Роль воспитателя в развитии внутренней мотивации ребенка

Роль воспитателя в развитии внутренней мотивации ребенка thumbnail

Онтогенетические аспекты мотивации рассматривались советскими психологами в русле возрастной и педагогической психологии. Проблемам мотивационно-потребностной сферы детей и подростков посвящены работы П.М.Якобсона, А.Н.Леонтьева, В.Г.Асеева, И.П.Подласого. Все эти авторы указывают на влияние воспитателя на процесс формирования мотивации. На наш взгляд, данная тема была и остается очень актуальной. По мере того как мотивы поведения начинают определять более или менее устойчивый образ действий, они переходят в характерологические свойства личности. Всякий мотив в потенции — это черта характера, которая влияет на всю деятельность человека. Роль воспитателя в процессе формирования такой важной личностной характеристики несомненна. И чем младше ребенок, тем большее влияние оказывает воспитатель на развитие личности. На основании этого нами была выдвинута следующая гипотеза: мотивация детей зависит от ведущего уровня мотивации воспитателя.

Многие педагоги и психологи определяют понятие «воспитание» как процесс формирования личности. До школы воспитанием ребенка в основном занимаются, как правило, родители и воспитатели детского сада. В возрасте четырех-пяти лет происходит переход внешних сигналов, регулирующих деятельность, во внутренний план. Примерно в этом же возрасте у ребенка происходит формирование системы мотивов, их соподчинение. Жизненный опыт ребенка уже позволяет ему самому решать вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?». Средний дошкольный возраст можно считать сенситивным, наиболее благоприятным для усвоения, принятия и перехода во внутренний план правил поведения. Если это не происходит, то впоследствии блок внутреннего контроля деятельности формируется намного труднее.

Многое зависит от того, как воспитатель выстраивает свои отношения с ребенком, какие мотивы движут его поведением. Воспитатель и ребенок являются субъектом одной воспитательной системы и, следовательно, мотивы воспитателя влияют на мотивы ребенка. Нами было проведено экспериментальное исследование ценностных ориентаций следующих групп: родители, дети-дошкольники и воспитатели при помощи методики С.С.Бубновой (взрослый и детский варианты). Выделено одиннадцать групп мотивов: приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус; признание и уважение людей; высокая социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; здоровье; общение.

Проведенное исследование позволило выявить следующие эмпирические закономерности. Для дошкольников 5-6-летнего возраста наиболее значимыми мотивами являются любовь к близким, красота и чистота земли, познание нового. Отвергается удовлетворение насущных желаний и удовольствия. У воспитателей в число значимых ценностей входят любовь к близким, помощь к другим, познание нового. Отвергаются: социальная активность, высокий социальный статус, высокое материальное благосостояние. Для родителей результаты исследования оказались совершенно другими. Наряду с общечеловеческими ценностями (общение и любовь), в число значимых ценностей входит высокое материальное благосостояние, что отличает структуру ценностей данной категории от предыдущих. Статистическая обработка эмпирических данных позволила сделать вывод о том, что воспитатели и дети имеют схожие актуальные мотивы. Следовательно, можно говорить о зависимости мотивов детей от мотивов воспитателей в большей степени, чем от мотивов их родителей.

Копасова Е.Г.

Также читайте:

Источник

Татьяна Пирогова
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»

Мотивация в деятельности педагога.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и мотивация воспитателя в частности, является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

Прежде, хочется напомнить значение самого термина.

Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то — значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. В полной мере это относится и к педагогам.

Для начала давайте ответим на вопросы, какие мотивы связаны с вашей деятельностью. Подумайте минутку и запишите.

В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.

Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.

Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:

физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);

потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);

социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т. д., чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);

потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)

потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально парятся на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…

Одна из моделей принадлежит отечественному исследователю К. Г. Митрофанову, считающему, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей. Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Педагог активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных занятий и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы. Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию дошкольника, его личности и поведения.

Читайте также:  Ребенок отстает в речевом развитии лечение

Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока:

мотивы выбора педагогической профессии;

мотивы, проявляющиеся в процессе труда педагога;

мотивы совершенствования педагогической деятельности.

Первый блок включает в себя интерес к работе с детьми, подражание (например, своим учителям, родителям, коллегам и т. д., а также способность к организаторской деятельности.

По мере работы воспитателя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.

В отличие от других,педагог (так же, как и врачи, военные) предрасположены к тому типу мотивации труда работников, для которого основу составляют высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. Большинство из них работают ради дела, которым занимаются, вне зависимости от материального вознаграждения. Работников с мотивацией такого типа называют «патриотами».

Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.

Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.

Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.

Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.

Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.

Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.

В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня (разная мотивация). Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности воспитателя, социально-психологических условий труда.

Теперь зачитайте, что у вас получилось какие мотивы связаны с вашей работай?

Вкратце расскажу о способах мотивации:

Экономические способы мотивации

Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива.

Интеллектуально-творческие способы мотивации

Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития.

Среди таких приемов выделяют:

доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения (занятия) или мероприятия;

Ресурсные способы

Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.

Данное стремление, прежде всего, связано с семьей (строительство семейного гнезда, воспитание детей, уход за больными родственниками, а также может быть вызвано занятостью на другой работе, общественной деятельностью, наличием любимого увлечения и проч.

Пунктуалы предпочитают:

дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);

удобный график отпуска, а также его непрерывность;

наиболее компактный (без окон) график работы;

методические часы и дни;

возможность выбора учебной нагрузки.

Статусные способы

Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения. В их число входят:

оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);

публичная похвала на совещании или педсовете;

вынесение благодарности в приказе;

представление к грамоте или званию;

помещение фотографии на стенд типа «Лидеры в образовании»;

признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);

выражение признательности со стороны детей и их родителей.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность

Используя данные способы в отдельности и интегрируя их, а также используя индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достигнуть высокого качественного результата.

Рассказ «Моя работа».

Участники составляют письменный рассказ о своей работе в произвольной форме, но важно, чтобы в рассказе были ответы на следующие вопросы:

• Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

• Что нужно делать, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности?

• Помогает ли мне работа в достижении других жизненных целей?

• Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?

• Какую работу я хочу выполнять через 10лет?

• Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?

• Что является для меня ведущим мотивом профессиональной деятельности в настоящее время?

• Каковы сильные и слабые стороны моих мотивов профессиональной деятельности?

В конце занятия проходит обсуждение тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе составления рассказа. При желании участники предоставляют свой рассказ на общее обсуждение.

Источник

Елена Додонова
Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

Мотивация детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности

«Помоги мне», «Помоги игрушке».

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей, организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Роль мотивации в структуре занятия

Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как превратить рядовое занятие в увлекательную для детей игру? Нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.

Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж — подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

2. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

3. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Мотивация должна произвести на ребенка эффект, побудить его к действию, заинтересовать ребенка. Ведь цель мотивации состоит именно в этом – заинтересовать ребенка, поставить перед ним какую-то проблему и побудить решить ее.

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

— обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

— обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

— действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Использование игрушек или игровых персонажей:

— должны соответствовать возрасту детей;

— должны быть эстетичными,

— должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

— должны иметь обучающую ценность,

— должны быть реалистичными;

— не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много

Источник

ГКОУ МО «Преображение»

Доклад на тему: « Роль воспитателя в повышении учебной мотивации у воспитанников .»

Выполнила :воспитатель первой категории Блинова И.Г.

Егорьевск- 2019 г.

Здравствуйте ,уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о том как нам повысить учебную мотивацию у наших воспитанников.

Конечно ,каждый из нас ,воспитателей, хотел бы, чтобы наши воспитанники хорошо учились ,были любознательными, с удовольствием ходили в школу и получали хорошие оценки. Но чаще всего мы слышим от детей: «Не хочу!», «Мне не интересно!», «Я потом!» или «Я всё равно ничего не понимю!». Да, наши дети с трудными судьбами, они пропустили многое по программе и встретившись с трудностями начинают пасовать и искать оправдания своему нежеланию учиться. А нам надо помочь им повысить учебную мотивацию , сделать первый шаг , чтобы появился интерес к знаниям на этом нелегком пути.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка раннего возраста со сверстниками

Так что же такое мотивация? Мотивация-это «внутренний моторчик» человека, который побуждает его к активному действию, в определённом векторе ,упорно и планомерно. Мотивация подростка –это то , что побуждает его двигаться в том или ином направлении. И наша задача состоит в то ,чтобы помочь ему двигаться в направлении усвоения знаний и умений , которые помогут ему стать в будущем самостоятельным образованным гражданином.

