Роль взрослого в развитии активности ребенка
Ребенок может постигать мир самостоятельно путем проб и ошибок, через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации, значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо, а многое будет усвоено примитивно, поверхностно и даже превратно. Психические и интеллектуальные возможности малыша пока не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушивающийся на него извне поток информации. Но малыш не одинок в мире. Рядом всегда есть взрослый — друг, помощник, наставник, который занимает особое место в жизни маленького ребенка.
Взрослый — обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения и взаимодействия с ними.
При передаче детям информации очень важно учитывать характерные для их возраста познавательные потребности и интересы, возможности и способы познания мира. Взрослому нужно правильно определить меру своего участия в познавательных действиях ребенка,- чтобы не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открывать мир. И, конечно, надо знать, что конкретно ребенок не в состоянии освоить самостоятельно, без помощи взрослого человека.
На что же педагогам следует обратить внимание в работе с детьми трех-четырех лет?
Прежде всего на то, что ребенок данного возраста продолжает активно осваивать различные характеристики предметов и объектов окружающей действительности, постигает способы действия с ними. Но дело в том, что в процессе познания малыш в первую очередь вычленяет в предмете второстепенные, внешние признаки: цвет, форму, величину и др. Наиболее существенную, главную характеристику предмета -его функцию (как предмет используется) маленькому ребенку самостоятельно осознать очень трудно, а иногда и просто невозможно. Ведь функция — скрытая характеристика. Она хранит в себе определенный опыт человечества. Познавая предмет, постигая и осваивая его функцию, ребенок приобщается к этому опыту.
Назначение предмета, его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого, который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению.
И еще один, существенный для развития ребенка трех-четырех лет, момент. Невозможно переоценить роль взрослого в процессе формирования у детей определенного отношения к окружающей действительности. Выпуская детей в мир, мы хотим, чтобы они бережно и созидательно относились ко всему, что его наполняет.
Бережное отношение к предметному содержанию нашего мира проявляется в умении использовать каждый отдельный предмет по его назначению, в правильном владении его функцией.
Созидательное отношение к миру проявляется в творческом, разумном преобразовании окружающей действительности. Важное, а возможно, и первостепенное значение в данном вопросе имеет поведение взрослых, которые окружают ребенка. В их поступках, как в зеркале, отражается истинное чувство к окружающему. Маленький ребенок, наблюдая за взрослыми, воспринимает их поведение как норму, эталон человеческого отношения к миру. Поэтому рядом с маленьким ребенком должны быть добрые, внимательные люди, с действительно бережным и созидательным отношением к окружающему миру.
Зная, что дети трех-четырех лет стремятся подражать взрослым, педагоги должны быть очень требовательны к себе: к своим поступкам, манерам, речи.
Помните, что от» внимания детей не ускользает ничто. Если они вас любят, то очень хотят быть во всем похожими на вас, смотреть на мир «вашими глазами», говорить с людьми вашими словами. Поэтому трехлетние малыши слепо перенимают, присваивают себе все, что есть в вас хорошего и плохого.
Формируя у ребенка бережное и созидательное отношение к миру, педагоги должны использовать его стремление активно включаться в различную деятельность тех взрослых, к которым малыш испытывает глубокую симпатию: И здесь важно всячески поддерживать ребенка, осуществляя разумное «разделение труда», предоставляя детям возможность участвовать в реальных делах взрослых. Только активное, посильное участие детей в реальных делах наравне со взрослыми способствует становлению бережного и созидательного отношения к миру. И главное, ваш совместный с ребенком труд должен быть таким, чтобы малыш мог видеть, наблюдать, как результаты его усилий приносят радость другим, используются в жизни. Так ребенок постепенно начнет осознавать необходимость, значимость и ценность созидания, у него появится стремление как можно больше и лучше что-то делать на благо всему окружающему, бережно относиться к результатам своего и чужого труда.
Задачи работы педагога
Наступило время назвать основные задачи работы педагогов по развитию познавательной активности у детей трех-четырех лет.
1. Создавать условия для расширения опыта детей, накопления запаса представлений об окружающей их действительности.
2. Закладывать основы бережного и созидательного отношения к окружающей ребенка действительности.
Реализовывать вышеназванные задачи можно по-разному:
— через создание условий, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности;
— через специально организованные взрослыми мероприятия.
Для Женского журнала www.blackpantera.ru:
В. Шишкина
Источник
«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
До сих пор не только «не стареют» проблема развития детской игры, н и исследования, посвященные ей. Эта особенность была отмечена известными педагогами и психологами. Классическими стали слова К.Д. Ушинского о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношении к миру.
Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его действия в «реальные». Для ребенка игрушки служат средой, позволяющей исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, учит общаться, познавать мир и себя.
Дети очень любят играть со взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может не только обидеть ребенка, но и лишить его столь ценного общения с близким взрослым. Поэтому близкие, особенно мама и папа, должны все же находить время для игры с ребенком. Играя с ребенком, можно лучше понять его мироощущение, ценностные установки, эмоциональные особенности, проблемные зоны его отношений с окружающими, самим собой. Игра для ребенка также отдых, умиротворяющая деятельность, он испытывает покой и счастье. Игра с ребенком в домашних условиях также способна вернуть ему душевное равновесие. Детям бывает трудно выразить свои переживания на словах.. Чувства они могут прожить в игре, выбирая определенный материал, действуя с ним в определенным образом, вновь и вновь переживая значимые ситуации. Игровая терапия все чаще используется, служа адекватным методов коррекции душевных переживаний ребенка. Взрослому, преследующему цели терапевтической поддержки ребенка, следует создать особую доверительную и безопасную для детской самооценки игровую ситуацию, когда ребенок может без опасения выражать через игру свои эмоции.
Для ребенка игра-проявление любви и внимания. Дети лучше начинают понимать своего партнера, сверстника или взрослого. Дружить-значит играть вместе. Игра дает возможность ребенку преобразовывать свой внутренний мир, личный опыт с помощью игрушек, разных ситуаций.
Такие выдающиеся ученые, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин считали, что игра затрагивает наиболее существенные стороны психического развития ребенка в целом, развивает его сознание. Именно игры готовят детей к будущей жизни, помогая ориентироваться в человеческих отношениях, развиваться морально, интеллектуально, физически, поверить в свои силы, проявить свое творческое активное начало. Взрослый, особенно близкий, часто пример для подражания, он влияет на выбор того или иного сюжета игры, эмоционального оттенка, акцента проигрывания роли. Дети копируют манеру ролевого поведения у тех родителей, которых видят, считая их типичным для ролей мамы и папы.
Если ребенка наказывают физически, ругают, кричат на него, нередко можно видеть, что он играет как-то агрессивно: ломает игрушки, разрушает постройки у других, бьет или ругает кукольных персонажей. Часто бывает, что такие дети не могут наладить сами игровое взаимодействие с другими детьми, поскольку не умеют договариваться, обижаются, сердятся, не слушают партнера, не падают идей, не могут сосредоточиться на игровом процессе и своей роли. Все это приводит к тому, что вскоре ребенок остается играть один с кубиками, машинками, не хочет ни с кем делиться. Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушает его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру.
Ребенок, с которым родители мало общаются, не слушают его, не играют вместе с ним, также не умеет вступать в игровое взаимодействие со сверстниками, испытывает дискомфорт из-за того, что его не принимают в игру. Для ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, очень важно быть принятыми в игру сверстников. Для этого надо играть с ним дома в разные игры, особенно ролевые, чтобы он привык к партнерским отношениям, правилам поведения в совместной игре. Если раньше игровой опыт передавался от старших детей к младшим, то сейчас, когда в семье часто один ребенок, просто необходимо заменить собой сверстников в игровой деятельности. Этот навык поможет ребенку комфортно чувствовать себя среди других детей, так как в детском обществе очень цениться умение играть, подавать идеи, придумывать и руководить интересной игрой.
Личность родителя, его модель отношения с миром, степень эмоциональности и открытости в познании нового, их креативность также влияют на игровое поведение ребенка. В жизни малыша с самого рождения постоянно возникают ситуации, к которым он относится как к игре, на в то же время серьезно. Взрослые часто не понимают, как новые эмоции захватывают малыша, что игра для него очень важное дело, которому он отдается полностью, и не надо ее прерывать и мешать ему. Ребенок, начиная с младенческого возраста, любит узнавать и исследовать окружающие предметы, их соотношение и проявления. Он не жалеет времени и сил на то, чтобы хорошо и подробно ощупать, понюхать, поколотить, потянуть, помять новый предмет. Ребенок повторяет манипуляции с предметом снова и снова пока не поймет, что с ним можно еще как-то поиграть. В это время взрослый может повести себя вольно или невольно для оказания существенного влияния на интеллектуальную активность ребенка, его способность бесстрашно и уверенно получать новые знания об окружающем. Роль взрослого заключается в том, чтобы не испугать малыша своей слишком эмоциональной реакцией, не оторвать резко его от интереснейшего предмета. Иначе он может заплакать или перестать в дальнейшем получать удовольствие от новизны игровых предметов.
