Роль в психическом развитии ребенка в дошкольном учреждении

Лена Свидрик
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста

В период раннего детства 1-3 года ребенок уже не является беспомощным существом. Он очень активен в действиях и своем стремлении общаться с взрослыми, следовательно, он поражает взрослым. Так, малыш готовится к общению с окружающими к доверительным отношениям с ними. В это время формируется предметная деятельность, а также происходит овладение телом и речью [2].

В дошкольном возрасте 3-7 лет малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функции предметов и открывает ценностное отношение к ним. В это время малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые важны во взаимодействии с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения

Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей. Ребенок начинает осознавать себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о различных стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными и смелыми, а девочки – аккуратными и т д [2].

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает настоящее и имеет представление о будущем. Так же формируется самосознание благодаря интеллектуальному и личностному развитию, на основе эмоций и оценки чужого поведения [2].

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Дошкольник рассматривает и наблюдает. Так же формируется сенсорное восприятие.

2. Мышление. У детей дошкольного возраста оно наглядно-образное. Детская логика не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна, то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память.

4. Речь. С ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваиваются правила грамматики и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Важно оберегать его от воздействия слишком сильных раздражителей.

В дошкольном возрасте дети бурно протестуют против барьеров, которые возникли при познавательной деятельности. Слишком строгие запреты порождают психотравмы, которые серьезно дезорганизуют детские мысли, чувства и могут привести к неврозам.

Важно заботиться об организации оптимального ритма жизни дошкольника, который представляет собой разумное сочетание и чередование интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая деятельность. Дети играют с взрослыми и сверстниками, вступают в определенные отношения, используя правила игры. В каждой игре есть свои правила, тема, сюжет, роль, игрушки, игровые действия [1].

Младший дошкольник действует не думая для чего это нужно. Средним дошкольникам важно отношение между людьми.

Роль игры в развитии психики:

1. В игре ребенок учиться общаться со сверстниками

2. Учиться подчинять свои желания правилам игры

3. В игре формируются первые нравственные чувства

4. Формируются новые мотивы и потребности (соревнования, самостоятельность)

5. Зарождаются новые виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация [3].

Список литературы:

1. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, М. : Московский психолого-социальный институт, 2003, 376 с

2. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. / Е. А. Сорокоумова. – Спб. : Питер, 2007, 208с.

3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336 с.

Источник

Оксана Шарапова
Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста

Описание опыта работы

воспитателя МКДОУ ДС №15 «Сказка» с. Высоцкое

Шараповой Оксаны Сергеевны

по теме:

«Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста»

г. Светлоград, 2016г.

Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 год, вступившая в силу 2 сентября 1990 гласит: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание условий общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, искусствоведов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игра – ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости.

В. А. Сухомлинский.

В своей работе руководствовалась следующими принципами:

Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

Рефлексивного поведения.

Ориентации на гуманистический характер игр.

Соотношения в игре управления и самоуправления.

Свою работу я начала с анализа Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. На первом этапе работы по направлению важно было скорректировать систему работы. Изучив издания авторов:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

Зверева О. Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. ,- // Дошкольная педагогика. – 2010 №2

Ребёнок в детском саду №3 2014

Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. –М.: Педагогика 2011, — 144с

Периодичные издания: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в д/с», «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольная педагогика», разработала модель системы работы по теме: «Роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 1, перспективное планирование деятельности детей осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Читайте также:  Таблица развития ребенка по месяцам рост вес до 3 лет

Свою работу построила по следующим направлениям:

— Наблюдение за взаимоотношением детей до проведения работы, включающей игры;

— Создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;

— Проведение системной работы по формированию положительных

взаимоотношений детей в процессе игры.

— Оптимальное использование имеющегося в ДОУ игрового оборудования.

Цель моей работы — Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, содействовать накоплению игрового опыта у детей.

Задачи:

— Постоянно изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей;

— Определять уровень игровых навыков и умений детей;

— Учить детей отражать в играх несложный сюжет, выполнять действия в определённой последовательности, поддерживать ролевой диалог;

Развивать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;

— Обогащать речь детей, содействуя развёртыванию ролевого диалога в играх;

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх;

Принципы построения педагогического процесса:

— Индивидуального подбора игры с учётом возрастных особенностей ребёнка.

— Адекватности игры системе социальных отношений в обществе.

— Рефлексивного поведения.

— Ориентации на гуманистический характер игр.

— Соотношения в игре управления и самоуправления.

