Роль зрительного анализатора развитии ребенка

Роль зрительного анализатора развитии ребенка thumbnail

1.1 Роль зрительного анализатора в психическом развитии детей с нарушением зрения.

Теория Л.С.Выготского
о первичных и вторичных дефектах и их
влиянии на ход психического развития
с большой яркостью выступает в формировании
личности при нарушениях зрения.
Экспериментальные психологические
исследования аномальных детей разных
категорий показывают, что первичный
дефект вызывает многообразные вторичные
изменения в психике ребенка в соответствии
со спецификой дефекта.[31,с.29]

Личность детей,
имеющих серьезные физические недостатки,
подвергаются значительным изменениям
в дошкольный и подростковый период.
Дети с глубокими нарушениями зрения в
дошкольном возрасте начинают понимать
свое отличие от нормально видящих детей,
а в подростковом — по-настоящему
переживать свое физическое несовершенство.

Негативное влияние
слепоты и глубоких нарушений наносит
ущерб развитию ребенка. (Солнцева Л.И.,
А.И. Зотов, А.Г.Литвак и др.) Это проявляется
в снижении количества и качества
получаемой информации и в ее изменении.
Количественные изменения проявляются
в области чувственного познания,
значительном сокращении или полном
отсутствии зрительных ощущений,
восприятий и ощущений, что ограничивает
возможности формирования образов
воображения и памяти. С точки зрения
специфических качественных особенностей
развития следует в первую очередь
указать на специфичность формирования
психических систем; их структур,
связей функций и отношений внутри
системы.

Происходят
качественные изменения системы
взаимоотношений анализаторов, возникают
специфические особенности в процессе
формирования образов, понятий, речи, в
соотношении образного и понятийного в
мыслительной деятельности, в ориентировке
в пространстве и т.д. значительные
изменения происходят в физическом
развитии – точности движений. Их
интенсивности, становится специфической
ходьба и другие двигательные акты.

Таким образом, у
детей формируется своя, очень своеобразная
психологическая система, качественно
и структурно не схожая ни с одной системой
нормально развивающегося ребенка, так
как она включает в себя процессы,
находящиеся на различных уровнях
развития из-за влияния на них первичного
дефекта, а также и его коррекции на
основе создания новых компенсаторных
путей развития. Это показывает, что и
межфункциональные связи у детей с
нарушением зрения осуществляются также
иначе, своеобразно.

Сравнение
особенностей психического развития
детей с различными нарушениями
познавательной деятельности позволили
Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскому,
В.И. Лубовскому выделить специфические
закономерности развития осбенных детей,
то общее, что характеризует их недостатки
и затруднения в восприятии и понимании
мира, обусловленные дефектом, и показать
возможные пути их коррекции и компенсации
психолого-педагогическими средствами.[30,
с.34]

Наиболее ярко
проявляющейся закономерностью их
психического развития является сокращение
возможности получения информации из
внешнего мира и специфика ее переработки.
У детей с нарушением зрения эта
закономерность проявляется в отсутствии
зрительной перцепции или ее нечеткости,
неточности, что отражается в обедненности
образа объектов внешнего мира, в которых
не представлены зрительно воспринимаемые
качества или они отражены искаженно,
нечетко, фрагментарно.

Л.С. Выготский
сформулировал одну из важнейших
закономерностей, присущую аномальному
развитию, а именно, возникновение
вторичных и третичных нарушений,
вызванных первичным дефектом. Симптомами
вторичных нарушений являются затруднения,
связанные с взаимоотношениями со средой,
в которой живет аномальный ребенок, в
том числе и с людьми. Ж.И. Шиф показывает,
что у всех категорий детей с психофизическими
нарушениями в развитии страдает общение
и, прежде всего, речевое. Однако в каждой
из аномалий нарушения общения и речи,
как сложной комплексной формы коммуникаций,
из-за своеобразия дефекта страдают
различные стороны их коммуникативной
деятельности.[62, с.24]

Наиболее четкое
проявление этой закономерности при
нарушении зрения выражается в отсутствии
за словом конкретных живых образов или
недостаточной наполненности понятий
конкретным содержанием в отсутствии
или слабой развитости неречевых форм
общения.

