Роль воспитателя детского сада в психическом развитии ребенка

Татьяна Гицевич
Роль педагога в развитии ребёнка дошкольного возраста.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога -воспитателя. Воспитанники – это неповторимые личности и нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Общение является одним из самых важных факторов в психическом развитии ребенка, потому что только в эмоциональном контакте со взрослыми ребенок максимально усваивает жизненно необходимые правила поведения. Это не случайно, потому как в первые годы жизни ребенка, наиболее интенсивно происходит нравственное и эмоциональное развитие. Будущее ребенка по большей части зависит от того, в каких условиях протекает его детство. От воспитания зависит как ребёнок сможет в дальнейшем общаться со сверстниками, сможет ли воспринимать окружающий мир с открытой душой или станет замкнутым, малообщительным. В этом случае, задача педагога в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками.

Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль воспитателя в развитии ребенка.

Для ребенка нет никого ближе, чем мама, которая играет с ним, дарит положительные эмоции и всегда успокоит, если вдруг возникла такая необходимость. Можно сказать, что воспитатель для ребенка — это первый человек, после мамы, который играет колоссальную роль в первичном формировании личности малыша. Поэтому главной ролью воспитателя в развитии ребенка, является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить малышу положительные качества, определить способности малыша. Хороший квалифицированный воспитатель должен знать, как лучше общаться с тем или иным ребенком. Для того, чтобы воспитателю было не сложно найти общий язык с ребенком, ему нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки. Каждому воспитателю и учителю, конечно, хочется, чтоб их воспитанники вспоминали их, говоря при этом только добрые слова. Ведь если вспоминают по — доброму, то значит Вы полностью выполнили эту важную роль воспитателя в развитии ребенка.

Огромная роль при общении ребенка с педагогом принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К. Д. Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками, усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, на одной» волне» с педагогом и детьми, справедливо оценивает действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой вид деятельности, охотно делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

У непосед воспитатель стремится сформировать сдержанность, интерес к деятельности, побуждающий к усидчивости, сосредоточенности внимания. И вместе с тем нужно давать им возможность разрядить свою энергию в деятельности, требующей двигательной активности. От неподвижности дети утомляются.

Воспитатель помнит, что особенности возраста и подход к детям — понятия взаимозависимые. Только учитывая возрастные (и, конечно, индивидуальные) особенности ребенка, педагог сможет определить и меру своих требований, и форму, в какой они будут предъявлены. К самым маленьким педагог проявляет особую теплоту. Он умеет пожалеть, посочувствовать, создать у ребенка ощущение защищенности. Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости, заинтересованности от педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми от него требуется еще и умение давать объяснения, аргументировать запрет, серьезно разговаривать, шутить. Опора на положительные качества ребенка — вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты — результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание взрослого и маленького, готовность к активному послушанию, расположения к воспитателю.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов, самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретно сложившейся ситуации. Эффективность педагогических воздействий зависит от авторитета воспитателя, от единства требований со стороны взрослых, в подходе к ребенку следует опираться на его сильные стороны, на пробуждающиеся в нем самолюбие, человеческого достоинства.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Источник

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки. Также детей этого возраста учат тому что: 1. нельзя драться; 2. нельзя кричать; 3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.



Источник

Óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà è âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãà â îáùåíèè ñ äåòüìè. Ôîðìèðîâàíèå ñäåðæàííîñòè, èíòåðåñà ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäåíèå ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. Ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðîëü âîñïèòàòåëÿ â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà

 ïîâñåäíåâíîì îáùåíèè ðåáåíîê ó÷èòñÿ ïîçíàâàòü ìèð, ïîäðàæàåò âçðîñëûì, ïðèîáðåòàåò æèçíåííûé îïûò, óñâàèâàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ.

 ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà âàæíåéøàÿ ðîëü îòâîäèòñÿ âîñïèòàòåëþ.

