Роль зрения в психическом развитии ребенка

Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения

Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.

Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.

Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.

По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.

Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.

Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.

А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.

Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.

Источник

Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор.
Нарушение зрения значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира. Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины. Кроме того, недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких недифференцированных образов, представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их деятельность. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, работа в этом направлении будет продолжаться.

Конспект занятия

по валеологии в старшей группе

Тема :»Смотри, во все глаза»

Цель:
-продолжать формировать интерес к человеку;
— дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
-привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
-расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».

Предварительная работа:
-разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
-разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
-предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
-беседа по теме «Зрение»;
-разучивание дидактических и подвижных игр «Рассмотри дерево» (тренировка зрительной памяти); «Найди одинаковые предметы» (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
-рассматривание познавательных рисунков;
-организация сюжетно-ролевой игры «Больница» (на приеме врач-окулист);
-чтение стихотворения А. Барто «Очки».

Оборудование и материалы:
-иллюстрация «Строение глаза»;
-картинки «Продукты питания;
-игрушка пчела;
-картинки «Хорошо, плохо для глаз»;
-фотоаппарат;
-таблица для определения остроты зрения;
-набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
-медицинский халат для медсестры;

Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети:
-Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей
Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель, далее врач) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.
Врач:
-Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
Разыгрывается сценка.
Врач:
-Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок:
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
3 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой. 
Посиди совсем немножко.
3 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
4 ребенок:
Дима хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши 
Переплыть мечтает Саша.
5 ребенок:
Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.
Врач:
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений 
Нам необходимо зренье!
Ребята, как вы думаете, почему?
Дети:
-С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Врач:
-Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Медсестра (достает фотоаппарат):
-Ребята, что это такое?
Дети:
-Фотоаппарат.
Медсестра:
-Посмотрите, сейчас  я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети:
-Открывается маленькое круглое отверстие.
Врач:
-Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети:
-Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Врач:
-Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других — зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
Дети выполняют задание.
Врач:
-А черная точка посредине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.
Врач:
-Зрение — это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку — глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом — хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультминутка ( проводят дети).
1ребенок:
Приступили. Для начала 
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
2 ребенок:
Мы к плечам прижали руки, 
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3 ребенок:
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4 ребенок:
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Врач:
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?
Глаз — очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба — его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети:
-Ресницы.
Врач:
-Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.
Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).
Врач:
-Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети:
-Нет, недостаточно.
Врач:
-Почему?
Дети пытаются объяснить.
Врач:
-Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети:
-Мы снова загораживаем свет рукой.
Врач:
-Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети:
-Свет должен падать слева.
Врач:
-Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети:
-Нет!
Врач:
-Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать,  но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.
Медсестра (ребенок) предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Она говорит о разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.
Врач:
-Давайте сравним эти ситуации,  и если вы считаете, что то, что я говорю правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты :

Читайте также:  Этапы развития ребенка скрининг программы

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок читает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

А сейчас проверим ваши глазки.
Физкультминутка «Пчелка». 
На стене висит изображение пчелки.

Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький — раз,
Красненький — два,
Со скольких цветков я нектар собрала?
Ответы детей.
Врач:
-На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Врач:
-Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев .
Нам надо  всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети:
-Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).
1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.
Врач:
-Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Врач:
-Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Дети перечисляют.
Врач предлагает картинки из набора картинок «Продукты»  — морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д.  Дети выбирают наиболее полезные для глаз.
Физкультминутка «Самолет».
Врач:
-А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим

«самолетом».

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за

 ними взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью

 И следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.

Врач:
-А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
4. Не читайте в транспорте.
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты  с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе.
Врач:
-А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать (1 мин.)
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Врач: 
-Отгадайте загадки:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она, 
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо — роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.

Читайте также:  Роль ппд на разных этапах развития ребенка

Два соседа — непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
-Да, это глаза. Глаза наши — незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз.  Недаром говорят, что глаза — зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и  любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Угощает детей витамином для глаз — морковкой.