В процессе педагогической деятельности по формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками и накоплению игрового опыта у детей использовала такие методы и приемы обучения:

1. Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций)

2. Словесные (чтение художественной литературы, беседы)

3. Практические (самостоятельная и совместная продуктивная деятельность)

Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Использую игры-упражнения с элементами ритмической гимнастики. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. Мною в группе была создана картотека игр, подобрано музыкальное сопровождение свободной игровой деятельности. Провожу с детьми дидактические игры, игры-упражнения, с целью развития внимания, логического мышления, памяти, воображения. Внедрила в работу c детьми «игровой час». Основным приёмом организации такого «часа» является «игровой момент». Организация «игрового часа» предусматривает творческий подход: могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово, что даёт ребёнку возможность прожить в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. (Приложение 2). Всё это повысило интерес детей к игре.

Большое внимание уделяю подвижным играм, играм, основанным на материале народного фольклора, подвижным музыкальным играм, театрализованным играм. Дети стали более раскрепощенными, научились более выразительно рассказывать сказки, стихи, движениями выражать характер героя. Одной из особенностей моей работы являлось использование малых форм народного фольклора (заговоры, прибаутки) для народных игр, что способствовало воспитанию детей в национальных традициях. (Приложение 3).

В воспитании и всестороннем развитии детей, ведущее место занимают родители наших воспитанников.

Поэтому проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем учреждении решается в следующих направлениях:

1. повышение педагогической культуры родителей, посредством использования педагогами новых форм работы с родителями;

2. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

3. обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах игровой деятельности ее внимании на психическое развитие ребёнка

Основными задачами при этом считаем:

1. максимальное объединение усилий МКДОУ и семьи для развития и воспитания детей;

2. повышение уровня педагогической компетенции родителей и лиц их замещающих;

3. поддержка уверенности родительской общественности в собственных педагогических возможностях.

В работе с родителями руководствовалась следующими принципами:

— доброжелательный стиль общения

— индивидуальный подход

— Сотрудничество, а не наставничество

— Динамичность

В нашем детском саду сложились достаточно устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Большой популярностью пользуются информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых предлагаю такие консультации: «Чем и как занять ребёнка дома?», «Развивающие игры», «Развивающие игры и упражнения для детей». Провожу устные журналы и дискуссии на темы: «Почему ребёнку нужна игра?», «Игры для детей на все времена».

Совместно с родителями проводила развлечения, досуги, праздники: «Дворовые игры», «Игры нашего детства». (Приложение 4).

В связи с внедрением ФГОС появляется преимущество во взаимодействии ДОУ с семьей, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, особенно в психическом развитии, что позволяет вести учет индивидуальности ребёнка. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребёнка, которое считают нужным. А это: укрепление внутрисемейных связей, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание нетрадиционным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.

Большое разностороннее влияние игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана.

В процессе моих наблюдений я пришла к выводу, что игра дает возможность контролировать формирование психического развития у каждого ребенка.

Провела в группах опрос игровой деятельности детей за 2013 -2014 учебный год. Уровень обследования детей преддошкольного возраста по игровой деятельности на начало уч. г показал – 43%, итоговые показатели на конец уч. г. составили уже — 90%; результаты уровня обследования детей дошкольного возраста на начало уч. года составил – 57% по итогам на конец уч. года видна динамика роста, мы вышли на — 93%.(Приложение 5).

Таким образом, результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.

Читайте также:  Уровень развития игровой деятельности ребенка

Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности.

Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным, влияющим на психическое развитие детей дошкольного возраста.

Источник

Марина Апаназова
Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным особенностям, особенно это касается игр с правилами – дети не получают удовольствия от соблюдения этих правил.

Это отставание связано с разными причинами:

• слабая связь игры с жизненным опытом детей,

• недостаток руководства игрой,

• неполное использование в раннем возрасте общения как ведущей деятельности;

Справка. Этапы онтогенетического развития общения у человека.

1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое контактное общение. Средство — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

2. Возраст от 2-3 до 8-10 месяцев. Познавательное общение. Мотив — чувственная основа восприятия и потребность в новых впечатлениях.

3. Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 лет. Координированное, вербально-невербальное общение. Когнитивные потребности. Язык как средство общения.

4. Возраст от 1,5 до 3 лет. Общение становится деловым и игровым, а так же разделяется на деловое и личностное. Этап возникновения предметной деятельности и игры.

5. Дошкольное детство. Становление социального общения на основе сюжетно-ролевых игр.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют определённые отличия.

Результатом общественной деятельности является создание материального или идеального продукта (идея, мысли, высказывание). Итогом общения – взаимное влияние людей друг на друга.

Деятельность является интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – формирующей и развивающей его как личность.

Но деятельностное общение может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как просто общение — в его интеллектуальном развитии.

И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны социальной активности.

