Роль взрослого в развитии ребенка

Роль взрослого в развитии ребенка thumbnail

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т. п.

— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:

— внимания и интереса ребенка ко взрослому;

— эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

— инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

— чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических) по принципу:

— появление дискомфорта;

— крик;

— внимание взрослого;

— устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:

— отсутствии сформированной речи;

— отставании в умственном развитии;

— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

— недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

— двигательной вялости и компенсационных движения.

— сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная — присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия, которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Источник

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться  в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка дошкольного возраста

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка — наблюдение, а для взрослого —организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.

Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.

Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством — именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге — для прогресса человечества.

Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :

Описание слайда:

Презентация на тему: «Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка» :

2 слайд

Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служи

Описание слайда:

Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: Служит носителем ценностей и человеческого опыта Является организатором процесса воспитания и обучения

3 слайд

Взрослый – носитель ценностей

Описание слайда:

Взрослый – носитель ценностей

4 слайд

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействов

Описание слайда:

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно только гипнотизацией, которой так подлежат дети,- гипнотизацией, заразительностью примера.» Л.Н. Толстой

5 слайд

Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отноше

Описание слайда:

Родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания

6 слайд

Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело

Описание слайда:

Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений

7 слайд

В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, ка

Описание слайда:

В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей

8 слайд

Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей

Описание слайда:

Ведущий метод, способствующий реализации функции «Взрослый-носитель ценностей» в целенаправленной форме Для ребенка: наблюдение

9 слайд

Для взрослого : организация совместной деятельности.

Описание слайда:

Для взрослого : организация совместной деятельности.

10 слайд

 Педагогические ситуации.

Описание слайда:

Педагогические ситуации.

11 слайд

 Показ.

12 слайд

 Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта

Описание слайда:

Взрослый – организатор процесса передачи социального опыта

13 слайд

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессионал

Описание слайда:

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность

14 слайд

Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обуче

Описание слайда:

Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка

15 слайд

ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО - ЛЮДИ.

Описание слайда:

ВОСПИТЫВАЕТ ВСЕ: ЛЮДИ, ВЕЩИ, ЯВЛЕНИЯ, НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО И ДОЛЬШЕ ВСЕГО — ЛЮДИ. ИЗ НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ — РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ. А.С. Макаренко

Роль взрослого в развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Роль взрослого в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Роль взрослого в развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-732268

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Педагогика раннего
возраста опирается на принципы
личностно-ориентированного взаимодействия
воспитателя с детьми, где в центре
внимания находится сам ребенок со своими
способностями, потребностями, желаниями.
Усилия воспитателя должны быть направлены
на эмоциональное благополучие и
гармоничное развитие личности каждого
воспитанника, общение с ним должно
неизменно проходить в атмосфере душевного
комфорта, доверия, открытости.

С момента появления
на свет младенец нуждается в тесном
эмоциональном телесном контакте с
матерью. Он жаждет чувствовать ее
прикосновения, ласку, постоянную заботу
и внимание, всеми имеющимися у него
средствами старается удержать ее возле
себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и
ласковое поведение матери, симбиотическая
связь, эмоционально-личностное общение
с ней способствуют формированию у
ребенка чувства безопасности, защищенности,
доверия к миру (Э. Эрик-сон). Эти же чувства
он со временем переносит на тех взрослых,
с которыми вступает в тесный эмоциональный
контакт. От того, сформированы эти
базисные новообразования или нет, в
будущем зависит уверенность малыша в
себе, в свои силы, возможность совершать
самостоятельные поступки.

Читайте также:  Методика наблюдения в психическом развитии ребенка

Маленький ребенок
безгранично доверяет взрослому. Рядом
с ним малыш не испытывает страха,
чувствует себя в безопасности. В новой
обстановке, оценивая степень опасности,
он в первую очередь ориентируется на
взрослого: обращает внимание на его
внешние проявления, старается вникнуть
в суть его высказываний. Доверяя ему,
малыш приобретает доверие к миру. Свои
привычки, стиль поведения он выстраивает,
подражая любимому взрослому.

Ребенок—существо
деятельное, любознательное. Наблюдая
за происходящим вокруг, он сразу же
вычленяет для себя что-то новое, стремится
понять его, проявляя самостоятельность,
инициативность. Но без взрослого ему
не обойтись. В первые годы жизни происходит
становление индивидуальности ребенка,
поэтому черезвычайно важно, чтобы
взрослые создавали оптимальные условия
для развития его личности. Только в
тесном взаимодействии со взрослым
ребенок начинает усваивать огромное
количество споецифических действий с
предметами согласно их общественному
назначению, учится играть, жить в социуме.

