Блок схема условия развития ребенка

Чиж Т.И. (сост.) Шпаргалки Психология в блок-схемах
скачать (2188 kb.)
Доступные файлы (1):

    Смотрите также:

  • Термины к ЕГЭ по обществознанию. Термины собирала сама из разных источников (Документ)
  • Петровский А.В. Словарь. Общая психология (Документ)
  • Большакова А.В., Киселёва О.И. Сканирующая зондовая микроскопия блок-сополимеров (Документ)
  • Кондратьев М.Ю. Словарь. Социальная психология (Документ)
  • Домашняя работа — Блок-схема технологии производства хлебобулочных изделий (Документ)
  • Иванова С.С., Ксенофонтова Т.С., и др. (сост.) География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах (Документ)
  • Экономическая психология. Сборник тем (Документ)
  • Блок В.М. Пособие к курсовому и дипломному проектированию для электроэнергетических специальностей (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Наймушин Ю.Н. Основы телевидения (Документ)
  • Онищенко А.В. Биология в таблицах и схемах (Документ)
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда (Документ)

n1.doc

1   2   3

РАЗДЕЛ 2. Развитие психики
Блок-схема 2.1. Основные этапы развития психики животных

Блок схема условия развития ребенка

Блок схема условия развития ребенка

Блок схема условия развития ребенка

Блок схема условия развития ребенка
Блок схема условия развития ребенка
Блок схема условия развития ребенка

Блок-схема 2.2. Сравнительный анализ деятельности человека и животных

Важнейшие особенности деятельности

Инстинктивно-биологическая деятельностьДеятельность направляется позна-вательной потребностью и потребностью в общении
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчиняется исключительно биологическими целями (питания, размножения, самосохранения)Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности
Руководствуется наглядными представлениями, действует в рамках наглядной ситуацииАбстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существованияПередача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животное не способно изготавливать орудия с помощью другого орудияИзготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия труда с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания
Приспосабливается к внешней средеПреобразует внешний мир в соот-ветствии со своими потребностями

Блок схема условия развития ребенка
Блок-схема 2.3. Сущность различий психики человека и животных
подчинение ЗАКОНОМ

общественно-исторического

развития

биологической эволюции

отражение

предметной деятельностиобусловлено удовлетворением биологических потребностей

активность

сознательная деятельность
необязательно связана с

биологическими мотивами (героизм)

необязательно определяется наглядными впечатлениями от среды, может осуществляться опосредовано

знания и умения формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, выработанного человечеством в процессе обучения

в пределах инстинктивной деятельности

Блок-схема 2.4. Условия формирования сознательной деятельности

ТРУД,

который требует

изготовления и использования орудий

совместной деятельности

возникновение

ЯЗЫКА:

система

знаков-символов

Блок-схема 2.6. Наследственность

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА
КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА постоянно изменяется

Влияние   Приспособление

Свойство живых организмов воспроизводить свою организацию.

Способность жить и развиваться в определенных условиях

Обеспечивает более эффективное приспособление к условиям существования
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

НАСЛЕДУЮТСЯ

Видовые и частные признаки:

цвет глаз, форма носа, ушей …

дыхательная и пищеварительные система …

стопа, ее свод …

Программа обмена веществ между клеткой и внешней средой.

Свойства анализаторных систем.

Особенности строения нервной системы и мозга

(Тип ВНД: сила, подвижность, уравновешенность нужных процессов)

Внешние условия: а) экологические;

б) эмоциональные

Эмоциональное состояние.

Питание, кислород.

Движение.

Алкоголь, курение.

Наркотики.

Лекарства.

Родовая травма и др.

Врожденные особенности организма ребенка.

Дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями.

Строение, функционирование организма и отдельных органов различное (химический состав крови, тканей, клеток, количество мозговых нервных клеток и т.д.)

