Роль взрослых в развитии ребенка раннего возраста

Роль  взрослого  в  воспитании  ребёнка  раннего  возраста.

С  момента  появления  на  свет  младенец  нуждается  в  тесном  эмоциональном  телесном  контакте  с  матерью.  Он  жаждет  чувствовать  её  прикосновения,  ласку,  постоянную  заботу  и  внимание,  всеми  имеющимися  у  него  средствами  старается  удержать  её  возле  себя,  вступает  с  ней  в  диалог.  Чуткое  и  ласковое  поведение  матери,  симбиотическая  связь,  эмоционально-личностное  общение  с  ней  способствуют  формированию  у  ребёнка  чувства  безопасности,  защищённости,  доверия  к  миру.  Эти  же  чувства  он  со  временем  переносит  на  тех  взрослых,  с  которыми  вступает  в  тесный  эмоциональный  контакт.  От  того,  сформированы  эти  базисные  новообразования  или  нет,  в  будущем  зависит  уверенность  малыша  в  себе,  в  свои  силы,  возможность  совершать  самостоятельные  поступки.

Маленький  ребёнок  безгранично  доверяет  взрослому.  Рядом  с  ним  малыш  не  испытывает  страха,  чувствует  себя  в  безопасности.  В  новой  обстановке,  оценивая  степень  опасности,  он  в  первую  очередь  ориентируется  на  взрослого:  обращает  внимание  не  его  внешние  проявления,  старается  вникнуть  в  суть  его  высказываний.  Доверяя  ему,  малыш  приобретает  доверие  к  миру.  Свои  привычки,  стиль  поведения  он  выстраивает,  подражая  любимому  взрослому.

Ребёнок – существо  деятельное,  любознательное.  Наблюдая  за  происходящим  вокруг,  он  сразу  же  вычленяет  для  себя  что-то  новое,  стремится  понять  его,  проявляя  самостоятельность,  инициативность.  Но  без  взрослого  ему  не  обойтись.  В  первые  годы  жизни  происходит  становление  индивидуальности  ребёнка,  поэтому  чрезвычайно  важно,  чтобы  взрослые  создавали  оптимальные  условия  для  развития  его  личности.  Только  в  тесном  взаимодействии  со  взрослым  ребёнок  начинает  усваивать  огромное  количество  специфических  действий  с  предметами  согласно  их  общественному  назначению,  учится  играть,  жить  в  социуме.

Взрослый  не  должен  скупиться  на  щедрые  похвалы  ребёнка.  Следует  отмечать  даже  незначительные  успехи  малыша.  Воспитание  любовью  —  эффективный  метод  воспитания  детей  первых  лет  жизни.  В  атмосфере  любви  и  заботы  малыш  растёт  спокойным,  активным,  уверенным  в  себе,  открытым  и  доброжелательным  к  окружающим.  Любовь  ускоряет  процесс  социализации  ребёнка.  При  недостатке  любви  малыш  постоянно  испытывает  дискомфорт,  растет  хмурым,  замкнутым,  неуверенным  в  себе.

Умение  ребёнка  обращаться  ко  взрослому  с  вопросом,  за  помощью —  прямое  отражение  того,  как  взрослый  общается  с  малышом.

Любовь  к  ребёнку  не  означает  вседозволенность.  Спокойно,  доброжелательно  высказанное  замечание,  ограничение  в  нежелательных  действиях – это  тоже  проявление  любви.  Для  малыша  это  и  расстановка  ориентиров,  и  осознание  понятий  «хорошо – плохо»,  и  уверенность  в  том,  что  о  нем  помнят,  а  значит,  любят.

Взрослый  должен  выступать  в  роли  внимательного  помощника  и  доброжелательного  учителя.  Такой  взрослый  в  глазах  ребёнка  становится  настоящим  авторитетом,  на  которого  хочется  походить  во  всем.  Развивающая  роль  взрослого  заключается  в  грамотном  сопровождении  малыша  в  окружающем  мире.

Категорически  запрещается  высмеивать  ребёнка,  унижать  его  достоинство.  Следует  помнить,  что  у  ребёнка  в  этом  возрасте  формируется  самооценка.