Взрослый не должен
скупиться на щедрые похвалы ребенка.
Следует отмечать даже незначительные
успехи малыша. Воспитание любовью —
эффективный метод воспитания детей
первых лет жизни. В атмосфере любви и
заботы малыш растет спокойным, активным,
уверенным в себе, открытым и доброжелательным
к окружающим. Любовь ускоряет процесс
социализации ребенка. При недостатке
любви малыш постоянно испытывает
дискомфорт, растет хмурым, замкнутым,
неуверенным в себе.

Умение ребенка
обращаться ко взрослому с вопросом, за
помощью и т.д.— прямое отражение того,
как взрослый общается с малышом (по
какому поводу, как часто и т.д.).

Любовь к ребенку
не означает вседозволенность. Спокойно,
доброжелательно высказанное замечание,
ограничение в нежелательных действиях
— это тоже проявление любви. Для малыша
это и расстановка ориентиров, и осознание
понятий «хорошо — плохо», и уверенность
в том, что о нем помнят, а значит, любят.

Взрослый должен
выступать в роли внимательного помощника
и доброжелательного учителя. Такой
взрослый в глазах ребенка становится
настоящим авторитетом, на которого
хочется походить во всем. Развивающая
роль взрослого заключается в грамотном
сопровождении малыша в окружающем мире.

Успех воспитания
детей в возрасте до трех лет зависит от
соблюдения взрослым следующих правил:

  • объем новых знаний,
    умений и навыков должен быть посильным,
    строго выверенным для детей каждой
    возрастной группы; следует учитывать
    и уровень развития каждого воспитанника;

  • педагогические
    воздействия должны быть обязательно
    согласованы между всеми взрослыми
    (дома и в условиях дошкольного учреждения);

  • значение требований
    должно быть понятно детям, выполнение
    их неукоснительно, иначе малыши будут
    капризничать, демонстрировать упрямство,
    негативизм;

  • одновременное
    обращение сразу ко всем воспитанникам
    группы (фронтально) в этом возрасте
    неэффективно. Ребенок, увлеченный
    игрой, зачастую не слышит взрослого, а
    если и слышит, то нередко считает, что
    это к нему не относится. Следует
    использовать лишь адресные обращения
    к детям. При этом действенным приемом
    является прием «глаза в глаза» (если
    необходимо, присев на корточки). В
    младенчестве малыш привык видеть лицо
    взрослого, смотреть ему в глаза. Овладев
    ходьбой, он в лучшем случае видит ноги
    взрослого и с трудом воспринимает его
    речь, не видя лица (Э. Эриксон);

  • между высказываниями
    взрослого и началом выполнения его
    требований ребенком должно пройти
    какое-то время. Как уже отмечалось, в
    силу особенностей возраста малыш не в
    состоянии сразу перестроиться с одного
    вида деятельности на другой, для этого
    ему необходимо время. Не раздражаясь,
    взрослый обязан дважды (с небольшим
    интервалом) повторить каждому малышу
    то, что от него требуется в данный
    момент;

  • в оценке деятельности
    малыша должно присутствовать больше
    похвалы, чем порицания. Положительная
    оценка имеет для ребенка особое значение.
    Но при этом необходимо учитывать возраст
    малыша. Ребенка второго года жизни
    завораживают сами действия, а не их
    результат, поэтому взрослый может с
    одобрением произнести: «Как ты хорошо
    убираешь игрушки на место!» Ребенок
    третьего года жизни открывает для себя
    значимость результата собственных
    действий, ему лестно услышать от
    взрослого: «Ты совсем большой! У нас
    полный порядок в комнате!»

Воспитатель всегда
должен найти повод, чтобы в течение дня
несколько раз похвалить каждого ребенка,
подчеркнув, за что именно он его хвалит.
Если же хвалить без причины, у детей
может сформироваться банальное
зазнайство, излишняя забота о собственном
благополучии. Ребенок тревожен, обращается
ко взрослым по любому поводу, требует
особого внимания к себе («Он меня
толкнул!», «Она не дает поиграть!..», «У
меня пальчик бо-бо!» и т.п.). Так незаметно
начинает формироваться нравственная
глухота ребенка.

Для детей скромных,
застенчивых особенно эффективным будет
использование приема опережения
одобрением («У тебя получится, я знаю!»),
а также внушения («Это ты сделаешь
легко!»). Поддержка в виде высказывания
«Не бойся!» малышам не подходит. Они
мгновенно настораживаются, напрягаются.
Само отрицание «не» вызывает у детей
дискомфорт.