Известно, что умение играть возникает не путём автоматического переноса в игру усвоенного опыта в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. Конечно же при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Иначе, попытки помочь им путём разучивания с ними ролевых действий, придумывания сюжета не решают главного: остаётся несформированной сама игровая деятельность, и, разумеется, не появляется желание играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие подсказки от взрослого каждого действия – это дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры,

— либо дети, которые быстро теряют инициативу (видимость игры можно создать, но необходимые мотивы для самостоятельности так и не будут сформированы).

Без знания внутренних закономерностей развития игры как деятельности попытки управлять ею могут разрушить её естественные механизмы.

Задачи всестороннего развития в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства.

Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

1-ым этапом развития игровой деятельности является ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА. По мотиву, заданному взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание – действия – манипуляции, а в дальнейшем ориентировочные действия-операции.

2-ой этап получил название отобразительной игры, в которой предметно-спецефические операции направлены на выявление свойств предмета и достижения определённого эффекта. Это кульминационный момент в психологическом содержании игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для собственно предметной деятельности.

В условиях делового общения ребёнок узнаёт название и целевое назначение предмета. До этого момента игра практически совпадала с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и результату.

В 3-ий этап игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: те же действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению.

4-ый этап ознаменовался появлением сюжетно-ролевой игры. Поведение в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и благодаря пониманию ребёнком назначения предметов. На данном этапе слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми.

Завершающим развитие становится 5-ый этап собственно ролевой игры.

Взяв на себя роль, ребёнок должен реализовать её через общение с окружающими. И тут возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями, опытом детей. Чтобы общаться с друзьями, малыш должен знать, как, почему и в связи с чем в выбранной им роли надо вести себя так а, не иначе. Если партнёры по игре не обладают необходимым объёмом знаний, игра ломается. В связи с этим ребёнку требуются знания, источник которых – взрослые люди и различные средства информации.

Можно отметить однообразие и стереотипность игр, отсутствие сколько-нибудь существенных отличий поведения в игре детей различных возрастных групп: их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества. Зачастую педагоги, не осознавая развивающей ценности игры, подменяют её другими видами деятельности, переводя игру в форму игровых приёмов обучения не только на занятиях (что вполне оправдано, но и вне занятий, а так же расчленяют игру на составные элементы.

Иногда дети в возрасте от 3 до 7 лет реализуют замыслы игр вопреки предложенным взрослыми темам. В данном случае важную роль будет играть эмоциональный компонент микроклимата в группе.

О том, насколько значимы эмоции, переживания новых событий, возвышенные мотивы игры, говорят исследования советских психологов (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, необходимый для душевного комфорта ребёнка, а это является условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.

Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Н. М. Аксарина впервые чётко показала, что для возникновения и развития игры необходимо,

• во-первых, обеспечивать детей игровым материалом,

• во-вторых, проводить соответствующее игре обучение либо посредством показа игровых действий,

либо с помощью словесных указаний воспитателя.

(Комплексный метод руководства игрой.)

Когда дети овладевают словом и оказываются способными производить умственные действия (во внутреннем плане, то создаётся объективная ситуация для свёртывания внешних игровых действий с предметами. Содержание игры, нацеленное ранее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, а на более высоком уровне развития наблюдается общественно-трудовые отношения, т. е. меняется мотив игры и её содержание.

Читайте также:  Развитие способностей к обучению у ребенка

Взрослым в этот момент необходимо сместить акцент активизирующего общения с детьми: оно должно стать деловым, направленным на достижение совместных целей. Если у дошкольников не развито общение, то и в игру им нечего переносить. Здесь большое значение приобретают обучающие игры, нацеленные на вычленение задач общения. Воспитатели и близкие должен побуждать детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач.

Справка.

В норме к 6 годам ребёнок уже осваивает ситуации, связанные с

базовыми коммуникативными умениями (И. Н. Агафонова,2001):

• приветствие и прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, услуге, а так же благодарность и отказ;

и процессуальными способами коммуникации:

• говорить перед другими, слушать других, сотрудничать, управлять (командовать) и подчиняться.

Способствует становлению процесса коммуникации и социализации в целом чувственная сторона психики ребёнка, отражающая внутренний мир других людей. Это эмпатии. Она тоже зарождается не сразу.

На ранних стадиях, считает А. В. ЗАПОРОЖЕЦ, закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Например. Стоит одному полутора- или трёхгодовалому малышу зареветь, как его подхватывают другие.

По мере становления другого компонента эмпатии – сочувствия – доминирующую роль начинают играть познавательные элементы: моральные знания и социальные ориентации ребёнка. Подлинная эмпатия предполагает высокий уровень понимания.

