Роль воспитателя в социализации и развитии ребенка

Светлана Ловыгина
Роль воспитателя в процессе социализации дошкольников

Знакомясь с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально — личностному развитию детей. Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.

Социальное развитие ребенка в ДОУ современной науке и практике рассматривается как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском саду происходит процесс формирования позитивной социализации — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Основными компонентами позитивной социализациив детском саду являются:

— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

— создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.Ими могут являться:

Читайте также:  Предпосылки развития личности ребенка в раннем возрасте

— семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

— детский сад (в первую очередь воспитатели);

— общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей — психолого-педагогические приемы — направленно активизируют его социальное познание.

В соответствии с ФГОС, работа, направленная на социальное развитие личности ребёнка осуществляется в различных видах деятельности,которые организуются педагогами: совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственная образовательная деятельность, проэктная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.

Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. В игре происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. В своей деятельности с детьми педагоги планируют подвижные, ролевые, настольные и дидактические игры.

Подвижные игры очень полезны для здоровья. Они являются незаменимым способом энергетической разрядки и развития физических качеств дошкольников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Воспитатель подбирает подвижные игры в соответствии с возрастом детей, их навыками, временем года, согласно тематической неделе. При первом знакомстве с игрой, воспитатель обучает детей правилам игры. В дальнейшем дети могут самостоятельно организовать игру, выбрать водящего, изменить правила и ход игры, что потребует от них определённых навыков общения, взаимодействия друг с другом, творческих способностей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц

Очень важны для детей ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры). Для решения новых запланированных задач, воспитатель сам организовывает игру и вовлекает детей для разворачивания сюжета, где находится не над детьми, а рядом с ними. Дети также могут быть сами инициаторами игры, где воспитатель может быть наблюдателем, советчиком или участником игры. Для развития интереса к сюжетно-ролевым играм в детском саду создаётся благоприятная игровая среда: уголки «Дом», «Салон красоты», «Поликлиника», «Библиотека», «Школа», «Гараж», «Заправка», «Ферма», которые легко трансформируются и переносятся в любое место группы по желанию ребёнка. По мере взросления детей, расширения их кругозора, меняется и тематика игр. Старшие дошкольники самостоятельно разворачивают такие игры «дом моделей», «Мы в музее», «Полёт в космос, «Путешествие на Северный полюс»

Для расширения познавательных интересов и для умственного развития детей немаловажное значение имеют настольные игры. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. они также учат детей подчиняться правилам, договариваться со сверстниками.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

С целью развития общения,нравственных качеств личности в детском саду планируются и проводятся беседы: «Этикет в детском саду», «Заботливость», «Что значит быть отзывчивым», «Дал слово – держи», «Посмотри на себя со стороны», «Этичные и неэтичные поступки» и другие.Вместе с детьми обыгрываются и обсуждаются ситуации: «Мы пришли в магазин», «Как можно выразить сочувствие» «Как позвонить другу», «Если девочке трудно, кто поможет». Благодаря этим мероприятиям, воспитатели обучают детей способам взаимодействия с окружающими, приёмам действия в ситуациях, умению оценивать свои поступки.

Особое влияние на процесс социализации детей дошкольноговозраста оказывают произведения художественной литературы: стихотворения, рассказы и конечно сказки. Посредством сказки можно воспринимать мир в ярких тонах. Сказочные образы помогают малышам чувствовать красоту родной земли, обогащают знания ребёнка. Слушая сказку, ребёнок переживает борьбу добра и зла, сопереживает как положительным, так и отрицательным героям. При этом задумываясь, как бы они могли поступить на их месте.

Читайте также:  Особенности эмоционального развития ребенка младшего школьного возраста

Важная роль в социальном развитии детей в детском саду принадлежит экскурсиям. Экскурсия во взрослую жизнь, например, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.Также значимы экскурсии в разные общественные места родного села: библиотеку, дом культуры, музей, к обелиску. Они не только знакомят дошкольников с профессиями, но и обучают правилам поведения, правилам общения с людьми.

В дошкольном учреждении работниками проводятся разнообразные праздники,развлечения: «Встречи в осеннем лесу», «Поздравим наших мам», «Джунгли зовут», «В гостях у фермера». «Выпускной бал», реализующие задачи социальной компетентности.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, индивидуальные беседы с родителями, обмен опытом воспитания, круглые столы, совместная проэктная деятельность – это формы работы детского сада и родителей, направленные на всестороннее развитие и воспитание будущих школьников

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Важным условием для успешного социально-личностного развития ребёнка в детском саду является профессионализм воспитателей, специалистов, способных оказать влияние на развитие личности дошкольника. Воспитательв своей работе должен опираться на следующие критерии:

Доброжелательное отношение к ребёнку

Позитивное отношение к жизни

Стремление к лучшему

Желание понять ребёнка и помочь ему

Формирование у детей творческой активности

Обогащение внутреннего мира ребёнка впечатлениями

Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(Л. Н. Толстой)

Источник