Источник

Значение зрения
в психическом развитии ребенка 
уникально. Нарушение его деятельности
вызывает у ребенка большие затруднения 
в познании окружающей действительности,
сужая социальные контакты, ограничивая 
его ориентировку и возможности 
заниматься многими видами деятельности.  
Нарушения зрения разделяются на группы
по следующим критериям: время поражения(врожденные
и приобретенные), характер протекания
(прогрессирующие и непрогрессирующие),
степень нарушения зрительной функции
(слепые и слабовидящие).  
Нарушения зрения могут быть врожденными
и приобретенными. Врожденные нарушения
зрения: микрофтальм – грубое структурное
изменение глаза, анофтальм – врожденное
безглазие, катаракта – помутнение хрусталика,
пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся
сужением поля зрения, и астигматизм –
аномалия рефракции, т.е. преломляющей
способности глаза, — обусловлены наследственными
факторами. Врожденная патология органа
зрения может быть также вызвана повреждениями
или заболеваниями в период внутриутробного
развития (токсоплазмоз и другие инфекции,
воспалительные процессы, нарушение обмена
веществ и пр.).  
Приобретенные недостатки зрительного
анализатора распространены меньше, чем
врожденные. Однако тяжелые заболевания
органов зрения (глаукома, атрофия зрительного
нерва и пр.), заболевания центральной
нервной системы (менингит, менингоэнцефалит),
осложнения после общих заболеваний организма
(грипп, корь и пр.) и травматические повреждения
мозга и глаз, перенесенные ребенком, могут
привести к нарушению зрения.  
Кроме того, различают прогрессирующие
и непрогрессирующие нарушения зрительного
анализатора. Прогрессирующие дефекты
отличаются постепенным ухудшением зрительных
функций в результате влияния патологического
агента. Снижение основных зрительных
функций (острота зрения, поле зрения)
может быть при появлении мозговых опухолей,
при повышении внутриглазного давления
(глаукома). Очень часто встречаются случаи
прогрессирования близорукости и дальнозоркости.  
В зависимости от степени нарушения зрительной
функции выделяют слепых и слабовидящих.  
Слепые дети – дети с полным отсутствием
зрительных ощущений, либо сохранившимся
светоощущением, либо остаточным зрением
(максимальной остротой зрения 0,04). Различают
разные степени потери зрения: абсолютная
(тотальная) слепота, при которой полностью
отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение
и цветоразличие); практическая слепота,
при которой сохраняется или светоощущение
на уровне различения света от темноты,
или остаточное зрение, позволяющее сосчитать
пальцы рук у лица, различать контуры и
силуэты. Большинство слепых детей имеют
остаточное зрение.  
Для определения специфики психического
развития кроме степени нарушения большое
значение уделяется времени наступления
патологического процесса. Исходя из этого
можно выделить две группы слепых: слепорожденные
и ослепшие. К первой группе относят лиц,
потерявших зрение до становления речи,
т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих
зрительных представлений, ко второй —
ослепших в последующие периоды жизни
и сохранивших в той или иной мере зрительные
образы в памяти. Чем раньше наступила
слепота, тем более заметны отклонения
нервно-психического развития. Оно проявляется
в различных вторичных отклонениях. При
заболевании с рождения ребенок не получает
никакого запаса зрительных представлений.
Затруднения в возникновении вертикального
положения тела, боязнь пространства и
новых предметов ведут к задержке в освоении
пространства и предметной деятельности.
Первые специализированные манипуляции
и отдельные функциональные действия
с предметом появляются у слепых детей
после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной
ориентации обусловливает недоразвитие
походки, тормозит формирование тела.
У ребенка, потерявшего зрение в более
старшем возрасте, имеется прошлый опыт
зрительных впечатлений, который облегчает
развитие моторики, предметной деятельности,
образование представлений и понятий.  
Большое значение для прогноза психического
развития ребенка будут иметь и индивидуальные
особенности интеллекта, эмоционально-волевой
сферы и личности ребенка в целом, а также
своевременное начало специального обучения.
У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной
сферы связано с ограничением либо невозможностью
восприятия таких выразительных средств,
как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь,
усугубляет недоразвитие форм общения
на ранних этапах развития ребенка.  
Слабовидящие дети – дети с остротой зрения
на лучше видящем глазу при использовании
очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых
детей от слабовидящих в том, что зрение
остается основным средством восприятия.
Зрительный анализатор остается ведущим
в учебном процессе, как и у нормально
видящих детей, т.е. другие анализаторы
не заменяют зрительных функций, как это
происходит у слепых. Слабовидящие дети
используют остаточное зрение при знакомстве
с явлениями и предметами окружающей действительности,
а также при движении и пространственной
ориентации. Однако из-за недостаточности
зрительного восприятия обзор окружающей
действительности у них сужен, замедлен
и неточен, поэтому их представления имеют
качественное своеобразие. Слабовидение
оказывает заметное влияние на психологическое
развитие ребенка: замедленны процессы
запоминания, затруднены мыслительные
операции, ограничены движения.  
У детей с нарушениями зрения наблюдается
своеобразие эмоционально-волевой сферы,
характера и отношений с окружающими людьми.
Эта категория детей отличается особенностями
поведения: они агрессивны и раздражительны,
замкнуты. Такие особенности объясняются
неудачами и трудностями в учебе, игре,
общении со сверстниками. Недостаточность
зрительного анализатора вызывает нарушения
не только зрительного восприятия, но
деятельности и личности в целом.  
Слабовидящие и слепые дети нуждаются
в специальных условиях обучения и воспитания.  

Влияние
слепоты на общее 
развитие

До двух-трех
месяцев жизни младенец с глубокими нарушениями
зрения по характеру реакций и поведению
почти не отличается от зрячего ребенка
того же возраста. И только после этого
периода патология начинает заметно проявлять
себя. Малыши отстают от сверстников в
освоении навыков подвижности (имеются
в виду повороты со спины на живот и обратно,
попытки садиться, а в дальнейшем и самостоятельно
ходить), у них замедленно развивается
мышление, возникают затруднения в попытках
овладения предметными действиями.

Кроме того, снижение
зрительных функций отрицательно влияет
на психическое, физическое и эмоциональное
развитие, что выражается в малой подвижности,
пониженном настроении, тенденции к замкнутости,
«погружении в себя» и, как следствие,
приводит к игнорированию контактов с
другими детьми.

Развитие 
с первых недель

Многие родители
слепых и слабовидящих детей, стремясь
решить возникшую проблему с помощью 
медицины, упускают из виду необходимость 
уделять больше внимания физическому,
психическому, музыкальному и интеллектуальному
развитию своих малышей. Не следует забывать
и о том, что, прежде всего, ребенок нуждается
в материнской любви, ее внимании, а также
в понимании его проблем и безграничном
терпении со стороны близких.

Природа наградила 
человека, помимо зрительных, и другими
ощущениями: слуховыми, обонятельными,
проприоцептивными
(исходящими от мышц
и сухожилий), осязательными. Все это
позволяет младенцу в той или иной степени
компенсировать дефицит информации об
окружающем мире, связанный с отсутствием
зрения. Родители обязаны помочь ему, создав
адекватную среду, позволяющую развивать
органы чувств.

С самого рождения
такого малыша рекомендуется одевать 
в ползунки и свободную распашонку,
туго пеленать его недопустимо
.

Для стимуляции
тактильных ощущений
(ощущений от прикосновений,
ощупывания) необходимо класть ребенка
на тканевые поверхности с различной текстурой.
Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные,
бархатные, вельветовые, тюлевые и другие
ткани. Предварительно малыша рекомендуется
раздеть – так он будет лучше чувствовать
поверхность кожей. Совершая доступные
ему движения на той или иной поверхности,
младенец получает представление об окружающем
пространстве, у него формируется осознание
того, как предметы перемещаются, как изменяются
их соотношения и положение в пространстве,
развивается способность понимать связь
между причинами и следствиями. Полезно
сделать для малыша специальное одеяло,
сшитое из лоскутов тканей с различной
текстурой. По краям желательно пришить
колечки, пуговицы, шарики от погремушек,
веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка
на одеяло надо так, чтобы он находился
в разных положениях — на животе, на спине
или на боку.

Читайте также:  Бураков пособие для центров развития ребенка купить

Если у малыша
есть остаточное зрение, то кусочки
ткани, расположенные рядом друг с другом,
должны иметь не только тактильный контраст
(достаточно резко отличаться по текстуре),
но и зрительный (например, один черный
и бархатный, другой – белый и шелковый).
Кроме того, необходимо проводить занятия,
направленные на формирование
зрительного внимания
. Начинать их нужно
как можно раньше, поскольку именно в первые
месяцы жизни зрительная система претерпевает
значительные изменения и является наиболее
чувствительной к внешним стимулам — свету
и цвету. Чтобы привлечь внимание ребенка
с глубокими нарушениями зрения, целесообразно
использовать максимально яркие предметы.
Наиболее удачными из них являются фонарик
(лампа, флуоресцентные игрушки), блестящие
предметы, картинки и предметы с контрастным
рисунком, увеличенные изображения. Если
сочетания контраста и движения недостаточно,
можно пытаться привлечь внимание младенца
к предмету каким-либо звуком: голосом,
мелодией погремушки, постукиванием по
предмету.

Эмоциональный
контакт

С рождения ребенок 
очень чувствителен к воздействиям
взрослого, который за ним ухаживает.
Наиболее значимы для младенца
прикосновения и ласки
. При этом движения
мамы должны быть спокойными и неторопливыми.
Резкие, неточные, неуверенные жесты взрослого
приводят младенца в состояние дискомфорта
и тревоги, он может стать беспокойным
и плаксивым. Малыш еще не понимает слов,
но уже чувствует тон голоса, темп речи.
Поэтому во время кормления, а также переодевая
малыша или занимаясь с ним, нужно ласково
разговаривать с ребенком. Не следует
позволять малышу слишком долго кричать.
И, конечно же, тотчас доброжелательно
откликаться на все попытки ребенка общаться,
хотя они могут сводиться лишь к тому,
что он неподвижно прислушивается, делает
неопределенные движения, издает какие-то
звуки.  

Развитие
вестибулярного аппарата

Маленькие слепые
дети без специальных занятий 
мало двигаются, поэтому их вестибулярный
аппарат развивается медленно. А это ,
в свою очередь, тормозит развитие активных
движений. Чтобы компенсировать это отставание,
малыша необходимо как можно чаще брать
на руки и всюду двигаться вместе с ним.
Лучше всего это делать во время прогулок.
Ребенок должен находиться в специальном
рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на
руках или в рюкзаке желательно и при выполнении
легких домашних хозяйственных дел. Ведь,
передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает
пассивные движения, которые способствуют
развитию его вестибулярного аппарата.
Кроме того, они обеспечивают хороший
телесный контакт между мамой и малышом,
а он так необходим слепому ребенку!

Подобные совместные
передвижения необходимо совершать 
каждый день, по крайней мере, до тех
пор, пока вес малыша позволяет маме его
носить.

Знакомство 
с окружающим миром

У слепого ребенка 
по понятным причинам, не возникает 
потребности поднимать и высоко
держать голову, протягивать руки
к игрушкам и окружающим предметам,
ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя
окружающее пространство. Поэтому стремление
к познанию мира у такого малыша должны
развивать родители.

Поисковое поведение 
и игры с мамой — это первоначальный,
но крайне необходимый этап на пути
от ранней социальной привязанности (родители,
домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации
ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для
достижения этой цели необходимо поощрять
любые попытки малыша к движению и самостоятельности
(всегда под наблюдением взрослых), поскольку
его личный, реальный опыт приносит гораздо
больше пользы, чем любые словесные описания.
А проводниками в окружающий мир станут
другие органы чувств.

Осязание
играет огромную роль в процессе знакомства
незрячего малыша с окружающими предметами.
Руки заменяют слепому зрение, с их помощью
он получает представление о тех или иных
предметах. Обучая слепого ребенка осязанию,
нужно поощрять его желание использовать
свои руки для обследования различных
предметов и материалов. При этом родители,
конечно же, должны понимать, что малыш
сам не станет интересоваться многими
вещами до тех пор, пока ему не расскажут
о них – ведь он попросту их не видит! Показывая
ребенку что-либо, взрослые должны управлять
его руками, накладывая на них свои, и одновременно
рассказывать, какого цвета предмет, какова
его форма, для чего он служит и как им
пользоваться. Необходимо приучать малыша
обследовать предметы систематически,
используя обе руки (одна рука, например,
держит посуду, а другая отыскивает на
столе игрушку и кладет ее в посуду).

Естественно, кроху
нужно предупреждать об опасности, если
он собирается дотронуться до чего-то
горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись
неожиданного ощущения, ребенок станет
опасаться использовать свои руки для
«рассматривания» окружающего мира.

Обучая малыша
тому или иному движению, следует стоять
за спиной ребенка и делать все вместе
с ним. Если при этом находиться напротив,
движение получится зеркальным, и ребенку
будет трудно воспринять его. Кроме того,
взрослые должны постоянно рассказывать
незрячему малышу о том, чем они занимаются
в данный момент, что происходит вокруг.
Таким образом, они сформируют предпосылки
к установлению содержательного речевого
контакта с ребенком.

Слух.
Слуховые образы предметного мира дают
возможность малышам с глубокими нарушениями
зрения реагировать на раздражители, соотносить
их с предметами и в соответствии с этим
организовывать свое поведение. Разговаривая
с ребенком, нужно называть его по имени,
объяснять, кто с ним разговаривает. И
обязательно предупреждать перед любым
неожиданным для него проявлением. Например,
перед тем, как прикоснуться к малышу рукой.
Иначе ему может быть неприятно или он
испугается.

Используя возможности 
слухового восприятия, слепого ребенка 
можно обучить хватательным
движениям
. Для того чтобы схватить
звучащий предмет, такому малышу нужно
акустически локализовать свою цель. Правда,
с помощью слуха он не может контролировать
траекторию движения рук по направлению
к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить
положение кистей своих рук к размеру
и форме предмета, должны сначала исследовать
его тактильно (на ощупь). Но в конце концов
ребенок должен понять, что тот или иной
предмет существует, хотя его нельзя пощупать,
и он не издает звуков. Родителям необходимо
научить малыша определять на слух, куда
упала игрушка, или находить исчезнувшие
предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно
предоставить возможность самому отыскивать
его вещи, упавшие на пол, подсказывая,
где именно они находятся. Если что-то
в доме переставлено на другое место, об
этом нужно обязательно сообщить ребенку.

Еще один момент,
на который необходимо обратить внимание:
называть разные направления в пространстве
и расположение предметов следует 
как можно более конкретно.
Таких понятий как «там», «далеко», «тут»,
малыш не воспринимает. Определяя для
незрячего ребенка размеры предмета, исходят
из размеров тела малыша. Например, «это
такого же размера, как твоя рука».

Формирование 
слухового восприятия, вместе с побуждением 
малыша к диалогу, общению, обеспечивает
активность речевой деятельности ребенка.
А это в дальнейшем становится важнейшим
фактором частичной компенсации слепоты

Значение музыкальных 
образов в воспитании слепого 
ребенка, а особенно их влияние на
развитие функций мозга, трудно переоценить.
Поэтому с самого начала родители
должны побуждать незрячего малыша
к занятиям вокалом и музыкой.
Уже в грудном возрасте для 
младенца следует устраивать недолгие
(5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво
приобщая его к ритмичной негромкой музыке
с красивой мелодией. При этом можно слегка
раскачивать кроху на руках или помогать
ему подпрыгивать (и желательно, интонировать
— подпевая). Важно, однако, чтобы после
таких музыкальных «пятиминуто?