Роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье
Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.
- Роль семьи в воспитании ребенка
- Стили семейного воспитания
Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.
И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.
Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?
Роль семьи в воспитании ребенка ↑
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:
- обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
- участвует в формировании его личности;
- закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
- прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
- обучает ребенка.
Остановимся на каждой из этих функций более подробно.
Физическое развитие
Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.
Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.
Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.
Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.
Становление личности
В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.
Происходит этот процесс по двум основным направлениям:
- Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
- Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.
Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.
Коррекция культуры поведения и нравственность
Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.
При этом взрослые делают следующее:
- обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
- учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
- рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
- обучают правилам личной гигиены.
Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.
Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.
Формирование любознательности и творческих интересов
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.
У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.
Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.
Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Обучение
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:
- улыбка матери новорожденному ребенку;
- уход за ним;
- ответы на вопросы маленького почемучки;
- совместное чтение книг;
- просмотр развивающих телепередач;
- даже обычное общение обучают ребенка.
Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.
Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.
Стили семейного воспитания ↑
Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.
Демократический
Демократический стиль считается наиболее благоприятным:
- Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
- Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
- Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.
Диктаторский
Для данного стиля характерно:
- Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
- Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.
Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.
Попустительский
Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.
Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.
Заключение
Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.
В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.
С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.
Видео: Практические советы психолога
Источник
Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.
Закон Российской Федерации “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.
Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, ее устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В Российской культуре и педагогике воспитание всегда было связано с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Главная задача школы заключается в том, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Родители должны понимать, что их участие в жизни школы важно не только потому, что этого хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребёнка. Успех в обучении и воспитании ребёнка зависит во многом от того, какую позицию занимают родители. На практике же отношение родителей к своим детям неоднозначно. Отношении обучения и воспитания детей Л.М.Зальцман выделял три группы родителей:
Активные родители: они активно интересуются жизнью своего ребёнка, часто общаются с учителями, понимают свои обязанности, пользуются специальной литературой, выполняют все рекомендации.
Пассивные родители: они, конечно же, заботятся о своих детях, но безынициативно, рекомендации выполняют только под контролем учителей, жизнь ребёнка в школе их не интересует, успехи в учёбе не впечатляют.
Безразличные родители: это те родители, которые привезли ребёнка в детский сад или школу и забыли о нём, эти родители тяжело переживают общение с ребёнком.
В связи с данной классификацией можно сделать вывод, что даже самая тщательная работа специалиста не даст положительной динамики, если она будет строиться без совместной помощи родителей. В таком случае непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять с помощью коллективной и индивидуальной работы.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определённых ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье случаются ситуации, когда поведение ребёнка ставит родителей в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Ничего страшного в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.
Для ребёнка младшего школьного возраста характерно то, что он копирует поведение взрослых, подражает им, берёт с них пример. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Дети часто видят то, что мы хотим скрыть от них. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении — хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных качеств. В то время как крик, грубые интонации — приведут к противоположным результатам. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Очень часто родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами. И очень часто им это удаётся с помощью мер принуждения: ребёнок будет выполнять требования ребёнка формально, из страха перед наказанием. Этот страх порождает обман, лицемерие и хитрость. Иногда родители с упоением рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако это чаще всего оборачивается большими проблемами. Необдуманная строгость приводит опять же к лукавству ребёнка и отчуждению.
Очень часто дети поступают «неправильно» именно в силу незнания, как поступить правильно! Родителям, взрослым необходимо постоянно учить, направлять, помогать своим детям. Например, пригласил ваш ребёнок своих друзей в день своего рождения. Вот прекрасный повод обсудить маленькие секреты радушия и мастерства хозяев. Как рассадить и чем их занять, как завязать общую беседу, как поблагодарить за подарок, какой-бы он не был.
Очень ценный источник знаний о нормах поведения и нравственных качеств – это книги. Чтобы ребёнок полюбил чтение, очень важно создать собственную библиотеку, куда могут войти книги, помогающие в учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, художественная литература. Семейное чтение должно стать хорошей доброй традицией для многих семей.
Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге, повышает уровень знаний, но и дополняется чувствами к самым дорогим людям.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются:
— принятие ребёнка – это значит любить его не за отметку в дневнике, а за сам факт его существования.
— признание ребёнка – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе и своих силах.
— родительская любовь.
— быть доступным – это значит прийти на помощь в любую минуту, отложив все дела.
— воспитание ответственности и самодисциплины – чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.
— авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.
Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. “Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).
Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.
Источник
Светлана Владимировна
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста
МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар
Воспитатель:
Светайло Светлана Владимировна
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенну роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогового воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания Б. Спока, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Источник