Одним из основных методов воспитательной работы в этом направлении –это самоподготовка. Во время самоподготовки подростки могут пользоваться дополнительной литературой, искать ответы на просторах интернета, обратиться за помощью к воспитателям. Основным направлением работы с воспитанниками ,имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности -это выбор таких адекватных форм и методов обучения, которые воздействуют на эмоциональную сферу подростком, опираются на их личные интересы ,стремления и потребности ,способствуют осознанному отношению к учебной деятельности и постепенно формируется позитивное отношение к учёбе. И шаг за шагом догоняют своих одноклассников, начинают работать на уроках и получая поддержку воспитателей и учителей у подростка повышается самооценка ,и повышается мотивация к учебе.

Так же при работе с нашими детьми по повышению мотивации хороший результат дают –воспитательные часы ,где ребёнок становиться соавтором( зная тему ищет интересный материал ,чтобы сообщить его другим подросткам),индивидуальные беседы( когда подросток может рассказать какие трудности он испытывает в школе и по какому предмету ему нужна помощь),тренинги общения( когда подросток учится правильно выражать свои мысли), дискуссии(когда отстаивая своё мнение, учится слушать мнение других и находить правильное решение), совместно с психологами, тестирование и т.д..

Для того, чтобы это процесс был более плодотворным , в семье создаётся доброжелательная атмосфера , в которой подросток чувствует себя защищённым и любимым. Можно сказать ,что вовлекая подростка в общественную жизнь Детского дома тем самым мы повышаем его самооценку и повышаем мотивация к учёбе.

Однако не следует забывать ,что хорошие результаты так же зависит и от рационального образа жизни , выполнение режима дня. Правильный режим дня обеспечивает максимальную эффективность умственной и физической нагрузки.

Воспитателям следует осуществлять тесное взаимодействие со школой ,иметь постоянную информацию о результатах учебной деятельности каждого воспитанника.Единство требований учителей и воспитателей ,их слаженная работа ,помогают добиваться желаемых результатов.

В нашей семье на данный момент находятся 4 воспитанницы : Люба К., учащаяся 10 класса ,Маргарита И. студентка 1 курса колледжа ,Вика Г и Полина С обучаются в Белоомуте и приезжают только на выходные и каникулы.

Девочки очень разные как по способностям, так и по характеру ,и по этому подход к самоподготовке для каждой индивидуален.

Так как девушки считают себя очень взрослыми и самостоятельными ,то иногда пытаются изменить время самоподготовки. И в таких случаях с ними проводятся беседы с целью формирования правильной организации времени. Во время самоподготовки оказываем помощь в выполнении домашних заданий, составления рефератов, докладов. Особое внимание в организации учебной деятельности в нашей семье уделяется повышению уровня выполнения домашнего задания. Часто используются дополнительные источники информации :книги ,интернет.

Рита, хотя она и студентка ,нуждается в постоянной помощи ,т.к. испытывает большие трудности в освоении материала .Ей часто приходится объяснять значение простых слов ,обучать её делать пересказ ,выбирая главное из текста, потому ,что девочка этого не умела делать. Рита- педагогически запущенная девочка, испытывала трудности со всеми предметами .Постепенно девочке стало самой интересно и появилось желание учиться. Девушка стала увереннее и в результате совместной работы закончила первое полугодие на повышенную стипендию . А ещё Рита с удовольствием прошла два онлайн- тестирования :одно международное по ПДД ,второе общероссийское Москва-столица России, заняла 1 места. Девушка очень гордится своими успехами.

Вторая наша воспитанница Люба К..У девушке хорошие способности ,но низкий уровень мотивации. поэтому часто приходится побуждать её к выполнению домашней работы и участию в общественной жизни Детского дома по средствам индивидуальных бесед и работы с психологом . Одновременно проходит работа по устранению неадекватного отношения к школе ,создание благоприятной атмосферы как в семье ,так и в классе, совместно с классным руководителем .Дистанционные занятия пошли девушке на пользу. И это тоже принесло хорошие плоды -Люба закончила полугодие с одной «тройкой».

Девушки ,которые обучаются в Белоомуте , тоже успешно закончили 1 полугодие .На данный момент, можно сказать, успеваемость в семье хорошая, но работу нельзя останавливать.

И в конце своего доклада хочу напомнить одну древнюю мудрость: « Можно привести коня к водопою, но заставить его пить нельзя.» Вот захочет ли наш воспитанник учиться, зависит только от нас

.

Источник