Роль взрослого в психологическом развитии ребенка

Роль взрослого в психологическом развитии ребенка thumbnail

В многочисленных исследованиях отечественных психологов и педагогов (М. И. Лисиной, Г. И. Капчеля, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, Е. Б. Чернышовой и др.) доказано особое значение общения с окружающими в развитии психики ребенка. Общение способствует присвоению ребенком социо-культурного опыта, накопленного человечеством (Л. С. Выготский), формированию его личности и самосознания (М. И. Лисина, Н.Н. Авдеева), отношений со сверстниками (Е. О. Смирнова, Х. Т. Бедельбаева), отдельных психических функций, процессов и свойств (Г. Б. Годовикова, Г. И. Капчеля и др.) и многому другому [16, с. 67-68].

Роль общения взрослых в жизни и развитии ребенка очень велика. В общении с взрослые учат ребенка уважению к людям и милосердию к старости, великодушию к слабому, дает понятие о доброте, истинной силе. Дети запечатлевают взрослое отношение ко времени, его верность данному слову [23, с. 116].

Общение относится к числу основных для ребенка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения со взрослыми для формирования основных структурных компонентов личности ребенка. Проблеме оценки взрослых детьми в общении до настоящего времени уделялось недостаточно внимания. Очевидно, что без учёта особенностей типологических образов взрослых невозможно изменить подчас утрированное негативное отношение ребенка к ним, трудно его скорректировать, при-

близить к взаимопониманию, а, следовательно, — к гармонизации отношений с взрослыми. Взрослый также необходим и для развития интеллекта ребенка. Взрослым принадлежит немаловажная роль и в развитии нравственности ребенка и т.д. Следовательно, влияние взрослых на развитие личности ребенка трудно переоценить [8, с. 15].

В связи с определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к изучению данной проблемы, который, в свою очередь, породил в области философии, социологии, психологии большое количество подходов к проблеме общения [15, с. 122].

В 70-е гг. XXI в. широко обсуждался вопрос о соотношении двух ведущих категорий психологической науки — общения и деятельности. Этот вопрос имел несколько решений. В одном из них общение рассматривалось как условие совместной деятельности людей, как средство организации и развития деятельности (Г.М. Андреева, В.В. Давыдов, С.Г. Якобсон и другие). С другой точки зрения, напротив, деятельность представлена как средство общения людей: теория деятельностного опосредования человеческих отношений получила множество экспериментальных подтверждений (А.В. Петровский и другие). М.И. Лисина предложила третье решение этого вопроса: общение как особый вид деятельности. С позиции культурно-исторической теории на значимость общения указывал Эльконин Д.Б. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение с точки зрения социально-психологического явления [1, с. 120].

В настоящее время можно говорить о состоявшихся в нашей науке школах: Г.М. Андреевой много сделано для освещения познавательного компонента общения; С.В. Кондратьева исследует взаимосвязи особенностей общения с личностными особенностями человека; В.Н. Кунициной исследуется коммуникативная природа интеллекта; В.А. Лабунской внесён фундаментальный вклад в изучение экспрессии человека и её роли в общении; А.А. Леонтьев много сделал для понимания закономерностей педагогического общения; Е.А. Петрова заметно продвинула наше постижение нюансов связей «человек — человек» через призму семиотики; Т.Н. Ушакова последовательно осветила особенности вербального общения [22, с. 34].

Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребёнка несомненна. Это подтверждается исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других учёных. Однако какова роль и потребность в общении со взрослым в жизни подростка? Этот вопрос интересовал психологов всегда, он остаётся актуальным и сегодня [5, с. 123].

Выделяют следующие составляющие процесса общения «Взрослый — ребенок»:

? потребность в уважении старших;

? концентрация на заданной теме;

? целенаправленность вопросов;

? адекватность в оценке своего опыта;

? взаимопонимание с взрослым и сопереживание [2, с. 28].

Отличительной чертой детей дошкольного возраста является восприятие взрослого как образца, эталона поведения во всех жизненных ситуациях. Общение имеет характер настойчивого поиска верных решений в поступках и действиях окружающих людей [11, с. 109].

Ставя во главу любой ситуации мнение взрослого, дошкольники готовы к пониманию и овладению законами взаимосвязи в системе отношений, правилами поведения и обязанностями в обществе знакомых и незнакомых людей. Стремление к взаимопониманию с взрослым на уровне новой коммуникативной потребности выражается в том, что они не настаивают на обязательной похвале, а стремятся к осознанию правильности выполнения своих действий [7, с. 90].

Дошкольники испытывают острую потребность в контактах со взрослым, которого воспринимают как помощника в решении значимых для них вопросов. Им свойственна повышенная чувствительность к тому, как относится к ним взрослый, которая выражается в радостных эмоциях в ситуациях похвалы и явном огорчении при получении замечаний [13, с. 40-41].

Важнейшая социальная функция взрослого — воспитание подрастающего поколения. Главными задачами взрослых являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру и привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Часто взрослые не сомневаются в своей компетентности, обвиняя в случае возникновения затруднений в отношениях с детьми школу и общество, им сложно признать ошибочность своих мыслей, чувств, действий [8, с. 25].

А.С. Спиваковская подчеркивает, что «любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Взрослым необходимо всю жизнь учиться любить детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир [10, с. 115].

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем взрослым. Ощущение и переживание контакта с взрослыми, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать любовь, привязанность и заботу взрослого человека [19, с. 56].

Формирование психического развития и ребенка и его личности в целом напрямую зависит от взрослого. Личность — это характеристика человека как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. В одной из обобщающих работ по психологии было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства [22, с. 78].

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется (Ананьев, 1968). Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности се различные подструктуры, перечень которых варьировал н в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней:

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики).

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли).

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки).

4. подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур влечения [13, с. 36-37].

Социология предполагает изучение личности как продукта общества. Такой подход предполагает: изучение связей между становлением личности ребенка и взрослыми, обществом, личностью и группой, регуляции и саморегуляции поведения личности; самовключение личности в разнообразные сферы социальной деятельности, признание человека социальным существом [10, с. 123].

Понятие «личность» отражает социальную сторону бытия человека как биосоциального существа. По С.Л. Рубинштейну, структура личности включает в себя три подструктуры:

* отношения и их направленность как основные тенденции проявления личности;

* способности как человеческие возможности и потенциал;

* характер как доминирующая тенденция использования, реализации и расширения возможностей [9, с. 30].

Таким образом, взрослые могут являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными трудностями поведения и развития ребенка. Психологи утверждают, что трудные, непослушные, непоседливые, агрессивные, несчастные дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений с взрослыми людьми [24, с. 55].

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия [20, с. 36].

Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность — сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей [16, с. 56-57].

Полноценное психологическое и психическое развитие ребенка возможно только в среде себе подобных — человеческом обществе, ячейками которого являются семья, учебное заведение, работа, коллектив и др. [27, с. 87].

Однако даже в обществе порой взрослый человек может «не найти себя». Отсутствие самореализации — одна из главных причин аномалий психического развития и негативных социальных явлений. Психологами подмечено, что чем выше уровень самореализации человека, тем более сложной и развитой является его психическая организация [23, с. 156-157].

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде [26, с. 20-21].

Источник

метки: Развитие, Взрослый, Психический, Жизнь, Дошкольный, Процесс, Деятельность, Возраст

ВВЕДЕНИЕ:

Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства. В отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что роль взрослого в целом, взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием очень важны в жизни ребенка.

Цель: Изучить роль взрослого в психическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Объект: Роль взрослого в развитии психики ребёнка.

Задачи:

— Дать характеристику психического развития дошкольника;

— Изучить факторы психического развития ребёнка;

— Показать роль взрослого в психическом развитии ребёнка дошкольного возраста.

Методологическая основа: Научные труды психологов И. Ю Кулагиной., М. Н. Лисиной, Л. С. Выготского, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирнова.

Ключевые слова: Психическое развитие, факторы, наследственность, среда, роль взрослого.

ГЛАВА I. Психологические основы развития ребёнка дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика развития дошкольника

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяется: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов Деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная Деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15].

6 стр., 2830 слов

Роль взрослого в психологическом развитии ребёнка

… . Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка .1. Особенности психического развития ребенка .2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка Заключение Список …

Игра — ведущая Деятельность, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы Деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм [17].

Развитие психических функций

Речь. В основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас речи. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3 — 5 л. не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Это позволяет перейти к контекстной речи. Овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и тому подобное. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия.

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

… .– М., 2002. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.- М., 2002. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Хрестоматия. Сост. Астапов … — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С …

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словестному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

Память. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний [3].

Развитие Личности

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев — это «период первоначального фактического склада личности».

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии.

… ребенка и взрослого». Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности психики, которые связаны с полом … (с 1990-х гг. по настоящее время) — это бурное развитие зарубежной гендерной психологии. Признаки расцвета этой области — новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое …

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в…

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. — Т.4. — М.: Союз, 2006.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 2006.

5. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком (Советы психолога) М. 2004.

6. Галигузова Л. Н.; Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет М. 1992.

7. Кулагина И. Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2002.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: НПО Модек, 1997.

10. Мещерякова С. Ю. Авдеева Н. Н. Вы и младенец М. 1960.

11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2005.

12. Мухина В.С. Детская психология М.: 1985.

13. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Издательский центр Академия, 2007.

14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр Академия, 2001.

15. Эльконин Д. Б. Детская психология М. 1960.

16. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985.

5 стр., 2334 слов

Учебные и научные материалы по психологии в Сети

… перечисленным направлениям имеются статьи, описания методик, ссылки. Подборка ресурсов по психологии — ссылки, рецензии на новые книги в России и … -педагогических терминов — bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html. Центр НЛП в образовании — www.nlpcenter.ru. Флогистон … психологии приведена на сервере Артёма Душкина — dushkin.boom.ru. В видеZIP-архивов представлены работы и учебные пособия …

17. Сылка: < students/bilety/texts/29.html>

18. Ссылка: < razvitie-vospitanie>

19. Ссылка: < l03_00/l0301121.shtml>

20. Ссылка: < referats>

21. Ссылка: 2323/psihicheskoe-razvitie-rebenka-ot-3-do-7-let

22. Ссылка: < psychology/180 2701.html>

23. Ссылка: < vozrastnaya-psihologiya783/vliyanie-vzroslogo-razvitie-lichnosti-39 656.html>

24. Ссылка: < blogs/post/331 724 141−109 674 950/>

25. Ссылка: 296-rol-igry-v-psixicheskom-razvitii-rebenka.html

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник