Роль воспитания в развитии ребенка психология

Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать. Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер. Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.
Роль родителей в развитии ребенка
Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:
- развитие моторики;
- движения и двигательные навыки;
- развитие речи;
- духовное развитие;
- социальное поведение;
- обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
- самосознание.
У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.
Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:
- Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
- Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
- Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
- Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.
Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям. Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений. Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:
- Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
- Папа — самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.
Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.
Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу. И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения. Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.
Роль отца в развитии ребенка
Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху. Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка. Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:
- Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
- Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
- Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
- Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
- Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
- Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.
Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.
Источник
Главным фактором воспитания ребенка является его семья, родители. Именно те
привычки, правила и традиции ребенок в детские годы приобретет и впитает от своих родителей, останется с ним
на всю жизнь.
С самого раннего детства в маленьком человеке закладываются то, что сохраняется на протяжении всей его
жизни, то есть основы его воспитания и, как следствие, его поведение, нормы морали, правила поведения и
прочее.
Исходя из того, что ребенок в семье находится основную часть детства, именно она и есть главный институт его
воспитания. И только потом это могут быть различные школы ментальной
арифметики и прочие. Таким образом, именно семьей выстраиваются основы воспитания и характера ребенка. А
значит, именно родители играют главную роль в его воспитании.
Конечно же, стоит отметить то, что роль влияния может быть как положительной, так и отрицательной. Никто,
помимо самых близких ему людей, то есть мамы с папой, бабушки с дедушкой, не сможет заботиться о ребенке
лучше, но также и никто, кроме них, не сможет нанести такой вред его воспитанию и личностному развитию.
Например, если у ребенка тревожная мама, то он вырастет с постоянным чувством тревоги и неуверенности. Если
родители ребенка честолюбивы и часто требуют от него больше, чем он может, то ребенок рискует вырасти
закомплексованным, с чувством неуверенности в себе. А отец, который часто выходит из себя и в общем ведет
себя несдержанно, рискует вырастить подобного себе ребенка, ведь дети часто перенимают манеру поведения
родителей, как единственно правильную, считают именно ее нормой. Потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок
вырос уверенным в себе, воспитанным, то в первую очередь следите за своим поведением. Ведь вы — главный пример
для него.
Каждая семья обладает определенной системой воспитания, которая зачастую не является осознанной. То есть,
родители не всегда понимают целей воспитания, часто не могут правильно сформулировать цели, задачи, не умеют
более или менее верно применять методы и приемы воспитания ребенка, не всегда могут сознать, что допустимо, а
что нет в воспитательном процессе. В силу этих причин благие намерения могут давать результат, далекий от
ожидаемого.
Родителям необходимо наладить связь с ребенком, достичь так называемого душевного единения. Ни в коем
случае нельзя пускать процесс воспитания малыша на самотек! Даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый и
самостоятельный, не оставляйте его наедине с самим собой.
Если вы учите ребенка чему-то, не забывайте подкреплять слова своим личным примером, ведь это очень важный
фактор воспитания ребенка. Таким образом, помимо воспитания собственных детей, и родителям не помешает
заняться самовоспитанием, чтобы быть для них достойным примером.
Ведь если вы говорите, что то или иное поведение не верно, но сами, тем не менее, ведете себя так, как нельзя,
ваши слова ребенком восприниматься не будут. Потому как ваши действия — это именно то, на что он
ориентируется, берет за правило. Например, если мама с папой ежедневно говорят, что врать плохо, но, не
замечая этого, часто отступают от данного правила, то и весь воспитательный процесс может пойти насмарку.
Или вы учите ребенка выкидывать мусор в урну, но сами иногда грешите тем, что кидаете тот же фантик мимо нее.
Не думайте, что ребенок этого не замечает! Он видит и думает, что если мама или папа так поступают, то и ему
позволительно.
В системе воспитания детей нет никаких определенных канонов, то есть она может быть любой. Имеется в виду,
что каждый родитель в общем воспитательном русле может выбрать свое, то, которое считает для своего ребенка
наиболее верным. Самое главное, выбрав систему воспитания, ни на шаг от нее не отступать, не допускать
послаблений.
Уважаемые, гости, если Вам понравилась или наоборот не понравилась новость, оставьте, пожалуйста, Ваш комментарий. Регистрация не займет у Вас времени, Ваше мнение важно для нас. Большое спасибо за Ваше внимание!
Источник
Психическое развитие ребенка качественно отличается от развития поведения животного. Как отмечает А. Н. Леонтьев, несоответствие заключается, прежде всего, в том, что главным в развитии ребенка является процесс усвоения или присвоения опыта, накопленного человечеством на протяжении общественной истории. Животное же лишь приспосабливается к изменениям окружающей среды, следовательно, процесс присвоения отсутствует.
В ходе своего становления человечество развило величайшие духовные способности, которые воплотились в его достижениях. В каждом предмете, сделанном человеком, воплощен исторический опыт человечества, а вместе с ним и умственные способности, которые в этом опыте формировались. Наиболее ярко это выступает в языке, науке, произведениях искусства.
Ребенка с самого рождения окружает мир, созданный людьми: предметы быта, одежда, простейшие инструменты, язык и отражаемые в нем представления, понятия, идеи. Таким образом, ребенок начинает жизнь в человеческом мире. Живя в этом объективном мире, ребенок делает его своим, то есть присваивает его. В процессе присвоения, как мы говорили ранее, воспроизводятся специфически человеческие способности.
Вместе с тем формирование этих способностей не происходит под влиянием самих предметов.
Вообразите себе ситуацию, предлагаемую для рассмотрения А. Н. Леонтьевым. Ребенок никогда не видел ложки, и вот ему ее дали. Ребенок будет манипулировать ею, но не сможет применить ее по назначению. Теоретически можно допустить, что может сформироваться навык пользования ложкой вне общества, вне совместной деятельности со взрослым. Однако нетрудно предсказать, что фактически навык пользования ложкой как человеческим предметом не образуется.
Итак, освоение мира происходит не просто в практическом взаимодействии с предметным миром. Этот процесс опосредован отношением ребенка к людям, то есть ребенок вступает в практическое и речевое общение с людьми, окружающими его. Особыми специфическими формами передачи опыта являются воспитание и обучение.
В самом широком понимании, обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованный взрослыми. Под идеальной формой Д. Б. Эльконин понимает то, чего должен достичь ребенок. В таком толковании обучение включает в себя не только обучение как акт взаимодействия обучающего и обучаемого с целью передачи одним и усвоения другим социального опыта, но и воспитание как организуемый взрослым процесс взаимодействия индивида с элементами социальной культуры.
Исследования показывают, что целенаправленные обучающие воз-Действия не только позитивно влияют на формирование психики ребенка, но и вызывают качественные преобразования в ней.
Работы Т. В. Лаврентьевой1, В. В. Брофман по обучению детей построению моделей свидетельствуют, что происходящее под влиянием обучения развитие способности к наглядному моделированию приводит к существенному продвижению дошкольников в общем умственном развитии, совершенствованию способности к решению широкого круга познавательных задач.
Исследования, проведенные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным, показывают, что использование при обучении специальных средств (например, схем при обучении математике, звуковому анализу слова и др.) обусловливает качественную перестройку познавательных процессов дошкольника.
В настоящее время установлено, что обучение не только обеспечивает психическое развитие, но и вносит новое в само созревание и совершенствование мозговых структур.
Впервые гипотеза о двоякой связи созревания и совершенствования центральной нервной системы ребенка с обучением и психическим развитием была выдвинута А. В. Запорожцем. Это предположение доказано рядом исследований, например в экспериментах А. А. Ибатуллиной, выполненных под руководством Л. А. Венгера. В этом исследовании выяснилось, что после развивающего обучения детей 2-3 лет произошло изменение ряда параметров электрической активности мозга: ускорение процесса созревания центральной нервной системы, совершенствование корковых механизмов, повышение ориентировочно-исследовательской активности, совершенствование нейрофизиологических механизмов исследуемых когнитивных процессов.
Итак, главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс присвоения (усвоения) им достижений развития предшествующих поколений. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, опосредованной практическим и речевым общением с окружающими людьми. Особые, специфические формы передачи социального опыта — это воспитание и обучение. Развивающее обучение не только оказывает влияние на совершенствование определенных психических свойств и способностей, но и определяет направление хода психического развития.
За счет этого создается «зона ближайшего развития», являющаяся необходимой предпосылкой дальнейшего обучения и психического развития.
Источник:
Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Источник
Воспитание является очень ответственным процессом. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников и дошкольном образовании.
Воспитание как влияние на формирование личностных качеств фактически идет с первых месяцев жизни ребенка, хотя черты личности как таковые в этом возрасте внешне еще не заметны. [2, с. 83]
Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание).
Задачами дошкольного воспитания является обеспечение:
– физического здоровья;
– эмоционального благополучия;
– интеллектуального развития;
– волевого развития.
В воспитании дошкольника большое значение имеют родители. Своим отношением и поведением они показывают пример ребенку. Поэтому важно стремиться избегать ссор и конфликтов в семье.
В результате безнравственных отношений родителей (физическое насилие, пьянство и т. д.) могут возникать нетипичные условия социализации дошкольника, что в свою очередь оказывает негативное влияние на его развитие.
