть химической, физической, иммунологической природы или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами. Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей.
Таким образом, рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов, как генетических, так и
внешнесредовых.
Нормы роста
Важность оценки роста ребенка, делает очень актуальным вопрос о том, какие цифры роста являются нормальными для ребенка в том или ином возрасте, а
так же, какие цифры позволяют заподозрить те или иные отклонения в развитии. Наиболее простым и общедоступным способом определения норм роста являются
формулы. Они просты в обращении и любой человек, не имея медицинского образования, может ориентировочно определить соответствуют ли норме цифры роста
его ребенка.
Рост ребенка первого года жизни можно оценить по формуле:
Для детей младше 6 мес: 66см — 2см х n, где n — число месяцев до 6мес; то есть, если ребенку, например, 4мес, то по формуле получается: 66см — 2см х
2 = 62см — это средний рост, который должен быть у ребенка в 4 месяца.
Для детей старше 6 мес: 66см + 1,5см х n, где n — число месяцев после 6мес; то есть, если ребенку 10мес, то по формуле его рост, в среднем, должен
быть 66см + 1,5см х 4 = 72см.
Рост детей старше года:
Для детей младше 8лет: 130см — 7см х n, где n — число лет до 8; то есть, если ребенку 6лет, то его приблизительный рост должен быть 130см — 7см х 2 = 116см
Для детей старше 8лет: 130см +5см х n, где n-число лет после 8; например, ребенку 11лет, его приблизительный рост должен быть 130см + 5см х 3 = 145см
Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно определить, соответствует ли ростовые показатели ребенка средневозрастным нормам. Правда, возникает
вопрос, как считать, если ребенку, скажем, 4 года и 3 месяца. Считать по формуле на 4 года или на 5 лет. В данном случае, следует осуществлять расчет
на возраст 4 года, так как возраст ближе к 4.
В целом, метод определения норм роста по формулам, имеет некоторую погрешность. Поэтому существует более точный метод определения уровня роста, а
соответственно уровня физического развития ребенка. Это метод центильных таблиц. С их помощью можно определить уровень роста ребенка. Не смотря на
кажущуюся сложность метода, на самом деле он очень прост. Взгляните на центильную таблицу для мальчиков:
Таблица составляется по статистическим данным роста мальчиков всех представленных в ней возрастных групп. Находится строка, соответствующая возрасту
ребенка и сопоставляется его фактический рост с представленными значениями в таблице. Если рост попадает в интервал 25%-75% , можно говорить о том,
что он средний. Интервал 10% — 25% — рост ниже среднего, 75%-90% — рост выше среднего, 3%-10% — низкий рост, 90%-97% — высокий рост, до 3% — очень
низкий рост, свыше 97% — очень высокий рост.
Центильная таблица для девочек:
См. подробнее: Как увеличить рост на 10-15 см.
«Развитие ребенка и рост» и другие статьи из раздела Полезная информация
Читайте также:
- Отставание в росте у ребенка
- Вся информация по этому вопросу
Сегодня 06.05.2020
с 10:00 до 19:00 на звонки
отвечает врач.
Источник
Период жизни, начиная с момента рождения человека до 18-летнего возраста, называется детским возрастом. Сам этот возраст подразделяется на несколько периодов: младенческий период (с момента рождения до месячного возраста); грудной период (с 2-месячного возраста до 1 года); дошкольный возраст (с 2 до 6 лет); младший школьный возраст (7-11 лет); средний школьный возраст (12-14 лет); старший школьный возраст (15-17 лет) .
Ребенка до месячного возраста называют новорожденным или младенцем.
В период новорожденности ребенок очень беспомощен, легко подвергается различным заболеваниям. Вот почему очень важен правильный уход за ним. Пупочную ранку до ее заживления (в течение 8-12 дней) систематически обрабатывают и оберегают от попадания микробов.
Ввиду того, что кожа у ребенка тонкая и нежная, следует содержать ее в чистоте. Пеленки должны быть чистыми, проутюженными, ухаживающие за ребенком должны чаще мыть руки с мылом и носить маску из четырех слоев марли.
Органы пищеварения новорожденного очень нежные, поэтому следует особое внимание обратить на правила кормления. Новорожденный питается материнским молоком. При отсутствии его или недостаточном количестве ребенку дают искусственные молочные смеси. Новорожденного следует кормить через каждые три часа с 6- часовым перерывом ночью.