На основе двух первых компонентов должен возникнуть импульс к реальному содействию другому, побуждающему к конкретным поступкам. Р. Р. Калинин тоже выделяет три составляющие в динамике развития эмпатии:

• когнитивную (Я ЗНАЮ, ЧТО МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОЙ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ);

• эмоциональную (Я СОЧУВСТВУЮ ЕМУ);

• поведенческую (Я ДЕЛАЮ ЧТО-ТО, ЧТО МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА ЧУВСВАХ ДРУГОГО, УЛУЧШИТ ЕГО СОСТОЯНИЕ).

Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.

ИГРА или ИГРОВОЙ ПРИЁМ

Мотив – это то, на что направлена деятельность. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата.

Например, конструирование из строительного материала является практической деятельностью, направленной на создание определённого, заранее задуманного объекта.

Сооружение таких построек тесно связано с игрой – дети строят домик для куклы, гараж для машин и играют с ними, часто перестраивая во время игры. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования, либо с полноценной конструктивной деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры (приёмы, положительно влияющие на процесс конструирования.

Дошкольникам свойственно «соскальзывать» с любой деятельности на условную игру.

Это связано с неустойчивостью их замыслов, неумением последовательно воплощать их. Так, по выше приведённому примеру, для обучения малышей была разработана методика «сюжетного конструирования» (несложный сюжет, включающий в себя элементы конструирования). Такой приём служит для ребенка стимулом к созданию построек, развивает интерес к конструктивной деятельности. Конструкция становится средством достижения игровой цели, что позволяет детям быстрее освоить этапы конструирования.

Младшие дошкольники не способны сопоставлять высоту (длину, ширину) разных предметов, поэтому происходит торможение развития конструктивной деятельности усложнением построек ради игры с ними. Поэтому неоправданны требования воспитателей к качеству конструкций в процессе ролевой игры, поскольку это может её разрушить.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

Прогрессивное, развивающее значение игры в том, что она способствует расширению сферы интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, который является важнейшим фактором психологической готовность к обучению в школе.

Для педагогов ДОУ можно предложить следующие диагностические методики: определение содержательности игры и стиля общения, присущего в данный возрастной период ребёнку.

Методика: «Придумай игру».

(Р. С. Немов).

Цель: в ответах детей оценивается не речь, а только содержание

придуманной игры.

Инструкция: за 5 минут придумай какую-либо игру и подробно о ней

расскажи, отвечая на вопросы:

1. Как называется игра?

2. В чём она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получат участники?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты и успехи отдельных участников?

Оценка: от 0 до 2 баллов – по каждому признаку.

• 0 баллов означает отсутствие признака

• 1 балл это слабая выраженность в игре признака

• 2 балла – выраженное присутствие признака.

Количество баллов по каждому признаку суммируются.

Критерии:

• Оригинальность и новизна.

• Продуманность условий.

• Различные роли для разных участников.

• Определённые правила.

• Точность оценки успешности проведения игры.

Возможны наводящие, но не подсказывающие вопросы.

Уровень развития игры:

• 10 баллов – очень высокий.

• 8-9 баллов – высокий.

• 6-7 баллов – средний.

• 4-5 баллов – низкий.

• 0-3 баллов – очень низкий.

«Ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его данность» К. Роджерс.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

• Выбирайте в начале не активную игру, а пассивное общение – рядом, как будто с другим, без слов – игра жестов, показ интересного, чудесного или маленького, спрятанного в чём-то, т. е. провоцирующего на сближение.

• Иногда можно начинать с игр без слов – выполнение как-нибудь

действий по просьбе, но вместе со всеми в группе, парах, кругу – это снимает страх перед вступлением в общение.

• «Воздействие на расстоянии «- ароматы растений, располагающие к общению (традиционно это эфирные масла цитрусовых, а индивидуально то, что нравится ребёнку);

— цветовая гамма (жёл-

тый, зелёный, оранжевый или цвет, который предпочитает ма-

лыш) интерьера, элементов в одежде, декораций, атрибутов к

занятиям типа яркого персонажа, цветочка, ладошки и т. д.

• Хорошо бы таким деткам побыть на «первых парах и в пассивных ролях» — кого утешают, веселят, кому рассказывают и показывают, в присутствии которых активизируются какие-то действия, требующие помощи или просто дополнительных усилий.

• Обязательно используйте игры и упражнения на снятие телесных барьеров – это релаксационные техники, дыхательная гимнастика, прикосновения как телесные, так и различных текстурных материалов (ткани, вода, песок и т. д., на уровне запаха, вкуса, живых объектов.

• Организуют и сплачивают на дальнейших этапах подвижные и настольные игры, детский театр, лепка, рисование как говорил один из героев мультфильма «Трое из Простоквашено»:»…в доме должны быть жмурки, пряталки и приятелей целый мешок…»

Источник