Воспитатель должен
работать над собственной речью, обращаясь
к детям, сводить к минимуму количество
отрицаний, уметь преобразовывать
негативные обращения в позитивные
указания. Например, вместо предостережения:
«Коля, не толкай ребят, когда они пойдут
по лестнице!» — следует спокойно
напомнить: «Коля! Не забывай: по лестнице
все спускаются спокойно, осторожно!»

Категорически
запрещается высмеивать ребенка, унижать
его достоинство. Следует помнить, что
у ребенка в этом возрасте формируется
самооценка.

В случае конфликта
между детьми взрослый не должен обращаться
к ним на повышенных тонах, обвинять
кого-то из них. Это его ошибка, это он не
доглядел, не предотвратил конфликт.

Взрослый должен
быть спокойным, доброжелательным со
всеми воспитанниками.

Запрещая что-то,
следует спокойно, в доступной форме
объяснить малышу, почему нельзя совершать
то или иное действие, доходчиво разъяснить
смысл его поступков. Ни в коем случае
нельзя запугивать ребенка, угрожать
ему. Если что-то запрещается категорически,
то следует предложить малышу альтернативу.
Запретив одно, нужно сразу же предложить
что-то другое, нельзя оставлять ребенка
в бездеятельном состоянии. И все же
ребенок может расшалиться, перестать
слушать взрослого. В этом случае для
малыша первого и второго годов жизни
действенным будет метод отвлечения:
«Смотри, к нам птичка прилетела!» На
третьем году жизни использование метода
отвлечения следует рассматривать как
шаг назад. Конструктивным в данном
случае будет предложение ребенку на
выбор нескольких интересных дел. Свобода
выбора импонирует формирующейся
личности, так как не сковывает ее
самостоятельности, инициативности.

Читайте также:  Движущие силы в развитии ребенка

Задача взрослого
— донести до сознания детей мысль о
том, что есть запреты, которые даже не
обсуждаются. Их всего два:

  • запреты на действия,
    связанные с угрозой жизни как самому
    ребенку, так и окружающим (нельзя стучать
    кубиком по стеклу, толкать бегущего
    товарища и т.п.);

  • запрет на действия,
    предполагающие относительный комфорт
    за счет других, то есть запрет на
    безнравственное поведение (отказ
    убирать за собой игрушки, самостоятельно
    раздеваться и т.п.).

В воспитании
малышей могут иметь место порицания,
но не суровые наказания. Шлепок
демонстрирует бессилие взрослого,
бессмысленное усаживание на стул также
не имеет эффекта. Ребенок в силу
особенностей возраста не сможет долго
усидеть на стуле и найдет для себя
занятие под стулом, а то и вовсе сбежит,
забыв о первопричине наказания. Еще
хуже, когда взрослый пытается наказать
ребенка трудом: «Что ты все бегаешь и
бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»

Останавливая
нежелательные действия малыша, взрослый
не должен поддаваться эмоциям. Следует
грамотно и спокойно разобраться в
происходящем. При этом важен стиль
порицания: взрослый должен выражать не
гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает
разницу). Сочувствуя огорчению взрослого,
ребенок искренне раскаивается в
содеянном, надолго запоминает этот
эпизод. Гневные слова в адрес малыша
могут привести к неожиданным результатам.
Ребенок второго года жизни начнет
удивленно рассматривать лицо разгневанного
взрослого, прислушиваться к возбужденному
голосу, не вникая в суть происходящего.
Ребенок третьего года жизни может
замкнуться, почувствовав дискомфорт и
решить: «Меня не любят!» Некоторые дети
конца третьего года жизни пробуют
хитрить: «Это не я!», «Он сам!..» и т.п.

Взрослый должен
порицать не личность, а поступок ребенка:
«Костя! Ты такой добрый, а тут вдруг
толкнул маленькую Олечку!»

Порицание должно
сразу же следовать за проступком, чтобы
ребенок понял его справедливость.
Педагогическая ценность порицания
пропадает, если воспитатель говорит:
«Вечером придет папа, я ему расскажу!..»
К вечеру малыш напрочь забудет о своем
поступке, так как память его кратковременна.

В ходе воспитательного
процесса важно дозировать запреты и
наказания. Частые ограничения сковывают
детскую активность, замедляют развитие
интеллекта. У одних детей резко снижается
эмоциональный тонус, пропадает интерес
к окружающему. Дети, находящиеся в
угнетенном состоянии, довольно длительное
время могут отказываться от игры и т.п.
Другие бунтуют, кричат, протестуют
против ограничения свободы собственных
действий, становятся раздражительными,
обидчивыми. Часто они отказываются идти
в группу к невнимательному воспитателю.