Кроме того, важную роль в развитии детей дошкольного возраста имеет образовательная среда и ее психологическая безопасность. От того каким образом будет организована образовательная среда зависит, будет ли у ребёнка создано ощущение успешности, либо напротив, произойдет нарушение психического и физического здоровья.
Поэтому педагоги и родители в воспитании дошкольника должны стремиться создать такие благоприятные условия, которые будут способствовать благополучной социализации маленького человечка в этом огромном мире.
В каждом возрасте ребенок имеет свой уровень физического, психического и социального развития.
Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. [4, с. 59]
Учет возрастных особенностей является одним из основных педагогических принципов. Благодаря этому можно определить наиболее благоприятный для развития ребенка распорядок дня, различные виды деятельности, формы и методы учебно-воспитательной работы.
Дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет.
Младший возраст (3–4 года) — является важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этот период у ребенка появляется новое отношение к взрослым, сверстникам, предметному миру.
Здесь необходимо выделить такой важный период в жизни ребенка, как «кризис трех лет». Он может длиться несколько месяцев и протекать с различной интенсивностью.
Характерными признаками кризиса являются:
– Негативизм.
– Упрямство.
– Деспотизм.
– Обесценивание.
– Строптивость.
– Бунт.
– Самостоятельность.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я». [5, с 197]
Ребенок трех лет начинает остро реагировать на психологическую обстановку в семье. Поэтому родителям очень важно соблюдать гармонию в отношениях между собой, когда маленький член семьи вступает в кризисный возраст.
К 4–5 годам у детей возрастают физические возможности. Движения становятся более уверенными и разнообразными. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. [3, с. 5]
Поэтому в этот период развития с детьми необходимо как можно больше играть в подвижные игры, разучивать танцевальные движения, хороводные игры.
Дети становятся более эмоционально устойчивыми, менее капризными, начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
В возрасте 5–6 лет ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Ведущее значение приобретает развитие воображения. У детей данного возраста проявляется интерес к прекрасному, эстетически ценному.
В возрасте 6–7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.
Дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье настолько важно, ведь ребенка нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное — любви и заботе.
Дети в этом возрасте подражают своим папам и мамам, дедушкам и бабушкам, воспитателям и героям сказок. Поэтому родителям необходимо следить за собственной речью и действиями, не стоит плохо говорить о людях, совершать некрасивые поступки.
Необходимо сформировать такие нравственные качества дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.
Воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет два основных направления:
– подготовка к школе;
– развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни.
Умственное воспитание детей, помимо знания букв, умения читать и считать, подразумевает всестороннее развитие, способность к психологической адаптации, умения общаться.
Воспитание в детском саду направлено, в первую очередь, на то, чтобы научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми. Для дошкольников общение со сверстниками — является необходимым элементом гармоничного развития. Многие родители боятся процесса адаптации ребенка в детском саду. Однако грамотное поведение педагогов дает возможность сгладить этот процесс и провести его наиболее безболезненно, в отличие от трудностей, которые ждут домашних детей в школьном коллективе.
Во время игры и в процессе общения с другими детьми ребенок приобретает первые навыки самостоятельности, которые ложатся в основу самоорганизации ребенка дома и, в будущем, в школе.
Также целями воспитания в детском саду являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое развитие ребенка. И здесь главная задача воспитателя состоит в том, чтобы предложить детям самые разнообразные занятия. Это может быть музыка, аппликация, конструирование, рисование, физкультура.
Таким образом, у ребенка развиваются пять основных личностных потенциалов -познавательный, коммуникативный, ценностный, художественный и физический.
Применение различных методов воспитания в детском саду позволяет достичь желаемого результата и учесть индивидуальные особенности детей в группе.
Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов
– взаимодействие участников педагогического процесса;
– предметно-развивающая среда;
– содержание дошкольного образования.
Психологическая безопасность образовательного процесса — это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе
Психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. [1, с. 6]
Негативные социальные переживания создают отрицательный фон отношения к миру.
Психологическая опасность в образовательной среде представляет собой неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению и нарушению психического и физического здоровья.
Отсюда, можно выделить важные условия, обеспечивающие психологическую безопасность:
– Доброжелательные взаимоотношения (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
– Устойчивая позиция педагога
– Гуманистическое отношение к детской личности.
Образовательная среда должна создавать у ребёнка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
Литература:
- Баева И. А.. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: СОЮЗ, 2002. — 271 с.
- Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. M. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
- Подласый И. П.. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС- пресс, 2004. — 365 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики,, 2005. — 349 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная среда, детский сад, психологическая безопасность, физическое здоровье, дошкольный возраст, дошкольное воспитание, дошкольное образование, воспитание детей, воспитание дошкольника.
Источник