  

Блок-схема 2.5. Факторы психического развития

Блок-схема 2.7. Социальная среда

Отношение к ребенку взрослых, сверстников

Значимость

Характер воспитания

Блок-схема 2.8. Социальная ситуация развития

В каждой группе для индивида складывается

определенная социально-психологическая

ситуация межличностных взаимодействий

С

В
Неформальные группы
Специальная организация социальной среды

Е
Семья как группа

С
Группа на производстве

Т
Группа вуза

Н
Группа ПТУ,

(ССУЗ)

И
Школа, класс

Разное влияние межличностного взаимодействия

К

И

Группа детского сада

Роль, статус, характер общения и взаимодействий, эмоциональное благополучие и т.п.

Личностные качества формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней

Родители

Значимые

взрослые

Единство позиций родителей;

эмоциональные реакции взрослых

на поступки детей;

воспитание строгое, требовательное или нежное, нетребовательное отношения официальные, холодные или теплые, дружественные и т.д.

Ребенок,

его

эмоциональное благополучие,

его активность

Блок-схема 2.9. Классификация периодизаций психического развития

(по Л.С. Выготскому)

Блок-схема 2.10. Периодизация психического развития

(по Л.С. Выготскому)

социальная ситуация развития

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (2 месяца – 1 год)

РАННЕЕ ДЕТСВО

(1 – 3 года)

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(3 – 7 лет)

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(8 -12 лет)

ПУБЕРТАТНЫЙ ВОЗРАСТ

(14 – 17 лет)

Общие закономерности психического развития

Блок-схема 2.11. Периодизация психического развития

(по Д.Б. Эльконину)

ВозрастСоциальная ситуация развития Ведущая деятельностьНовообразования
1.Период

младенчества

а) новорожденность (от 1 до 4 недель);

б) собственно младенчество

(до 1 года)

Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте.Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. Начинается активное развитие сенсомоторных навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни

  1. Раннее

детство

(от 1 года до 3 лет)

В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: «ребенок ПРЕДМЕТ взрослый». Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «внешнее Я сам» («Ясам» является новообразование кризиса 3х лет). Появляется структурное и системное строение сознания (формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом).

Личностное новообразование формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам освоение грамматического состава речи.

3. Дошкольный возраст

(от 3 до 7 лет)

Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаково-символической функции и речи. Новообразования:


  1. Произвольность (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);

  2. Появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям;

  3. Способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения, т.е. чувств);

  4. В начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;

  5. Нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию;

  6. К концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.

Этот период заканчивается кризисом 7 лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.

Блок-схема 2.12. Схема периодизация психического развития

ПЕРИОДВОЗРАСТСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯРЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ
Новорожденность0 – 1 мес.Взрослый  ребенокФизиологические отправленияСпособность активно бодрствовать,

перцептивная память

Освоение первых норм отношений между людьми
Младенчество1 мес. –

1 год

Эмоциональное общение
Раннее детство1 – 3 годаВзрослый = ребенокПредметно-манипулятивнаяПотребность в ориентировкеУсвоение общественно выработанных способов действий с предметами
Дошкольное детство3 – 7 летРебенок  взрослыйСюжетно-ролевая играВнутренняя позиция, целеполаганиеОсвоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
Младшее школьное детство7 – 12 летРебенок

 сверстники

УчениеПроизвольное целеполаганиеОсвоение знаний, интенсивное развитие интеллектуальной сферы
Младший подростковый возраст12 -15 летМладший подросток = сверстникиИнтимно-личностное общениеСпособность к идентификацииОсвоение норм отношений между людьми
Старший подростковый возраст15 – 17 летСтарший подросток

 сверстники

Учебно-профессиональнаяЧувство одиночества, первая любовьОсвоение профессиональных знаний, умений

Блок-схема 2.13. Основной механизм смены возрастных периодов развития

ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ СМЕНЫ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ

Э Т А П Ы

Изменения соотношений

ДВИЖУЩАЯ СИЛА

ПОСЛЕДУЮЩЕЙ, БОЛЕЕ «ВЫСОКОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место, занимаемое ребенком в системе общественных отношений,