Грудной возраст охватывает период с двухмесячного возраста до одного года.
По мере роста ребенка постепенно развиваются его органы чувств, нервная система, опорно-двигательный аппарат. У месячного ребенка можно наблюдать деятельность органов зрения: он устремляет взор в сторону движения игрушки. Двухмесячный ребенок спит 20 часов, трехмесячный — 18-19 часов в сутки. Трехмесячный ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, смеется, пытается достать игрушку руками, начинает удерживать головку. Пятимесячный ребенок начинает узнавать своих близких, смеется, гулит; в семимесячном возрасте он устойчиво сидит, ползает; восьмимесячный ребенок пытается вставать, держась руками за предметы; в возрасте 11 месяцев он начинает произносить отдельные простые слова и ходить, если держать его за руки; годовалый ребенок начинает самостоятельно ходить и может произносить 10-12 слов.
О том, как происходит развитие ребенка, можно судить также по прорезыванию молочных зубов, которое начинается с 6-7-месячного возраста. У годовалого ребенка должно быть 8 молочных зубов.
Известно, что у маленьких детей на черепе имеются роднички: между затылочными и теменными костями находится малый родничок, а между лобными и теменными — большой (рис. 84). При недостатке витамина D нарушается процесс окостенения, запаздывают заращение родничка и прорезывание молочных зубов. Кости ребенка размягчаются, становятся гибкими.
У новорожденного позвоночник прямой, не имеет физиологических изгибов. В возрасте 8-10 недель ребенок начинает удерживать головку и у него появляется шейный изгиб позвоночника. Пятимесячный ребенок начинает садиться и у него формируется грудной изгиб позвоночника назад. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает ходить, у него образуется поясничный изгиб (рис. 85).
В двухмесячном возрасте происходит усиленное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, ежемесячный привес составляет 200-250 г, а прирост — 1 см. Масса тела у трехлетнего ребенка увеличивается за год на 2-2,8 кг, рост — на 7-8 см. В этот период быстро развивается речь и к концу третьего года жизни словарный запас ребенка достигает 1000-1200 слов. Особенность двух-трехлетних детей состоит в том, что они очень подвижны. Поэтому у них часто бывают повреждения, отравления различными химическими веществами, лекарствами. Вот почему нельзя оставлять маленьких детей без присмотра даже на короткое время. На 4-5 году жизни масса тела увеличивается за год на 1,5-2 кг, а прирост несколько замедляется и составляет 4-6 см; на 6-7 году рост ускоряется и за год длина тела увеличивается на 8-10 см, а масса тела — на 2,5 кг. Материал с сайта https://wiki-med.com
Известно, что каждый человек более 10 лет проводит в школе, академическом лицее, колледже. В этот период организм детей и подростков непрерывно растет и развивается. Наряду с этим молодой организм в этот период очень подвержен различным воздействиям окружающей среды. Другими словами, условия жизни, учебы и воспитания молодежи оказывают сильное воздействие на их нормальный рост и развитие, на их здоровье. Следовательно, нормальный или ненормальный рост и развитие детей и подростков зависят от того, каковы эти условия.
За последние десятилетия наблюдается ускорение физического и физиологического развития организма людей. Например, за последние 100 лет средняя длина тела новорожденных увеличилась на 5 см, подростков — 10-15 см, мужчин среднего возраста — 6-8 см. Ускорилось психическое развитие детей в период достижения совершеннолетия. Процесс, называемый акселерацией, зависит от улучшения условий жизни в семье, питания, удлинения светового дня и др.
На этой странице материал по темам:
периоды детского возраста доклад
рост и развитие ребенка доклад
какой период жизни называется «дошкольным возрастом»:
что такое рост и развитие ребенка отличие доклад
рост и развитие ребенка возраст возраст роцессы
Вопросы к этой статье:
Какие периоды роста и развития детей вы знаете?
Какими анатомическими и физиологическими особенностями характеризуется новорожденный?
Как происходит рост и развитие детей дошкольного возраста?
Какие гигиенические правила следует соблюдать в школьном возрасте?
Что такое процесс акселерации?
Источник