Часто взрослый, видя, что ребенок просто манипулирует предметом, повторяя одно и тоже действие, начинает показывать, как этот предмет можно употребить в игре. Так взрослый дома, а воспитатель в детском саду помогают ребенку развить воображение, образное мышление в простом условно-игровом действии. Взрослый, придавая новый смысл действиям, поднимает данную ситуацию на более высокий для ребенка уровень. Воссоздавая поступки людей, принимая на себя различные роли, ребенок также проникается новыми смыслами и целями людей, их чувствами и отношениями. Теперь он может действовать более цельно и осмысленно, а не просто однообразно манипулируя предметами.
Многих взрослых волнует ситуация, когда ребенок застревает на каких-то манипуляциях с игрушками-стоит одно и то же, катает машинки туда-сюда. Если у него нет серьезных проблем в развитии, может помочь следующее. Взрослый может «переосмыслить» действия, придав им новое значение, включив их в более широкий игровой событийный контекст.
Важно помнить о возрастной специфике игры детей. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него развертывание игрового действия. У детей 2-3 лет игровые действия заключаются в цепочках их двух-трех действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, частичном игровом диалоге в рамках односложного сюжета.
У 4-летних детей смысл игры и главное удовольствие заключается в проигрывании роли, которой подчиняются все действия и эмоции. Выполнение роли ребенком подчиняется скрытым в самой роли правилам поведения персонажа, которые бывают довольно жесткими.
У 5-6- летних детей игровое действие согласно роли все более сворачивается. Проигрывание роли уже не так важно. Смысл игры заключается в выполнении правила.
Взрослый, играя с ребенком, может существенно расширить репертуар ролей. Для этого надо знакомить с окружающим, предлагать разные роли в игре, меняться местами. Важно вносить творческие элементы в игру. Свобода творческого воображения ребенка в игре выражается в том, что он сам может выбрать сюжет, но новому употребить самые необычные предметы. В игре ребенок испытывает удовольствие от подчинения себя внутренним правилам выполнения роли. Поведение персонажа становится понятным, осознается им.
В творческой ролевой игре есть для ребенка и цель и результат. Цель игры-осуществить взятую на себя роль. Результат — эмоциональное, осмысленное проигрывание роли, удовлетворение от игры.
Играя с ребенком, важно:
-воздержаться от критических замечаний;
-не выходить из роли, пока не закончилась игра;
-отдаваться игре так же добросовестно и эмоционально, как ваш ребенок;
-быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи;
-чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию;
-подбирать игры, которые не тормозят развитие ребенка, соответствуют его возможностям и возрасту;
-предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, желательно оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции;
-создавать в игре атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности.
В заключении хочется отметить еще раз очень важное значение грамотного участи взрослого в игре для развития не только самой игры, но и всей личности ребенка, семейных, родительско -детских отношений. При организации игры следует помнить, что этот процесс на каждом возрастном этапе должен состоять из совместной игр взрослого с ребенком, где взрослый выступает играющим партнером, и самостоятельной детской игры, условия которой обеспечивает взрослый.
Конечно, же самое главное, чтобы взрослые и дети получали искренне удовольствие от деятельности.
Источник
Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. [5]
Потребности — первоисточник психической активности ребенка.
Безусловно, человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности — в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период — период младенчества — исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплексачеловека. На этом этапе онтогенетического развития формируются те первые социально обусловленные потребности, которые в последствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.
Анализ психологической литературы по рассматриваемой проблематике обнаруживает отсутствие целостной картины понимания природы возникновения социогенных потребностей.
В рамках психоаналитической традиции младенец представляется существом, находящимся во власти инстинктивных влечений своего организма, полностью погруженным в его переживания, и в соответствии с этим эгоизм и самолюбие ребенка выступают в качестве первичных социальных мотивов человека.
Ребенок начиная с младенческого возраста находится во власти сексуальных влечений, данных в их начальной, т. е. прегениальной, форме, он не нуждается во внешнем мире и не стремится к нему, представляя собой, таким образом, «чистейшее наслаждающееся Я». Только с началом второго месяца у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций (Фрейд 3., 1998).
По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма — «солипсизм первого года жизни»,в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворением простейших жизненных потребностей (Пиаже Ж., 1994).
В противовес этим взглядам выступает Л.С. Выготский, который полагает, что даже самые элементарные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери. В этом смысле младенец представляет собой «максимально социальное существо», ибо все в его поведении вплетено и воткано в социальное и первый контакт с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованном (Выготский Л. С., 1984).
Основываясь во многом на позиции Л.С. Выготского, М.И. Лисина называет в качестве ведущего фактора психического развития ребенка потребность в общении, Л.И. Божович — потребность во впечатлениях.
Анализ положений, постулируемых этими исследователями, показывает, что в содержательном плане они во многом сходны и основное их различие состоит в выделении ведущего мотива активности ребенка.
Так, мотив общения у М. И. Лисиной включает в себя три основные потребности:
1) потребность во впечатлениях — познавательные мотивы (взрослый не только представляет собой источник познания о внеситуативных объектах, но выступает партнером по обсуждению причини связей физического мира),
2) потребность в активной деятельности — деловые мотивы (взрослый выступает партнером ребенка по игре, образцом для подражания, экспертом по оценке умений и знаний, помощником, организатором и участником совместной предметной деятельности),
3) потребность в признании и поддержке — личностные мотивы (в процессе общения ребенок рассматривает взрослого как ласкового доброжелателя, который выступает также центральным объектом познания и деятельности).
В реальной жизни ребенка все три группы мотивов сосуществуют и тесно переплетаются между собой. В разные периоды детства их относительная роль изменяется: то одни, то другие из них занимают положение ведущих. Причем речь идет не об индивидных особенностях взаимоотношения разных мотивов, а об особенностях именно возрастных, типичных для большинства детей соответствующего возраста.
В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребенка со взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша.
Начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до 2-х с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребенка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка.
Приблизительно на 3-5-й неделе жизни ребенок начинает проявляться пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребенка. Исследователи называют это началом проявления потребности в информации или потребности в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях — стремление к восприятию и познанию всего нового.
Л.И. Божович полагает, что потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга (Божович Л.И., 1968). Различные формы спонтанной активности, наблюдаемые в этом возрасте, также имеют большое значение для формирования будущей познавательной активности.
Ш. Бюлер и ее коллеги, изучив поведение младенцев в этом возрасте, обнаружили, что полноценные движения конечностями ведут к развитию у младенца мускульного контроля, а это впоследствии формирует его будущую игровую активность. Эти движения проявляются в ранних попытках ребенка что-либо исследовать: во-первых, играя с пальчиками на своих руках, он стремиться понять, что же можно с ними делать; во-вторых, младенец пытается «изучить» характеристики тех предметов, которые он берет в рот и которыми он чуть позже всячески манипулирует. [3]
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: “Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”
Н.Н. Поддьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка”
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основевозникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Деятельность — специфическая, присущая только человеку активность, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Активность — личностно-деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе общественно-исторического опыта человечества. Среди разнообразных видов активности (волевая, двигательная, коммуникативная и др.), особо выделяется активность, проявляющаяся в стремлении выхода за любые ограничения, наложенные на построение, выбор и пересмотр любого компонента деятельности. Это стремление к новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым целям и методам, результатам, которые не укладываются в рамки прежних практических и познавательных схем. Разные стороны этой активности отражены в терминах:
1) познавательной активности (М.И. Лисина),
2) бескорыстное познание, несвязанное с утилитарно-практическими задачами ( Н.Н. Поддьяков),
3) интеллектуальная активность (Д.Н. Богоявленская). [2]
В отношении детей дошкольного возраста чаще используется понятие «познавательная активность».
Познавательная активность — активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале.
Понятие «познавательная активность» используется в тех случаях, когда помимо собственно интеллектуального имеется и ярко выраженный личностный аспект в виде потребностей как «внутренних источников активности» (А.М. Матюшкин). Поэтому познавательная активность «занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности. Это состояние готовности к познавательной деятельности». Отсюда ясно, что познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства. [1]
Источник