Запрещая  что-то,  следует  спокойно,  в  доступной  форме  объяснить  малышу,  почему  нельзя  совершать  то  или  иное  действие,  доходчиво  разъяснить  смысл  его  поступков.  Ни  в  коем  случае  нельзя  запугивать  ребёнка,  угрожать  ему.  Если  что-то  запрещается  категорически,  то  следует  предложить  малышу  альтернативу.  Запретив  одно,  нужно  сразу  же  предложить  что-то  другое,  нельзя  ребёнка  оставлять  в  бездеятельном  состоянии.  И  все  же  ребёнок  может  расшалиться,  перестать  слушать  взрослого.  В  этом  случае  для  малыша  первого  и  второго  годов  жизни  действенным  будет  метод  отвлечения:  «Смотри,  к  на  птичка  прилетела!».

Задача  взрослого – донести  до  сознания  детей  мысль  о  том,  что  есть  запреты,  которые  даже  не  обсуждаются.

В  воспитании  малышей  могут  иметь  место  порицания,  но  не  суровые  наказания.  Шлепок  демонстрирует  бессилие  взрослого,  бессмысленное  усаживание  на  стул  также  не  имеет  эффекта.  Ребёнок  в  силу  особенностей  возраста  не  сможет  долго  усидеть  на  стуле  и  найдет  для  себя  занятие  под  стулом,  а  то  и  вовсе  сбежит,  забыв  о  первопричине  наказания.  Ещё  хуже,  когда  взрослый  пытается  наказать  ребёнка  трудом:  «Что  ты  все  бегаешь  и  бегаешь!  Лучше  иди  покорми  рыбок!»

Останавливая  нежелательные  действия   малыша,  взрослый  не  должен  поддаваться  эмоциям.  Следует  спокойно  и  грамотно  разобраться  в  происходящем.  При  этом  важен  стиль  порицания:  взрослый  должен  выражать  не  гнев,  а  огорчение  (малыш  чутко  улавливает  разницу).  Сочувствуя  огорчению  взрослого,  ребёнок  искренне  раскаивается  в  содеянном,  надолго  запоминает  этот  эпизод.  Гневные  слова  в  адрес  малыша  могут  привести  к  неожиданным  результатам.  Ребёнок  второго  года  жизни  начнет  удивленно  рассматривать  лицо  разгневанного  взрослого,  прислушиваться  к  возбужденному  голосу,  не  вникая  в  суть  происходящего.

Порицание  должно  сразу  же  следовать  за  проступком,  чтобы  ребёнок  понял  его  справедливость.  Педагогическая  ценность  порицания  пропадает,  если  взрослый  говорит:  «Вечером  придет  папа,  я  ему  расскажу!..»  К  вечеру  малыш  напрочь  забудет  о  своем  поступке,  так  как  память  его  кратковременна.

В  ходе  воспитательного  процесса  важно  дозировать  запреты  и  наказания.  Частые  ограничения  сковывают  детскую  активность,  замедляют  развитие  интеллекта.  У  одних  детей  резко  снижается  эмоциональный  тонус,  пропадает  интерес  к  окружающему.  Дети,  находящиеся  в угнетённом  состоянии,  довольно  длительное  время  могут  отказываться  от  игры  и  т.п.  Другие  бунтуют,  кричат,  протестуют  против  ограничения  свободы  собственных  действий,  становятся  раздражительными,  обидчивыми.

Раннее  детство – самоценный  период,  наполненный  богатым  содержанием,  познавая  которое  взрослый  совершенствует  свое  мастерство.  Постоянно  помня  о  том,  что  организм  малышей  хрупок  и  раним,  взрослый  должен  чутко  реагировать  на  изменения  самочувствия  и  настроения  детей.  

Читайте также:  Ребенок отстает в развитие препарат

Источник

Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Ильина С. В. ,

магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,

Е-mail: luchik192@gmail.com

Демидова Н. И. ,

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).

М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой.Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу — произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.

Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие »значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции »значимого взрослого»: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении »Я-концепции» ребенка [3].

В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).

Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.