Внимательный
взрослый должен уметь предотвратить
нежелательные действия детей. Поводов
для срыва поведения у малышей достаточно:
пограничное состояние здоровья (ребенок
заболевает), недостаточное удовлетворение
тех или иных органических потребностей
(не выспался); смена режима, дефицит
ярких, запоминающихся впечатлений;
недостаток или раздражающее обилие
игрового материала, а главное—неудовлетворение
потребности в полноценном, содержательном
общении со взрослым. Протестуя против
равнодушия воспитателя, малыш вдруг
начинает вести себя таким образом, чтобы
спровоцировать его на негативную оценку.
Так ребенок старается обратить на себя
внимание взрослого.

Послушание
достигается единством требований
взрослых в семье и дошкольном учреждении,
атмосферой любви и понимания, искренним
интересом взрослых к делам и успехам
малыша, их умением предупреждать
негативные проявления ребенка. Необходимо
жить интересами детей, предлагать им
увлекательные виды деятельности, сузить
до минимума круг запретов.

Раннее детство —
самоценный период, наполненный богатым
содержанием, познавая которое взрослый
совершенствует свое мастерство. Постоянно
помня о том, что организм малышей хрупок
и раним, он чутко реагирует на изменения
самочувствия и настроения детей. Учитывая
быстрый темп развития малышей, он меняет
методы и приемы руководства, опираясь
при этом на их возрастные особенности,
уровень развития каждого ребенка,
индивидуально-типологические особенности
детей.

Эффект
воспитательно-образовательной работы
напрямую зависит от личности воспитателя,
который большую часть времени занят
творческим процессом воспитания растущей
личности.

По стилю поведения
воспитатели отличаются друг от друга.
В практике работы с детьми выделяют
четыре типа
воспитателей.

Воспитатель
авторитарного типа общения. Он четко
отдает команды детям, не терпит возражений
(«Мое слово —закон!»). Он сдержан,
подтянут, энергичен. В группе у него
всегда чистота и порядок. У детей
отмечаются высокие показатели навыков
самообслуживания. Воспитатель акцентирует
внимание на неумении детей что-либо
делать, их незнании чего-либо. Он не
отмечает успехи малышей, искренне веря,
что это — всего лишь результат воспитания.
Детям неуютно в группе у такого
воспитателя. Не слышно смеха, веселых
разговоров. Малыши неуверенны, подавлены,
тревожны. Они постоянно ждут распоряжений,
чтобы сразу выполнить их, не проявляют
самостоятельность, инициативу. В детский
сад дети идут неохотно.

Экзальтированный
взрослый. Стиль его общения следует
охарактеризовать, как гиперопека:
воспитатель каждого умоет, накормит,
оденет, приголубит, обнимет. Он хвалит
сразу всех детей. Конфликтов старается
не замечать. Когда же надо разобраться
в конфликте, начинает суетиться, много
и без дела говорить, целовать обиженного,
а заодно гладить по голове обидчика.

Дети постоянно
обращаются к воспитателю с жалобами по
поводу мнимых болячек в ожидании
поцелуев. Малыши у такого педагога
неоправданно самоуверенны, малочувствительны
к порицаниям. Они не знают границ
дозволенного, не понимают значения слов
«хорошо—плохо». У них начинает развиваться
нравственная глухота, так как они не
умеют выражать сочувствие, доброжелательность,
отказываются помогать друг другу, не
умеют вести себя в коллективе, разбрасывают
игрушки, дерутся.

Отстраненный
взрослый. Его не интересует реальная
жизнь воспитанников. Он равнодушен к
детям, редко выражает свое отношение к
происходящему. Его случайные оценки
беспочвенны и лишают детей каких-либо
ориентиров. Для него характерен
попустительский стиль поведения.

Дети у такого
педагога лишены всякого руководства,
постоянно испытывают чувство
неудовлетворенного притязания,
дискомфорт. В группе тихо, дети скучают.
Не выдерживая этого, некоторые из них
своим негативным поведением вынуждают
взрослого обратить на них внимание. Так
они проверяют границы дозволенного.
Другие хитростью, обманом пытаются
получить положительную оценку. В основном
дети неохотно идут в группу к такому
воспитателю.

Воспитатель
демократического стиля общения. Это
доброжелательный, открытый для общения
человек, любящий свое дело и детей, с
чувством юмора. Дети без оглядки отдают
ему свою любовь.

Основная задача
такого воспитателя — постоянно
самосовершенствоваться, стремиться к
новым знаниям, соответствовать притязаниям
своих воспитанников.

Этот воспитатель
знает возрастные и индивидуально-типологические
особенности детей, старается уделять
внимание каждому ребенку, справедливо
и с любовью относится ко всем, не выделяя
кого-либо особо.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник