Роль устного народного творчества в развитии ребенка

Рузанна Карапетян
Роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №33 комбинированного вида

Опыт работы Карапетян Рузанна Р

«Роль устного народного творчества

в развитие речи детей

младшего дошкольного возраста»

Цель:

Использование произведений русского народного фольклора как возможность развития речи детей младшего возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи :

Освоение разговорной речи — расширение словарного запаса — воспитание звуковой культуры речи — формирование связной речи — расширение представлений детей о разных формах фольклора.

Овладение речью — один из главных этапов развития ребенка раннего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Развитие речи детей – важнейшая задача обучения. Знакомство детей с народными произведениями обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности.

Виды устного народного творчества:

Песня

Прибаутки

Считалка

Скороговорка

Потешка

Пестушка

Пословица и поговорка

Сказка

Загадка

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность потешек привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе. Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, я начала использовать его на занятиях во время наблюдений в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песен, прибауток. Детям нравится, когда я беру в руки куклу и начинаю припевать, покачивая ее, они стали повторять. Перед детьми ставлю задачу не только слушать, запоминать потешку, но и обыгрывать самостоятельно.

Вместе с детьми мы учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относятся с большим интересом. В своей работе я использую прослушивание сказок в аудио-записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

В своей работе для себя я выделила два направления:

Использование фольклора на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Занятия строю на активном участии и сотворчестве педагога и ребёнка. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. На занятии создаю условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым. Стараюсь вызвать у ребёнка чувство сопереживания к персонажам. Передавая смысловое содержание текста, пытаюсь заразить малыша своим настроением. Предлагаю малышу включиться в игровое взаимодействие походу текста, например, напоить цыплят из ведёрочек.При чтении произведений использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараюсь прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

На занятиях использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. На занятиях использую прием инсценировки произведения с помощью картинок, ширмы, игрушек. С их помощью можно добиться предельного понимания содержания. Малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения,вытекающие из содержания текста.

Использую малые формы фольклора не только на занятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку,обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет»,«Курочка в сапожках избушку метет».

Использование фольклорных произведений в повседневной жизни. Во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Платона личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,произношу: «Умница Дашенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». Помогает потешка и в процессе кормления.

Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания,мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они – сапожки.

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».

Читайте также:  Презентация развития ребенка в утробе

В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

В ходе знакомства со сказкой у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Интенсивно развивается активная речь детей.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста,я пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру — занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша и т. д. мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

Список литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозайка-Синтез, 2015. – 96 с.

2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.: Ювента, 2015. – 72 с.

3. Новиковская О. А. Домашний логопед. – М.: АСТ, 2013. – 96 л.

Источник

Марина Карпова
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии дошкольников

Роль фольклора в воспитании и развитии ребенка трудно переоценить. Особенно это касается малышей. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, Малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт потешек, неосознанно воспринимая их ритм. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. К малым жанрам фольклора исследователи относят пестушки, частушки, прибаутки, пословицы и поговорки. Это небольшие по объему произведения, некоторые исследователи дают им определение «детский фольклор», так как они входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Пестушка происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Прибаутка (от слова «баять», то есть рассказывать) – стихотворная короткая веселая история.Например:

Сова, совинька, сова – большая голова.

На колу сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.

Все это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. С помощью народных песенок, потешек и попевок можно воспитыватьу детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Ддля воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности, начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи находятся в языке народа, его песнях, музыке, играх, промыслах, во впечатлениях, получаемых ребенком от природы своего края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это великий и неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Воспитательная возможность народной культуры, заключается в том,что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро — зло, щедрость -жадность, честь, скромность, долг и т. д. Особую роль в нравственном воспитании ребенка дошкольного возраста играют сказки. Они показывают детям, как дружба помогает победить зло («Заюшкина избушка», как добрые и миролюбивые оказываются в выигрыше («Морозко», что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Иван – коровий сын»). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более четко, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, часто красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек – это красная девица (умница, красавица, рукодельница, скромница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит развитие ребенка, как личности. Это далекая цель, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. В русских народных сказках нет прямых наставлений («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в содержании каждой сказки всегда заложена основная поучительная мысль, которую дети воспринимают, не однажды возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Сказки можно использовать и в коррекционной работе, как средство для развития общих речевых навыков. Для практикующих логопедов знакома ситуация, когда каждодневные повторения артикуляторной гимнастики вызывают у детей скуку и нежелание заниматься. А при рассказывании сказки или потешки можно выполнить упражнения из комплекса артикуляторной гимнастики и упражнения на развитие мимической мускулатуры. Например, наша любимая с детьми сказка «Репка»: дед- нахмурить лоб, сдвинуть брови; бабка – округлить губы «ох-ох», внучка – веселая улыбчивая девочка «улыбка» (артикуляторное упражнение); Жучка- высунуть язык вдох-выдох через рот; кошка- «лакаем молочко» (артикуляторное упражнение); мышка- «ой-ой и я пригодилась, мышка очень удивилась» поднять брови.

Читайте также:  К чему снится ребенок с отклонениями в развитии

В круг детского чтения должен входить не только русский фольклор, а также фольклор народов мира. Подобные произведения несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Знакомство с произведениями народного творчества дает детям возможность понять «этнопсихологические особенности людей», узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционными блюдами русского народа (колоб — толстая, круглая лепешка, изготавливаемая в виде хлебного кома, но и расширить их представления о быте русского народа,пояснить понятия: «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор и пополнить словарный запас. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, – с языком.

Произведения устного народного творчества раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь.

Источник

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому.

Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой ,регулируем  свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи , ребёнок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребёнка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль , так как ребёнок пытается ему подражать . Если общение со взрослым носит эмоциональный , положительный, предметный ,  характер то это является основной и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребёнка не развивается, он может вырасти замкнутым.

    Огромное значение на развитие речи ребёнка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки , пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки, песенки  — всё это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают  к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудропоучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослыми и ребёнком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам устного народного творчества, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражая свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.

Народные  потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять ухе на втором году жизни, когда у ребёнка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. Чтение  потешки, в которой произносится  имя ребёнка, вызывает у него радость и желание ее повторить. Так при формировании грамматического строя речи, обучая детей  образованию однокоренных слов, можно использовать, например, потешку про «заиньку», где же однокоренными словами будут слова «заика-заинька», «серый-серенький». Задорные и зазывные заклички также как и потешки привлекают внимание детей. Они способствуют формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимая. При этом также развивается речь ребёнка, окраштваясь яркими эмоциональными красками. Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко – ведрышко», «Дождик-дождик, пуще». С помощью потешки  и пестушки развивается фонематический слух,так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребёнку почувствовать и осознать красоту русского языка. Роль потешек ещё и в том, что они учат воспринимать  коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Читайте также:  Роль родного языка в развитии личности ребенка схема

Сменяют потешки ,прибаутки. Это рифмованные выражения шуточного содержания, используются для украшения речи, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Прибаутки напоминают маленькие сказочки в стихах, где дана картина какого-либо яркого события и стремительного действия.

Небылицы – это особый вид песен с шутливым текстом. Они основаны на неправдоподобии и вымысле. Однако тем самым они помогают ребёнку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой деятельности, укрепляют в нем чувство реальности.

Дразнилки – это форма проявлений детской сатиры и юмора. Это вид творчества  почти всецело принадлежащий  и развитый самими детьми. В каждой дразнилке – заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство. Однако самой детской среде обычай дразнить вызывал протест – о любителях дразнить говорили: «Дразнило – собачее рыло!»

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в тоже время простой игрой. Этим они привлекают детей . Скороговорки сочетают однокоренный или созвучные слова: Сшит колпак не по – колпаковски, надо его переколпаковать  и  перевыколпаковать; на дворе – трава, на траве –дрова.

Считалки тесно связаны с народной игрой. Считалка помогает подготовить и организовать игру, распределить роли, установить очередь для начала игры.

Считалка- это рифмованный стишок, состоящий по большой части  из придуманных слов и созвучий со строгим соблюдением ритма.

Интереснейшим жанром устного народного творчества являются загадки. За счет многозначности в загадке некоторых понятий, происходит обогащение  детской речи, дети замечают вторичные значения слов, и у них формируется представление о том что такое переносное значение слова. Кроме того, русские народные загадки помогают усваивать звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Разгадывание загадок помогает ребёнку в умении обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, развивает умение четко выделять более выразительные и характерные признаки предмета или явления.

Особое место следует уделить народной лирике. Состав песенного фольклора гораздо богаче и разнообразнее многих других жанров. С самого раннего детства малыш слышит свои первые колыбельные песни, которые ласково и спокойно напевает ему любящая мать. Традиция напевать перед сном возникла из глубины веков. В те времена мать при помощи колыбельной песенки передавала малышу свой опыт, учила обычаям народа, давала  знания о мире. Ещё не умея говорить, ребёнок отлично понимает, о чем поет его мать. Ученными доказано что малыши, засыпающие под мелодичные колыбельные песенки, быстрее развиваются и адаптируются в жизни. Дети впитывают с младенчества мудрость поколений, которая заложена  в колыбельных песнях. Колыбельные песни способствуют освоению грамматического строя речи. Используя эти песни, дети учатся образовывать однокоренные слова, так как в них  создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. И не просто «кот», а «котя», «коток», «котенька». Положительные эмоции, связанные с тем или иным образом ,делают это освоение более прочным и успешным. За счет особой интонации колыбельная песня формирует фонематическое восприятие ( медленный темп, напевное выделение голосом  гласных звуков и т. п.) Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний , осваивать лексическую сторону речи.

В более старшем дошкольном возрасте речь ребёнка достигает более высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это происходит зачастую благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь детей, делает ее более красочной и яркой. Среди ряда произведений художественной литературы особое место занимает русская народная сказка. Сказки оказывают огромное воспитательное и  обучающее воздействие на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается  детьми , благодаря ей у детей развивается воображение и мышление. Именно сказки в самом начале содержат «крылатые» повторения выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка-«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи. Народная сказка может быть по настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат правильную, грамотную интонационно окрашенную речь взрослого: произношение взрослого должно быть четким, ясным правильным, рассказчик не должен забывать о необходимых паузах и ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, которые доступны детям в любом возрасте. Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так кА ребёнок больше вникает в ход событий.

Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее  все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается  уже в рассказывании, высший этап – инсценирование.» Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие героев: как бежала мышка, скакал зайчик, ковылял медведь и показать характерные особенности персонажей интонацией, мимикой, жестами. Играя в сказку, дети чувствуют себя героями, их увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий, необычность приключений и обязательная победа добра над злом.

Таким образом, помогая ребёнку овладевать языком устного народного творчества, взрослый выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребёнка.

Источник