Читайте также:  Предметно развивающая среда как фактор развития личности ребенка

В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.

Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.

Источник

gn=»justify»>     2.
перенос в другую ситуацию. Таким 
образом происходит отрыв действия 
от единичного предмета и конкретной 
ситуации.

     П.Я.
Гальперин выделил 2 вида предметной
деятельности в раннем возрасте [1,346]:

     1.
ручные – в этом случае предметами 
действуют как рукой;

     2.
орудийные – в этом случае 
рука подстраивается под орудие.

Использование
орудийного действия направлено не на
функциональное удовольствие, а на
результат.

     Следующая
перестройка в предметной деятельности
происхлдит под влиянием образа действий,
который предлагает взрослый. В результате
начинает складываться совместная деятельность,
в результате которой взрослый передает
ребенку общественно-выработанные способы
употребления предметов, т.е. ребенок начинает
подчинять действия не логике орудия,
а логике употребления данного предмета,
принятого в данном обществе.

     Д.Б.
Эльконин [27,287]в предметной деятельности
выделил две стороны:

    • смысловую
    • техническую

      
Когда действие сформировалось,
эти стороны слиты и образуют
единство.

     Позже
ребенок начинает воспроизводить предметные
действия с особым смыслом, ради выполнения
поручений взрослого. Характерной 
особенностью является постоянная ориентация
на оценку взрослого, что закладывает 
основу формирования оценки предметной
деятельности.

         
К концу раннего детства (на 
третьем году жизни) начинают 
складываться новые виды деятельности,
которые достигают развернутых 
форм за пределами этого возраста 
и начинают определять психическое 
развитие. Это игра и продуктивные
виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

     Игровая
деятельность начинает складываться в 
раннем детстве. Различают два вида
игр[30,190]:

    • предметная
    • сюжетно-ролевая

     Предметная 
игра направлена на воспроизведение 
действий с предметами. В раннем
детстве формируются разнообразные предпосылки
к ролевой игре. Это переименование предметов,
отождествление своих действий с действиями
взрослых, называние себя именем другого
человека, формирование действий, которые
воспроизводят действия других людей.

     Содержание
первых игр ограничивается двумя-тремя
действиями (кормление куклы, укладывание
ее спать). Но дети не отображают сюжетов
их субъективной жизни, а показывают то,
что им показал взрослый.

     В
раннем детстве в игре дети начинают
использовать разнообразные заместители,
замещая один предмет другими. Ребенок
не дает предмету-заместителю другие названия,
затем дети дают предметам игровое название
[27,417].

     В
играх детей нет развернутых 
ролей, но можно наблюдать постепенно
формирование предпосылок к ролевой 
игре. С появлением предметов-заместителей
ребенок начинает изображать действия
конкретных взрослых, действуя, как взрослый.
Постепенно ребенок узнает себя в игре
и понимает, что играет роль.

     Различают
этапы игры:

  1. Отобразительная
    игра – распространена у детей 1,5 лет,
    отображает предметно-игровые действия.
  2. Сюжетно-отобразительная
    игра – ребенок разворачивает элементарный
    сюжет.
  3. Сюжетно-ролевая
    игра – после трех лет.

     Согласно 
В.В. Бойко[6,57], в ролевой игре воспроизведение
предметных действий отходит на второй
план, а на первый план выдвигается воспроизведение
общественных отношений и трудовых функций.
Тем самым удовлетворяется основная потребность
ребенка как общественного существа в
общении и совместной жизни со взрослыми.

     В
связи с развитием предметной
деятельности в раннем возрасте возникают
предпосылки к овладению рисованием. На
втором году возникает интерес к карандашу
и действиям с ним. Ребенок начинает подражать
взрослому, водя карандашом по бумаге.
Совершая беспорядочные движения, ребенок
не стремится что-либо изобразить, он просто
манипулирует карандашом по бумаге. Ребенок
делает важное открытие, которое оставляет
след и ребенок видит наглядный образец
собственных действий. Каракули вызывают
у ребенка интерес, стремление их повторить.
Каракули – это прерывания, слегка закругленные
линии с одинаковым слабым нажимом [29,179].

