Роли матери и отца в развитии ребенка

Роли матери и отца в развитии ребенка thumbnail

Анастасия Нургалиева
Роль матери и отца в развитии ребенка

Консультация для родителей на тему:

«Роль матери и отца в развитии ребенка».

Семья — это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условие его физического и психологического, эмоционального развития.

Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого

ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог

уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи

занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и

развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.

Роль матери.

С давних пор уход за ребенком и его воспитание возлагается в основном на плечи

матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его

жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети

вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать

ошибок.

Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.

Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и

ребёнка?

предоставляйте ему свободу выбора действий, занятий, игрушек, партнеров по игре;

уважайте право ребёнка на собственное мнение, проявления самостоятельности;

будьте внимательны к малышу.

Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе. Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребёнку

позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в

освоении окружающего мира.

Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает,

берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и

окружающих людях. Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.

Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного

формирования личности.

Роль отца.

Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.

Роль отца в воспитании сына и дочери различна.

Роль отца в воспитании сына.

Папа в жизни мальчика очень важен, потому

что он является для него примером правильного мужского поведения – в

отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает

чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря

способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине

рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится

отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.

Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по

сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и

излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным.

Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это

и есть главные задачи воспитания сына отцом.

Роль отца в воспитании дочери.

Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу,

девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим

мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе,

воспитывая тем самым в ней женское достоинство.

Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане

эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной

экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности

способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку

спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы,

не страшиться трудностей.

Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность,

выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у

девочки. Так, отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда:

«Хозяюшка растет!», а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем,

займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к

детям обоего пола, не подчеркивая их различия.

Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если

у ребенка что-то не получилось, она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый

лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не

понимают».

Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не

даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами

неудач. Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки

опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и

делай еще попытку, все получится!».

Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно,

чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление

мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен

на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин

лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации,

они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин — явные

превосходства в речевом развитии, в интуиции.

Таким образом, для успешного гармоничного развития личности

ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и

отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком

— два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать

минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой

минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте

уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком,

умеющим преодолевать трудности и не страшиться жизненных препятствий!

Памятка для родителей

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок — это самая большая ценность в вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».

3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

4. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.

5. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

6. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.

7. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.

8. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.

9. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.

10. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.

11. Больше играйте со своими детьми, читайте книги, разучивайте стихотворения, общайтесь!

Желаем Вам успехов в развитии ребенка!

Источник

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям (Григорович А.А., Марцинковская Т.Д., стр. 142).

Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки — её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность (Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой, стр. 266).

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии.

Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:

  • ? в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
  • ? в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
  • ? в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
  • ? в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.

Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.

Дети в возрасте 3 — 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс — у мальчиков и комплекс Электры — у девочек. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца, как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку. В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок хочет «устранить». Конфликт разрешается отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествления себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу (Педагогическая психология. Пол ред. Н.В.Клюевой, стр.267).

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — приводит, как правило, к нарушению поведения.

Источник

Наталья Афанасьева
Консультация для родителей «Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего дошкольного возраста»

Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем дается легко. Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребенка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребенка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми: и педагогами, и родителями — должны установиться дружеские, теплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.

Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому роль родителей в эмоциональном состоянии ребенка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чем разница между материнским и отцовским воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако с эволюционной точки зрения функция матери состоит в обеспечении адекватной заботы о потомстве. Плюс к этом добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребенком более тесная эмоциональна: связь изначально с момента рождения ребенка (кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательна, условная любовь, которую он должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенны социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований санкций. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию coциально-полезных целей и идеалов.

Психологами были получены данные, свидетельствующие том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать — отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребенка. Если родители относятся с уважением к ребенку, любят его, принимают таким, какой он есть, то и ребенок чувствует собственную и ценность, значимость. В то время как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько и открыто выражают это чувство и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теснить теплое, сердечное отношение к ребенку) Для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как — будто папа просто сопровождает ребенка.

Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение – это несвойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь родителей к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, понимание, дружба, общность интересов, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще, интенсивнее. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка — их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Та следует говорить не «ты плохой (я)», а «ты плохо сделал (а)».

Еще одна негативная черта нашей традиции преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают,что воспитывать — значит делать замечания, запрещать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери, низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способеностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержат в себе даже намека на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, и в конечном счете он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.

Тест «Какой Вы родитель.

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляет такие по смыслу выражения?

1. Какой ты у меня молодец.

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим.

4. У всех дети, как дети, а у меня.

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять.

8. Какой ты сообразительный.

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то начислите себе 1 балл.

Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то начислите себе 2 балла.

Посчитайте общую сумму баллов.

7-8баллов. Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребенком.

Источник