Роль среды для правильного развития ребенка

Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста

В последние десятилетия проблема среды, условий и характера взаимосвязи человека с ней становится все более актуальной. Среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на развитие и функционирование человека. Факторы среды в совокупности с конкретными историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для развития индивида.

Наполнение содержанием понятия «среда» как отвечающего соответствующей реальности, разграничение разных ее видов приобретают все большее значение в современном научном мире.

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. Сходную трактовку предлагают авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «Среда – социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки».

Педагогика рассматривает среду как одно из важных условий всестороннего развития ребенка. О воспитательных возможностях среды, ее значении в развитии ребенка писали Л.К. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер.

Во второй половине XIX века немецким педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек — маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека — выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения.

Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть «даров». Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость.

Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра -«зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.

Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра — самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразам и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе.

Игра этого времени, как было выше вскользь замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! Спокойному, проницательному взгляду истинного знатока людей в самопроизвольно избранной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей суть как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве».

Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения -достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.

Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.

Теория Марии Монтессорипостроена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребенок, как губка, вбирает в себя все, что видит вокруг. Ребенок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребенка по-настоящему независимым. Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: «… я обратила свое внимание на вопрос среды, которая окружает детей, и в особенности на обстановку в классе. Я, наверное, не скажу ничего нового, если замечу, что важной частью школьного окружения станет большая игровая площадка с уголком, отведенным под огород. Новшество, которое я предлагаю, будет заключаться, пожалуй, в том, чтобы выход на эту открытую игровую площадку осуществлялся непосредственно из классной комнаты и дети могли свободно входить и выходить на протяжении всего дня. Далее об этом будет рассказано подробнее.

Читайте также:  Помощь в развитии недоношенному ребенку

Что касается обстановки в классе, главным нововведением стал отказ от парт, скамеек и каких бы то ни было закрепленных на одном месте стульев. Я заказала прямоугольные столы на широких крепких восьмигранных ножках. Столы получились прочные и в то же время очень легкие, настолько легкие, что два четырехлетних ребенка могут свободно их переставить. Они достаточно большие, чтобы вдоль длинной стороны могли усесться два ребенка, а если они потеснятся, то найдется место и третьему. Кроме них, есть и столы поменьше, за которыми может работать только один ребенок».

М. Монтессори выдвинула следующие прогрессивные идеи:

-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;

-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;

-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;

-наряду с основной формой воспитания и обучения детей — самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму — индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность);

-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.

Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:

-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;

-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;

-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;

-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.

По мнению Л. К. Шлегер, основной задачей, которую должен ставить перед собой любой детский сад, это «создать такую обстановку и внешнюю и внутреннюю, в которой ребенок каждого возраста мог бы спокойно осуществлять свою жизнь, участвовать в устройстве жизни детского сада; мог бы нормально развиваться физически, умственно и морально; где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно и находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим по возрасту».

Л. К. Шлегер говорила о «необходимости изучения детской жизни, к исключению из нее всего искусственного, к стремлению создать в детском саду атмосферу, в которой дети свободно и радостно живут, а не подготовляются только к жизни дальнейшей. В этом и лежит залог успешности такого жизненного дела, как воспитание маленьких детей».

Е.И. Тихеева посвятила всю свою жизнь дошкольному воспитанию. горячей сторонницей общественного воспитания, и она изучала деятельность и педагогические взгляды М. Монтессори.

Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного воспитания. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Е.И. Тихеева считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Детский сад должен быть подобием семьи, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные отношения». По ее мнению, детские игры являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. «На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,- писала Тихеева,- игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души».

«В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка».

Педагог — новатор Е.Н. Водовозова утверждала, что правильно органи­зованное воспитание является наиболее плодотворным фактором .

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесто­ронним: «Физическое, нравственное и — умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»

Она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению.

Читайте также:  Дневник индивидуального развития ребенка в доу по фгос

В основу своей системы воспи­тания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Она первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста, указала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью — верное зеркало его умственного кругозора» [2; с. 89]. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нрав­ственного воспитания человека с общественной стороны. Орга­низованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспита­телям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побужде­ниям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Разработки многих великих педагогов о роли среды актуальны по настоящее время — например, труды М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, Л.К. Шлегери др.

Со временем некоторые идеи, которые сыграли свою роль в прошлом, стали устаревать и не являются актуальными в современном обществе (например, идеи Ф. Фробеля о церковном воспитании). На мой взгляд, много сделала для развития теории воспитательной и образовательной среды в дошкольной педагогикеЕ.И.Тихиева. Она разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры и являются актуальными и в современном обществе.

Источник

Среда: ПРИРОДНАЯ (климат, географическое положение); ПРЕДМЕТНАЯ (горожане, сельчане); СОЦИАЛЬНАЯ (семья, сверстники, соседи, друзья, гос-во); ОБЩЕНИЕ (эмоциональное, вербальное — речь, внеситуативное — симпатии, общение со сверстниками, деловое).

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта. Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития. С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.

Читайте также:  Развитие самооценки ребенка раннего и дошкольного возраста

13.Общение, как фактор развития личности. Любая деятельность более эффективна, если протекает во взаимодействии с другими людьми. Это обстоятельство, в конечном итоге, заставило когда-то людей объединиться. Но для согласования действий появилась необходимость их общения. Затем общение стало не только выполнять функцию согласования действий, но и обмена другой информацией. Именно через него стало осуществляться воздействие одного человека на другого. Вскоре общение становится жизненной потребностью человека. Удовлетворяя ее, он получает возможность осознать себя и свое положение среди себе подобных. В итоге в общении с другими людьми человек также обретает социальные качества, становится личностью в современном понимании этой категории. Однако личность не пассивный объект тех или иных общественных отношений. Она активно взаимодействует с обществом как системой этих отношений, является субъектом в системе деятельности, порождаемой теми или иными отношениями. Такие отношения складываются и в ходе воинской службы. Их специфичность также сказывается на развитии личности, формирует у нее своеобразные особенности, сохраняющиеся продолжительное время. Образовавшееся таким образом единство биологического и социального (деятельности и общения) позволяет начать восходящее совершенствование, становление и развитие индивида как личности в целом.

Установлено, что этот процесс начинается с рождения человека и, постепенно ускоряясь, достигает своего апогея к 18-24 годам. Именно в это время человек может резко менять свое отношение к тем или иным явлениям объективного мира, особенно остро переживать моральные потрясения, задумывается о своем месте в происходящих вокруг событиях. К 26-32 годам это развитие постепенно замедляется, и человек считается сформированным как личность.

14.Деятельность, как фактор развития личности. Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Ни один бездельник еще ничего не достиг», «Сколько пота – столько успеха», «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает». Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. Деятельность – специальная форма отношения к окружающему миру и важнейшее условие существования общества. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности. Показать растущему человеку полезные, ослабить ложные направления активности – постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период становления подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий. Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием влияний, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Дата добавления: 2015-04-08; просмотров: 2771; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9739 — | 7449 — или читать все…

Читайте также:

Источник