Роль устного народного творчества в развитии личности ребенка

Елена Муравьева
Консультация «Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка»

Консультация.

Устное народное творчество и его роль в формировании личности ребенка.

Воспитатель: Муравьева Е. Ю.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух англ.Слов: folk — народ, и lore – мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Осознание это выражалось в неразрывно слитых слове, танце и музыке, а также в произведениях изобразительного, прежде всего прикладного, искусства (орнаменты на посуде, орудиях труда, в украшениях и тд. Из глубины веков пришли к нам мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов, фольклор уже вид искусства. Мифологическая предистория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением «авторского» фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно, и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим — народные драмы (с Петрушкой например).Первоначальными драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы зимы и встреча весны, детально разработанные свадебные обряды и т. д. В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Народный календарь точно определял порядок сельских работ. Обряды семейной жизни способствовали ладу в семье, включали и воспитание детей.

Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью. Любое произведение фольклора имело функциональный характер – было тесно связано с тем или иным кругом обрядов, исполнялось в строго определенной ситуации.

Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с этическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Принципы отбора произведений устного народного творчества для детей: идейная направленность, соответствие задачам воспитания, художественность, доступность восприятию ребенка. Существуют и малые жанры фольклора – это народные песенки,их виды: колыбельные, частушки, потешки, припевки, прибаутки, небылицы и др. Их особенность состоит в том, что они богаты содержанием и близки детским интересам. Рассмотрим подробнее.

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности! Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога, да стакан молока»… Слов-понятий в колыбельной обычно немного – лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.

Сегодня приходиться с сожалением говорить о забвении традиции, о все большем сужении круга колыбельных песен. Это происходит главным образом потому, что нарушено неразрывное единство «мать – дитя».

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова пестовать-воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает его тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая,например:

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка дошкольном возрасте

Потягушки — потягунушки,

Поперек – толстунушки,

А в ножки – ходунушки,

А в ручки – хватунушки,

А в роток – говорок,

А в голову – разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Птички полетели, на головку сели», — ручки ребенка взлетают на головку. И так далее.

Потешки – наиболее разработанная игровая форма, чем пестушки (хотя и в них элементов игры достаточно). Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам,им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель постепенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.

Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным.

Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать,что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке – туды ж по дорожке».

Вековая мудрость народной педагогики проявляется в ее чуткости к этапам взросления человека. Проходит пора созерцания, почти пассивного слушания, на смену ей идет время активного поведения, стремления вмешиваться в жизнь – тут-то и начинается психологическая подготовка детей к учебе и труду. И первым веселым помощником оказывается прибаутка. Она побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, дофантазировать, то есть пробуждает мысль и воображение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.

Небылицы – перевертыши, нелепицы. Это разновидность прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.

Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу,назвав ее: «Лепые нелепицы». Он считал, что этот жанр очень важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру, и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям.

Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны.

Современная педагогика отводит игре огромную роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это – отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.

Читайте также:  Методы изучения развития ребенка младенческого возраста

Скороговорки всегда включают в себя скопление труднопроизносимых слов. Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.

Поддевки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все эти произведения малых жанров служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.

— Скажи двести.

— Двести.

— Голова в тесте!

(Поддевка).

Мишка-кубышка,

Около уха – шишка.

Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые содержат обращение к силам природы – солнцу, ветру, радуге, то вторые к птицам и животным. Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более праздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества – обычно дети приноравливали их к своим играм. В наше время ребята чаще распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества. Если же возникает необходимость обратиться к песням созданным много веков назад, то их можно найти в фольклорных сборниках, а также учебных книгах Ушинского.

Былины это героический этнос народа, Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин. Былины – грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами.

Важно, что героями былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.

Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям.

Источник

Константин Дмитриевич Ушинский основоположник научной педагогики в России, ознакомиться с его работами весьма ценно для специалиста в сфере дошкольного образования. Одной из ведущих идей, положенных в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Под народностью Ушинский понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества. Он требовал, чтобы дети ,начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Ушинский доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык — выражение мысли в слове.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.  Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.  Иными словами, народное творчество таит в себе мудрость поколений. Изучение народной культуры- ключ к культурному генофонду и раскрытие огромного потенциала личности.

  Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т.к., расширяя представления ребенка об окружающей действительности, он развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что принято называть духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Читайте также:  Ребенку раннее развитие после года

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и прочее. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. В игровой деятельности мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память, а так же внимание. К сожалению, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо, в том время, как это необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. В подвижных же  народных играх воспитываются еще и  психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить, ведь они:

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

  • Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с печенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.
  • Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
  • Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и развивает в детях культурные, социальные и духовные ценности .

Источник