Специфической
особенностью развития аномальных детей
является также нарушение двигательной
сферы. У детей с нарушением зрения это
выражается в нарушениях точности
движений, их целенаправленности,
координации, что уже связано с
несформированностью образов окружающего
пространства, своего тела, двигательных
образов, и определяет трудности
пространственного ориентирования. [20,
с.16]

Специфичность
формирования различных форм деятельности,
характерное для нарушений зрения,
логически и последовательно связано с
формированием сенсорного и умственного
образа.

Отсутствие или
нечеткость, неточность, фрагментарность
образа вторично и третично сказывается
на развитии всей психофизической системы
при нарушении зрения. Именно специфика
образа, как психологической категории
является основой тифлопсихологии, на
нем строится вся иерархия развития
психологических особенностей при
нарушениях зрения[62, с.41]

Однако уже сама
зависимость психологии лиц с нарушением
зрения от патологии функционирования
зрительной системы ставит вопрос о
психофизиологической основе становления
образа, его зависимости от процесса его
формирования, от механизмов осуществления
восприятия различными категориями лиц
с нарушением зрения (слепыми, слепыми
с остаточным зрением, глубоко слабовидящими,
слабовидящими, детьми с различными
заболеваниями – косоглазием и амблиопией,
миомами, детьми с катарактой или частичной
атрофией зрительного нерва, глаукомой
и т.д.)

Различный характер
и степень нарушения зрительной системы,
этиология, включение перцепции различных
модальностей и др. — все это вносит
специфику в формирование образа у детей
с нарушением зрения, определяет качество
отражения в образе воспринимаемого
реального мира, его объективность. В
настоящее время состав категории детей
с нарушением зрения таков, что тотально
слепых детей в нем составляет – 4-5%,
остальные дети имеют некоторые сохранные
зрительные функции, к сожалению, до
настоящего времени слабо используемые
в процессе направленного развития.

Классификация
поражений, а также тот факт, что для
человека зрение является той сенсорной
системой, которая доставляет человеку
85-90 % всей внешней информации, требуют
обратить особое внимание на зрительный
образ и его роль в формировании
представлений об окружающем мире, на
его место в полисенсорном и мысленном
образе ребенка с нарушением зрения.[30,
с.32]

Поскольку
отражательная деятельность индивида
представляет собой процесс взаимодействия
воздействующих внешних раздражителей
и воспринимающей системы, то результат
этого взаимодействия зависит в
значительной мере от возможностей
сенсорной системы, ее, так сказать,
«пропускной способности», интеграции
получаемой информации, дающей возможность
представить и понять окружающий мир в
его целостности и единстве.[15, с.14]

Получать знания
об окружающем возможно с помощью ощущения
и восприятия, которые возникают в
следствии с соприкосновениями органов
чувств с различными признаками и
свойствами предметов.[52, с. 35]

Для ребенка
дошкольного возраста особенно значимо
чувственное познание, так как в отличие
от процесса познания у взрослого оно
является пока единственным средством
осмысления мира. Для успешного освоения
знаний об окружающем мире необходимо,
чтобы органы чувств ребенка функционировали
нормально. При отсутствии или частичном
поражении органа чувств ребенок может
не получать или получает неполную
информацию, поэтому мир его впечатлений
становится уже и беднее.

Слепой ребенок от
рождения не может знать зрительных
признаков, глухой от рождения не познает
звучащего мира. При частичном зрительном
поражении наблюдается обедненность
зрительных впечатлений.

Для понимания
возникающих в результате зрительного
дефекта отклонений в развитии ребенка,
необходимо учитывать, что оно осуществляется
по тем же общим и специфическим
закономерностям, что и в норме. Выпадение
тех или иных функциональных звеньев в
органическом единстве психики приводит
к нарушению связи и отношений с окружающим
миром, к неадекватному отражению
действительности.

В зависимости от
характера и степени зрительных патологий
следует рассмотреть трудности зрительной
ориентации и специфику различных
отклонений в развитии ребенка.

Учитывая то, что
при одной и той же остроте зрения, но
при различных клинических формах
нарушения и аномалиях развития органа
зрения, возможности ребенка к зрительному
восприятию и развитию других высших
психических форм различны.

Не следует забывать
и о том, что характер отклонений в
развитии психики определяется не только
степенью, но и временем возникновения
дефекта. Чем раньше появляется сенсорный
дефект, тем большие сложности и трудности
возникают у ребенка при ориентации в
окружающем. Это подчеркивает необходимость
раннего выявления дефекта и обеспечения
на основе знаний о степени его выраженности,
характере, структуре и возможных влияниях
на психику ребенка и его психическое
развитие, проведении коррекционного
воздействия, воспитания и обучения.
Знание закономерностей сенсорного
развития детей с нарушением зрения
необходимо для того, чтобы правильно
организовать условия для систематического
упражнения и совершенствования сенсорной
сферы дошкольника и его всестороннего
развития и воспитания.[52;6]

Следует отметить,
что наличие перечисленных особенностей
неизбежно оказывает негативное влияние,
как на формирование готовности к
школьному обучению у слепых и слабовидящих,
так и на сам процесс их обучения и
воспитания.

Таким образом, при
существующих общностях психофизического
развития детей с нарушениями зрительного
анализатора необходимо учитывать не
только типологические виды отклонений,
но и индивидуальные особенности детей.

Локализация,
степень и время появления сенсорного
дефекта и начало коррекционной работы
предопределяют прогноз – развитие
пространственной ориентировки ребёнка
со зрительной патологией.

У детей с нарушением
зрения возникают особенности деятельности,
общения, психофизического развития,
что проявляется в отставании, нарушении
и своеобразии развития двигательной
активности, пространственной ориентировки,
формировании образов представлений и
памяти, способов предметно-практической
деятельности, особенностях ЭВС, социальной
коммуникации, интеграции в общество,
адаптации к труду.[7, с.14]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения

Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.

Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.

Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.

По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.

Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.

Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.

А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.

Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.

Источник

Роль зрительного анализатора в развитии ребенка
Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность. Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувства.

Роль зрительного анализатора в развитии ребенка

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух.

Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с определенными предметами или действиями (тик-так, иди-иди, дай-дай).

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха малыш воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

Исследования Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха (не превышающем 20 — 25 Дб) возникают затруднения в восприятии некоторых звуков (многих согласных, безударных окончаний слов и т.п.). Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит, как правило, к общему недоразвитию речи (когда начинает нарушаться произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй).

У глухих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей. Но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и поэтому постепенно угасает. В таких случаях без специального педагогического воздействия речь детей не развивается.

Слух человека приобрел в процессе онтогенеза особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). (Этим он отличается от слуха животных.) В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова окружающих нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Очень часто дети не замечают своего неправильного произношения, поэтому оно становится привычным, стойким и преодолевается впоследствии с большим трудом.

Развитие фонематического восприятия происходит постепенно, параллельно с формированием произношения. Обычно к 4 г. ребенок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям.

В процессе развития ребенка между анализаторами слуховыми, зрительными и другими возникает система условных связей, которая постоянно развивается и укрепляется повторяемыми связями.
Консультация для педагогов «Роль воображения в развитии детей с нарушением зрения»

Формирование личности с нарушением зрения, её активности, работоспособности является процессом, зависящим от большого количества как внешнего, так и внутреннего характера в их сложном взаимодействии, определяющем индивидуальную психологическую систему. Чтобы влиять на её формирование необходимо учитывать особенности функционирования зрительного анализатора и особенности психических образований, возникающих при нарушениях зрения.

При нормальном зрении целостность восприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности, т. е. формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств; определяют фрагментарность восприятия, схематизм, неточное отражение в сознании внешнего мира.

Фрагментарность зрительных представление проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. Фрагментарность в значительной мере преодолевается благодаря деятельности мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов.

Схематизм возникает в результате недостаточно полного осязательного и зрительного отражения действительности. Для преодоления схематизма в представлениях надо направлять и организовывать процесс восприятия, развивать наблюдательность, формировать навыки обследования.

Преодолению затруднений в процессе обобщения образцов и формированию общих представлений способствует расширение сферы чувств, познание путём включения деятельности сохранных анализаторов и использование наглядности, заменяющей недоступные для осязания или ослабленного зрения объекты.

«Нарушение зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы слабовидящего ребёнка, его физическому и психическому развитию. » (с. 9. Обучение и восприятие дошкольников с нарушением зрения. Земцова.)

Теория Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянием на психическое развитие с большой яркостью выступает в формировании личности с нарушением зрения. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на развитие и формирование личности ребёнка, имеющего глубокие нарушения зрения.

Исследования в институте дефектологии АПН СССР по сравнительному изучению слепых и зрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что развитие слепых и слабовидящих детей подчинено общим закономерностям развития нормально видящих детей. Однако в развитии слепого и слабовидящего дошкольника можно выделить характерные особенности в психическом развитии, что заключается в некотором общем отставании в развитии слабовидящего ребёнка по сравнению с развитием зрячего. Это про-является как в области физического, так и в области умственного развития: возникают особенности в способах восприятия, в ориентировке в пространстве, в формировании предметных и пространственных представлений, своеобразие в развитии двигательной сферы.

Несколько замедленное общее развитие слепого и слабовидящего ребёнка вызвано меньшим запасом зрительных представлений, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное меньшей активностью при познании окружающего мира. На решение этих проблем слепых и слабовидящих детей с целью социальной и психологической реабилитации направлена коррекционная работа, способствующая гармоничному формированию личности детей, страдающих зрительным недугом. Современная система коррекции (процесс исправления, доведения, до нормы тех психологических функций, которые отклонились в результате аномального развития) доказывает возможность детей с нарушением зрения достигать достаточно высокого уровня психического развития соответствующего уровня развития здоровых детей, (исследования учёного М. Тобина (1972 г.) указывают на то, что в каждой возрастной группе лучший из детей с нарушением зрения может опередить в своём психологическом развитии зрячего. Это связано с появлением новой позиции по отношению к детям с нарушенным зрением. (М. Тобин, Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Коган В. М. в формировании психики детей необходимо исходить из возможности и потребности детей, с учётом их особенностей, связанно с дефектом зрения. Теоретической основой направления исследований в данном русле является сформированное А. И. Зотовым положение о независимости уровня развития мышления от нарушения зрения. Важность сформированного вывода заключается в том, что он направляет изучение закономерностей формирования познавательных процессов «у слепых и слабовидящих не на раскрытие «особенностей» мышления слепых; понимаемых как неизбежные отклонения от нормы, на поиски эффективных путей формирования мышления, раскрытие приемов коррекции в ходе учебно-воспитательного процесса».

Рассматривая коррекционную работу со слабовидящими как систему специальной психолого-педагогической помощи, можно определить её назначение как путь, средство преодоления трудностей развития слабовидящих детей.

Особенно важна систематическая коррекционная работа на ранних стадиях выявления зрительного недуга, так как в дошкольном возрасте активно накапливаются знания и представления об окружающем мире и тем самым, создается основа для успешного развития всех психических процессов, что имеет важнейшее значение как для здорового ребенка и тем более для ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Таким образом, компенсация зрительного дефекта, по сути своей, осуществляется в процессе различных форм и видов педагогической работы, направленной на формирование сложных связей и взаимоотношений психических функций, позволяющих слабовидящему ребенку получать адекватную информацию об окружающем мире.

Исходя из этого, формируются основные цели педагогическо-коррекционной работы с детьми со зрительной патологией:

— Доведение психических образований у ребенка с нарушением зрения до уровня способностей успешно выполнять различные виды деятельности.
Также рекомендуем

Дальнозоркость, или гиперметропия, представляет собой дефект зрения, при котором изображение предмета проецируется за сетчаткой. Это один из наиболее

Глаз — орган зрения человека, позвоночных и многих беспозвоночных животных. У человека и позвоночных животных — парный орган; состоит из собственно

Основное заболевание: Первичная развитая открытоугольная глаукома с умеренно повышенным давлением, нестабилизированная. Сопутствующие

На момент поступления жалобы на снижение остроты зрения на оба глаза, но особенно на правый глаз; ощущения «пелены» перед глазами.

Больным себя считает с 1.01.2002 года, когда в 0015 при попытке использования пиротехники кустарного

Основные жалобы больного: А) При поступлении: На боли в глазу, снижение остроты зрения. Б) На момент курации: На боли в

Глаз – орган зрения животных и человека. Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв, зрительные тракты

62. Укажите остроту зрения, если исследуемый видит 10 строку таблицы Сивцева с расстояния 3.5 м. В соответствии с формулой Снеллена V = d / D.

Аккомодация — способность человеческого глаза увеличивать свою преломляющую силу при переводе взора с дальних предметов на ближние, то есть видеть

https://iamtiptop.ru/p/iam_15678.html

Источник