Îò òîãî, êàê îáùàåòñÿ âîñïèòàòåëü ñ äåòüìè, êàê ðàçãîâàðèâàåò ñ íèìè, ïîíèìàåò èõ, çàâèñèò óñïåõ âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà.  ýòîé ñâÿçè îñîáîå çíà÷åíèå ïðèîáðåòàåò ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè.

Âàæíóþ ðîëü â ïðîöåññå îáùåíèÿ èãðàåò óìåíèå âûðàæàòü ñâîè ýìîöèè è ïðàâèëüíî ïîíèìàòü ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ñîáåñåäíèêà.

Äåòè äîëæíû ó÷èòüñÿ îöåíèâàòü ñåáÿ, ïðàâèëüíî ïðèíèìàòü ïîõâàëû, çàìå÷àòü è ïûòàòüñÿ ïîäâåðãàòü àíàëèçó ñîáñòâåííûå óñïåõè è äîñòèæåíèÿ. Ýòî ïîìîæåò îáðåñòè íåîáõîäèìóþ óâåðåííîñòü, ïî÷óâñòâîâàòü ñåáÿ ëåã÷å è äîáðåå, íàó÷èòü ïîñòîÿííî äàðèòü ëþäÿì óëûáêó. ×óâñòâî ñàìîóâàæåíèÿ è óâåðåííîñòè â ñåáå è ñâîèõ ñèëàõ ïîçâîëèò äåòÿì àêòèâíåå âêëþ÷àòüñÿ â ëþáîé âèä äåÿòåëüíîñòè, îõîòíî äåëèòüñÿ â îáùåíèè äðóã ñ äðóãîì ñâîèìè ìûñëÿìè è ÷óâñòâàìè.

Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò óñïåøíûé ðåçóëüòàò â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè.

Ó ÷óòêîãî, ëþáÿùåãî äåòåé âîñïèòàòåëÿ â àðñåíàëå ìíîæåñòâî ïðèåìîâ, êîòîðûå ïîìîãàþò âûçâàòü ðàñïîëîæåíèå äåòåé ê äåòñêîìó ñàäó. Óòðîì, îí âñòðåòèò èõ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïîñòàðàåòñÿ óâëå÷ü èíòåðåñíîé èãðóøêîé, à òåì, êòî áîëåçíåííî ïåðåíîñèò ðàññòàâàíèå ñ áëèçêèìè, ïîäãîòîâèò ñþðïðèç.

Õîðîøî, ÷òîáû äåòè, ïî÷àùå ñëûøàëè îò âîñïèòàòåëÿ ïðèâû÷íîå, äîìàøíåå äëÿ íèõ îáðàùåíèå — Ñàøåíüêà, Èãîðåê, à íå õîëîäíî-îôèöèàëüíîå — Åãîðîâ Àëåêñàíäð, Êèðèëëîâà Íàòàøà. Äàæå åñëè â ãðóïïå òðè Ëåíû, äâà Âîâû, òî è òîãäà íå îáÿçàòåëüíî èõ íàçûâàòü ïî ôàìèëèÿì: ïóñòü êàæäûé ñëûøèò òåïëîå, ëàñêîâîå îáðàùåíèå, ê êîòîðîìó îí ïðèâûê.

Ó íåïîñåä âîñïèòàòåëü ñòðåìèòñÿ ñôîðìèðîâàòü ñäåðæàííîñòü, èíòåðåñ ê äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäàþùèé ê óñèä÷èâîñòè, ñîñðåäîòî÷åííîñòè âíèìàíèÿ. È âìåñòå ñ òåì íóæíî äàâàòü èì âîçìîæíîñòü ðàçðÿäèòü ñâîþ ýíåðãèþ â äåÿòåëüíîñòè, òðåáóþùåé äâèãàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Îò íåïîäâèæíîñòè äåòè óòîìëÿþòñÿ.

Âîñïèòàòåëü ïîìíèò, ÷òî îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå. Íàïðèìåð, ñîäåðæàíèå è ôîðìà òðåáîâàíèé íå ìîãóò áûòü îäèíàêîâûìè è äëÿ ñàìûõ ìàëåíüêèõ, è äëÿ ñòàðøèõ äåòåé.