     По 
мнению В.С. Мухиной [18,161], перелом в
рисовании возникает, когда ребенок узнает
в каракулях предметы окружающего мира,
но такой рисунок еще очень далек от реальности,
поскольку у ребенка не было намерений
нарисовать именно это. Когда ребенок
раннего возраста высказывает намерение
что-нибудь изобразить («Нарисую дядю…
солнышко… зайчика»), он имеет ввиду знакомый
ему графический образ – сочетание линий,
которое в его прошлом опыте обозначалось
как то или иной предмет. Графическим образом
многих предметов становится закругленная
линия.

     Для
формирования собственно изобразительной 
деятельности недостаточно лишь отработки 
«техники» нанесения линий и 
обогащения восприятия и представлений.
Необходимо формирование графических
образов, что возможно при систематическом
влиянии взрослого.

     В
раннем детстве появляется стремление
ребенка действовать со взрослым,
как большой. Дети ежедневно наблюдают 
за трудом взрослого и видят их
результат. Ребенка привлекают дела
взрослого, поэтому он настойчиво требует
помогать ему. Но смыл трудовых действий
не всегда понятен ребенка, поэтому эмоциональное
желание действовать со взрослым выражено
сильнее, чем результат. Качество трудовых
операций очень низкое , поскольку ребенок
ориентирован на желание, привлекательность
труда.

     Главная
черта труда – орудийность, то
есть ребенку важно использовать
какое-либо орудие в конкретном трудовом
действии, поэтому он часто не доводит 
начатое до конца. Цель оперирования
с орудиями труда лежит в самих 
действиях.

Читайте также:  Центр развития ребенка 463 москва

     С
двух с половиной лет начинает
формироваться личностное новообразование
– гордость за собственные достижения.
И теперь ребенок видит результат своих
действий и хочет получить положительную
оценку. Ближе к трем годам ребенок начинает
осознавать результат. Сначала он фиксирует
трудовые действия и его результат в речи,
а затем начинает претворять свои действия.

     Наряду 
с результативными действиями появляются
предпосылки продолжения действий,
но только в совместном труде со
взрослым.

     Со 
становлением предметной деятельности
ребенок осваивает бытовые навыки,
ребенок интересуется функциями предметов,
включается в бытовые процессы. Технической
стороной бытовой деятельности выступают
культурно-гигиенические навыки, которые
направлены на подержание личной гигиены
с помощью социально заданных средств
[15,247].

     Ребенок
в бытовой деятельности начинает
усваивать первые причины следственной
связи (одежда, полотенце), что положительно
влияет на его мышление.

     Привитие 
культурно-гигиенических навыков 
повышает контроль к собственному внешнему
виду, формирует представления о тел, учит
быть опрятным, бережливым.

     В
результате освоения культурно-гигиенических 
навыков ребенок начинает осваивать 
правила культуры поведения[24,174]:

    • мыть руки
      перед едой, после посещения туалета;
    • аккуратно
      есть, не разговаривать во время еды;
    • складывать
      свою одежду перед сном;
    • просится
      на горшок;
    • чистить зубы,
      расчесываться, одеваться;
    • употреблять
      вежливые слова;
    • пользоваться
      носовым платком и др.

Итак, предметная
деятельность становится ведущей в 
раннем возрасте. В раннем возрасте
зарождаются и другие виды деятельности.
Ранний возраст —  это период, когда
ребенок психологически погружается в
предметную, игровую, изобразительную,
трудовую и бытовую деятельности. У ребенка
формируются культурно-гигиенические
навыки, ребенок начинает использовать
орудия труда в конкретном трудовом действии.
В действиях ребенка любой предмет 
может взять на себя функцию другого предмета.
Ребенок начинает сравнивать свои действия
с действиями взрослого. Также в предметной
и других видах деятельности идет психическое,
личностное развитие. 
 

     1.2.
Роль родителей 
в развитии ребенка 
в раннем возрасте

     1.2.1.
Родительство как 
феномен

     Родительство 
– социально-психологический феномен,
представляющий собой эмоционально
и оценочно окрашенную совокупность
знаний, представлений и убеждений относительно
себя как родителя, реализующую во всех
проявлениях повеведенческой составляющей
родительства [23,31].