во многом определяет его психическое развитие в ведущей деятельности

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ

Д е я т е л ь н о с т ь

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯиЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Во всех межвозрастных переходах

исходным является новый уровень развития ребенка

Усиливается то одна, то другая сторона деятельности,

социальной позиции личности

Блок-схема 2.14. Возрастные кризисы

КРИЗИСЫ

на переломных этапах онтогенетического развития личности

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

ОСНОВНОЙ В ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

СМЫСЛ ЛИЧНОСТИ

ЦЕНТРАЛЬ- несет в себе побу-

НОЕ НОВООБ- дительную силу

РАЗОВАНИЕ становится базой

(обобщенный для формирования

результат личности в

психического следующем возрасте

развития)

КРИЗИСЫ

знаменуют завершение одного периода и начало другого

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ


  • непослушание, капризы, раздражительность;

  • ребенок вступает в конфликт с окружающими взрослыми (родителями, воспитателями);

  • отрицательное отношение к прежним требованиям (упрямство, негативизм)
Жесткое давление на ребенка не дает результатов

ПРИ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИИ

(ПОДАВЛЕНИИ)

НОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Кризис

обостряется

и затягивается

ОТНОШЕНИЕ ВЗРОСЛОГО К РЕБЕНКУ

Терпение,

тактичность

Знание

возрастных

особенностей

Помощь:


  • в расширении возможностей ребенка;

  • в овладении средствами для удовлетворения новых потребностей;

  • в освоении новых сфер жизни

Блок-схема 2.15. Развитие ребенка

Блок-схема 2.15. Общая характеристика психического развития

в младенческом возрасте

Блок-схема 2.14. Общая характеристика психического развития

в раннем детстве

Развитие познавательных процессов ребенка

в раннем возрасте

Развитие личности в раннем детстве

первые формы проявления самосознания

центральное новообразование возраста

Блок-схема 2.15. Общая характеристика психического развития

в дошкольном возрасте

Развитие дошкольника во взаимодействии с другими и

в различных видах деятельности

1   2   3

РАЗДЕЛ 2. Развитие психики

Источник

РЕФЕРАТ

на тему: «Общие условия развития

ребенка-дошкольника (от 3 до 7 лет)»

Выполнила:

Кондратьева Н.А.

Основные особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Итак, дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду.

Каковы же общие условия развития ребенка-дошкольника?

Социальная ситуация развития. 

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей.  Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, — это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей. По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме как носитель общественных функций в системе общественных отношений.  

Основное противоречие возраста (задача развития). Противоречие этой соци-альной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружа-ющими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозмож-но: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра.   

Ведущий тип деятельности. 

Сюжетно-ролевая игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека.   Что же составляет предмет этой деятельности? Это — взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.    Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого. Ложкой можно попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а со взрослым уже не попробуешь… Если что-то плохо сделал, — значит, это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д.Б. Эльконина.
Как же это происходит? Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.  Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она — образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра. По мнению Д.Б. Эльконина, формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.  Какова структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры.   Единица, центр игры — роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символической форме.   

  Игровые действия — это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.  В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия. Существовало мнение, что в игре все может быть всем (В. Штерн). Но как считал, так может рассуждать человек, забывший свое детство. Перенос значений с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.  

 Какое значение имеет символика игры? По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. Яркие примеры приведены в монографии Д.Б. Эльконина «Психология игры».    В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Эволюция действия, по Д.Б. Эльконину, проходит следующий путь:

  • ребенок ест ложкой,

  • ребенок кормит ложкой,

  • ребенок кормит ложкой куклу,

  • ребенок кормит ложкой куклу, как мама.

На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий (оно — для другого человека) — в этом, по мнению Д.Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.
Последний компонент в структуре игры — правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия формирования произвольного поведения, которая продолжается в школьном возрасте.   

Итак, сюжетно-ролевая игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.  Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально-экономического развития. Развитая форма какой-либо структуры открывает путь для понимания более низкого уровня ее развития.

Источник

Читайте также:  Что значит отставание в развитии у ребенка