Рост и развитие опорно двигательного аппарата ребенка это
Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы — его активную часть.
Опорно-двигательный аппарат у детей
К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна. Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».
Развитие костной системы у детей
После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).
Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.
Формирование костной системы у ребенка
Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год — всего 5%.
По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых — 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.
Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.
Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте — в метафизах). У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.
Особенности развития костной системы у детей
Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.
Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.
Формирование суставов у детей
Возрастные особенности суставов у детей
К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.
Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.
Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность. В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется. Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.
Источник
ТЕМА №3
Рост и развитие скелета.
К системе органов движения относятся кости, связки, суставы и мышцы.
Кости, связки и суставы являются пассивными элементами органов движения.
Активной частью аппарата движения являются мышцы.
Система органов движения — единое целое: каждая часть и орган формируются в постоянной связи и взаимодействии друг с другом.
Скелет — опора мягких тканей, а там, где соединенные кости образуют полости, выполняет защитную функцию (череп, грудная клетка, таз). Скелет состоит из отдельных костей, соединенных между собой соединительной тканью, а иногда и непосредственно кость с костью.
Сустав. Различают два основных типа соединений костей скелета: прерывное и непрерывное.
Непрерывное соединение характерно тем, что кости соединены друг с другом сплошной прослойкой ткани и пространства между ними нет. Движения в таком случае ограничены или исключены. К непрерывным соединениям костей относят череп, таз, позвоночник, соединение ребер с грудиной.
Прерывное соединение, или суставы, характеризуется наличием между концами костей небольшого пространства. Сами же концы заключены в специальное герметическое образование, называемое сумкой сустава. При этом концы костей покрыты слоем гладкого суставного хряща, а сумка изнутри выстлана специальной оболочкой, называемой синовиальной. В суставной сумке сохраняется постоянное давление, оно ниже атмосферного. Внутри суставной сумки есть небольшое количество жидкости, снижающее трение поверхностей друг о друга.
Суставные поверхности костей обычно по форме соответствуют друг другу, иесли одна имеет головку, то вторая — впадину для нее.
Снаружи, а иногда и внутри суставов есть связки, укрепляющие сочленение поверхностей. Такие внутрисуставные связки имеются в тазобедренном, коленном и других суставах.
Череп.В скелете головы — черепе различают лицевой и мозговой отделы.
В мозговом отделе черепа располагается головной мозг и высшие органы чувств (зрение, слух, обоняние и др.), а в лицевом — верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительной системы.
Все кости черепа, кроме нижней челюсти и подъязычной кости, имеют непрерывное соединение швами. Места соединения хорошо видны на черепе. Различают зубчатый, чешуйчатый и плоский швы
Зубчатым швом называют такое соединение, когда выступы края одной кости заходят между выступами другой, например шов между лобной и теменной костями. Когда край одной кости накладывается на край другой, соединение называют чешуйчатым швом, например соединение височной кости с теменной. Иногда гладкие края срастающихся костей соединяются между собой без всяких выступов. Это — плоское соединение костей, например соединение носовых костей, верхних челюстей и т. д. .. Нижняя челюсть с височными костями имеет прерывное соединение посредством двух подвижных комбинированных нижнечелюстных суставов. Они образованы головками суставных отростков нижней челюсти и впадинами височных костей.
У младшего школьника череп отличается от черепа взрослого относительно большой величиной. Этот признак у детей раннего возраста и дошкольников особенно заметен. Кроме того, ему свойственно преобладание мозгового отдела над
Развитие мозгового отдела черепа зависит от роста и развития головного мозга, а лицевого — от прорезывания зубов, развития челюстей и особенно от акта жевания.
В развитии черепа выделяют четыре периода. Первый период — от рождения до семилетнего возраста. Череп растет равномерно. Зарастают роднички. Черепные швы срастаются к 4 годам. К концу периода основание черепа и большое затылочное отверстие достигают почти постоянной величины.
Второй период — с 13 до 15 лет. Это время интенсивного роста лобных костей, преобладание развития лицевого черепа над мозговым. Складываются общие черты лица, которые в последующем почти не изменяются.
Третий период—от наступления половой зрелости до 30 лет, когда швы крыши черепа делаются почти незаметными.
У младших школьников и подростков отмечается значительная тонкость костей черепа с неясно выраженными местами прикрепления мышц. У них же недостаточно развит сосцевидный отросток височной кости.
Скелет туловища.Позвоночник, или позвоночный столб состоит из отдельных сегментов — позвонков, накладывающихся друг на друга, и прослоек хряща — межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих противодействие нагрузке по его продольной оси. Насчитывают 33—34 позвонка.
Позвоночник является осью и опорой скелета, защищает находящийся внутри него спинной мозг, принимает на себя тяжесть верхних и нижних конечностей.
По мере развития позвоночника хрящевая ткань уменьшается. Окостеневает позвоночник постепенно.
У позвоночника взрослого ясно видно 4 физиологических изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовокопчиковый кифоз.
Изгибы позвоночника обеспечивают правильное положение центра тяжести и возможность прямостояния.
Поднятие тяжестей, непосильных для младшего школьника, увеличивает поясничный лордоз. Грудной кифоз школьника более резко формируется при сидении за партой, особенно у детей с ослабленной мускулатурой спины и шеи. Подвижность позвоночника и его пружинящее свойство зависят от толщины межпозвонковых хрящей, их упругости, а также от состояния связок позвоночника. Эти аппараты у детей наиболее эластичны, а поэтому их позвоночник весьма подвижен.
Грудная клеткасостоит из грудины и ребер, соединенных сзади с позвоночником
Грудинная кость состоит из трех частей (рукоятки, тела и мечевидного отростка). У детей эти части соединены хрящевыми прослойками. Тело грудинной кости состоит из сегментов губчатой кости. Оно довольно долго у детей сохраняет хрящевые прослойки. Так, нижние сегменты срастаются с телом только к 15—16 годам, а верхние — к 21—25, гораздо позже прирастает к грудине мечевидный отросток (после 30 лет).
Рукоятка грудины прирастает к телу еще позже, чем мечевидный отросток, а иногда и совсем не прирастает. Наибольший годичный прирост грудинной кости в целом падает на 8-й год жизни как у мальчиков, так и у девочек.
Двенадцать пар ребер, имеющих вид узких, сильно изогнутых пластинок, сочлененных задними концами с позвоночником, их передние концы (кроме двух нижних ребер) сочленены с грудиной.
Скелет конечностей.
Верхние конечности представлены костями плечевого пояса и свободной верхней конечностью
Плечевой пояс на каждой стороне состоит из двух костей: лопатки и ключицы. , Они соединены между собой связками и хрящевыми сращениями, а с туловищем — мышцами и их сухожилиями.
Соединение же костей плечевого пояса с костями свободной конечности осуществляется благодаря суставам, суставным сумкам и связкам, укрепляющим соединение.
Подвижное соединение костей плечевого пояса с грудной клеткой и позвоночником, а также со свободной верхней конечностью увеличивает объем движений конечности.
Лопатки младших школьников не только меньше по размерам, но имеют меньшую вогнутость позвоночной поверхности, которая не соответствует изогнутости ребер, а поэтому у детей отмечается некоторое выпячивание лопаток. Это можно наблюдать с недостаточным развитием подкожного жирового слоя и слабым развитием мышечной системы.
Ключицы имеют более круглое тело, они меньше по размерам, более нежные по строению и содержат значительное количество хряща в лопаточных концах. Окостенение ключиц заканчивается к 20—25 годам.
Окостенение лучевой кости заканчивается к 21—25 и локтевой к 21—24 годам. Окостенение сесамовидных костей (т. е. лежащих в сухожильных образованиях) у мальчиков начинается в 13—14 лет, а у девочек в 12—13, т. е. в период полового созревания. Окостенение концов (эпифизов) трубчатых костей верхних конечностей заканчивается в 9—11 лет, основных фаланг пальцев и головок запястных костей — в 16—17 лет, а окостенение кисти — к 6— 7 годам. По окостенению определяют «костный возраст».
Нижняя конечность каждой стороны состоит из тазовой кости и костей свободной нижней конечности.
Тазовая кость с правой и левой стороны соединяется с крестцовой костью у взрослых, а у младших школьников с крестцовыми позвонками, образуя таз.
Тазовая кость ребенка состоит из трех отдельных костей: подвздошной, седалищной и лонной, соединенных между собой хрящевой тканью. Срастание их начинается с 5—6 лет и заканчивается к 17—18 годам. На месте срастания трех костей образуется утолщение с наличием в нем значительного углубления для головки бедренной кости, называемого вертлужной впадиной.
Таз в целом играет защитную роль для органов таза и опорную для всей вышележащей части тела.
Женский и мужской таз имеет отличительные половые признаки Женский таз значительно шире и ниже мужского, его кости более тонкие и гладкие. Крылья подвздошных костей у женщин более отвернуты, мыс меньше выступает, а лонный угол более тупой, чем у мужчин. Седалищные бугры у женщин более широко поставлены друг от друга. Все признаки женского таза связаны с детородной функцией. Они становятся особенно заметными с 11 — 12 лет, хотя лонный угол уже хорошо заметен с 5-летнего возраста.
Деформация костей таза у детей, особенно у девочек-подростков, наступает от ношения обуви па высоких каблуках. Это приводит к сужению выходного отверстия из малого таза, что затрудняет роды.
К тазовым костям присоединяется сочленение костей свободной нижней конечности, состоящей из бедренной, большой и малой берцовых костей и костей стопы. В основном это длинные трубчатые кости.
Окостенение нижней конечности начинается еще во внутриутробном периоде, а заканчивается в разные сроки .
С 7-летнего возраста у мальчиков ноги растут быстрее, чем у девочек. И по отношению к туловищу они достигают наибольшей длины у девочек к 13 годам, а у мальчиков к 15.
Тела трубчатых костей нижних конечностей и их концевые отделы в младшем школьном возрасте построены из костной ткани. И только на местах соединения (срастания) имеются хрящевые зоны, которые начинают уменьшаться с 12—14 лет и полностью исчезают в 18—24 года, превращаясь в костную ткань.
Все кости стопы образуют свод, который заметен при наличии связочного аппарата на стопе. Стопа выполняет опорную и рессорную функцию, опорной является наружный край, а рессорную — внутренний, в котором имеется свод.
Дата добавления: 2014-02-01; просмотров: 4604; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9699 — | 7420 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Источником
развития детей, их естественной
потребностью является движение,
осуществляемое за счет работы скелетной
мускулатуры и костной основы – скелета.
Скелет ребенка
дошкольного возраста состоит
преимущественно из хрящевой ткани, что
обуславливает возможность дальнейшего
роста. Однако мягкие и податливые кости
под влиянием нагрузок изменяют форму.
Избыточная
и неравномерная нагрузка, связанная с
длительным стоянием, хождением, переносом
тяжестей, сидением за несоответствующими
росту столами, может отрицательно
повлиять на развитие опорного скелета
– изменить форму ног, позвоночника,
свода стопы, вызвать нарушения осанки.
К
концу дошкольного возраста в основном
завершается формирование костного
скелета кисти руки, что создает наряду
с другими факторами возможность
систематического обучения.
В
период дошкольного детства происходит
изменение формы черепа – увеличение
лицевой его части.
В
известной мере это связано с функцией
жевания, которая формируется с момента
прорезывания зубов.
Интенсивное
развитие скелета у дошкольников тесно
связано с развитием мускулатуры,
сухожилий и суставно-связочного аппарата.
У дошкольников наблюдается высокая
подвижность в суставах, связанная с
большой эластичностью мышц, сухожилий
и связок.
Своеобразие
мышечной системы состоит в маленькой
толщине мышечных волокон, большим
содержанием в мышцах воды, низким
показателем мышечной силы.
Объем
мышечных волокон заметно нарастает к
5 годам, одновременно увеличивается и
мышечная сила, однако эти сдвиги
неравнозначны в разных группах мышц.
Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем
возрасте отличаются слабостью, они
недостаточно укрепляют позвоночный
столб. Слабо развиты и мышцы живота.
Поэтому у дошкольников часты функциональные
(нестойкие) отклонения осанки.
В этом возрасте
сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей,
что определяет особенности позы ребенка:
голова слегка наклонена вперед, живот
выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.
Вот почему так важны и необходимы
упражнения для мышц, удерживающих позу,
и для мышц разгибателей.
Медленно
развиваются мелкие мышцы кисти. Только
к 6-7 годам ребенок начинает овладевать
более сложными и точными движениями
кисти и пальцев. Этому способствуют
упражнения с мячами, лепка, рисование
и др.
У
детей младшего дошкольного возраста
слабо развит мышечный аппарат стопы,
поэтому не следует позволять им спрыгивать
с высоты.
Для
укрепления свода стопы полезны
систематические корригирующие упражнения.
Необходимо большое внимание уделять
спортивной обуви (плотный задник,
эластичная подошва с каблучком,
соответствующая размеру стопы стелька).
Показателем
совершенствования костно-мышечной
системы является развитие основных
движений (бега, прыжков, метания, лазания)
и физических качеств – силы, быстроты,
ловкости, координационных способностей.
Движения
детей младшего дошкольного возраста
отличаются недостаточной координацией,
нечетким ритмом, несогласованностью
действий рук и ног. Развитие движений
ребенка с возрастом происходит не только
в результате укрепления костно-мышечного
аппарата, но главным образом от
совершенствования
функции нервного аппарата и коры
головного мозга.
Детям
дошкольного возраста свойственна низкая
выносливость мышечной системы. Статическое
напряжение мышц ребенка может удерживаться
только в течение короткого времени.
Поэтому младшие дошкольники не в
состоянии долго выполнять одинаковые
движения, идти спокойным, равномерным
шагом. Они то и дело меняют позу при
стоянии или сидении.
У
старших дошкольников мышцы становятся
значительно сильнее, их выносливость
несколько повышается, но и в этом возрасте
ритмичность при ходьбе, а также неподвижная
поза, особенно при сидении, сохраняются
недолго. Низкой остается выносливость
и по отношению к силовым напряжениям.
Однако
под влиянием эмоционального возбуждения
дошкольник может проявить большую силу
и выносливость двигательного аппарата,
не свойственную ему в обычных условиях,
что нередко отрицательно сказываются
на общем состоянии организма и, в
частности, сердечно-сосудистой системы.
Поэтому такие физические нагрузки, как
подвижные игры, занятия гимнастикой,
необходимо строго дозировать, соблюдая
правило постепенного увеличения
нагрузок.
Уровень
развития основных движений и физических
качеств зависит от постановки физического
воспитания, проводимых на основе
возрастных функциональных возможностей
ребенка.
Источник