Òîëüêî ó÷èòûâàÿ âîçðàñòíûå (è, êîíå÷íî, èíäèâèäóàëüíûå!) îñîáåííîñòè ðåáåíêà, ïåäàãîã ñìîæåò îïðåäåëèòü è ìåðó ñâîèõ òðåáîâàíèé, è ôîðìó, â êàêîé îíè áóäóò ïðåäúÿâëåíû. Ê ñàìûì ìàëåíüêèì ïåäàãîã ïðîÿâëÿåò îñîáóþ òåïëîòó. Îí óìååò ïîæàëåòü, ïîñî÷óâñòâîâàòü, ñîçäàòü ó ðåáåíêà îùóùåíèå çàùèùåííîñòè. Ýòî, êîíå÷íî, íå îçíà÷àåò, ÷òî äåòè ïîñòàðøå íå íóæäàþòñÿ â ÷óòêîñòè, çàèíòåðåñîâàííîñòè îò ïåäàãîãà: â óñòàíîâëåíèè äóøåâíûõ ñâÿçåé ñî ñòàðøèìè äåòüìè îò íåãî òðåáóåòñÿ åùå è óìåíèå äàâàòü îáúÿñíåíèÿ, àðãóìåíòèðîâàòü çàïðåò, ñåðüåçíî ðàçãîâàðèâàòü, øóòèòü. âîñïèòàòåëüíûé ïåäàãîã ñîñðåäîòî÷åííîñòü óñèä÷èâîñòü

Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà — âîò ÷åì ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïåäàãîã â ïîäõîäå ê äåòÿì.

Âîñïèòàòåëü îáÿçàí ïîìíèòü: ïëîõèõ äåòåé íåò, îòäåëüíûå îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû — ðåçóëüòàò íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ. Ëó÷øå ïîä÷åðêèâàòü ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà è òåì ñàìûì çàêðåïëÿòü èõ, ñîäåéñòâóÿ ðàçâèòèþ ó ðåáåíêà ÷óâñòâà ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.

Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.

Ïåäàãîã, îáëàäàþùèé òàêòîì, óìååò ðàçãîâàðèâàòü ñ äåòüìè è âûñëóøèâàòü èõ; ïðîÿâëÿòü âûäåðæêó ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ; íàõîäèòü ñïîñîáû âîçäåéñòâèÿ íà äåòåé, ó÷èòûâàÿ èõ ñàìîëþáèå; ïîíèìàòü è ïðàâèëüíî îöåíèâàòü äåòñêèå ïîñòóïêè, à ãëàâíîå, óìåòü èíäèâèäóàëèçèðîâàòü ìåòîäû è ïðèåìû âîñïèòàíèÿ, îïèðàÿñü íà âñå ëó÷øåå, ÷òî åñòü â ðåáåíêå.

Ñòèëü îòíîøåíèé. Îò íåãî âî ìíîãîì çàâèñèò âçàèìîïîíèìàíèå âçðîñëîãî è ìàëåíüêîãî, ãîòîâíîñòü ê àêòèâíîìó ïîñëóøàíèþ, ðàñïîëîæåíèÿ ê âîñïèòàòåëþ.

Óñïåøíîñòü îáó÷åíèÿ äåòåé, èõ ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ñòèëÿ îáùåíèÿ ïåäàãîãà. Äåìîêðàòè÷åñêèé ñòèëü ñïîñîáñòâóåò óñïåøíîìó ôîðìèðîâàíèþ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåáåíêà, áëàãîïðèÿòñòâóåò îáó÷åíèþ, àâòîðèòàðíûé âûçûâàåò íåãàòèâíûå ýìîöèîíàëüíî-ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè ó äåòåé.