     В
период становления родительство является
неустойчивой структурой, что проявляется 
в отсутствии согласованности некоторых
компонентов между родителями, периодическом
возникновении конфликтных ситуаций,
большей подвижности структуры.

     Становление
характеризуется согласованием 
представлений мужчины и женщины 
относительно роли родителей, функций,
распределений ответственности, обязанностей.
Сначала это согласование происходит
на теоретическом уровне, а с появлением
ребенка начинает реализоваться на практике.

     Психологами
Р.В. Овчаровой [23], Л.Ф. Обуховой [21] рассматривается  
родительство как психологическое явление
с точки зрения двух различных подходов:
системного и феноменологичного.

     Согласно 
Р.В. Овчаровой [23,83] на стадии развитой
формы родительство включает в себя такие
компоненты:

  1. Родительские
    ценности
  2. Установки
    и ожидания
  3. Родительское
    отношение
  4. Родительские
    чувства
  5. Родительские
    позиции
  6. Родительскую
    ответственность
  7. Стиль семейного
    воспитания

     Согласно 
системному подходу, родительство в 
качестве относительно самостоятельного
образования входит в более крупную 
систему, каковой является система 
семья.

Используя
принципы системного подхода, применительно
к психолого-педагогическому формированию
феномена родительства, можно констатировать
следующее: 
1. Феномен родительства системно детерминирован,
то есть представляет собой относительно
самостоятельную систему, одновременно
являясь подсистемой по отношению к системе
семьи.  
2. Феномен родительства многогранен. Родительство
— многогранный феномен, который можно
рассматривать на двух уровнях: на субъективно-личностном
уровне и как надындивидуальное целое.
Оба этих уровня одновременно являются
естественными этапами формирования родительства.  
3. Факторы, влияющие на формирование родительства,
иерархически организованы и представлены
на нескольких уровнях: макросистема —
уровень влияний общества; мезосистема
— уровень влияния родительской семьи;
микросистема — уровень собственной семьи
и, наконец, уровень конкретной личности.
Нами будут рассмотрены первые три уровня.  
4. Феномен родительства — явление динамическое,
включающее процесс становления и развития.  
5. Психолого-педагогическое формирование
родительства должно осуществляться с
опорой на педагогические компоненты
родительства как интегрального психологического
образования личности.

           
Родительство, являясь динамической 
системой, имеет определенные этапы, 
на которых психологи выделяют различные
родительские функции и задачи, которые
также изменяются в зависимости от возраста
ребенка.

     Л.Г.
Матвеева [24, 268] выделяет такие этапы родительства
и присущие этим этапам особенности возраста
ребенка:

  1. Раннее младенчество
    (до одного года). В это время для ребенка
    огромное значение имеет любовь, привязанность.
    Если потребность в общении и любви на
    этом этапе не удовлетворяется, он может
    вырасти замкнутым, отстраненным от окружающего
    мира.
  2. Позднее младенчество
    и раннее детство (от одного года до пяти
    лет), на этом этапе становление самостоятельности
    м уверенности зависит от характера общения
    со взрослыми,
  3. Дошкольный
    и младшешкольный период (от пяти до одиннадцати
    лет). На этом этапе ребенок учится ставить
    перед собой цели и решать задачи; отмечается
    стремление к похвале,
  4. Подростковый
    период и юность (от одиннадцати до семнадцати
    лет). На этом этапе в поведении ребенка
    характерна ориентация на нормы взрослых.

     Л.Ф.
Обухова, Р.В. Овчарова подчеркивали, что 
именно с близкими взрослыми (мамой,
папой) ребенок встречается на первых
этапах своей жизни и именно от них и через
них знакомится с окружающим миром, впервые
слышит человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности,
а в дальнейшем и постигать сложную систему
человеческих взаимоотношений. Известно
немало примеров, когда дети, по каким-либо
причинам лишенные возможности общаться
со взрослыми первые несколько лет своей
жизни, потом так и не смогли научиться
мыслить, говорить, не смогли адаптироваться
в социальной среде.

Источник