Êòî èç âîñïèòàòåëåé íå çíàåò, ÷òî îò òîãî, êàê äàíî óêàçàíèå, çàâèñèò ðåàêöèÿ ðåáåíêà? Äîáèâàÿñü îò äåòåé âûïîëíåíèÿ ñâîåãî òðåáîâàíèÿ, âîñïèòàòåëü äîëæåí îáëàäàòü âñåìè îòòåíêàìè èíòîíàöèè. Íàñòîÿùèé ïåäàãîã âñåãäà ïðåäâèäèò, êîãäà è êàê ðàçãîâàðèâàòü ñ âîñïèòàííèêàìè.

Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.

Îí íåïðåìåííî çàìåòèò, êàê ÷óâñòâóåò ñåáÿ êàæäûé ðåáåíîê, ÷òî âîëíóåò è áåñïîêîèò åãî, ñ êàêèì íàñòðîåíèåì îí ïðèøåë â äåòñêèé ñàä, è ïîñòàðàåòñÿ óñòðàíèòü ïðè÷èíû, îòðèöàòåëüíî âëèÿþùèå íà íåãî. Óìåíèå ïîíÿòü ðåáåíêà, åãî ñîñòîÿíèå ïîçâîëÿåò áîëåå ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê íåìó, ïðåäâèäÿ ðåàêöèþ íà òîò èëè èíîé ïåäàãîãè÷åñêèé ïðèåì.

Äåòè ëþáÿò âîñïèòàòåëÿ îïòèìèñòè÷åñêè íàñòðîåííîãî: åãî îïòèìèçì — òî íåóëîâèìîå, ÷òî íå óêëàäûâàåòñÿ íè â êàêèå ïëàíû è êîíñïåêòû, íîñ ñîäåéñòâóåò óñòàíîâëåíèþ äóøåâíûõ ñâÿçåé â îòíîøåíèÿõ «âîñïèòàòåëü — äåòè». Ó òàêîãî ïåäàãîãà âîñïèòàííèêè âñåãäà æèçíåðàäîñòíû. Âñå ýòî ñïîñîáñòâóåò óñòàíîâëåíèþ ïîëîæèòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî êëèìàòà â ãðóïïå, ÷òî, êàê èçâåñòíî, áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàñöâåòó â êàæäîì ðåáåíêå ëó÷øèõ êà÷åñòâ è, ãëàâíîå, ñîçäàåò ó íåãî ãîòîâíîñòü ê âîñïðèÿòèþ ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé. Âåäü ê âîñïèòàòåëþ, êîòîðûé âåñåë, èçîáðåòàòåëåí, ÷óòêî óëàâëèâàåò äåòñêîå íàñòðîåíèå, âñåãäà óñòðåìëåíû âçîðû ðåáÿòèøåê: ÷òî îí ñêàæåò? Êàê îòíåñåòñÿ ê èõ âûäóìêå? Îäîáðèò ëè íîâûé çàìûñåë?

Ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå, êàê ïðîôåññèîíàëüíîå îáùåíèå âîñïèòàòåëÿ ñ âîñïèòàííèêàìè, èìåþùåå îïðåäåëåííûå ïåäàãîãè÷åñêèå ôóíêöèè è íàïðàâëåííîå íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî êëèìàòà â ãðóïïå, à òàêæå íà óñòàíîâëåíèå ïðàâèëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ äåòüìè â öåëîì è ñ êàæäûì ðåáåíêîì â îòäåëüíîñòè:

Âçàèìîïîíèìàíèå è êîíòàêò ïåäàãîãà è äåòåé.

Îñîáåííîñòè âîçðàñòà è ïîäõîä ê äåòÿì — ïîíÿòèÿ âçàèìîçàâèñèìûå.

Îïîðà íà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà ðåáåíêà.

Ïåäàãîãè÷åñêèé òàêò.

Ñòèëü îòíîøåíèé.

Ïåäàãîã âñåãäà ÷óòîê è âíèìàòåëåí ê äåòÿì, èõ ôèçè÷åñêîìó ñîñòîÿíèþ è íàñòðîåíèþ, èíòåðåñàì è ïîòðåáíîñòÿì.

Ïðèåìû, ìåòîäû:

Ñëîâåñíûå.

Áåñåäû.

Èãðû-áåñåäû.

Ðàññêàç.

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû.

Èñïîëüçîâàíèå èãðîâûõ ñèòóàöèé.

Èãðû — áåñåäû ñ ïåðñîíàæàìè ñêàçîê

Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.

Äèñêóññèè

Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.

Íàãëÿäíûå.

Êîíòàêò ãëàç.

Èíäèâèäóàëüíûå âûñòàâêè

Ðàññìàòðèâàíèå ôîòîàëüáîìîâ.

Áåñåäà ó çåðêàëà.

Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè.

Ýêñêóðñèè

Íàáëþäåíèÿ çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè.

Ðàññìàòðèâàíèå èëëþñòðàöèé

Ïðàêòè÷åñêèå.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.

Êóêîëüíûå ñïåêòàêëè

Èãðû — äðàìàòèçàöèè.

Èãðû — èìïðîâèçàöèè.

Èãðû — çàáàâû.

Ïîäâèæíûå èãðû.

Ïàëü÷èêîâûå èãðû.

Èãðû

Èãðû â ñïîðòèâíîì óãîëêå.

Ðåëàêñàöèÿ

Èãðû ñ ïðèðîäíûì ìàòåðèàëîì.

Èãðû ñ âîäîé.

Èãðû íà ìóçûêàëüíûõ èíñòðóìåíòàõ.

Èãðû ñî ñòðîèòåëüíûì ìàòåðèàëîì.

Ðàçâëå÷åíèÿ

Ëàñêîâàÿ ìèíóòêà.

Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.

Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.

Ìèíè — êîíêóðñû.

Ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûå ôîðìû:

Ìóçûêàëüíûå çàíÿòèÿ.

Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå.

Ôèçêóëüòóðíûå çàíÿòèÿ.

Ïñèõîãèìíàñòèêà

Ïîäâèæíûå èãðû.

Ñþæåòíî — ðîëåâûå èãðû.

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû

Õóäîæåñòâåííàÿ òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ïðîäóêòèâíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè

Óñëîâèÿ:

— Öâåòîâîå ðåøåíèå îêðàñêè ïîìåùåíèÿ è ìåáåëè.

— Ýñòåòè÷åñêèé õàðàêòåð îáñòàíîâêè.

— Íàñòåííûå êàðòèíû.

— Óãîëîê íàñòðîåíèÿ.

— Äîñêà æåëàíèé.

— Óãîëîê ñêàçêè.

— Ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ.

— Ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ (ïîääåðæàíèå òåìïåðàòóðíîãî ðåæèìà).

— Äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì.

— Àóäèîçàïèñè, ìóçûêàëüíûå èãðóøêè, èíñòðóìåíòû.

— Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè.

— Ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ (èãðîâîå ïîëå).

— Ïîñîáèÿ äëÿ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ.

— Ìÿãêèé ìîäóëüíûé ìàòåðèàë.

— Ìàòåðèàëû äëÿ ðåæèññåðñêîé èãðû, òåàòðàëèçîâàííîé äåÿòåëüíîñòè.

— Îáîðóäîâàíèå è ìàòåðèàë äëÿ ýêñïåðèìåíòèðîâàíèÿ.

— Ðàçëè÷íûå ìàòåðèàëû äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé õóäîæåñòâåííîé è òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

— Óãîëêè êíèã

— Âåñåëîå íàñòðîåíèå âî âðåìÿ çàíÿòèé.

— Ñâîáîäíîå ïîñåùåíèå ÄÎÓ ðîäèòåëÿìè ñ äåòüìè.

— Ñîçäàíèå êîìôîðòíîé îáñòàíîâêè ñ ââåäåíèåì ýëåìåíòîì ñåìåéíîãî áûòà.

Ñîçäàíèå èíôîðìàöèîííî-ðåêëàìíîé ñðåäû:

— Âèçèòíàÿ êàðòî÷êà.

— Æóðíàë «Ïðîáóæäåíèå».

1 ïîëîâèíà äíÿ

Ïðèåì:

Áåñåäà ñ ðîäèòåëÿìè, äåòüìè (òåïëîå ñëîâî, âîïðîñ, óëûáêà, ñîçäàíèå àòìîñôåðû äîáðîæåëàòåëüíîñòè, äîâåðèÿ, âçàèìîïîíèìàíèÿ).

Êîëëåêòèâíûå áåñåäû (÷óâñòâî êîëëåêòèâèçìà, äðóæåëþáèå).

Èãðû (äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå).

Òðóä (âîçíèêàþò íîâûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ: ðàäîñòü îò îáùåãî óñïåõà).

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè.

Óòðåííÿÿ ãèìíàñòèêà.

Ïàëü÷èêîâàÿ ãèìíàñòèêà (àðòèêóëÿöèîííàÿ ãèìíàñòèêà).

Ïîäãîòîâêà ê çàâòðàêó (äåæóðñòâî — ïîääåðæèâàòü èíòåðåñ äåòåé ê ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, ôîðìèðîâàíèå êóëüòóðíî-ãèãèåíè÷åñêèõ íàâûêîâ — âîñïèòûâàòü ïîëîæèòåëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ìåæäó äåòüìè, êóëüòóðó ïîâåäåíèÿ â êîëëåêòèâå, ñêðîìíîñòü, âåæëèâîñòü, ñäåðæàííîñòü).

Çàâòðàê (ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ çà ñòîëîì, ïðàâèëüíîå óìûâàíèå).

Äåæóðñòâî ïî çàíÿòèÿì (òðóäîëþáèå).

Ïîäâèæíûå èãðû (íàïðàâëåíû íà îáùóþ äåÿòåëüíîñòü, ñîâìåñòíûå äâèæåíèÿ, êîíòàêò).

Çàíÿòèÿ (ôîðìèðóåò ó äåòåé íåîáõîäèìûå óìåíèÿ è íàâûêè, ðàçâèâàåò óìñòâåííóþ àêòèâíîñòü, âîñïèòûâàåò íðàâñòâåííî-âîëåâûå êà÷åñòâà, ãîòîâèò ê äåÿòåëüíîñòè â øêîëå).

Ïåðåðûâ (ïîäâèæíûå èãðû, õîðîâîäíûå èãðû).

Ïñèõîãèìíàñòèêà (ñîçäàåò ïîëîæèòåëüíóþ ýìîöèîíàëüíóþ àòìîñôåðó).

Îäåâàíèå íà ïðîãóëêó (èñïîëüçîâàíèå õóäîæåñòâåííîãî ñëîâà, òîí îáðàùåíèÿ, óëûáêà — ñîçäàåò õîðîøåå íàñòðîåíèå; ïðèó÷àåò äåòåé îáðàùàòüñÿ ñ ïðîñüáîé, áëàãîäàðèòü çà ïîìîùü, ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü).

Ïðîãóëêà (íàèáîëåå óäîáíîå âðåìÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ó äîøêîëüíèêîâ äâèæåíèé, ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ)

Ïîäâèæíûå èãðû è ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ (äåòè äåéñòâóþò ñîâìåñòíî, äîñòèãàþò îáùèõ öåëåé; ôîðìèðóþòñÿ íà÷àëà êîëëåêòèâèçìà, óìåíèå ñîïåðåæèâàòü, îêàçûâàòü ïîìîùü, ïîääåðæèâàòü ñâåðñòíèêîâ).

Òðóä â ïðèðîäå (óäîâëåòâîðåíèå îò õîðîøåãî âûïîëíåíèÿ ñâîèõ îáÿçàííîñòåé).

Íàáëþäåíèÿ.

Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Âîçâðàùåíèå ñ ïðîãóëêè.

2 ïîëîâèíà äíÿ

Êîëëåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ñàìîñòîÿòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü:

— êîíñòðóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ òâîð÷åñòâà è èíèöèàòèâû, ïðèó÷àåò ðåáåíêà ñ÷èòàòüñÿ ñ óñëîâèÿìè, äèñöèïëèíèðóåò äåÿòåëüíîñòü);

— õóäîæåñòâåííî-òâîð÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü (ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ýñòåòè÷åñêèõ ÷óâñòâ, õóäîæåñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ, ó÷àòñÿ âûïîëíÿòü äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ïîëó÷åíèå çàäàííîãî ðåçóëüòàòà, îâëàäåâàþò óìåíèÿìè ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé öåëü, ïëàíèðîâàòü åå äîñòèæåíèå).

Ïîäâèæíûå èãðû

Òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Èíäèâèäóàëüíàÿ ðàáîòà.

Èãðû (ñþæåòíî — ðîëåâûå, äèäàêòè÷åñêèå, ïîäâèæíûå, ñëîâåñíûå, íàñòîëüíî-ïå÷àòíûå, ñòðîèòåëüíûå — ðàçâèòèå ãóìàííûõ ÷óâñòâ, ðîëåâûõ âçàèìîîòíîøåíèé, ïîìîãàþùèõ äîøêîëüíèêó ïîíÿòü äðóãîãî, ó÷åñòü åãî íàñòðîåíèå, æåëàíèå).

×òåíèå õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû (ðàçâèâàþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, â ñèòóàöèè ñðàâíåíèÿ ñåáÿ ñ ïîëîæèòåëüíûì ëèòåðàòóðíûì ãåðîåì).

Îðãàíèçóÿ ïîñòåïåííûé ïåðåõîä îò îäíîãî ýëåìåíòà ðåæèìà ê äðóãîìó, ïåäàãîã ðåøàåò ðàçíûå çàäà÷è: îäíîãî ðåáåíêà ó÷èò äîâîäèòü íà÷àòîå äåëî äî êîíöà, äðóãîãî — óáèðàòü çà ñîáîé, òðåòüåãî — ïîä÷èíÿòüñÿ ïðèíÿòûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ, à êàæäîãî — áûòü ïðåäóïðåäèòåëüíûì è äîáðîæåëàòåëüíûì.

Ïåäàãîãè÷åñêèå âîçäåéñòâèÿ ýôôåêòèâíû â òîì ñëó÷àå, åñëè âçðîñëûé óìååò íàéòè èç âñåãî ìíîãîîáðàçèÿ ìåòîäîâ è ïðèåìîâ, ñàìûé íóæíûé ñ ó÷åòîì îñîáåííîñòåé ðåáåíêà è êîíêðåòíî ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè. Ýôôåêòèâíîñòü ïåäàãîãè÷åñêèõ âîçäåéñòâèé çàâèñèò îò àâòîðèòåòà âîñïèòàòåëÿ, îò åäèíñòâà òðåáîâàíèé ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, â ïîäõîäå ê ðåáåíêó ñëåäóåò îïèðàòüñÿ íà åãî ñèëüíûå ñòîðîíû, íà ïðîáóæäàþùèåñÿ â íåì ñàìîëþáèå, ÷åëîâå÷åñêîãî äîñòîèíñòâà.

×òîáû ïðàâèëüíî âîñïèòûâàòü äåòåé, íåîáõîäèìî ïîíèìàòü è ó÷èòûâàòü ïñèõîëîãè÷åñêèå è èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè êàæäîãî ðåáåíêà. Çàäà÷à âîñïèòàòåëÿ — âî âñåõ ôîðìàõ ðàáîòû ñ ðîäèòåëÿìè ðàñêðûòü ïåðåä íèìè âàæíåéøèå ñòîðîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íà êàæäîé âîçðàñòíîé ñòóïåíè äîøêîëüíîãî äåòñòâà è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðèåìû âîñïèòàíèÿ.

Êîíòàêò ãëàç.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò.

Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå.

Äèñöèïëèíà.

Åñëè íàø âçãëÿä ïîñòîÿííî âûðàæàåò ëþáîâü, äîáðîæåëàòåëüíîñòü, ðåáåíîê íàó÷èòñÿ òàêæå ñìîòðåòü íà ëþäåé. Åñëè æå ìû âçãëÿäîì ñòðåìèìñÿ òîëüêî âûðàçèòü íàøå ðàçäðàæåíèå, ðåáåíîê ïðèó÷àåòñÿ ê òàêîé æå ðåàêöèè.

Ôèçè÷åñêèé êîíòàêò — çàìå÷àòåëüíàÿ âîçìîæíîñòü äëÿ îáùåíèÿ. Äîñòàòî÷íî ïðèêîñíóòüñÿ ê ðóêå, îáíÿòü çà ïëå÷è, ïîãëàäèòü ïî ãîëîâå, ïîòðåïàòü ïî âîëîñàì. Âñå ýòî óêðåïëÿåò ýìîöèîíàëüíîå ðàâíîâåñèå ðåáåíêà.

Îñíîâíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ:

— Íàáëþäåíèÿ.

— Ðàññìàòðèâàíèå ðèñóíêîâ è ôîòîãðàôèé.

— Ñâîáîäíîå è òåìàòè÷åñêîå ðèñîâàíèå.

— Óïðàæíåíèÿ ïîäðàæàòåëüíî — èñïîëíèòåëüñêîãî è òâîð÷åñêîãî õàðàêòåðà.

— Ýòþäû.

— Èìïðîâèçàöèÿ.

— Ìîäåëèðîâàíèå è àíàëèç çàäàííûõ ñèòóàöèé.

— Èãðû ñ ïðàâèëàìè: ñþæåòíî-ðîëåâûå, ñëîâåñíûå, ïîäâèæíûå, ìóçûêàëüíûå.

— Òâîð÷åñêèå èãðû: ñþæåòíî-ðîëåâûå, èãðû-äðàìàòèçàöèè.

— ×òåíèå õóäîæåñòâåííûõ ïðîèçâåäåíèé.

— Ðàññêàç ïåäàãîãà è ðàññêàçû äåòåé.

— Ñî÷èíåíèå èñòîðèé.

— Áåñåäû.

— Ìèíè-êîíêóðñû.

— Äèñêóññèè.

Íà ïðîãóëêå

— Íàáëþäåíèå çà ïðèðîäîé, ïòèöàìè, çà ÿâëåíèÿìè îêðóæàþùåé æèçíè.

— Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè.

— Ïîñèëüíûé òðóä â ïðèðîäå.

— Ñïîðòèâíûå ðàçâëå÷åíèÿ

Èãðà-äðàìàòèçàöèÿ — óñâàèâàíèå áîãàòñòâà ðîäíîãî ÿçûêà, îâëàäåâàåò âûðàçèòåëüíûìè ñðåäñòâàìè, èñïîëüçóåò ðàçíîîáðàçíûå èíòîíàöèè, îòðàæàþùèå õàðàêòåð è ïîñòóïêè ãåðîåâ, ñòàðàåòñÿ ãîâîðèòü ÷åòêî, «êðàñèâî».

Óñëîâèÿ:

1 ìëàäøàÿ ãðóïïà

— ïëîùàäü äëÿ äâèæåíèÿ;

— äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ðàçíîîáðàçíûõ èãðóøåê, ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó è óìåíèÿì 3-7 ëåò;

— ñîáëþäåíèå ðåæèìà äíÿ;

— ãèãèåíè÷åñêèå óñëîâèÿ;

— ïîääåðæàíèå ïðàâèëüíîãî òåìïåðàòóðíîãî è âîçäóøíîãî ðåæèìà (ôèçèîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå ñâåæåãî âîçäóõà âûðàæàåòñÿ â óëó÷øåíèè îáìåíà âåùåñòâ, ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ÷òî ïîâûøàåò ñîïðîòèâëÿåìîñòü îðãàíèçìà ê ïðîñòóäíûì çàáîëåâàíèÿì);

— äîñòàòî÷íàÿ îñâåùåííîñòü ïîìåùåíèé.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник